Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3-4 классе "Вот пришли морозы - и зима настала"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Конюхова Людмила Александровна

Коррекционный урок для учащихся третьего и четвертого класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_vnekl_chteniya_v_3-4kl.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Внеклассное чтение по теме «Вот пришли морозы – и зима настала».

Цель урока: ознакомление с произведениями о зиме, обитателях леса.

Задачи урока:

  • овладение учащимися умением определить эмоциональную составляющую произведения и отразить её при чтении интонационно;
  • развитие долговременной памяти при чтении стихотворений, выученных наизусть, пересказе текста П. Золина;
  •  развитие и коррекция умения анализировать и обобщать при работе с текстом В. Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля»;
  • развитие инициативы, стремления к активной деятельности;
  • воспитание бережного и заботливого отношения к животным, к природе и любви к родному краю;
  • воспитание интереса к чтению, к самостоятельному выбору книг для чтения по теме.

Оборудование: выставка книг по теме, фотографии животных, фотография класса на экскурсии в зимнем лесу, репродукция картины И.И. Шишкина «Зима», высказывание, предложения, вопросы, раздаточный материал, тексты, ТСО, П.И.Чайковский «Времена года. Зима» «Январь».

  1. Оргмомент. Рапорт дежурного.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Если спросят, надо встать,

Чётко, громко отвечать.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня у нас урок внеклассного чтения по теме: «Вот пришли морозы – и зима настала». Радует нас или огорчает приход зимы? Почему?

У каждого месяца своё лицо, свои звуки, свои цвета. Есть они и у первого месяца года. (ТСО: П.И.Чайковский «Январь»)

1. Пересказ текста П. Золина.

  1. У января обычно светлое, доброе лицо. Январь заставляет много работать, двигаться. Мороз стоять не даёт. А если устал, отдыхаешь, то береги тепло.

  1. Вот белочка дремлет в дупле, прикрываясь своим хвостиком. Вход плотно заткнула пучком мха, сухой травой. Корм ещё осенью припасла. Но запасов до весны не хватает. И надо поискать новые шишки, орехи, жёлуди.

  1. Заяц в мороз и мёрзлой кочерыжкой в огороде доволен, но может и кору в саду погрызть.

  1. А лиса курятники ищет, если мышей и мелких зверюшек не найдёт. С досады, бывает, и зайца схватит.

  1. Нахохлились птицы, которые не улетели от нас в дальние края.

  1. Снегу-то сколько! Да мороз. Где корм найти?

  1. Помоги птицам пережить голодные дни. Они весной отблагодарят.

  1. Возьми кусочек хлеба, раскроши и брось стайке продрогших птиц. Или крупы дай.

  Животные и птицы держатся ближе к человеческому жилью в надежде на нашу помощь. Расскажите, как мы помогаем птицам.

2. Прочитайте, пожалуйста, тему урока

  • грустным голосом,
  • радостным голосом.

Как говорил Алексей Толстой, «Самая чистая радость – радость общения с природой». Красота природы вдохновляет на поэтические строки, которые учат нас видеть природу как живое существо. Каждое стихотворение имеет свою мелодию – грустную или весёлую, быструю или медленную. Постарайтесь услышать её, когда будете читать стихи, и не забудьте, что нужно хорошо представлять себе картины, которые описаны поэтом в стихотворении.

Чтение стихотворений учащимися.

3кл. «Белый снег пушистый» Суриков.

4кл. «Чародейкою зимою» Тютчев.

Работа с картиной

Не раз называли зиму «волшебницей», «чародейкой». На картине   И.И.Шишкина «Зима» лес выглядит околдованным, очарованным волшебным сном.

Н. Сладков:

 «В лес принято ходить за чем-то: по грибы, по ягоды, на охоту.

        А можно ходить и по загадки. Загадки в лесу всюду: над головой, под ногами, по сторонам.

        А можно и так ходить – ни за чем.  И тогда – и только тогда! – откроется тебе настоящая красота леса.

        Всё у тебя есть: ноги, чтобы идти; глаза, чтобы видеть; уши, чтобы слышать. И голова, чтобы всё понять».

Физминутка.

Кружатся снежинки

в воздухе морозном.

Падают на землю

кружевные звёзды.

Вот одна упала.

Ой, не тай, снежинка,

подожди немножко.

Обращение к выставке книг.

Давайте рассмотрим книги. Прочитайте названия книг, их авторов. Можете ли вы предположить, о чём эти книги?

В книге «Лесные происшествия» В. Бианки говорит: «В лесу происшествий не меньше, чем в городе. Там тоже идёт работа, бывают весёлые праздники, несчастные случаи. Там есть свои герои и разбойники».

Обратите внимание на книгу В.Бианки «Лесная газета». Что такое газета? О чём она? Кто пишет заметки?  

Одна из таких заметок называется: «Снежный взрыв и спасённая косуля». Как вы думаете, о чём пойдёт речь в заметке?

Я прочитаю вам отрывок, а вы слушаете очень внимательно.

Чтение учителем фрагмента рассказа

«Снежный взрыв и спасённая косуля». (ТСО)

О ком говорится в заметке? А вы, ребята, догадались, что такое здесь случилось?

Тогда давайте всё разберём по порядку.

Прочитайте предложения на доске про себя, вслух:

  • «Шла по лесу косуля, беды не чуяла» (что значит «беды не чуяла»?)
  • «Косулю увидал волк из чащи, кинулся ей наперерез»
  • «У большого поваленного дерева оба следа совсем слились»
  • «Громадная бомба взорвалась под снегом»
  • «Неизвестно откуда взявшийся громадный след»

Я напоминаю вам, ребята, что самих животных никто не видел, а только лишь следы на снегу.

Чтение отрывка учащимися. 

  • По эстафете
  • По абзацам

Физминутка.

Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, опустите веки. Расслабьте щеки, губы, мышцы шеи, плечи, кисти рук, пальцы ног. Ваши ноги и руки теплеют. Дыхание становится свободное, ровное. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание, которое преподнесёт нам зимний лес.

Выборочное чтение.

  • Расскажите, что можно было прочитать по следам.
  • Что было по ту сторону ствола? Прочитайте.
  • Найдите и прочитайте, что было после?
  • Какие вопросы остались? Прочитайте.

«Долго бились корреспонденты над этими вопросами. Наконец поняли, чьи эти громадные когтистые следы, и тогда всё сразу стало ясно», а вам? Интересно узнать?

Прочитайте 2 страницу самостоятельно в парах и ответьте на вопросы:

  • Что за бомба в снегу?
  • Чей новый страшный след?
  • Отчего волк в одну сторону кинулся, косуля в другую?
  • Что такое случилось здесь?

Ответы на вопросы в парах.

  1. Итог урока.

Ещё раз прочтите название заметки. Кому понравился этот рассказ? Кто ещё желает почитать заметки «Лесной газеты»? А другие книги? О чём говорится в этих книгах? А о чём говорили мы на уроке? Я ещё раз повторю слова А. Толстого «Самая чистая радость – радость общения с природой».

Вот мы и подошли с вами к новой теме: «Люби всё живое». Домашнее задание: прочитать рассказы о животных В.Бианки, Н.Сладкова.

Рефлексия.

У вас на партах лежат солнышки и тучки, которые  отражают то настроение, как вы чувствовали себя на уроке, как работали. Выберите и  прикрепите их к доске. Оценивание деятельности учащихся на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3 классе «Тема войны и мира. Символичность образа журавля»

Цели: • выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», песня «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова; • знакомство с культурой Японии; • вы...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3 классе «Тема войны и мира. Символичность образа журавля»

Цели: •    выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», песня «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова; •   ...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 4 классе по теме: " А. Н. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино».

Урок - литературная игра по сказке А. Толстого "Приключения Буратино" с мультимедийной презентацией.В приложении дан рисунок для "пазлов"....

Методическая разработка урока внеклассного чтения в з классе " А. Волков "Волшебник Изумрудного города"

Очень важно в начальной школе развивать у обучающихся читательскую самостоятельность и формировать общеучебное умение -  осознанно  читать литературные произведения. В этом очень помогают ур...

Методическая разработка урока внеклассного чтения по теме: «Зернышки доброты или наши меньшие друзья»

Проращивание «зернышек». Зернышки – слова , из которых рождаются интересные истории. «Зернышки» бывают добрые и злые. Когда слова – «зернышки» падают на...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 1 классе «Маленькие герои большой войны»

Тип урока: Урок изучения нового материала Цели: Образовательные:Знакомство с биографией пионеров-героев;Повышение  интереса к изучению истории родины через литературные произведения;Раз...