Доклад на тему: "Роль игры в развитии младших школьников"
методическая разработка по зож (3 класс)

А.С.Макаренко говорил: «Между игрой и работой нет такой большой разницы, как многие думают. Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра – на плохую работу». Из всех видов игр для детей наиболее ценны подвижные игры, основу которых составляют народные игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igry.docx16.22 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игры в психическом развитии младших школьников

 Игра в жизни ребенка дошкольного и младшего школьного возраста имеет большое значение. Непосредственно через игру решаются определенные задачи воспитания ребенка. «Игра есть упражнение при посредстве которого ребенок готовится к жизни», – писал о детских играх П.Ф. Лесгафт, создатель отечественной теории физического воспитания. «В младшем школьном возрасте все волевые качества в большей мере проявляются в игре, затем в трудовых действиях, а учёба – на третьем месте». И хотя постепенно, на первый план выходит учёба, игровая деятельность не исчезает, просто младший школьник начинает ориентироваться не на сам процесс игры, а на результат (действия выполняются ради конкретных знаний, умений, что, в свою очередь, даёт возможность получить одобрение признание взрослых и сверстников).  Игра – лучшее лекарство от детской нервозности. Частым проявлением ее являются страхи, и повышенная тревожность ребенка. Подвижные соревновательные игры помогают повысить уверенность в своих силах, самооценку. Для того, чтобы игра стала одним из методов гигиены душевной жизни, необходим поддержание здорового психологического климата.

Во-первых, это чувство жизнерадостности и бодрости. Специальные эксперименты показали, что невосприимчивость к инфекционным заболеваниям выше у жизнерадостных детей.

 Во-вторых, удовлетворение потребности малыша в любви, ласке и внимании. Не всегда потребности эти удовлетворяются сполна.

В-третьих, для нормального психического развития ребенка у него должно быть ощущение полноты жизни, его день должен быть заполнен увлекательной деятельностью. Полноценное развитие детской игры в любом возрасте – залог психического здоровья. В младшем школьном возрасте дети испытывают большие потребности в движении. Они владеют всеми видами естественных движений (ходьба, прыжки, метание), но они еще недостаточно совершенно. Большую роль в воспитании культуры здоровья младших школьников должны занять игры. Национальные игры, в том числе и осетинские, имеют важное значение в физическом воспитании, поэтому должны занять достойное место в организации учебно-воспитательного процесса. Они развивают силу, ловкость, выносливость и другие качества. Игра включает в себя не только разнообразную двигательную деятельность, но и высокую эмоциональность, она представляет большую ценность как средство воспитания культуры здоровья. Как элемент культуры, игры развиваются со всей культурой общества и являются важным средством воспитания. Игровая деятельность имеет очень много общего с трудом.         А.С.Макаренко говорил: «Между игрой и работой нет такой большой разницы, как многие думают. Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра – на плохую работу». Из всех видов игр для детей наиболее ценны подвижные игры, основу которых составляют народные игры. 

Выдающийся представитель педагогической науки Х1Х века К.Д. Ушинский считал народные игры основным средством воспитания детей. Подвижные игры благотворно влияют на работоспособность ребенка, и являются хорошим гигиеническим средством. Учитывая огромное значение игры в воспитании человека, ученые и педагоги многих стран занимались изучением, происхождением и развитием игр. Еще в студенческие годы будущий педагог знакомится с происхождением той или иной национальной игры, осваивает в своей педагогической практике не только на уроках физкультуры, но и на переменах, во внеурочное время, в оздоровительных лагерях, на детских площадках. Игра должна отвечать современным задачам воспитания детей. При проведении игр с детьми 7-9 лет необходимо помнить анатомо-физиологические и психологические особенности детей: организм еще не окреп, и долговременные мышечные напряжения быстро утомляют его. Все это связано с тем, что сердце, легкие и сосудистая система у детей этого возраста отстают в развитии, а мускулатура еще слаба, прочность опорного аппарата также невелика, внимание детей недостаточно устойчиво, воля и тормозные функции развиты слабо, им трудно долго слушать объяснение игры. Поэтому лучше проводить игры с простыми правилами, особенно хорошо дети воспринимают сюжетные игры . Из осетинских народных игр с детьми этого возраста можно проводить такие игры как: «Слепой медведь», «Жмурки», «Гыккырис», игры с речитативом – «Чепена», игры с прыжками. Эти игры можно использовать как на уроках, так и на переменах. Они тренируют точные и быстрые координированные движения, кроме того, сюжетные игры знакомят детей с животным миром, дают определенные знания. Горская молодежь всегда любила танцевать. Танцы молодых горцев зачастую проводились в виде соревнования в ловкости, мужестве, бесстрашии. Юноши демонстрировали замысловатые па, представляющие различные сочетания сложных физических движений, на какие только способно человеческое тело. Танцы издревле служили видом спортивного состязания. Богатым достоянием в воспитании культуры здоровья является национальная борьба. Имеется немало этнографических заметок о борьбе как виде народного спорта Поединки юношей проходили обычно при болельщиках, которые во время отсутствия специальных судей из почетных людей осуществляли коллективное судейство. Наиболее красноречиво о ней, повествуют фольклорные произведения, особенно сказки и нартские предания. Самостоятельно придуманные детьми игры способствуют обогащению их творческого потенциала, самовыражения. Игра, танцы, являясь наиболее эффективной формой и активным методом обучения дошкольников и младших школьников, несут в себе развивающий и воспитывающий характер. Компьютерные игры стали привычными для современных детей. Однако, чрезмерное увлечение компьютерными играми стало одной из актуальных проблем начала третьего тысячелетия. Современные компьютерные игры синтезируют новейшие информационные технологии и достижения в психологии. Над их созданием работают не только программисты, но и психологи. Их совместной задачей является стирание грани между реальным и виртуальным мирами, причем последний они стараются сделать максимально привлекательным, чтобы привлечь к играм внимание как можно большего числа подростков. В результате этого за последнее десятилетие вместе с изменением социально-политической системы в России произошла трансформация, на  которую взрослое население страны не обратило должного внимания. Коренные изменения коснулись мира ребенка: из целостного мир стал двойственным, распался на реальный и виртуальный. Современные компьютерные игры открыли подростку новый мир – мир виртуальной реальности, в котором он пытается реализовать большинство своих потребностей, игнорируя остальные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Роль общения в процессе обучения младшего школьника"

Данный материал был разработан и проведено собрание родителей в целях повышения мотивации учения детей младшего школьного возраста и создания положительного эмоционального климата в семье и школе....

Разработка родительского собрания на тему: "Роль домашнего задания в обучении младших школьников"

Разработка родительского собрания для родителей 2-го класса п о теме:"Роль домашнего задания в обучении младших школьников" с красочной презентацией познакомит с нормами САН ПИ к объему домашней работ...

Родительское собрание . Тема: «Роль родителей в формировании УУД младшего школьника"

Цель:• оказание помощи родителям в формировании УУД младшего школьникаЗадачи:   • расширить объем знаний родителей о ФГОС, о формах и методах решения возникших проблем с деть...

Родительское собрание по теме «Роль режима дня в жизни младшего школьника».

 Школа, ребенок, семья….Звенья одной цепи. Перед нами стоит общая задача обучения и воспитания школьника. И мы все вместе должны вырастить здорового и воспитанного человека....

Выступление на МО по теме "Роль семьи в формировании у младших школьников интереса к чтению"

Становление ребенка как читателя не может проходить без активнорго участия родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста...

ЭССЕ на тему «Роль учебной деятельности в развитии младших школьников»

ЭССЕ на тему«Роль учебной деятельности в развитии младших школьников»...