Программа внеурочной деятельности "Подвижные игры народов России"."
рабочая программа по зож (3 класс)

Шарахова Оксана Валерьевна

   Курс «Подвижные игры» входит во внеурочную деятельность по направлению спортивно-оздоровительное развитие личности.

   Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических качеств. Это способствует появлению желания общения с другими людьми, занятиям спортом, интеллектуальными видами деятельности, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvizhnye_igry_narodov_rossii_-_dlya_sliyaniya.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

Мачулинская основная школа

        

ПРИНЯТО

педагогическим советом    

Протокол  № 1 от 31.08. 2023г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

 __________И.В. Морозова

Приказ  № 39б от 31.08. 2023г.

                                   

Рабочая  программа  по внеурочной деятельности

«Подвижные игры народов России»

для 3 класса

                                                               

                                                                               

Составитель: Шарахова Оксана Валерьевна учитель начальных классов

                                                               

                                                               

д. Мачулы

2023

Пояснительная записка

      Нормативно-правовой и документальной базой программы «Подвижные игры народов России» внеурочной деятельности на ступени начального общего образования являются:

1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;

2 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с последующими изменениями);

3 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации

обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10,

утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 29.12.2010;

4 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

Объём часов, отпущенных на занятия, продолжительность одного занятия.

   На внеурочную деятельность по курсу «Игры народов России» отводится 34 часа- в 3 классе в год,  по 1 часу в неделю, продолжительность-40 минут.

Общая характеристика курса

Цель курса:

  • укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности учащихся;
  • развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности;
  • воспитание познавательной активности, интереса и инициативы, культуры общения в учебной и игровой деятельности.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:

  • активизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
  • познакомить детей с разнообразием народных подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
  • формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
  • создавать условия для проявления чувства коллективизма;
  • развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
  • воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.

Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочной деятельности.

К числу планируемых результатов освоения курса основной образовательной программы отнесены:

  • личностные результаты - активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей;
  • метапредметные результаты – обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательных действий;
  • предметные результаты – выполнение ритмических комбинаций на высоком уровне, развитие чувства ритма.

Межпредметные связи

Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:

«Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание ритмических игр и упражнений.

Самая тесная взаимосвязь прослеживается с физкультурой: и по строению урока, и по его насыщенности. Начинаясь с разминки, имея кульминацию в середине и спад физической и эмоциональной нагрузки к концу, каждый урок имеет конкретную цель — тренировать те или иные группы мышц для выполнения различных движений. Регулярные занятия двигательной активностью, как и занятия физкультурой, создают и укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют психику.

Содержание курса

   Курс «Подвижные игры» входит во внеурочную деятельность по направлению спортивно-оздоровительное развитие личности.

   Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических качеств. Это способствует появлению желания общения с другими людьми, занятиям спортом, интеллектуальными видами деятельности, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

   В процессе игры обучающиеся учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающихся автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.

    Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В “Кладовую подвижных игр” вошли народные игры, распространенные в России за последнее столетие. А также интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

 Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

– формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,

– развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;

– привлечение обучающихся к обмену информацией в процессе свободного общения на занятиях

Весь материал разделяется на отдельные разделы:

Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от простого к сложному, а детям - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям. Детям 6-7 лет присуще постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал в этих классах простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их потребность в движении. А вот для обучающихся 8-10 лет, помимо движения, нужен еще и занимательный материал. Знакомясь с историей и играми различных народов, они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор.

Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей.

Цели изучения по каждому разделу

«Русские народные игры»

Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.

На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.

«Игры народов России»

Цели: познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развивать силу, ловкость и другие физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе.

«Подвижные игры»

Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.

«Эстафеты»

Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности.

п/п

Разделы

2 класс

1

Русские народные игры

11

2

Подвижные игры

8

3

Эстафеты

7

4

Игры народов России

8

34

Содержание образовательной деятельности представлено календарно – тематическим планированием. 

Календарно - тематическое планирование

2-й класс (34часа)

п/п

Тема занятия

Кол.-во

часов

Дата

1

Русская народная игра «Жмурки»

1

04.09

2

Русская народная игра «Кот и мышь»

1

11.09

3

Русская народная игра «Горелки»

1

18.09

4

Русская народная игра «Салки»

1

25.09

5

Русская народная игра «Пятнашки»

1

02.10

6

Русская народная игра «Охотники и зайцы»

1

09.10

7

Русская народная игра «Фанты»

1

16.10

8

Русская народная игра «Салки с приседаниями»

1

23.10

9

Русская народная игра «Волк»

1

13.11

10

Русская народная игра «Птицелов»

1

20.11

11

Подвижная игра «Совушка»

1

27.11

12

Подвижная игра «Мышеловка»

1

04.12

13

Подвижная игра «Пустое место»

1

11.12

14

Подвижная игра «Карусель»

1

18.12

15

Подвижная игра «Кто быстрее?»

1

25.12

16

Подвижная игра «Конники-спортсмены»

1

15.01

17

Подвижная игра «Лягушата и цыплята»

1

22.01

18

Подвижная игра «Карлики и великаны»

1

29.01

19

Эстафета «Передача мяча»

1

05.02

20

Эстафета «С мячом»

1

12.02

21

Эстафета зверей

1

19.02

22

Эстафета «Быстрые и ловкие»

1

26.02

23

Эстафета «Вызов номеров»

1

04.03

24

Эстафета по кругу

1

11.03

25

Эстафета с обручем

1

18.03

26

Русская народная игра «Гори, гори ясно!»

1

01.04

27

Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень»

1

08.04

28

Бурятская народная игра «Ищем палочку»

1

15.04

29

Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок»

1

22.04

30

Марийская народная игра «Катание мяча»

1

27.04

31

Татарская народная игра «Серый волк»

1

06.05

32

Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки»

1

13.05

33

Чувашская игра «Рыбки»

1

20.05

34

Русская народная игра «Охотники и зайцы»

1

27.05

ИТОГО

34часа

Материально-техническое обеспечение

Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса “Физическая культура” в частности.

К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.

Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий. Важнейшее требование – безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед занятием.

Список используемой литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Игры народов России»

Модифицированная программа внеурочной деятельности. Программа содержит приложения: бессюжетные игры; игры - забавы; народные игры; любимые игры детей; считалки....

Игровая программа "Подвижные игры народов России"

С помощью этой игровой программы, расчитанной на 25-30 минут, дети познакомятся с играми некоторых народов России и научатся  в них играть....

Рабочая программа "Игры народов России" - спортивно - массового направления, составлена в соответствии с ФГОС НОО (с 1 по 4 класс).

Рабочая программа "Игры народов России" составлена на основе авторской программы О.В. Бартецкой "Подвижные игры народов России"...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно- оздоровительному направлению «Игры народов России»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно- оздоровительному направлению «Игры народов России»...

Программа по внеурочной деятельности "Игры народов России" 1 класс

Программа данного курса представляет систему оздоровительных занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. Направленность программы курса "Игры народов России" по содерж...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры народов России"

Программавнеурочнойдеятельности    по    физкультурно-оздоровительномунаправлению«Игры  народовРоссии»разработана  для  внеурочных  занятий  суча...

Рабочая программа кружка "Игры народов России" 1 класс

Рабочая программа кружка " Игры народов России" составлена для учащихся 1 класс спортивного  напрвления...