Здоровьесберегающие технологии, используемые в занятиях с детьми 7-10 лет
материал по зож (1 класс)
В наш дни сбережение здоровья ребенка является одним из основных запросов, которые предъявляются современному обществу.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии, используемые в занятиях с детьми 7-10 лет
В наши дни сбережение здоровья ребенка является одним из основных запросов, которые предъявляются современному обществу.
Что такое здоровье и здоровый образ жизни?
Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов (ВОЗ).
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы - здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Здоровье населения — это: во-первых, факторы биологического воспроизводства общества и условие сохранения его жизнеспособности как социальной системы; во-вторых, своеобразный результат и показатель социального эффекта тех изменений и процессов, которые происходят в обществе (изменения в образе жизни, усиление социальной дифференциации, возникновение социальных конфликтов), так как состояние здоровья населения всегда зависит от социальной социальной политики, от глубины происходящих стратификационных процессов. Здоровье выступает в качестве одного из необходимых и важнейших условий активной, творческой и полноценной жизни человека в обществе.
Выражение взаимосвязи образа жизни и здоровья человека отражает понятие «здорового образа жизни». Оно объединяет все, что способствует выполнению человека профессиональных, общественных, бытовых функций в наиболее оптимальных условиях для здоровья и развития человека.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это устойчивый стереотип поведения человека, направленный на сохранение и укрепление здоровья, продление жизни. Он включает благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры и гигиенических навыков, позволяющих сохранять, укреплять здоровье и поддерживать оптимальное качество жизни.
Культура здорового образа жизни - один из результатов социализации личности в обществе, состоящий из здорового отношения личности к себе; из жизнедеятельности, направленной на такие виды здоровья, как психическое, физическое, нравственное; из поддержки внутренних факторов здоровья (соблюдение режима дня и режима питания, полезные привычки и двигательная активность и пр.).
Каковы причины проблем со здоровьем у младших школьников?
Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью.
Объем информации удваивается с каждым годом, увеличивается количество учебных дисциплин в школе.
Дети стали вести малоподвижный образ жизни, их больше интересует компьютер, телевизор, игры в телефонах и т.п.
Отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья их детей.
Для того, чтобы жить в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовыми к изменениям, сохраняя при этом свое здоровье и индивидуальность.
По данным статистики в последние годы происходит ухудшение здоровья детей: увеличилось количество хронических заболеваний, сократилось число здоровых выпускников. Так, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные. Увеличилось количество детей низкого роста, с дефектом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту, растет число функциональных отклонений, возникающих с возрастом.
Причиной резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста являются:
- падение уровня жизни, социальные потрясения;
- неблагоприятная экологическая обстановка;
- ухудшение состояния здоровья матерей;
- стрессы; малоподвижный образ жизни;
- перегрузка учебного процесса большим количеством дисциплин;
- неполноценное питание;
- отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях;
- частичное разрушение служб врачебного контроля;
- массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Значительное ухудшение здоровья детей стало общегосударственной проблемой. Как никогда остро встает проблема разработки и проведения действенных мероприятий по здоровье сбережению и профилактике заболеваний на занятиях и в свободное время, а также просветительской работы с детьми и их родителями.
Понятие и признаки здоровьесберегающих технологий
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как совокупность тех принципов и методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаками здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым воспитанники учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого ребёнка в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности воспитанника, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Функции здоровьесберегающей технологии:
Формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;
Информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;
Диагностическая: заключается в мониторинге развития детей на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий воспитателя в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательно-воспитательного маршрута каждым ребенком;
Адаптивная: воспитание у детей направленности на здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию к социально-значимой деятельности;
Рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами;
Интегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.
Основой здоровьесберегающей технологии является соблюдение следующих принципов:
-учет возрастных особенностей детей;
-учет состояния здоровья при выборе форм, методов и средств работы с ними;
-структурирование занятия на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности воспитанников (вводная часть, основная и заключительная часть);
-осуществление здоровье сберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма детей.
В структуре занятия воспитателями применяются следующие элементы здоровьесберегающих технологий:
-положительный эмоциональный настрой на занятии;
-оптимальный темп ведения мероприятия;
-подача материала доступным рациональным способом;
-наглядность;
-смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);
-физкультминутки, динамические паузы;
-дифференцированный подход;
-групповая работа, работа в парах;
-игра, игровые моменты;
-гимнастика;
-самомассаж, точечный массаж;
-санитарно-гигиенические условия.
Эффективность
Рассмотрим влияние вышеперечисленных элементов здоровьесберегающих технологий на состояние младших школьников.
Большое значение имеет микроклимат в группе, ведь ребенок
только тогда будет с удовольствием ходить на занятия, если в чистой, уютной аудитории его встречают добрые взгляды воспитателя и друзей. Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом занятия. Например, можно начать мероприятие с небольших стихотворений.
Положительный эмоциональный настрой снимает страх, создает ситуацию успеха.
Оптимальный темп проведения занятия, демократичный стиль общения позволяют детям сосредоточиться на работе, лучше усвоить материал. Подача материала должна быть в доступной форме, понятной младшему школьнику, с учетом его возрастных особенностей.
Наглядность способствует конкретизации изучаемого материала, повышает интерес ребят. В качестве наглядности используют компьютерные технологии.
Смена видов деятельности (работа у доски, с книгой, устно, в тетрадях и т. д.), разнообразие заданий, направлены на поддержание интереса и снятие повышенной утомляемости. Среди всех других возможностей оздоровительной работы в школе большое значение имеют физические упражнения.
Еще в древности великий философ Аристотель утверждал, что: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».
Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирование организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, способствует повышению общего тонуса организма учащихся.
Физкультминутки - естественный элемент занятий для детей 7-10 лет, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Нравятся детям физкультминутки в стихотворной форме.
Например:
Мы становимся все выше,
Достаем руками крышу,
На два счета поднялись,
Три, четыре руки вниз.
Мы писали, мы считали,
И тогда мы дружно встали,
Ручками похлопали:
Раз, два, три.
Ножками потопали:
Раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять писать начнем.
Длительность их приведения - 3-5 минут. Комплекс физкультминуток состоит из 7-9 упражнений.
Дифференцированный подход позволяет снять трудности у отстающих и создать благоприятные условия для развития наиболее «сильных» воспитанников. Так, например, для медлительных детей снижается темп опроса.
Часто на занятиях организуется групповая работа и работа в парах, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Так дети могут видеть лица друг друга; контролировать свою работу и работу ребят, работающих с ними в группе; сотрудничать в процессе совместной работы. Групповая работа, в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения - избежать длительного сидения за столом или партой.
Нередко применяют игровую технологию. Через игру ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать. Уместно проводить разноплановые, нестандартные мероприятия: игры, соревнования, конкурсы, путешествия, дидактические игры.
Применение игровых технологий в комплексе с другими приемами и методами организации занятий укрепляет мотивацию на изучение нового, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
На занятиях полезно использовать различные виды гимнастики.
Пальчиковая гимнастика снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи.
Дыхательная гимнастика помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей.
Гимнастика для глаз полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения с глаз.
В последние годы в педагогике довольно актуальным стало понятие личностно-ориентированного обучения, т.е. обучения с учетом природы конкретного ребенка, его задатков, способностей, возможностей. При такой работе воспитатель вступает в новую для себя позицию - быть одновременно педагогом и психологом.
Личностно-ориентированное обучение является здоровьесберегающей технологией. Что же это такое? Это совокупность методов и приемов с целью максимального сохранения здоровья ребенка.
Выводы
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательно-воспитательной технологии, показывающей, насколько решается задача сохранения здоровья детей. Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии — это совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
Они обучают детей укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье, прививают им принципы здорового образа жизни, усиливают мотивацию к обучению. Если мы приучим детей к здоровому образу жизни, то забота о собственном здоровье станет естественной формой поведения.
Только комплексное использование технологий в содержательной связи друг с другом на единой основе можно назвать здоровьесберегающим. Благодаря ему можно решить не только задачи защиты здоровья детей и воспитателей от угрожающих или патогенных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья, воспитания культуры здоровья учащихся.
Система здоровьесбережения – это система, основанная на «стыке» возрастной физиологии, валеологии, детской психологии, педагогики, методики и других наук.
Внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в группе. Воспитателям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку теряет остроту проблема дисциплины и происходит раскрепощение воспитателя, открывается простор для его педагогического творчества.
ГБУСО «СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ
ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ИМ. В.А.КОЗЫРЕВОЙ Г. СЕЛЬЦО»
Доклад
на тему:
«Здоровьесберегающие технологии, используемые в занятиях с детьми 7-10 лет».
Подготовила:
воспитатель
Сытая А.Ю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии, используемые на занятиях воспитателя
Подготовить каждого ребенка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих, жизни является главной целью специальной школы. В свою очередь, важнейшим звеном в достижении этой цели учреждения, нар...

Кинезиологические упражнения - как вид здоровьесберегающих технологий, используемый в процессе учебной деятельности.
Не секрет, что в настоящее время растет число детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации, которые проявляются нарушением речи, мышления, изменениями ...

Здоровьесберегающие технологии используемые в логопедической группе:
Мероприятия применяемые по сохранению здоровья у детей....

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО
Активизация учебной деятельности учащихся через использование интерактивного оборудования...

Статья "Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях в начальной школе с детьми ОВЗ"
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. Известно, что младший ...

Здоровьесберегающие технологии, используемые в воспитательно –образовательном процессе
Здоровьесберегающие технологии, используемые в воспитательно –образовательном процессе/...
СОЧЕТАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Успешное овладение знаниями в начальных классах невозможно без интереса детей к учёбе. Инновационные методы воздействия и здоровьесберегающие технологии в деятельности ло...
