Упражнения на релаксацию для младших школьников с ОВЗ.
статья по зож (4 класс)
в статье представлены упражнеия на релаксацию детей с ОВЗ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Центр Образования имени Героя Советского Союза
А.П. Маресьева «Открытие»
Упражнения
на релаксацию
для младших школьников с ОВЗ.
Работу выполнила
учитель начальных классов
МОУ ЦО имени Героя Советского Союза А.П. Маресьева «Открытие»
Бочкарева Екатерина Сергеевна.
г Комсомольск – на – Амуре
2017г
Чрезмерные нагрузки на организм и психику современного школьника велики. В последние годы значительно выросло количество детей с двигательной расторможенностью и нарушением внимания. Психологи и педагоги отмечают рост у современных детей таких проявлений как агрессивность, личностная тревожность.
Следовательно, что у детей с нарушениями познавательного и эмоционально-волевого развития (ЗПР) возникают еще большие, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, трудности по налаживанию контактов с окружающими взрослыми с детьми.
У детей с ЗПР непроизвольно возникает высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации, которая снижает и психическое напряжение, приводит к уравновешиванию и успокоению.
Поэтому, регулярное включение релаксационных занятий в коррекционную работу способствует развитию навыков саморегуляции, снятию утомления, негативного возбуждения, вызванного эмоциональными и умственными нагрузками, в целом – укреплению здоровья ребенка.
Ребенок учится владеть собой, контролировать свои эмоции и действия, сохранять более ровное эмоциональное состояние. Это улучшает его познавательные возможности, повышает его самооценку и делает в результате успешным в обучении.
Предложенные упражнения проводятся при наличии необходимости восстановления у детей комфортного психологического состояния или предупреждения психоэмоционального напряжения, успокоения чрезмерно возбужденных детей.
Цели:
1. Снятие утомления и предупреждение у детей.
психоэмоционального и мышечного напряжения.
2. Восстановление у детей комфортного психологического состояния.
3. Успокоение и организация возбужденных детей.
4. Развитие навыков элементарной саморегуляции.
Рекомендации к проведению:
1. Данные упражнения проводятся как индивидуально, так и коллективно. Их длительность зависит от содержания и может варьироваться от 1-2 минут. Общая длительность упражнений в среднем составляет 8 - 10 минут.
2. Можно сопровождать релаксационные минутки инструментальной музыкой - спокойной и медленной, как фоновое сопровождение.
3. Поза детей должна быть благоприятствующей расслаблению.
Варианты поз:
- сидя в «позе кучера»: дети садятся на стул прямо, распрямляют спину, а затем расслабляют все мышцы. Голова опущена на грудь, глаза закрыты, ноги слегка расставлены и согнуты под прямым углом, руки лежат на коленях, не касаясь друг друга, локти немного округлены – поза, характерная для извозчика, дремлющего в ожидании седока;
- свободная поза, соответствующая содержанию упражнения (см. ниже).
ВСЕ СПЯТ
Цель: мышечное расслабление.
Ход игры: Учитель предлагает детям «заснуть» в любой позе. Педагог подходит к детям, пытается их разбудить, тормоша за руки, плечи. Но все бесполезно. Дети не просыпаются.
КАЧЕЛИ
Ход игры: Детям предлагается покататься на качелях стоя. Выразительные движения: ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, тяжесть тела переносится с одной ноги на другую.
ВОЛШЕБНЫЙ СОН
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов.
Ход: Дети кладут голову на парту. Руки расслаблены и лежат вдоль туловища, ладонями вниз, ноги немного разведены в стороны.
Учитель обращается к детям:
- Сейчас я начну читать стихи, и заиграет спокойная музыка (Шопен красивая, успокаивающая музыка mp4), вы закроете глаза, и начнется «волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему и будете все слышать, но не будете двигаться и открывать глаза. Сон закончится, когда я скажу нужные слова. «Волшебный сон» начинается:
Реснички опускаются, глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем (2 раза), сном волшебным засыпаем.
Дышится легко…, ровно…, глубоко.
Наши руки отдыхают…, ноги тоже отдыхают…,
Отдыхают…, засыпают (2 раза).
Нам понятно, что такое состояние покоя (2 раза)
Шея не напряжена и расслаблена….
Губы чуть приоткрываются…
Всё чудесно расслабляется (2 раза).
Дышится легко…, ровно…, глубоко.
Напряжение улетело… и расслаблено все тело (2 раза).
Нам понятно, что такое состояние покоя (2 раза)
Греет солнышко сейчас – руки теплые у нас.
Жарче солнышко сейчас – ноги теплые у нас.
Дышится легко…, ровно…, глубоко.
Губы теплые и вялые, но нисколько не усталые.
Губки чуть приоткрываются – все чудесно расслабляется (2 раза).
Нам понятно, что такое состояние покоя (2 раза)
(учитель предлагает детям «путешествие» в лес, в зоопарк, в космос. Он описывает картинки, а дети представляют их с помощью воображения. Заканчивает описание логичным событием - возвращением туда, откуда начато путешествие).
Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали,
Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать.
Крепко кулачки сжимаем, их повыше поднимаем.
Потянулись, улыбнулись и все дружно мы проснулись!
(по окончании можно предложить рассказать детям об индивидуальных впечатлениях, увиденных в путешествии).
РИСУЕМ ДВИЖЕНИЯ
Цель: снятие напряжения и развитие координации.
Ход игры: (форма – индивидуальная и групповая). Ребенок воспроизводит действия с воображаемым объектом, например: «буквы, слова», «красим забор», «погладим котенка», «музыканты», «дирижер».
Рисовать можно головой, рукой, плечом, ногой.
СОЛДАТ И ТРЯПОЧНАЯ КУКЛА.
Цель: релаксация, переключение мышечного тонуса.
Ход игры: Дети по показу учителя принимают позу солдата: полностью выпрямиться, вытянуться в струнку, как будто деревянный солдат, руки вдоль туловища (10 сек). По сигналу дети становятся мягкими и подвижными, как тряпочные куклы: наклониться вперед, расставив в стороны ноги, руки болтаются как тряпки (10 сек). Затем следует слегка согнуть колени и почувствовать, как кости становятся мягкими, а суставы подвижными. Далее опять нужно показать солдата – прямого, негнущегося. Смена позы повторяется до полного расслабления, показателем которого является легкость при переключении позы и качественное выполнение образов «солдата» и «куклы». Теперь нужно встряхнуть руками, как будто стряхнуть с них капельки воды. Стряхнуть капельки воды с волос, со спины с верхней части ног, со ступней.
ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОБЛАКЕ.
Цель: расслабление, настрой на учебную деятельность.
Ход игры: (форма – индивидуальная и групповая). Для фона используется музыкальное сопровождение (Шопен, красивая, спокойная музыка)
Учащимся предлагается сесть поудобнее, закрыть глаза вдохнуть глубоко (2-3 раза) и выдохнуть. Учитель рассказывает:
«Я приглашаю тебя в путешествие на облаке. Прыгай на белое и пушистое облако, похожее на мягкую и пухлую гору из мягких подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина удобно расположились на этой облачной подушке.
Теперь начинается путешествие. Твое облако начинает медленно подниматься в синее небо. Чувствуешь, как нежный ветер овивает твое лицо. Здесь высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя в то место, где тебе лучше всего на свете. Постарайся, не открывая глаз, увидеть это место.
Здесь тебе спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-то волшебное и чудесное… (30 сек.).
Теперь снова усаживайся на свое облако, и оно везет тебя назад, на занятие. Слезай с облака и поблагодари его за то, что оно тебя хорошо покатало. Теперь посмотри, как оно медленно растает в воздухе…
Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий, внимательный и старательный».
Чрезмерные нагрузки на организм и психику современного школьника велики. В последние годы значительно выросло количество детей с двигательной расторможенностью и нарушением внимания. Психологи и педагоги отмечают рост у современных детей таких проявлений как агрессивность, личностная тревожность.
Следовательно, что у детей с нарушениями познавательного и эмоционально-волевого развития (ЗПР) возникают еще большие, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, трудности по налаживанию контактов с окружающими взрослыми с детьми.
Игра – это диалог страстей, притязаний, побед и поражений, она способна стать новым способом общения, потому что перед каждым учеником стоит необходимость быть творцом
У каждого ученика должен быть развит интерес к спорту, искусству, учению, труду;
если этого нет, не будет никакого гармонического развития.
Опираясь на свой стаж работы, могу с уверенностью сказать, что «работать «играючи» очень даже помогает научить учиться детей с ОВЗ. Больше всего дети любят точность, аккуратность и разные «секретики». Предлагаю некоторые учебные игры для учащихся младших классов.
Шкатулки.
Готовим несколько разноцветных шкатулок, внутрь шкатулки кладем карточку с
названием предмета. Например: русский язык, окружающий мир, литература, математика.
Готовим карточки с названиями, имеющими отношение к тому или иному предмету.
Например:
математика – слагаемое, уравнение, задача, уменьшаемое;
русский язык – сказуемое, ударение, орфограмма, фонема, каллиграфия, предложение;
окружающий мир – времена года, компас, карта, горы.
Карточки кладем чистой стороной вверх, перемешиваем. Дети выбирают только те карточки, которые подходят для его шкатулки.
Просмотренную карточку нужно снова положить лицом вниз, чтобы никому не давать подсказку.
Грамотеи
При работе со словарными словами использую игру «Грамотеи».
На листе бумаги с фоновым рисунком распечатываем словарные слова (в соответствии с уровнем знаний детей). Лист разрезаем на несколько частей. Фрагменты раздаем учащимся. Необходимо вставить пропущенные буквы и собрать картинку.
Вот так ненавязчиво в игровой форме можно повторить правописание слов из словаря.
Несложные задания по русскому языку можно подобрать на сайте всероссийского конкурса «Русский медвежонок». В разделе «Задачи» (http://rm.kirov.ru/tasks.htm) можно скачать занимательные задания прошлых лет и ответы к ним для всех возрастных групп.
Например:
Когда ребятам что – то очень нравится, они говорят…
(А) Имя! (Б) Отчество! (В) Фамилия! (Г) Школа! (Д) Класс!
В каком из слов количество букв не совпадает с количеством звуков?
(А) объект (Б) июнь (В) майор (Г) бульон (Д) ящик
В данных заданиях дети принимают коллективное решение.
Юные математики.
Буквы алфавита зашифрованы. Узнать их можно только решив примеры.
Каждый ученик решает один или два примера. Дети составляют ключ и расшифровывают загаданное слово.
Что поймал Коля?
Е | 4 – 1 + 5 | Т | 10 – 8 + 4 | |
Н | 3 + 6 - 3 | Ц | 9 – 6 + 4 | |
Л | 3 + 7 - 5 | У | 9 – 3 - 3 |
Слово можно записать на доске. (ТУНЕЦ )
Несложные, но интересные задания по математике можно подобрать на сайте международного математического конкурса «Кенгуру» (http://www.kenguru.su.ru/).
В разделе «Задачи прошлых лет» можно скачать задания (и ответы к ним) для всех возрастных групп.
Например: Бабочка села на записанное в тетради верное равенство. Какое число она закрыла?
(А) 250; (Б) 400; (С) 500; (Д) 705; (Е) 1800
2005 – 205 =1300 + |
Литературное чтение.
Как называется это стихотворение Б. Заходера?
Мне нужны такие вещи:
Молоток, тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка
А всего нужней – сноровка!
(А) «Дворник»; (Б) «Слесарь»; (В) «Сапожник»; (Г) «Портной»; (Д) «Фокусник»
Восстанови текст по смыслу. Переделай его так, чтобы у тебя получилось стихотворение.
А с рассветом на село,
На поля, пустынный сад,
Ночью буря бушевала,
Понесло первым снегом.
Назови двух героев из одной сказки
(А) Рукодельница; (Б) ткачиха; (В) нянюшка; (Г) рыбак; (Д) лягушка – путешественница;
Через игры, упражнения на релаксацию учащиеся поймут, что участие в таких играх, выполнение упражнений на уроках и внеурочной деятельности, дают очень важный жизненный опыт правильного поведения, пробуждают у учащихся внутреннюю потребность узнать больше, желание поделиться своими мыслями, чувствами, укрепляют здоровье детей.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Центр Образования имени Героя Советского Союза
А.П. Маресьева «Открытие»
Как формировать
навыки учебной деятельности
при подготовке детей к школе.
Работу выполнила
учитель начальных классов
МОУ ЦО имени Героя Советского Союза А.П. Маресьева «Открытие»
Бочкарева Екатерина Сергеевна.
г Комсомольск – на – Амуре
2017г
Как формировать навыки учебной деятельности дома.
Информационная подготовка ребёнка к учёбе в школе, как правило, начинается ещё задолго до самого момента поступления в первый класс. Практика показывает, что существуют разные степени сложности адаптационного периода, и многие дети заведомо уже готовы привыкнуть к новой социальной среде. У одних вхождение в предстоящие социальные условия проходит сравнительно легко, у других – тяжело. Адаптация ребёнка к новым для него условиям жизни неизбежна, но взрослые в силах сделать этот процесс максимально безболезненным.
Подрастая, ребёнок узнаёт о том, что ему придётся пройти через период регулярного школьного обучения. Одни родители обычно связывают такую ассоциацию с важной перспективой – пойдёшь в школу, станешь умным. Другие родители используют школьное будущее в качестве предстоящей меры дисциплинарного давления.
Высказывание типа «вот пойдёшь в школу, там с тобой так нянчиться не станут» вообще противопоказано. Задача родителей на ближайшее время совсем другая, надо создать у малыша готовность к тому, что присутствие в школе обязательно станет для него интересным и полезным.
В период подготовки ребёнка к регулярному школьному обучению, родители должны вступить с ним в тесное сотрудничество, связанное с овладением теми или иными умениями. Для успешного обучения в школе необходимы высокий уровень интеллектуального, волевого, нравственного развития и умение строить взаимоотношения
в классе со сверстниками и учителем. Умственные возможности человека неограниченны, уникальны, представить их уровень трудно. Современные исследователи пришли к выводу, что активно работают только 3-5% клеток головного мозга. Беда в том, что клетки, не загруженные работой, бездействуют, теряют свою активность, значит, их нужно постоянно загружать работой. Способности к счёту можно развивать, используя игровые приёмы. Для начала
выучите с ребёнком, сколько ему лет. Пусть он научится счёту от единицы до пяти, а затем – до десяти. На это даже не надо выделять никакого специального времени. Вот вы пошли на прогулку. Одновременно с шагами проговаривайте любую считалку:
Раз – два, три – четыре,
Три – четыре, раз – два,
Кто идёт? Мы идём.
Кто поёт? Мы поём.
В дальнейшем можно увеличить количество перечисляемых цифр в считалочке. Помогая вам на кухне, малыш может посчитать, сколько кастрюлек стоит на плите, сколько ложек или тарелок лежит в мойке, которые надо помыть. Из яблок, картофелин или фасолинок, из которых готовится еда, ребёнок может выложить цифры,
обозначающие их число. Обратите внимание, на что похожи отдельные цифры, заучивая стишки про них. Например:
∙ Вот один иль единица
Очень тонкая как спица.
∙ А вот это цифра два
Полюбуйся какова.
Выгибает двойка шею
Волочится хвост за нею.
∙ Тройка третий из значков
Состоит из двух крючков.
Ребёнок должен выучить не только счёт до десяти, но и в обратном порядке – от десяти до единицы. Обратный счёт можно повторять перед тем, как ребёнок укладывается спать. Учёными замечено, что информация, получаемая человеком непосредственно перед сном, обычно хорошо запоминается. С привычными предметами легко освоить простейшие приёмы сложения и вычитания. «Было у нас на столе три кружки, а пришёл папа, и одну кружку добавили. Сколько стало?» «В вазе утром лежало четыре конфеты, а теперь осталась одна. Сколько же конфет мы съели?» Хороший тренинг счёта – поочерёдное название чисел. Ребёнку предлагается игра, в ходе которой он попеременно со старшими должен называть числа «через одно».
Математические развлечения могут быть представлены разного рода задачами, упражнениями, играми на пространственные преобразования, моделирование, воссоздание фигур – силуэтов, образных изображений из определённых частей. Они увлекательны для детей. Это игры, в которых из специально подобранного набора фигур
надо составить фигуру – силуэт, например, животных, птиц, домов, кораблей, используя весь предложенный набор фигур. В этих играх составляются плоские фигуры: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг».
Из многообразия математических игр и развлечений доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки. В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения. Для закрепления ребёнком успехов в математике научите его, разбираться, который
час. Начать обучение восприятию часового циферблата лучше с наблюдения за движением часовой стрелки. Поиграйте с ребёнком в игру - в течение дня спросите его: «Который час?». Если ребёнок не знает пока чисел до шестидесяти, пусть он не называет вам, сколько минут показывает минутная стрелка, а говорит лишь, сколько часов показывает часовая стрелка. Постепенно с практикой придёт навык определения времени по циферблату. Народная мудрость гласит: «С умом играем – знаний набираем».
Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. С помощью логических приёмов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключения ребёнок научится мыслить. Для этого можно использовать настольные развивающие игры фабричного изготовления. Например, игра «Весёлая логика» развивает способности зрительного обследования и анализа предметов, их словесного описания и мысленного конструирования. Игра «Сказки о животных» поможет развить память, внимание ребёнка.
Память человека – это основа психической жизни, основа сознания. Любая деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти. В младшем возрасте развитие памяти идёт очень быстрыми темпами. Обычно ребёнок легче запоминает всё новое, яркое, интересное для него, то есть у него лучше развита непроизвольная память. В старшем дошкольном возрасте у детей появляется произвольность всех психических познавательных процессов, в том числе и памяти. Ребёнок уже может ставить себе задачу запомнить определённый материал. Если с ребёнком проводятся специальные занятия, то формирование произвольности запоминания происходит быстрее. Используя различные вспомогательные средства для запоминания: картинки, опорные слова, а также классификацию и группировку предметов – можно развить у малыша опосредованную память, увеличить скорость и объём запоминания. Если в доме скопилось немало старых журналов с картинками, не выбрасывайте их.
Научите ребёнка управляться ножницами, давайте ему задание вырезать из журналов понравившиеся изображения. Потом пусть ребёнок поищет и назовёт, сколько он вырезал цветов, домов, деревьев, машин, людей.
Кроме того, можно малышу дать несколько конвертов и объяснить, что в один конверт он может складывать вырезанные изображения машин или человечков, в другой – цветы, деревья, а в третий – животных.
Наряду с общей физической развитостью к будущим первоклассникам предъявляется одно особенное требование: желательно чтобы у них была хорошо развита мелкая моторика рук. Ведь школа сразу даст большую нагрузку на глаза ребёнка и на его кисти – при чтении и обучении письму. Тренинг кистей и пальцев рук проводить легко. Их сила и ловкость получают автоматическую «подкачку», когда ребёнок занимается рисованием и лепкой. Для развития мелкой моторики рук полезными являются занятия с мозаикой, нанизывание колечек на пирамидки, перематывание ниток с одних клубочков на другие. Родителям рекомендуется также приобрести несколько разноцветных губочек, но объяснить ребёнку, что их купили не для купания, а для того, чтобы, сжимая и разжимая их, тренировать ручные мускулы. Сделать руки умелыми поможет и оригами, когда из обычного листа бумаги можно сделать вертушку, корзиночку, птичку, котика. Сейчас детей трудно удивить оригинальностью игрушек, так как в каждом доме есть игрушки самых новейших конструкций. Однако не меньшую радость детям доставляют игрушки, сделанные собственными руками из природных материалов. А, самое главное, это снова даст «подкачку» пальцам ребёнка. Необычную куклу ребёнок может смастерить из колючих корзинок репейника. Техника её изготовления похожа на лепку из пластилина.
С целью развития мелких мышц руки, для подготовки к письму прописных букв используется приём штриховки шаблонов, построение различных сюжетных картинок детьми с помощью лекал, их штриховка, с этой же целью используются книжки – раскраски.
Готовность к школе определяется не только уровнем развития интеллекта. Важен не столько объём тех знаний, которые имеет ребёнок, сколько их качество, степень осознанности, чёткость представлений. Поэтому у ребёнка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, с плохой памятью, с низким уровнем развития
произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут самые большие трудности в процессе адаптации.
Памятка "Работа с неуспевающими учащимися"
1. Ф.И.О. ученика ______________________________________________
2. Класс _____________________________________________________
3. По каким предметам не успевает ______________________________
_________________________________________________________________
4. Поведение ученика
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
_________________________________________________________________
5. Причины, которые привели к плохой успеваемости
_________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные,
дополнительные занятия) используются в работе с учеником
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
7. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
8. Сколько времени длится эта работа ___________________________
9. Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Классный руководитель:_______________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для развития внимания младших школьников на урока русского языка.
Собраны упражнения для развития внимания младших школьников на уроках русского языка. Позволит учителю совмещать данные упражнения с некоторыми темами уроков русского языка и одновре...
Методическая разработка подвижных игр и игровых упражнений с мячом для младших школьников.
Данная методическая разработка представляет собой систему игр и игровых упражнений с мячом, направленную на развитие ловкости и координации движений у детей в возрясте 7 - 8 лет. Недостаточное р...

Коммуникативные упражнения и игры для младших школьников
Данная работа содержит образцы некоторых игр и упражнений для формирования коммуникативных ууд младшего школьника...
Упражнения для развития памяти младших школьников
http://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/uprazhnenija-dlja-razvitija-pamjati-mladshih-shkolnikov.html...

Развитие орфографической зоркости через систему специально подобранных упражнений с учетом внимания младших школьников. (обобщение педагогического опыта)
Обобщая опыт, мы определили и постарались решить ряд задач:1. изучить и проанализировать психологопедагогическую и методическую литературу по данному вопросу;2. выявить упражнения для формирован...
Использование театральных игр и упражнений на занятиях хореографией младших школьников.
Известно, что игровое начало присуще всем детям, через игру ребёнок адаптируется в социальном мире, игровое творчество применяемое педагогами на уроках помогает маленьким ученикам c наибольш...

Развития воображения младших школьников.Игры и упражнения по развитию воображения младших школьников.
Развития воображения младших школьников. Воображение и фантазия – важнейшие стороны нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией или воображением. Мы лишили...
