Использование театральных игр и упражнений на занятиях хореографией младших школьников.
статья (1 класс) по теме

Известно, что игровое начало присуще всем детям, через игру ребёнок адаптируется в социальном мире, игровое творчество применяемое педагогами на уроках помогает маленьким ученикам c наибольшим комфортом  войти в сложный для них период перехода от детского сада к школе. Ученики чуть старше через игру снимают эмоциональное напряжение, связанное с некоторой монотонностью заучивания обязательных комбинаций в процессе отработки техники исполнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_na_urokakh_khoreografii.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

Использование театральных игр и упражнений на занятиях хореографией младших школьников.

Известно, что игровое начало присуще всем детям, через игру ребёнок адаптируется в социальном мире, игровое творчество применяемое педагогами на уроках помогает маленьким ученикам c наибольшим комфортом  войти в сложный для них период перехода от детского сада к школе. Ученики чуть старше через игру снимают эмоциональное напряжение, связанное с некоторой монотонностью заучивания обязательных комбинаций в процессе отработки техники исполнения.

Театрализация начинается уже с первых уроков партерного экзерсиса. Ребёнок в этом возрасте ещё не может сознательно работать на перспективу своего физического развития. Но на подсознательном уровне через игру и веру в предлагаемые обстоятельства он будет стараться выполнить качественно определённые упражнения.

Укажу здесь только названия упражнений (не по порядку выполнения), потому что все мы их знаем: «кобра» (исполняя данное упражнение, дети непроизвольно начинают шипеть и высовывать языки). Такие «эмоциональные выбросы» допускаются на первом этапе разучивания); «зайкины ушки» (работа стоп); «колобок» (растягивание мышц спины и пассивный массаж позвоночника); упражнения на мышцы спины и гибкость позвоночника: «рыбка», «кошечка», «собачка», «лисичка через забор», где с каждым разом заборчик ниже, а лисичка всё изворотливее; «корзиночка» (детям нравится, когда «корзиночку» поднимают); упражнения на гибкость тазобедренных суставов: «лягушка», «бабочка», «цапля»; упражнение для профилактики плоскостопия: «гусеница». Некоторым упражнениям дети сами дают названия ( «а на что это похоже?») по своим внутренним ощущениям, так они их проще и надольше запоминают. Ведь моя  главная задача - привить любовь к движению, чтобы в дальнейшем ученик мог самостоятельно развивать и совершенствовать свои умения и навыки.

Перейдём непосредственно к театральным играм и упражнениям, которые можно использовать на занятиях хореографии.

Игра «Зоопарк» (на внимание).

Группа участников (15 чел.) на расстоянии вытянутых рук становится в круг с закрытыми глазами. Руководитель каждому на ухо шепчет по одному из пяти видов животных (вразброс). По команде играющие должны начать громко кричать на языке того животного, которое им назвали, осторожно двигаясь с закрытыми глазами, и примкнуть к своей «стае».

После этой игры логично можно перейти к танцу-импровизации «Летом в деревне». Здесь в припеве имитируются движения упоминаемых в песне животных, где можно не только станцевать движения, но и поизносить звуки данных персонажей.

 «Остров спасения». Для 1-2 классов.

Это увлекательная игра, после выполненных упражнений партерного экзерсиса. Дети двигаются между гимнастическими ковриками с определённой скоростью.     ( на 15 человек  5 ковриков). С окончанием музыкальной фразы каждый участник должен заскочить на ближайший «островок». С каждым разом один «островок» исчезает. В итоге остаётся один, на котором должны разместиться все участники. В этой игре педагог может ставить для себя несколько задач. Например:

- выявить лидерские и аутсайдерские задатки в характере отдельных участников путём наблюдения за игрой;

- в случае, если игра идёт между руководителем и группой, то здесь педагог оказывает помощь  в сплочении группы, объясняет о важности взаимовыручки, т.к. успех группы засчитывается тогда, когда никто из участников «не пропал» и все продержались (в буквальном смысле) на «островке» какое-то время до прибытия спасателей.

Нижеприведённые упражнения можно вводить в урок в начале учебного года, чтобы привлечь к себе интерес, выработать совместно с детьми условные знаки внимания, которые не нарушаются ни при каких обстоятельствах, так как ученики с большей лёгкостью верят в игру, чем в простое «Тихо! Тихо!».  Можно также включать  подобные упражнения в начале четверти, после каникулярного перерыва, в конце учебного года, когда основная программа закончена, здесь театральный тренинг помогает сохранить интерес к уроку, среди всего многообразия других учебных предметов.

Все без исключения игры проводятся в строжайшей тишине, дети максимально бесшумно передвигаются в пространстве.

Первое упражнение, которое должны освоить ученики – это тренинг на скорость передвижения в пространстве.

Игра «скорость» 1-2 кл.

На развитие внутреннего темпоритма, ощущения пространства и взаимодействия с партнёром, на развитие реакции.

Сначала мы вспоминаем  с детьми, как мы двигаемся в пространстве в некоторых знакомых нам ситуациях:

- гуляем, идём спокойно – спокойный шаг – 2-я скорость;

- торопимся в школу, опаздываем - быстрый шаг -3-я скорость;

- осторожная ходьба, как по льду или крадучись, чтобы не разбудить – 1 скорость – очень медленный шаг;

- лёгкий бег – 4-я скорость;

- быстрый бег, когда пытаемся кого-то догнать – 5-я ск.  (но в помещении не используется)

По хлопку, соответствующему определённой скорости,  учащиеся должны двигаться с заданной скоростью, не по кругу и не по линиям, меняя направление, ни с кем не сталкиваясь. Знак «свисток» - означает остановку (стоп-кадр). Причём руководитель,  дотронувшись до плеча любого участника, может спросить о его внутреннем состоянии в жизненной возможной ситуации. Например, бежал, бежал и резко остановился (когда окликнули или возникло неожиданное препятствие).

В 3-4 кл. в это упражнение можно добавить мяч. Руководитель во время движения участников, между звуковыми командами бросает ещё и мяч (без определённого направления). Задача участников не дать мячу коснуться пола.

«Молекула» - 1-4 классы. В этом упражнении развиваются ещё и коммуникативные качества, быстрота реакции, внимание. Каждый участник двигается в своём направлении, в заданной руководителем скорости. По команде, например, «молекула 4» участники должны объединиться с ближайшими соседями в компанию из 4-х человек. Также происходит и с «молекулой 2»,  «молекулой 3» и т.д. (Музыка приветствуется,  соответствующая заданной руководителем скорости, темпоритму . Используется либо фонограмма, либо игра на инструменте).

Театральные игры на внимание:

1-2 классы. Можно проводить на заключительном этапе разучивания различных перестроений в пространстве. Участники по сигналу руководителя за определённое число счёта должны перестроиться соответствующим образом.

 - 1 хлопок __построение в шеренгу (если подняты две руки – две шеренги);

- 2 хлопка __ колонны;

- 3 хлопка __ круг;

- свисток__ «шахматный порядок».

 3-4 классы. Задания усложняются .

-1 хлопок__ квадрат;

-2 хлопка__ диагональ;

-3 хлопка __ круг, лицом из круга;

-свисток __ ромб.

Фигуры могут быть разнообразные (звёздочка, треугольник, повернувшись лицом в точку №3, повернувшись через одного спиной-лицом и т.д.)

Также руководитель просит одного из участников заранее придумать фигуры и провести игру самому.

Комплексный тренинг (3-4 классы.)  включает в себя сразу несколько задач, так как объединяет несколько упражнений подряд. Задачи ставятся на сплочение группы, чувства команды, видение пространства, внимание, оценку ситуаций, скорости реакции, умение осмысленно владеть своим корпусом и т.п. а также закладывается как основа сценического искусства такой важный театральный приём - вера в предлагаемые обстоятельства.

В этом упражнении участникам уже должны быть знакомы следующие задания : дальний угол, ближний угол, «стайка», «стенка», движение в пространстве по скоростям, «единое целое», «стоп-кадр», «поезд», «бревно», «вспышка справа» и другие.

Например, по команде «поезд»: участники ложатся на пол в одном направлении (которое оговаривается заранее), вытянувшись во весь рост, прижав лицо к рукам.

По команде «бревно» участники должны максимально высоко оторваться от пола, как бы сделав прыжок через бревно.

По команде «единое целое» ( например, на 3 счёта) все участники объединяются в одно целое, максимально спрятав острые углы своих частей тела. Руководитель пытается вытащить кого-нибудь из целого, задача участников: не дать ему это сделать.

По команде «стенка» участники должны примкнуть к стене, столь сильно прижавшись к ней, чтобы руководитель не смог отделить участника от стены.

Ну и так далее.

Все эти упражнения выполняются в определённо заданной скорости, руководитель  в произвольной последовательности даёт команды, участники чётко их выполняют. Здесь группа играет против руководителя, который внимательно следит  за правильностью исполнения, так как игра идёт не на скорость,  а на правильность исполнения упражнений.

Хочу отметить следующее, что театральный тренинг для детей не допускает соревновательности между участниками, только если межу участниками группы и руководителем.

Музыкальная игра-импровизация « угадай кто».

Эту игру интересно проводить в начале учебного года и в конце. Причём с каждым учебным годом по игре можно отслеживать усваемость танцевальных движений и ,самое главное, умение их применять на практике. Также можно проследить за творческим началом в ребёнке: насколько максимально он использует своё воображение и фантазию, так как движения в кругу могут быть не только танцевальными, но и изображающими  животных, птиц, людей определённой профессии и т.п.

Все участники становятся в круг, выбирают водящего, который выходит за дверь и ведущего, который показывает движения остальной группе под заданную музыку и меняет их незаметно для водящего, когда тот не смотрит. Задача водящего угадать, кто же меняет движения.

На начальном этапе дети не блещут фантазией, сбиваются с ритма,  движения скудные, однообразные, в основном повторяют движения друг у друга. Но в процессе обучения  движения становятся более осмысленными, дети импровизируют не только в кругу на одном месте, но и двигаются танцевальными движениями по кругу, чётко меняя движения за ведущим, стараются попасть в такт и исполнить более выразительно.

Развитие актёрского мастерства (чего часто не хватает у детей, казалось бы в таком ярко эмоциональном жанре как танец) предусматривает занятие хореографией минимум 2 раза в неделю. Иначе элементарно педагогу не хватит времени помимо отработки техники исполнения работать над артистизмом, ставить этюды на заданную тему, а также вводить в уроки элементы театрального тренинга.

По своему опыту могу сказать, что театральный тренинг и даже его некоторые элементы - это очень увлекательнейшее занятие, дети испытывают эмоциональный подъём, радость, так как с ними уже редко кто играет.

Замятина Елена Борисовна, педагог дополнительного образования по предмету «хореография».©


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов театральной педагогики как форма развития коммуникативных навыков младших школьников

Статья содержаит описание положительных сторон использования методов театральной педагогики в работе с  младшими школьниками для развития коммуникативных  способностей....

Интегрированные уроки с использованием театральной деятельности- естественная среда творческого развития личности младшего школьника

Естественным стремлением каждого человека является  самовыражение в продуктивной деятельности.  Образовательная среда школы предоставляет школьнику  множество личностно-ориентированных ...

Использование игр и упражнений для развития внимания младших школьников в урочное и внеурочное время с применением форм индивидуальной и групповой работы.

Внимание как один из познавательных процессов. Виды внимания.Возрастные особенности внимания у младших школьников.Групповые игры на развитие внимания.        Подвижные игры и упраж...

Интегрированные уроки с использованием театральной деятельности - естественная среда творческого развития личности младшего школьника

Интегрированные уроки с использованием театральной деятельности - естественная среда творческого развития личности младшего школьника...

Конспект занятия на школьном логопункте . Использование тестотерапии на логопедических занятиях с младшими школьниками 1-2 классов ." Дифференциация звуков Ч- Ш "

Тестотерапия –  это своего  рода упражнения, оказывающие помощь в  развитии  тонких диффренцированных   движений, координации, тактильных  ощущений ,  а так же ...

Использование кинезиологических упражнений в работе с младшими школьниками, имеющими тяжёлые нарушения речи.

В качестве коррекционно-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребенка, в целом, и деятельности мозговых структур, в частности, я опираюсь на  кинезиологи...

Использование вокальных упражнений в работе с младшими школьниками

Систематическое использование маленьких песенок помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения. Важно, чтобы каждое такое упражнение имело интересное содержание или игровой м...