Главные вкладки

    Использование игр и упражнений для развития внимания младших школьников в урочное и внеурочное время с применением форм индивидуальной и групповой работы.
    методическая разработка на тему

    Побережнюк Елена Валерьевна

    Внимание как один из познавательных процессов. Виды внимания.

    Возрастные особенности внимания у младших школьников.

    Групповые игры на развитие внимания.

            Подвижные игры и упражнения для развития внимания у младших школьников.

           Игры за столом  (индивидуальные и групповые) на развитие концентрации внимания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon материалы для учителей169.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование игр и упражнений для развития внимания младших школьников в урочное и внеурочное время с применением форм индивидуальной и групповой  работы.

    Содержание:

    1. Внимание как один из познавательных процессов. Виды внимания.

    1. Возрастные особенности внимания у младших школьников.

    1. Групповые игры на развитие внимания.

    1. Подвижные игры и упражнения для развития внимания у младших школьников.

    1. Игры за столом  (индивидуальные и групповые) на развитие концентрации внимания.

    Внимание как один из познавательных процессов. Виды внимания.

    Внимание – это психический процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определённом объекте при одновременном отвлечении от других.

            Внимание включено во все познавательные процессы и проявляется в любой сознательной деятельности: прислушивается ли человек к музыке или всматривается в чертёж детали. Наличие внимания делает человеческую деятельность организованной и продуктивной. Оно обеспечивает активизацию нужных и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов; способствует целенаправленному отбору поступающей информации; обеспечивает сосредоточенность психической активности на определённой деятельности.

            Особенностью внимания является то, что оно не существует само по себе, вне осуществляемых человеком действий. Ребёнок внимателен, когда он не просто смотрит, а видит или рассматривает, когда не просто слышит, а слушает или прислушивается. Поэтому внимание иногда называют «рабочим состоянием сознания». Организация педагогического процесса является, по сути, организацией внимания учащихся.

            Внимание характеризуется свойствами, которые можно сгруппировать в зависимости от направленности внимания – на один или несколько объектов:

    1. Избирательность – связана с возможностью успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к сознательной

    цели.

    1. Объём – определяется числом одновременно (в пределах 0,1 сек) отчётливо воспринимаемых объектов; практически не отличается от объёма непосредственного запоминания, или кратковременной памяти.
    2. Распределение – характеризуется возможностью одновременного успешного выполнения нескольких различных видов деятельности (действий).
    3. Концентрация – выражается в степени сосредоточенности на объекте.
    4. Устойчивость – определяется длительностью концентрации внимания на объекте.
    5. Переключаемость – определяется способностью быстро переходить от одного объекта к другому.

    Одним из видов нарушения внимания является рассеянность – уменьшение способности к концентрации и переключению внимания.

    В связи с тем, что в бездеятельном состоянии внимание не проявляется, есть только одно средство его развития – сама деятельность, которая должна побуждать к развитию волевых усилий, лежащих в основе произвольного внимания.

    В результате постоянного упражнения внимания у детей должна развиться наблюдательность как черта личности, позволяющая человеку за короткое время заметить большее число различных объектов, их деталей и характеристик.

    Возрастные особенности внимания у младших школьников.

                    Младшие школьники гораздо более внимательны по сравнению с дошкольниками. Они уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них ещё преобладает непроизвольное внимание, физиологической основой которого является ориентировочный рефлекс. Для них внешние впечатления – сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточится на непонятном, сложном материале. В этом возрасте всё ещё сильна реакция на новое, яркое, необычное. Ребёнок не может ещё в достаточной степени управлять своим вниманием. Это объясняется и тем, что в этом возрасте преобладает наглядно-образный характер мыслительной деятельности. Учащиеся всё своё внимание направляют на бросающиеся в глаза отдельные предметы.

                    В начальной школе происходит развитие произвольного внимания.

     Произвольное внимание младших школьников отличается небольшим объёмом и малой устойчивостью – они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-15 минут (подростки – 40-45 минут). Затруднены распределение внимания и переключение с одного задания на другое.

    Выявлено, что у детей с различной успеваемостью внимание на протяжении 1-4 классов развивается по-разному. У хорошо успевающих учащихся внимание развито средне, у отличников – хорошо, а у неуспевающих школьников низкий уровень внимания.

                    Различные свойства внимания у разных детей развиваются по-разному, создавая индивидуальные варианты. Одни дети имеют устойчивое, но плохо переключаемое внимание, они довольно долго и старательно решают задачу, но не могут быстро перейти к следующему заданию. Другие легко переключаются в процессе учебной работы, но так же легко отвлекаются на посторонние моменты.

                    Развитие произвольного внимания у младших школьников тесно связано с развитием ответственного отношения к учению. Ученики без чувства ответственности внимательно работают только с интересным материалом.

                    Произвольное внимание в младшем школьном возрасте развивается вместе с развитием мотивов учения. Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены. Если подросток или старший школьник могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем, то младший школьник обычно может сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить пятёрку, заработать мериты, заслужить похвалу учителя).

                    Объём внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека, распределение внимания – слабее. Младший школьник не может распределить внимание между различными видами работы, например между своим чтение и слушанием товарища.

                    У учащихся начальных классов небольшая устойчивость внимания, что связано с возрастной слабостью процесса торможения. Важно периодически менять вид работы, чтобы не наступило утомление. В этом возрасте школьники также не умеют быстро переключать своё внимание с одного объекта на другой. Но к окончанию начальной школы это свойство внимания совершенствуется.

                    Индивидуальные особенности личности младших школьников оказывают влияние на характер мышления. Так, у детей сангвинитического темперамента кажущаяся невнимательность проявляется в чрезмерной активности. Сангвиник подвижен, непоседлив, разговаривает, но его ответы на уроках свидетельствует о том, что он работает в классе. Флегматики и меланхолики пассивны, вялы, кажутся невнимательными. Но на самом деле они сосредоточены на изучаемом предмете, о чём свидетельствуют их ответы на вопросы учителя.

    Работая под постоянным контролем педагога, ребёнок постепенно приобретает умение выполнять задания самостоятельно – сам ставит цель и контролирует свои действия. Контроль за процессом своей деятельности и есть произвольное внимание ученика. Для большинства невнимательных  младших школьников характерны сильная отвлекаемость, плохая концентрированность и неустойчивость внимания.

    Уровень развития внимания, различные виды нарушения внимания и причины невнимательности выявляются в процессе диагностики школьным психологом. По результатам диагностики составляются психолого-педагогические рекомендации по осуществлению коррекционно-развивающей работы по развитию внимания.

    Предлагаем задания, игры, упражнения, которые позволят повысить уровень внимания младших школьников, развить такое свойство внимания, как устойчивость, а также увеличить объём внимания. Данные игровые упражнения могут использоваться во время проведения физкульминуток, в качестве методического и дидактического материала на различных уроках, а также во внеурочное время. Игры на развитие внимания проводятся как индивидуально в соответствии с возрастными и личностными критериями, так и в форме групповой работы.

    Групповые игры на развитие внимания.

    Игра «Съедобное – несъедобное»

    Цель: развитие внимания.

    Инструкция: « Поиграем в игру «Съедобное – несъедобное». Я буду называть разные предметы и слова, вы должны хлопнуть в ладоши, если это съедобное и молчать, если несъедобное. Кто ошибается – выбывает из игры. Я буду хлопать всегда, будьте внимательнее. В конце останется самый внимательный участник игры.  Внимание, начали: «тортик, лицо, яблоко, апельсин, слон, карусель, дом, телефон, варенье, печенье, и т.д.» Постепенно усложняются слова и увеличивается темп игры».

    Упражнение «Волейбол без мяча»

    Цель: учить распределять внимание, наблюдательность, мимике и пантомимики. Упражнение ориентировано на гиперактивных детей. Возраст: 8-9 лет. Форма проведения: групповая. Материал: помещение и волейбольная сетка. Время проведения: 15 минут. Предварительная работа: провести с детьми занятия или упражнения на общение, развитие мимики и пантомимики, кто не знает познакомить с правилами волейбола и даже сыграть в него.

    Ход упражнения: ребята делятся на две команды, по шесть человек и становятся по обе стороны сетки. Они должны имитировать игру в волейбол по правилам (на три паса), но без мяча. Имитируемый мяч передается за счет обмена взглядами и соответствующих движений. Ограничения: нельзя говорить во время упражнения.

    Вопросы для обсуждения:

    • Легко ли играть при помощи взглядов?
    • Что вызвало наибольшие затруднения?
    • Какие чувства вы испытали?
    • Надо ли, чтобы стоящий рядом с вами был вашим и другом? Если да, то почему.

    После упражнения для улучшения результата необходимо продолжить проводить игры на сплочение группы и общение.

    Упражнение «Проверка памяти»

    Цель: развитие  внимания и памяти. Показать участникам группы, что большая половина информации при восприятии нового материала теряется. Показать, что при вербальном общении не вся информация передается верно.

    Ход проведения: В коридор выходят 5 человек. Участникам зачитывается текст сообщения. Один участник с группы передает информацию одному из находившихся в коридоре. Получивший информацию передает ее следующему и так до тех пор, пока последний человек, находящийся за дверью получит сообщение.

    Текст: «22 мая в 11.15 по адресу: Пушкинская, 148, некая Валентина Евгеньевна будет зачитывать названия экзаменационных сочинений, быстро запомнит тот, кто 23 мая должен сдавать экзамен, а я, конечно, не вспомню этот адрес, время и имя, отчество».

    Упражнение «Встаньте с мест»

    Цель упражнения: Тренировка решительности, развитие внимания и умения интуитивно понимать намерения других людей и координировать с ними свои действия.

    Описание упражнения: Участники сидят в кругу. Ведущий «выкидывает» на руках какое-либо количество пальцев. Должны одновременно подняться столько участников, сколько пальцев продемонстрировано. Заранее договариваться о способах выполнения упражнения нельзя.

    Обсуждение: Кто чем руководствовался, принимая решения, в какой момент ему встать, а в какой остаться на месте?

    Упражнение «Движения по одному»

    Цель: упражнение на уверенность, развитие внимания. Описание упражнения: Участникам предлагают произвольно разместиться в пространстве, после чего они по команде ведущего начинают последовательно перемещаться в произвольном направлении, придерживаясь следующих правил: В каждый момент времени может перемещаться только один участник. Если начали движение двое или больше участников одновременно, упражнение считается невыполненным и начинается сначала. Любой участник может находиться в движении не больше 5 секунд подряд, потом должен остановиться. Один человек может двигаться и несколько раз за раунд, но не подряд. Моменты, когда никто не перемещается, тоже могут быть не больше 5 секунд. Если за этот промежуток времени никто не начинает двигаться, это считается проигрышем и упражнение начинается сначала. Участникам следует проработать, не нарушая этих правил, минимум 2 минуты. Переговариваться в процессе выполнения упражнения нельзя.

    Смысл упражнения: Тренировка решительности, умения брать на себя ответственность даже при недостатке информации для этого, в ситуациях, когда ошибка создает риск проигрыша команды, а если ответственность не берет никто – проигрыш гарантирован. Это примерно как в футболе, когда несколько игроков потенциально могут атаковать ворота, но никто этого не делает, боясь промахнуться, и в результате мяч достается соперникам. Кроме того, упражнение способствует развитию взаимопонимания и наблюдательности. Обсуждение: Чем руководствовались участники, когда принимали решение о том, чтобы начать движение?

    Почему некоторые люди были готовы брать на себя ответственность и действовать активно, а некоторые (такие есть практически в любой группе) приняли пассивную позицию и вообще не двигались? Когда в жизни возникают подобные этому упражнению ситуации, в которых взятие на себя ответственности и переход к активным действиям создают риск проигрыша, но если ответственность не берет никто – проигрыш обеспечен?

    Упражнение «Белая ворона»

    Цель: развитие внимания, осознание существующих противоположностей тому или иному действию, анализ своего поведения в ситуациях, в которых необходимо пойти против большинства. Описание упражнения: Выбирается водящий. Он задает какое-то действие (танцует, молчит, злится и т.д.). Остальные совершают прямо противоположное действие. Затем водящий меняется.

    Упражнение «Ёжик»

    Цель: преодоление трудностей общения, присоединение к группе на равных правах, преодоление стеснительности и робости, развитие внимания. Процедура: Участники располагаются по кругу или иначе, но чтоб соблюдалась последовательность. Может игру начать тренер, тихим шепотом,еле слышно позвать: «Ёжик!», далее в строгой очередности участники тренинга должны незначительно повышая голос, причем каждый следующий должен сказать немного громче предыдущего, дойти до крика. Игра проходит несколькими кругами и длится до тех пор, пока тренер не решит, что громче участники уже не могут.

    Упражнение «Наши имена»

    Цель: Снятие излишнего эмоционального напряжения в группе и знакомство ее участников.

    Процедура: Ведущий предлагает всем участникам группы встать в круг. Каждый по очереди делает шаг к центру круга и произносит свое имя в той форме, которая ему самому особенно нравится. После этого по сигналу ведущего все тоже делают шаг к центру и повторяют его имя. Сам участник не двигается и молча наблюдает за этим.

    Упражнение «Тропинка»

    Возраст: для детей 6-7 лет.

    Дети делятся на две команды с одинаковым количеством учащихся. Каждая команда берется за руки, образуя два круга, и по сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока не прекратится музыка (пауза в музыке через разное количество тактов: 6, 12, 18 и т.д.). После чего ведущий дает задание, которое выполняется обеими командами. Если ведущий говорит: «Тропинка!», участники каждой команды, становясь друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, наклоняя голову чуть-чуть вниз. Если ведущий говорит: «Копна!», все участники игры направляются к центру своего круга, соединив руки в центре.

    Если «Кочки!», то все участники игры приседают, положив руки на голову. Эти задания чередуются ведущим. Кто быстрее выполнит задание, тот получит очко.

    Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

    Упражнение «Поднять мяч»

    Цель: Обучение координации совместных действий, выработка уверенности поведения в необычных ситуациях, связанных с межличностным взаимодействием.

    Описание упражнения: Два добровольца ложатся животами на пол головами по направлению друг к другу. Между их головами кладется мяч, который они зажимают лбами. Их задача – вместе подняться, не выронив этот мяч. Его нельзя придерживать с помощью рук или еще каким-нибудь способом, он должен держаться только за счет зажатия между лбами участников.

    Упражнение «Фигурные построения»

    Цель: Упражнение сплачивает группу, способствует формированию взаимопонимания, развитию внимания, обучает уверенному поведению в условиях необходимости принимать решения при ограниченности доступной информации, брать на себя ответственность за свою часть в общей работе.

    Описание упражнения:  

    Участники хаотично перемещаются по помещению. По команде ведущего они закрывают глаза и пытаются построиться, образовав ту геометрическую фигуру, которая названа ведущим (круг, треугольник, квадрат, «змейка» и т.п.). Если кто-то подсматривает – он выбывает из игры. Когда построение закончено, участники по команде ведущего открывают глаза и смотрят, что в итоге получилось.

    Упражнение «Карлики и великаны»

    Образующие круг участники должны выполнять команды ведущего. Если он говорит «великаны», то все встают на цыпочки и поднимают руки вверх; если – «карлики», то все приседают. В ходе игры ведущий пытается запутать участников, например приседает, говоря «великаны».

    Упражнение «Бабушка из Бразилии»

    Все участники встают лицом в круг. Ведущий показывает движения и произносит определенные фразы. Задача участников – все за ним повторить.

    1. Стоя прямо, держа руки по швам, бодро: «У меня в Бразилии есть бабушка!»
    2. Повторить позицию 1, затем выставить вперед правую ногу, повернув стопу внутрь: «У нее вот такая нога!»
    3. Повторить позиции 1 и 2, затем повернуть корпус так, чтобы левое (правое) плечо выдвинулось вперед, и выставить вперед локоть левой (правой) руки, спрятав кисть под мышку: «У нее вот такая рука!»
    4. Повторить позиции 1, 2 и 3, затем наклонить голову на плечо и скривить рот: «У нее голова набок и рот кривой!»
    5. Повторить позиции 1, 2, 3 и 4, затем, подпрыгивая в получившейся позе, громко: «Она прыгает и кричит: «Я самая красивая бабушка в Бразилии!!!»

    Упражнение «Хвостоглаз»

    Цель: Сплочение, разминка, тренировка умения управлять другими людьми и выполнять указания того, кто управляет.

    Описание упражнения: Участники встают в колонну, каждый кладет руки на плечи стоящего впереди. Ведущий поясняет, что участники – это загадочная сороконожка, глаза которой расположены не на голове, а на хвосте. Все, кроме стоящего последним, закрывают глаза, а тот, кто оказался в хвосте, управляет движениями всей «сороконожки», отдавая голосом команды тому, кто находится впереди, а при необходимости и другим участникам. Задача – перемещаться таким образом по заданной ведущим траектории (обойти по периметру помещение, пройти «змейкой» между несколькими стульями и т.п.). Если ведущий замечает, что кто-то, кроме находящегося в хвосте, открывает глаза, «сороконожка» начинает путь сначала. Игра продолжается 3-5 мин, каждую минуту порядок расстановки участников в колонне меняется.

    Упражнение «Бумажные мячики» или «Снежки»

    Материалы: Старые газеты или что-то подобное; клейкая лента, которая будет обозначать разделительную линию.

    Ход упражнения: Все берут по большому листу газеты, как следует комкают его и делают хорошие, достаточно плотные мячики. Участники делятся на две команды, и каждая выстраивается в линию. Расстояние между командами должно составлять примерно 4 метра. За разделительную линию перебегать нельзя. По команде ведущего игроки бросают свои мячи на сторону противника. Смысл в том, чтобы как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на своей стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», игра прекращается. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей.

    Упражнение «Поздоровайся локтями»

    Участники здороваются, соприкоснувшись локтями. Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходить по помещению. Попросите участников встать в круг. Предложите всем рассчитаться на «один-четыре» и сделать следующее:

    • каждый «номер первый» складывает руки за головой, так чтобы локти были направлены в разные стороны;
    • каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
    • каждый «номер третий» кладет левую руку на левое бедро, правую руку – на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в стороны;
    • каждый «номер четвертый» держит сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят в стороны).

    Скажите участникам, что на выполнение задания им дается только 5 минут. За это время они должны познакомиться с как можно большим числом членов группы, просто назвав свое имя и, коснувшись друг друга локтями. Через 5 минут соберите участников в четыре подгруппы так, чтобы вместе оказались соответственно все первые, вторые, третьи и четвертые номера. Пусть участники поприветствуют друг друга внутри своей подгруппы. Эта смешная игра ломает привычные стереотипы приветствия и способствует установлению контакта между участниками.

    Упражнение «Ревущий мотор»

    Ведущий говорит: «Вы видели настоящие автомобильные гонки? Сейчас мы организуем нечто вроде автогонок по кругу. Представьте себе рев гоночного автомобиля.

    Один из вас начинает: «Рррмм!» – и быстро поворачивает голову налево или направо.

    Его сосед, в чью сторону он повернулся, тут же «вступает в гонку» и быстро произносит свое «Рррмм!», повернувшись к сидящему рядом соседу. Таким образом, «рев мотора» быстро передается по кругу, пока не сделает полный оборот. Кто хотел бы начать?»

    Игра «Тигр, мышь и слон»

    Игра, в которую легко вовлекаются даже самые, робкие участники. Участники делятся на две равные команды.

    В каждом круге игры каждая команда выбирает одного из трех зверей: тигра, мышь или слона. Выигрывает та команда, чей зверь может прогнать другого: тигр прогоняет мышь, слон прогоняет тигра, мышь прогоняет слона. Животных можно изобразить следующим образом:

    • тигр – руки вытянуты вперед, словно лапы, угрожающе рычит;
    • мышь – передвигается присев, руки на голове (подрагивают, как дрожащие ушки), негромко попискивает;
    • слон – туловище слегка наклонено вперед, руки со сложенными ладонями раскачиваются вперед-назад, словно хобот, исполнен достоинства и молчалив.

    Команды собираются у противоположных стен помещения, за минуту участники должны договориться между собой, какого зверя они будут представлять в первом раунде.

    Когда решение принято, все начинают громко считать: раз.., два...На счет «три» члены обеих команд быстро принимают позы, символизирующие выбранного зверя. Теперь становится ясно, какой «зверь» в состоянии прогнать другого. Если обе команды выбрали одно и то же животное, победителя нет. Команда, выигравшая три раза подряд, получает аплодисменты.

    Кто сказал «Гав»

    Цель: разогревающее упражнение, развитие внимания.

    Возраст: дошкольный, младший школьный.

    Ведущий предлагает детям превратиться в собачек (кошечек, лягушат, гусят и т.д.). Один ребенок встает спиной к группе и угадывает, кто из детей сказал «гав».

    Упражнение «Почесать спинку»

    Цель: Снять напряжение, повысить групповую сплоченность, релаксация перед упражнением, в котором нужна концентрация внимания.

    Возраст: младший школьный.

    Инструкция: Встаньте, пожалуйста, в два больших круга так, чтобы каждый из вас оказался напротив ученика из другого – внешнего или внутреннего круга. Теперь я хочу, чтобы дети из внешнего круга одновременно повернулись направо. А теперь пусть повернутся направо и все те, кто стоят во внутреннем кругу. Теперь каждый видит перед собой спину своего одноклассника.

    Теперь мы начнем делать друг другу приятный и бодрящий массаж. (Назовите имена двух школьников из разных кругов, стоящих друг рядом с другом.) Пусть Маша и Андрей начнут растирать ладонями плечи стоящих перед ними учеников. Когда Маша и Андрей завершат массаж, те двое сделают такой же массаж двоим следующим – стоящим перед ними. И так далее по кругу, пока массаж не «вернется» к тем, кто его начал – к Маше и Андрею.

    Упражнение «Коллективный счет»

    Правила проведения: участники стоят в кругу, опустив головы вниз и, естественно, не глядя друг на друга. Задача группы – называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия: во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или невербально); во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы. Общей целью группы становится ежедневное увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток. Ведущий повторяет участникам, что они должны уметь прислушиваться к себе, ловить настрой других, чтобы понять, нужно ли ему в данный момент промолчать или пришла пора озвучить число.

    Упражнение «Лови кастрюлю»

    Ход игры: Участники, сидя или стоя в большом кругу, перебрасываются воображаемыми предметами. Бросая, участник объявляет имя партнера и предмет, который он кинет. Тот, кому кидают, должен немедленно «пристроиться» к предмету – ведь котенка нужно ловить иначе, чем змею.

    Упражнение «Все наоборот»

    Цель: разминочное упражнение.

    Правила проведения: Задача участников выполнять движения вслед за ведущим, при этом не повторять движения, а делать все наоборот. Если тренер поднимет руку, участники должны ее опустить. Если тренер разводит ладони – их необходимо сложить. Быстро махнет рукой направо, участники - медленно налево. Тот, кто ошибется, выбывает из игры.

    Упражнение «Бананы-бананы»

    Группа встает в круг. Ведущий предлагает повторять за ним слова, интонацию и движения. Интонация к каждому циклу слов и движений – обычная, грозным низким голосом, пискляво.

    Цикл слов и движений:

    • «Бананы-бананы» – обе руки выбрасываются сначала влево, потом вправо, пальцы как будто брызгают водой на кого-то.
    • «Срываем бананы» – то же самое движение рук, пальцы как будто что-то берут/срывают.
    • «Чистим бананы» – то же самое движение рук, пальцы как будто снимают кожуру сверху вниз.
    • «Едим бананы» – поочередно подносим руки ко рту, словно едим воображаемые бананы.

    Упражнение «Фотограф»

    Цель: Выявление характерных черт и особенностей собеседников, «прочтение» собеседника. Помощники (от 1 до 5 чел.) стоят перед участником, в течение одной минуты задавая ему произвольные вопросы. Затем участник поворачивается лицом к аудитории (спиной к помощникам). Аудитория задает ему вопросы о внешности и настроении помощников (допускается углубление в детали). Участник перед началом упражнения выбирает уровень сложности: 1, 2, 3, 4 или 5 помощников. Оценка участника складывается из количества правильных ответов, умноженных на уровень сложности.

    Подвижные игры и упражнения для развития внимания у младших школьников.

    У кого мяч?

    Цель: развивать внимание, пространственное восприятие, зрительно-моторную координацию.

    Материал: свисток, мяч диаметром 6 – 8 см.

    Ход игры.

    Играющие образуют круг. Выбирается водящий. Он  становится в центр круга, а остальные плотно придвигаются друг к другу, руки у всех за спиной.

            Педагог даёт кому-либо мяч, и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч, и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит: «Руки!» -  и тот, к кому обращаются, должен выставить вперёд обе руки ладонями вверх, как бы показывая, что мяча у него нет. Если водящий угадал. Он берёт мяч и становится в круг, а тот, у кого найден мяч, продолжает водить. По окончании игры отмечаются игроки, нашедшие мяч с первой попытки.

    Горячий камень.

            Цель: развивать внимание, пространственное восприятие, зрительно-моторную координацию.

            Материал: свисток, мяч.

            Ход игры.

            Игроки образуют круг, располагаясь на расстоянии вытянутой руки друг от друга. По сигналу ведущего они начинают передавать мяч в руки стоящего справа соседа. Игрок, уронивший мяч или не сумевший правильно его передать, выбывает из игры.

    Нос, пол, потолок.

            Цель: развивать внимание, память, быстроту реакции.

            Ход игры.

    Играющие размещаются по кругу, ведущий называет одно из трёх слов:

            «нос» - играющие касаются указательным пальцем кончика носа;

            «пол» - дети показывают указательным пальцем на пол;

            «потолок» - игроки поднимают руку вверх, указывая на потолок.

            Интенсивность игры регулируется темпом произнесения ведущим слов – заданий. Ведущий старается запутать игроков. Например, произносит слово «нос», а показывает на потолок. Игрок, допустивший расхождение между словами и действиями, выбывает из игры.

    Выигрывает тот, кто остаётся в круге последним.

    Вызов номеров.

    Цель: развивать внимание, быстроту и ловкость.

    Материал: флажок или набивной мяч для обозначения места поворота.

    Ход игры.

    Играют две команды, которые выстраиваются в колонну по одному у стартовой линии. В 15 метрах от неё напротив каждой команды обозначается место поворота. Капитаны распределяют игроков по номерам.  Ведущий называет номера.  Игроки, услышав свой номер, бегут к точке поворота. Обегают её и возвращаются на место. Прибежавший первым получает очко (жетон).

            Победившая команда определяется в конце игры по числу набранных очков.

    Шишки, жёлуди, орехи.

    Цель: развивать внимание, ориентировку в пространстве, координационные способности.

    Ход игры.

    Играющие встают по трое, один за другим, лицом к центру. В центре – водящий. Первые в тройках – «шишки», вторые – «жёлуди», третьи – «орехи». Все играющие «орехи» должны поменяться местами. Водящий стремится встать на любое освободившееся место. Если ему это удаётся, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Можно выкрикнуть два названия и даже три. Побеждает тот, кто ни разу не был водящим.

    Пишущая машинка.

    Цель: развивать внимание, память, быстроту двигательной реакции.

    Ход игры.

    Игроки располагаются по кругу. Каждому игроку присваивается буква алфавита. Затем придумывается слово или фраза из 2 -3 слов. По сигналу дети начинают печатать: сначала первая «буква» слова хлопает в ладоши, затем вторая и т.д. Когда слово будет напечатано, все «буквы» хлопают в ладоши.

    Класс, внимание!

    Цель: развивать внимание.

    Ход игры

    Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий объясняет, что он будет показывать упражнения, а игроки должны их повторять только в том случае, если перед показом он скажет слово «Внимание!».  Допустившие ошибку выбывают из игры.

    Вариант

    Дети, допустившие ошибку, входят в круг и выполняют дополнительное задание.

    Запрещённая цифра.

    Цели: развивать внимание, память, слухо – моторную координацию; закреплять навыки счёта.

    Ход игры.

    Все играющие становятся в круг. Водящий определяет цифру – от 1 до 10, - которая является запрещённой. По сигналу игроки начинают счёт: первый игрок называет цифру «один», второй – «два» и так до десяти называются все цифры, кроме запрещённой. Вместо неё ребёнок должен выполнить двигательное действие – хлопок или присед.

    Варианты:

    1. Счёт ведётся в обратном направлении – от 10 до 1.
    2. Запрещённых цифр две или три.

    Вверху – внизу.

    Цель: стимулировать внимание; совершенствовать пространственные представления, ориентационные способности.

    Ход игры.

    Учитель называет различные предметы, находящиеся на земле. Ученики говорят «Внизу» и приседают. Если учитель называет предметы, которые находятся в воздухе, тогда играющие говорят «Вверху» и подпрыгивают. Например:

    Воробей – вверху. Муравей – внизу. Самолёт – вверху. Велосипед – внизу. Альпинист – вверху. Боксёр – внизу. Яблоко растёт – вверху. Арбуз растёт – внизу.

    Отмечаются дети, быстро и безошибочно выполнявшие команды.

    Лесные игры.

            Цель: развивать способность к концентрации и переключению внимания; стимулировать развитие воображения.

            Ход игры.

            Дети стоят в шеренге по одному и маршируют под музыку. Учитель даёт различные команды с различными интервалами. Игроки должны безошибочно выполнять эти команды.

            «Муравей, беги скорей!» - руки в упоре сзади, продвигаться вперёд.

            «Лягушки, к болоту» - прыжки с продвижением вперёд с поочерёдным отталкиванием рук и ног.

            «Перекати поле» - лёжа на спине руки вдоль туловища, перекатываться по полу.

            «Раки в реку поползли» - руки в упоре сзади, продвигаться спиной вперёд.

            «Птицы высоко летают» - бег по площадке, руки в стороны или стоя на месте махать руками.

    «Зайцы к лесу поскакали» - прыжки с двух ног на две с продвижением вперёд или на месте.

            Отмечаются дети, быстро и правильно выполнявшие движения.

            Четыре стихии.

            Цель: развивать слуховое внимание, координацию движений.

            Ход игры.

            Игроки сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «земля» - руки вниз. «вода» - руки вперёд, «воздух» - руки вверх, «огонь» - вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

            По окончании игры учитель отмечает игроков, сделавших меньшее число ошибок.

    Волшебное слово.

            Цель: развивать устойчивость и интенсивность внимания, координацию движений.

            Ход игры.

            Дети строятся в круг или в шеренгу. Учитель объясняет, что он будет показывать различные движения, дети должны их повторить за ним лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». если это слово не произносится, дети остаются неподвижными.

            Отмечаются игроки, допустившие меньшее число ошибок.

    Зеваки.

            Цель: развивать произвольное внимание, быстроту простой двигательной реакции.

            Ход игры.

            Дети идут по кругу друг за другом. По сигналу педагога «Стоп!» останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают движение в обратную сторону. Игрок, сделавший ошибку, может выходить из игры, или ему начисляют штрафные замечания.

            Побеждают игроки, не получившие замечаний.

    Мяч водящему.

    Цель: развивать сосредоточенность внимания, быстроту реакции, координационные способности.

            Материал: мяч.

    Ход игры.

    Ученики делятся на две команды и выстраиваются в два круга. В центре каждого круга стоят водящие. Они поочерёдно бросают мяч участникам своей команды и принимают его обратно. Когда мяч обойдёт

    всех участников (1-3 раза), водящий поднимает мяч.

    Побеждает команда, выполнившая задание с минимальным числом падения мяча.

    Игры за столом на развитие концентрации внимания.

    "Где что было" 
    Ребенку показывают несколько предметов, лежащих на столе. Когда он отвернется, один из предметов убирают или переставляют. От ребенка требуется указать, что изменилось. Начинать следует с небольшого количества предметов, постепенно его увеличивая.

    "Найди отличие".
    Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
    Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
    Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

    "Ласковые лапки".
    Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия,внимания, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.
    Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; учитель объясняет, что по руке будет ходить "зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой "зверек" прикасался к руке - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
    Вариант игры: "зверек" будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

    "Разговор с руками".
    Цель: научить детей контролировать свои действия.
    Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки - нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: "Кто вы, как вас зовут?", "Что вы любите делать?", "Чего не любите?", "Какие вы?". Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно "заключением договора" между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
    Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

    "Говори!".
    Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.
    Скажите детям следующее: "Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: "Говори!" Давайте потренируемся: "Какое сейчас время года?"
    Педагог делает паузу. "Говори!"
    "Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок?"... "Говори!"
    "Какой сегодня день недели?"... "Говори!"
    "Сколько будет два плюс три?" и т. д.
    Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.

    "Многоножки".
    Перед началом игры руки находятся на краю парты. По сигналу учителя многоножки начинают двигаться к противоположному краю парты или в любом другом, заданном учителем, направлении. В движении принимают участие все пять пальцев.

    "Двуножки".
    Игра проводится аналогично игре
    "Многоножки", но в в гонках участвуют только 2 пальца: указательный и средний. Остальные прижаты к ладони. Можно устраивать гонки между "двуножками" левой и правой руки, между "двуножками" соседей по парте.

    "Слоны".
    Средний палец правой или левой руки превращается в "хобот", остальные - в "ноги слона". Слону запрещается подпрыгивать и касаться хоботом земли, при ходьбе он должен опираться на все 4 лапы. Возможны также гонки слонов.
    В пальчиковых играх
    "Многоножки", "Двуножки" и "Слоны" сначала дается задание "Кто быстрее всех добежит до края стола?", а затем "Кто МЕДЛЕННЕЕ всех, но ни разу не остановившись, дойдет до края стола?". Именно в таком виде игра становится игрой для гиперактивных, поскольку будет развивать умение сдерживаться.
    Чтобы игра не превратилась в постоянное развлечение учащихся и не мешала проведению других занятий, перед ее началом учитель должен четко сформулировать правила: начинать и заканчивать игру только по определенному сигналу. Одним из сигналов может стать карточка из игры
    "Кричалки - шепталки - молчалки".

    "Морские волны".
    Цель: научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.
    По сигналу педагога "Штиль" все дети в классе "замирают". По сигналу "Волны" дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают ученики, сидящие за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т.д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т.д. По сигналу учителя "Шторм" характер действий и последовательность их выполнения повторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают друг за другом сразу. Закончить игру надо командой "Штиль".

    "Ловим комаров".
    Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе.
    Скажите детям: "Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в класс (группу) налетело много комаров. По команде "Начали!" вы будете ловить комаров. Вот так! Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет "ловить комаров" в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто сидит рядом. По команде "Стой!" вы садитесь вот так: педагог показывает, как надо сесть (на свое усмотрение). Готовы? "Начали!"... "Стоп!" Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные руки вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь - снова за работу!"

    "Шапка-невидимка".
    В течение 3 секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, и затем перечислить их.

    "Ищем буквы".
    Эти задания способствуют развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ. Для их проведения потребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты), карандаши, ручки. Для детей 6-11 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Для достижения какого-либо успеха это задание следует проводить минимум 5 раз в неделю по 5 минут. Занятия могут быть индивидуальными или групповыми.
    Теперь сама инструкция: В течении 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы "А" (указывать можно любую букву): и маленькие и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора.
    По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и так далее; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружком, на другой отмечаются галочкой и т.п. По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания - 4 и меньше пропусков. Больше 4 пропусков - слабая концентрация.
    Проигрыш не должен вызывать чувства неудовлетворения у детей, поэтому можно ввести веселые "штрафы": столько раз промяукать, сколько сделано ошибок, прокукарекать, проскакать на одной ножке и так далее. Время игры не должно превышать 5 минут.

    "Найди слова - 1".
    На доске или на чистом листе написаны слова, в каждом из которых необходимо отыскать другое, "спрятавшееся" в нем слово. Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога.

    "Найди слова - 2".
    Ребенку предъявляется буквенный текст, в котором вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова:
    Бсолнцеитранвстолорюджиметокноггщищщашатмашинаро

    "Квадраты".
    В квадрате 1 в случайном порядке расположены числа. В квадрате 2 эти числа надо расставить в возрастающем порядке.

    Квадрат 1

     5 12 1 7
     10 3 9 16
     14 6 11 2

    Квадрат 2


    По мере тренировки надо увеличивать числа до 25, а в случае хороших результатов – до 30-40.

    "Симметричные рисунки".
    Цель: Развитие коммуникативных склонностей, умения работать с партнером.
    Предлагается по образцу нарисовать предмет вместе со взрослым от оси: ребенок рисует справа (слева, если левша), взрослый - слева.
    Договариваются, каким карандашом. Взрослый определяет исходные точки. Карандаши ставят одновременно в одну точку и проводят в одном ритме.

    "Игры с чудесным мешочком".
    Цель: развитие кинестетических ощущений, восприятия цвета, формы, умения сотрудничать со взрослым.
    На левую руку ребенку надевают волшебный "мешочек", в котором находятся изготовленные из плотного цветного картона (из пластика, из дерева) геометрические фигурки. Мешочек должен быть чуть больше ладошки (по краю отверстия пришивается резинка, сам мешочек лучше сшить из ярких разноцветных лоскутков).
    Наощупь ребенок левой рукой выбирает по заданию взрослого определенную геометрическую фигуру, а правой рисует на бумаге его контуры. Затем из мешочка вынимается выбранная фигурка, она сравнивается с нарисованной, раскрашивается тем же цветом, что и оригинал. Желательно, чтобы ребенок во время paботы произносил вслух название фигуры, цвета и те действия, которые он производит. Игру лучше проводить в такой последовательности: сначала в мешочке должны находиться предметы только одной формы (например, только треугольники, затем - двух форм, трех форм, четырех форм и т.д.
    Всякий раз (кроме первого варианта) ребенку дается такая установка: "Выбери такой предмет, как я тебе покажу". Или более сложный вариант: "Нарисуй предмет, который ты держишь в левой руке в мешочке" - в этом случае образец отсутствует, ребенок действует только по словесной инструкции.

    "Все помню".

    Эту веселую игру можно провести вдвоем, втроем и даже вчетвером, состязаясь в умении запоминать слова в заданном порядке.
    За соблюдением этого условия следит судья, который по ходу игры ведет контрольный листок, записывая названные игроками слова. Слова подбираются на определенную тему, как, например, названия городов, названия растений или животных. Допустим, что тема игры - названия городов. Конечно, города лучше называть общеизвестные, их легче запомнить.
    Итак, начинаем игру. Участники состязания садятся в кружок.
    - Тула, - говорит один. Судья тотчас же записывает это слово в контрольный листок.
    Второй игрок, повторяя названный город, добавляет к нему название другого города:
    - Тула, Полтава.
    - Тула, Полтава, Омск, - объявляет третий.
    Если играют трое, то очередь переходит снова к первому. Он должен пополнить перечень городов еще одним названием. Так, каждый раз прибавляя по одному городу, играющие в свой очередной ход должны повторять все названные раньше города, упоминая их в том же порядке и не пропуская ни одного. Допустивший ошибку выбывает из игры. Оставшиеся продолжают состязание, пока кто-нибудь из них не окажется победителем.

    "Мой любимый фрукт".
    Вариант игры
    "Все помню".
    Участники стоят/сидят в кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д.

    "Мой день Рождения".
    Как и в игре
    "Мой любимый фрукт", участники по очереди называют свои имена, но к своему имени каждый участник добавляет еще дату своего дня рождения. Второй – имя предыдущего и дату его дня рождения, свое имя и дату своего дня рождения, третий – имена и дни рождения двух предыдущих и свое имя и дату своего дня рождения и т.д.

    "Перепутанные линии".
    Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями, способствует развитию сосредоточенности и концентрации внимания.

    "Где чей домик?".
    Предложите ребенку рисунок с изображением семи разных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками. Нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям. Если же задание сложно для малыша, тогда разрешите со временем отложите карандаш в сторону.

    "Словесный ряд".
    Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторите игру с начала. В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т.е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение. Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми, желание, азарт и приз победителю сделают их еще более увлекательными.

    "Что изменилось?".
    Играть лучше всего с несколькими детьми. Все становятся в одну шеренгу. Ведущий вызывает одного ребенка и предлагает запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты. После этого малыш отворачивается или выходит в другую комнату. Оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в костюм или прическу: можно приколоть значок или, наоборот, снять его, расстегнуть или застегнуть пуговицу, поменяться друг с другом местами, изменить прическу и т.д. Затем запоминавший должен назвать те изменения в костюмах товарищей, которые ему удалось заметить.

    "Запомни порядок".
    Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди.

    "Числовая таблица".
    Покажите ребенку таблицу с набором чисел от 1 до 25, которые располагаются в произвольном порядке. Но вначале убедитесь, знает ли малыш все эти числа. Скажите ему: "Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух числа от 1 до 25". Большинство детей 5-7 лет выполняют это задание за 1,5-2 минуты и почти без ошибок.
    Еще один вариант этой игры: приготовьте таблицу с 25 клетками, на которой в случайном порядке написаны числа от 1 до 35, из них 10 чисел пропущены. Попросите ребенка найти и показать все числа подряд, а пропущенные числа записать (если он не может записать цифры, то просто пусть назовет их вам). Зафиксируйте время, которое потребовалось ребенку для выполнения этого задания. Если же эти упражнения оказались трудными для сына или дочки, составьте более простую таблицу, например из 9 клеточек.

    "Сделай, как я!".
    Цель: увеличить объем внимания (результат достигается путем многократного повторения вариантов игры).

    Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 спичек. Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру.
    Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до 12-15.

    "Обезьянки".
    (1,5-7 лет)
    Цель игры: развитие внимания, координации движений, памяти.
    Оборудование: кирпичики одного или нескольких цветов (у всех детей и ведущего наборы должны быть одинаковыми), или счетные палочки, или набор для игры "Танграм", "Вьетнамская игра" и т.д.
    Ход игры: ведущий предлагает детям: "Давайте мы с вами сегодня "превратимся" в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все, что видят". Ведущий на глазах у детей складывает конструкцию из кирпичиков (или из того материала, на котором проводится игра). Ребята должны возможно точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.
    Вариант: построенную на глазах у детей конструкцию закрывают листом бумаги или коробкой и им предлагается сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с образцом).

    "Муха".
    Цель игры: развитие умения ориентироваться на плоскости, активизация слухового внимания, стимулирование умения различать основные цвета.
    Оборудование: игровое поле 5х5 клеток, которые через одну окрашены в разные цвета; центральная клетка занята изображением мухи; фишка — вырезанная из картонки муха.
    games2_muha
    Игровая ситуация: сидела муха в своем домике, а потом решила выползти погулять. Ведущий говорит, в каком направлении и на сколько клеток муха продвинулась (три-четыре раза). Потом спрашивает у детей, на клеточку какого цвета приползла муха (или между какими цветами оказалась).
    Вариант: можно предложить играть, не передвигая фишку-муху на индивидуальных полях, а отслеживая глазами путь мухи по демонстрационному полю.
    Вариант: дети 5-6 лет могут играть на двухцветном поле, представляющем собой аналог шахматной доски (где каждая клетка кодируется буквой и цифрой).
    Вариант: передвигая фишку-муху по клеткам, можно предложить детям (особенно младшего возраста) представить себе, что муха летает из одного магазина в другой и в каждом покупает какую-то вещь, еду и т. д. Когда после посещения десяти-двенадцати "магазинов" муха возвращается, все вместе вспоминают, что же лежит у нее в корзинке с покупками.

    Другой вариант игры "Муха".
    Для этой игры требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль "дрессированной мухи". Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями "мухи", не допустить ее выхода за пределы игрового поля.
    После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или "видит", что "муха" покинула поле, он дает команду "Стоп" и, вернув "муху" на центральную клетку, начинает игру сначала. "Муха" требует от играющих постоянной сосредоточенности.
    Усложненный вариант игры: две мухи. Команды "мухам" подаются отдельно.

    "Ладошки".
    Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки, поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент, выбывают из игры.

    "Ай да я!".
    Игра подходит ученикам младших и средних классов, которые уже умеют делить числа.

    Несколько учеников (5-7) выстраиваются в линейку и должны поочередно называть целые числа в порядке возрастания, начиная с единицы. Правило: нельзя называть числа, содержащие цифру 3 или кратные числу 3. Вместо этого участник должен сказать "Ай да я!" (другой вариант – молча хлопнуть в ладоши). Если ученик ошибся – он выбывает, и игра начинается с начала, пока не останется победитель.

    "Угадай животное".
    Можно играть вдвоем и больше. Каждый участник по очереди загадывает животное и описывает его: "Я знаю животное, которое..." (например: сумчатое, живет на дереве, обитает в Австралии; самое большое морское животное; домашнее животное, которое ловит мышей). Следующий участник должен отгадать. Если он затрудняется, загадавший животное участник может дополнить его описание.
    Рекомендуется использовать различные описания одного и того же животного, а также классификацию: домашнее, дикое, хищное; птица, рыба, насекомое и т.п.
    Эта игра удобна тем, что играть в нее можно где угодно и когда угодно: дома, на улице, в гостях и т.д.
    По этому же принципу можно играть в "транспортные средства", "одежду", "кухонные принадлежности" и т.д.

    "Третий лишний".
    В эту игру можно играть после того, как ребенок усвоил классификацию предметов по группам и подгруппам: животные (дикие/домашние, морские/птицы и т.д.), транспортные средства (наземные, воздушные, морские), мебель, кухонные принадлежности, игрушки, одежда и т.д.
    Первый (начальный) вариант. Взрослый показывает ребенку карточки, на каждой из которых изображены три предмета: два относятся к одной группе, а третий - лишний. Например: дерево-цветок-дом. Ребенок должен определить и объяснить, что дом - лишний предмет, т.к. не является растением.
    Есть настольные развивающие игры с подобными карточками. Если у вас нет такой игры - то карточки несложно приготовить самим: нарисовать или вырезать и наклеить картинки. Можно также нарисовать или вырезать картинки предметов по отдельности и вместо карточки каждый раз класть перед ребенком три картинки, из которых две относятся к одной группе, а третья - лишняя.
    Второй (усложненный) вариант. Та же игра - только на слух: взрослый называет три предмета. Задача ребенка - определить, какой из названных предметов лишний и почему.
    Ребенок обязательно должен объяснить, почему он считает предмет лишнимПо желанию можно также чередоваться: пусть ребенок тоже загадывает вам такие загадки.

    "Игра с геометрическими фигурами (форма-цвет-размер)".
    Вырежьте из цветной бумаги 3 треугольника, 3 прямоугольника, 3 квадрата, 3 ромба, 3 круга, 3 эллипсы и 3 трапеции. В каждой тройке все фигуры должны быть разных цветов, 2 фигуры – одного размера, третья – другого (например: красный и синий треугольники одного размера и зеленый треугольник другого размера – больше или меньше предыдущих; желтый и красный прямоугольники одного размера и синий другого; и т.д.).
    Все фигуры выкладываются на стол в произвольном порядке. Взрослый берет одну фигуру и предлагает ребенку найти другую по одному из указаний:
    1) измени только форму (т.е. оставь цвет и размер)
    2) измени только цвет
    3) измени только размер
    4) измени только форму и цвет
    5) измени только форму и размер
    6)измени форму, цвет, размер
    Ребенок должен взять другую фигуру в соответствии с указаниями и объяснить свой выбор. Если к указаниям подходят несколько фигур, ребенок должен выбрать любую из них. В таком случае можно также попросить его показать дополнительные фигуры, отвечающие требованиям.
    Усложнить игру можно также, попросив ребенка выбрать фигуру, НЕ соответствующую указаниям, и обязательно объяснить, в чем это несоответствие выражается.
    Взрослый может чередоваться с ребенком в ролях ведущего и исполнителя: ребенку будет интересно почувствовать себя "экзаменатором". При этом ему потребуется самостоятельно выбрать фигуру и придумать указание, а также оценить ответ взрослого.

    "Запомни картинки".
    Приготовьте картинки с изображением отдельных предметов (например: мяч, кошка, автомобиль и т.д.). Для начала хватит 5 картинок.
    Держите картинки так, чтобы ребенок их не видел. Поочередно покажите ему 2-3 картинки, каждую на несколько секунд. Затем попросите ребенка вспомнить, какие предметы он видел на картинках. Постепенно можно увеличивать количество картинок в одном сеансе показа (не раньше, чем ребенок запоминает без проблем меньшее число картинок).

    Используемая литература:

    Баландин В.А. Использование подвижных игр для развития познавательных процессов детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – Краснодар, 1999. – 104с.

    Богданова Т. Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребёнка – М.: Роспедагенство, 1994. – 68 с.

    Галанов А.С. Игры, которые лечат (для детей от 5 до 7 лет). – М.: педагогическое общество России, 2005. – 96 с.

    Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. – М.:ЦГЛ, 2002. – 80с.

    Завьялова Т.П., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. – М.: АРКТИ, - 2008. -  56 с.

    Ильин Е.П. психология. – СПб.: Питер, 2004. – 560с.

    Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр Академия, 2002. – 456с.

    Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. высш. пед.  учеб. Заведений: в 3 кн. Кн.3:Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -640с.

    Осипова А.А. и др. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. – М.: ТЦ Сфера,2001. – 104 с.

    Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – ГНОМ и Д, 2000. – 160 с.

    Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001. – 688 с.

    Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М.: Теревинф, 2004. – 47 с.

    Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет: Рабочая тетрадь. - М.: Теревинф, 2004. – 50 л.

    Тихомирова Л.Ф. Развитие  познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с.

    Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Младшие школьники. – М.: Рольф, 2000. – 160с. + вклейка 8 с., с илл. – (Мир Детства).

    Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 368 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Упражнения для развития внимания младших школьников на урока русского языка.

    Собраны  упражнения для развития внимания младших школьников на уроках русского языка. Позволит учителю   совмещать данные упражнения с некоторыми темами уроков русского языка и одновре...

    "Патриотическое воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время"

    В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются  люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то ж...

    Мастер-класс по теме «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время на основе православных традиций»

    Мастер-клас по теме  «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время на основе православных традиций»...

    упражнения для развития внимания младших школьников

    Советы родителям для развития внимания младших школьников....

    "Развитие навыков проектной деятельности у младших школьников в урочное и внеурочное время"

    Это выступление по теме "Развитие навыков проектной деятельности у младших школьников в урочное и внеурочное время" был представлен на III краевой научно-практической конференции "Методческое сопровож...

    «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время на основе православных традиций» (из опыта работы)

    В статье рассказывается о том какие формы , методы я использую в своей работе по духовно - нравственному воспитанию в начальной школе. правильная организация работы позволяет воспитывать личность ребе...