Главные вкладки

    «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время на основе православных традиций» (из опыта работы)
    статья на тему

    В статье рассказывается о том какие формы , методы я использую в своей работе по духовно - нравственному воспитанию в начальной школе. правильная организация работы позволяет воспитывать личность ребенка способного к милосердию. состраданию, любви к близким и своей Родине и т. д. Опыт моей работы показывает положительные результаты в этом направлении.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Новикова Елена Николаевна.  

    учитель начальных классов

    МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

    п. Воротынск  Бабынинского района Калужской области

     «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время на основе православных традиций» (из опыта работы)

    Тема моей работы «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время на основе православных традиций».

    Сначала хотела бы сказать несколько слов о том, почему я обратилась к этой теме.

    Сегодня мы живем в обществе, которое ищет выход из духовного кризиса, из той тупиковой ситуации, в которой оно оказалось на протяжении ряда последних лет.

               Времена необратимо изменились: храм никогда не бывает пуст, в большие православные праздники он даже не может вместить всех желающих. Дети идут в Воскресные школы и Духовно-просветительские центры. Родители освящают дома, многие придерживаются поста. Взрослые принимают таинства крещения, исповеди, причастия, венчания. Воочию виден интерес и потребность в православных ценностях. А это и есть показатель духовного возрождения.

    Основным инструментом духовно-нравственного развития и воспитания личности, формирования гражданской идентичности выступает метод воспитания. Отсюда воспитательная роль учителя вновь актуализируется, нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой главный для учащихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.

    Развитие духовно-нравственной сферы является условием и связано с развитием эмоциональной сферы ребенка. Ребенок не просто должен быть информирован или же понимать значение нравственных ценностей и принципов гражданственности, но и переживать их эмоционально. Только тогда они станут его личностными ценностями.

    Цель моей работы: развивать нравственные, духовные, патриотические, эстетические чувства, учить находить надежные нравственные ориентиры, вытекающие  из народных традиций.

             

              Работая по  УМК «Перспектива», где основной концепцией является духовно – нравственное развитие ученика я накапливала материал, анализировала прочитанную литературу и поняла, что эта тема очень актуальна в настоящее время и важна в работе с детьми.

               Наблюдения за ребятами, беседы с ними и родителями, с другими преподавателями показали, что включение в воспитательный процесс разных форм работы по данной теме, а это беседы, игры, практические занятия, праздники,  туристические образовательные маршруты способствуют формированию духовно-нравственной личности.

    Для эффективной работы по данной теме необходимо учитывать психологические особенности младших школьников:

           - так как преобладает непроизвольное внимание и восприятие основано преимущественно на эмоциях, целесообразно использовать такие приемы, которые могут быть наиболее интересны детям и вызовут у них эмоциональную реакцию;

           - так как у младших школьников воображение непроизвольное, надо направлять его на воссоздание данного образа (прием словесного иллюстрирования);

           - опорой для наглядно – образного мышления могут стать используемые в работе различные репродукции и картины (слайд 1), картина Михаила Васильевича Нестерова может быть представлена на уроках тем по ОПК при изучении жития святых, в данном случае Сергия Радонежского, который в миру представлен отроком Варфоломеем и странствующий монах. Картина пропитана Русью, её бесконечной красотой, спокойствием, мудростью  и величественностью.(сочинение)

           - для развития словесно – логического мышления необходимо задавать вопросы на установление логических связей событий и поступков.

             Не нужно забывать, что возраст 7 - 11 лет-это возраст радования бытию. Дети в это время живут не одну, а несколько жизней сразу: свою и героев сказок, житий, фильмов. Главная возрастная особенность: стремление к подражанию, к максимально полному проживанию событий.

    Невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком - невозможно любить Россию, не зная того, что находится в генетической памяти народа. Узнать о православных  и народных традициях  учащиеся могут  на различных уроках.  

    Начиная с первых уроков обучения грамоте, в 1 классе, ребенок получает информацию не только об изучаемом звуке, но и видит буквенный  графический анализ современный и устаревший, обозначающий этот звук, сравнивает произношение звука, получает информацию о том, что каждая буква раньше обозначалась целым словом. Иногда эти слова, расходятся в толковании смыслового значения устаревшего и современного слова.     Во внеурочной деятельности более подробно разговариваем о предметах православия, учимся сопоставлять слово и находить предмет (слайд 4 -6). Работа с русскими народными сказками и былинами развивает речь учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью и народными традициями. Изучив этот раздел, на итоговом занятии дети моделируют сюжет своей  сказки, делая акцент на том, какой урок ребенок должен извлечь из неё, обозначив это 1 предложением – пословицей или поговоркой (слайд7).

    На уроках ОПК, знакомясь с темой «Защитники Руси Великой» дети не только рисовали героев Отечества, но и прослеживали их жизненный путь. В ходе моделирования они рассказали о святом Александре Невском, его этапах жизни (слайд 8,9).

    В школе существует замечательный музей «Истоки», мы частые его гости. Руководитель музея знакомит нас с одеждой, бытом, занятиями, православными традициями  наших предков. Затем мы все увиденное и услышанное закрепляем в практической деятельности на уроках и во внеурочное время.

    Знакомя с народными промыслами, всегда акцентирую внимание  на том, что наши православные предки, делали свои работы, произнося молитвы о  Божьей помощи, поэтому и изделия получались очень красивые, не похожие друг на друга, потому что каждый вкладывал свою душу, терпение.(слайд10 -15).

    На уроках  окружающего мира большое внимание уделяется с моей стороны православным праздникам, их истории возникновения, подготовки и  обычаям проведения. Теоретические знания мы воплощаем на практике (уроки труда, рисования, внеурочная деятельность), где каждый ребенок не только показывает в интересной форме работы полученные знания, но и раскрывается как личность. Во время проведения праздников всегда задействованы все учащиеся класса, основной акцент делается на скромных учеников, где в процессе весь класс помогает им более ярко показать свои способности и почувствовать себя в одной большой и дружной православной  семье, какие были раньше на Руси (слайд 16 -20). Современным детям очень нравиться путешествовать по «Реке Времени» в прошлое, они с удовольствием играли в  старинные народные игры, делали различные  обереги по технологии наших предков. Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками, сделанными жаворонками. Обрядовое дерево носили по школе, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают, водили хороводы, пели русские народные песни и заклички. Дети с удовольствием участвуют в постановках разных православных сказках и спектаклях, показывают их на разных уровнях, неоднократно выезжали в Спасо – Воротынский женский монастырь.

    На уроках ОПК мы знакомились с православными  храмами и иконами в храмах, говорили  о типах храмов, куполах. В храмах знакомились с разными иконами, значением каждой иконы. Свои знания показали затем в творческих работах (слайд21).

    Большую работу в направлении духовно – нравственного развития провожу с родителями учащихся (родительские собрания, совместные праздники, совместные работы  туристические маршруты, экскурсионные мероприятия), родители  с удовольствием принимают участие, тем самым  помогают и поддерживают своих детей в различных творческих конкурсах, мероприятиях и заодно обогащают свой интеллект новыми знаниями. Подтверждением выше сказанному являются дипломы и грамоты призовых мест в различных православных фестивалях и научно - практических конференций  разных уровней (слайд 22, 23).

             В УМК «Перспектива» большой акцент делается на единство семьи, на такие семейные качества, как: любовь, взаимоуважение, взаимопонимание. И когда мы говорим об этом, я обязательно детям рассказываю о наших святых Петре и Вороньи, об их красивой истории любви, символе любви – белой ромашке. Детям очень нравятся такие уроки, в подтверждение своей любви к маме на уроке технологии они выполняют проект «Ромашковая поляна», делали коллективную работу «Ромашки в вазе» (слайд24).

    В 3 классе, проведя опрос по теме «Мой род», я поняла, что дети плохо знают свою родословную, а связь поколений они обязаны знать. Поэтому на совместном родительском собрании родителей и детей мной было предложено собрать и оформить материал по теме, некоторые даже нашли историю своей фамилии и родовой герб. Вот что получилось (слайд25).

    Конечно же, мы должны знать не только свой род, но и историю происхождения своей малой родины. Поэтому на уроках я стараюсь как можно больше дать информации по теме родного края, его образования и развития. Во внеурочной деятельности мы посещаем музей, где много нового и интересного узнаем о месте, где живем, путешествуем по улицам поселка, я детям рассказываю, в честь кого и почему она так названа, ходим в гости к старожилам поселка, которые с удовольствием делятся информацией о том, какой он был раньше. Совместно с руководителем школьного музея и учителем истории мы разработали туристические образовательные маршруты по родному краю, куда ежегодно, в мае, отправляемся вместе с родителями. Дети ждут их с нетерпением. Во время таких походов учащиеся на практике могут увидеть и соприкоснуться к истории православной  жизни наших предков (слайд25).

    Своё отношение к своей малой родине дети выражают эмоционально, кто –то изображает любовь в рисунках. кто –то в стихах, но у всех учеников присутствует позитив в работах, как учителя, меня это радует (слайд27-29).

    Итоговой работой в 4 классе был тест «Богатство души». Анализируя работы теста, я заметила, в каждой работе значились качества: милосердие, вера в Бога (слайд30). 

    Я для себя делаю вывод, что работа,  проводимая мной  по духовно – нравственному воспитанию не является напрасной.

    http://player.myshared.ru/4/143121/slides/slide_24.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Патриотическое воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время"

    В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются  люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то ж...

    Мастер-класс по теме «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время на основе православных традиций»

    Мастер-клас по теме  «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время на основе православных традиций»...

    Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности

    Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. В статье раввматриваются методы нравственного воспитания, используемые в уче...

    Обобщение опыта по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»

    Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призва...

    Использование игр и упражнений для развития внимания младших школьников в урочное и внеурочное время с применением форм индивидуальной и групповой работы.

    Внимание как один из познавательных процессов. Виды внимания.Возрастные особенности внимания у младших школьников.Групповые игры на развитие внимания.        Подвижные игры и упраж...

    Тема «Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС».

    Формировать у детей духовно - нравственные качества личности (доброту, милосердие, сочувствие, взаимопонимание)...

    Духовно – нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности.

    Духовно – нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности....