Мастер-класс по теме «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время на основе православных традиций»
методическая разработка (4 класс) по теме

Малютина Наталья Анатольевна

Мастер-клас по теме  «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время на основе православных традиций»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_-_master_klass.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7 пос. Советское Руно

Ипатовского района Ставропольского края

Мастер-класс

Тема «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время на основе православных традиций»

        

Подготовила:

учитель начальных классов Малютина Н. А.

                                                                                       МКОУ СОШ №7

2012-2013 учебный год

Этапы

Содержание

Комментарии

Организационный момент.

Представление себя:

Малютина Наталья Анатольевна, учитель начальных классов  МКОУ СОШ № 7

Сообщение темы, целей и  задач работы.

           Тема моей работы «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время на основе православных традиций».

Сначала хотела бы сказать несколько слов о том, почему я обратилась к этой теме.

          Сегодня мы живем в обществе, которое ищет выход из духовного кризиса, из той тупиковой ситуации, в которой оно оказалось на протяжении ряда последних лет.

            Времена необратимо изменились: храм никогда не бывает пуст, в большие православные праздники он даже не может вместить всех желающих. Дети идут в Воскресные школы и Духовно-просветительские центры. Родители освящают дома, многие придерживаются поста. Взрослые принимают таинства крещения, исповеди, причастия, венчания. Воочию виден интерес и потребность в православных ценностях. А это и есть показатель духовного возрождения.

Цель работы: развивать нравственные, духовные, патриотические, эстетические чувства, учить находить надежные нравственные ориентиры, вытекающие  из народных традиций.

          Задачи работы:

  1. Формировать потребность, интерес у детей к изучению этой темы.

2.        Опираясь на интерес ребенка, пробудить желание узнавать о многовековых традициях русского народа.

3.        Помочь  найти личную значимость и ощутить на себе благотворное влияние от общения с прошлым.

4.        Прививать желание творчески мыслить и анализировать свои поступки и поступки своих  друзей.

1.Презентация педагогического опыта.

          Работая по программе «Преображение», накапливала материал, анализировала прочитанную литературу и поняла, что эта тема очень актуальна в настоящее время и важна в работе с детьми.

           Наблюдения за ребятами, беседы с ними и родителями, с другими преподавателями показали, что включение в воспитательный процесс разных форм работы по данной теме, а это беседы, игры, практические занятия, праздники, способствуют формированию духовно-нравственной личности.

2. Представление системы учебных занятий.

         Для эффективной работы по данной теме необходимо учитывать психологические особенности младших школьников:

       - так как преобладает непроизвольное внимание и восприятие основано преимущественно на эмоциях, целесообразно использовать такие приемы, которые могут быть наиболее интересны детям и вызовут у них эмоциональную реакцию;

       - так как у младших школьников воображение непроизвольное, надо направлять его на воссоздание данного образа (прием словесного иллюстрирования);

       - опорой для наглядно – образного мышления могут стать используемые в работе различные репродукции и картины;

       - для развития словесно – логического мышления необходимо задавать вопросы на установление логических связей событий и поступков.

         Не нужно забывать, что возраст 7 - 9 лет-это возраст радования бытию. Дети в это время живут не одну, а несколько жизней сразу: свою и героев сказок, житий, фильмов. Главная возрастная особенность: стремление к подражанию, к максимально полному проживанию событий.

          Невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком - невозможно любить Россию, не зная того, что находится в генетической памяти народа. Узнать о православных  и народных традициях  учащиеся могут  на различных уроках.  

     Работа с пословицами и поговорками на уроках русского языка  развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью и народными традициями.

Работа с пословицами и поговорками.

       А сейчас давайте поиграем. Уверена, что вы знаете  много пословиц и поговорок об учебе. Поэтому вы легко сумеете собрать «рассыпавшиеся» пословицы и поговорки, объяснить их смысл.

      Перед вами отдельные слова, из которых нужно собрать предложения. У каждой группы своя пословица. А слайды на экране помогут проверить правильность выполненного задания.

Конец - делу венец.

Кончил дело – гуляй смело.

Учись смолоду - пригодится в старости.

Работаем над толкованием пословиц.

Конец - делу венец. Венец-украшение на голову в виде короны, в данном случае украшение оконченного дела, то есть, важен окончательный результат.

 Кончил дело – гуляй смело - закончил дело, работу, выполнил учебное задание - можешь быть «свободен», гуляй и играй, не думая о деле.

Учись смолоду - пригодится в старости. Пока молод, надо учиться разным наукам, все эти знания пригодятся в жизни.

      Найдите  родственные слова, объяснить написание гласной о, найдите проверочное слово во второй пословице (кончил).

      Пословицы могут использоваться как дидактический и воспитательный материал на разных этапах урока: на этапе подготовки к изучению нового материала, на этапе творческой работы учащихся или повторения изученного.

       Уже на этапе закрепления можно предложить новые или те же пословицы с заданием: списать и вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.

Учись см_л_ду-пригодится в старости. Около м_л_дых посидеть-самому пом_л_деть.

     Надеюсь, я вас убедила в том, что, работа с пословицами и поговорками развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью и народными традициями.        

       В любой  работе, направленной на воспитание детей невозможно обойтись без поддержки и помощи родителей. Стало традицией на классных родительских собраниях проводить беседы на нравственные темы. Организую такую систему занятий, чтобы родители «шли в ногу» с детьми. Спорим, рассуждаем, выслушиваем мнения и советы друг друга. Это помогает сблизиться и найти совместное решение различных проблем, как в воспитании, так и в обучении.










































Данная информация обогащает учащихся народной мудростью



















Проводится работа по развитию орфографии

ческой зоркости

3. Проведение имитационной игры.

     Я хочу поговорить о том, как должен относиться к учебе православный человек. И познакомить Вас с одним из вариантов внеурочной работы  по данной теме.  Но сначала ответьте на вопрос: зачем необходимо учиться?

- Святые люди часто говорили о том, что человек обязательно должен трудиться. А учеба-главный труд ученика.

Работа по группам.

-Разделитесь на 3 группы. Каждая группа получит карточку со словами святого человека об учении. Вам необходимо прочитать и объяснить значение прочитанного.

1-ая группа.

 «Если же так дорого школьное время, то необходимо учиться беречь его, беречь, прежде всего, от главного губителя - лени, которая любит на завтра откладывать самые неотложные дела, забывая, что каждый новый день несет свои заботы» (святой Алексий Мечев).

Святой призывает нас учиться старательно и не лениться.

2-я группа.

«Хорошие познания хороши для тех, которые употребляют их на хорошие дела» (святой Филарет, митрополит Московский).

То, что мы узнаем, мы должны использовать для добрых дел.

3-ая группа.

«Полезно учиться наукам и художествам, но необходимо жить по - христиански, по-православному» (святой Тихон Задонский)

Мы должны изучать разные науки, а еще учиться жить как настоящие христиане.

   Попробуйте подобрать к каждому высказыванию свою пословицу или выбрать из предложенных.

- Мы с вами послушали и разобрали, что говорили святые люди об учебе. А теперь вспомним, как учились святые люди. О ком из них вы помните? Если забыли, вспоминайте или помогайте мне.

1)Преподобный Сергий Радонежский в детстве долго не мог научиться читать. Учитель ругал его, товарищи смеялись, но ничего не помогало. Мальчик усердно молился Богу и просил помочь ему. Однажды  он пошел в поле искать пропавших лошадей и встретил там

старика. Мальчик рассказал о том, что у него не получается учиться и пригласил его к себе в дом отдохнуть с дороги. Дома перед обедом старик дал мальчику книгу и велел читать по ней молитвы. Варфоломей, так звали мальчика, долго отказывался, но когда открыл книгу, то понял, что умеет читать.

2)Святой равноапостольный Кирилл. (равноапостольный, т.е. равный апостолам - ученикам Христовым).

      В 7 лет Кирилла начали учить грамоте. И в это время святому приснился сон, как будто ему предлагают выбрать невесту из стоящих девушек, и он выбирает самую красивую девушку, которую звали София. А София по-гречески значит премудрость. В школе святой Кирилл был лучшим учеником. А любимым его предметом был закон Божий. Слух об успехах мальчика дошел и до царского двора, и святого взяли в товарищи к его сверстнику царю Михаилу, здесь он продолжал учиться.

      Когда святой вырос, то составил азбуку для славянских народов, в том числе и для русского, и перевел на славянский язык Священные книги.

3)Святой Иоанн Кронштадтский. Когда ему было 6 лет, отец принес домой букварь и начал учить сына читать. Но у мальчика не получалось. Тогда он обратился к Богу с молитвой, прося помочь ему. И молитва была услышана: он смог научиться читать. В 10 лет родители отправили маленького Иоанна в городское училище. Отец целый год копил деньги, чтобы сын смог учиться. В училище мальчик очень скучал по своему дому, по родителям. Он плохо понимал то, что говорил учитель, и что было написано в учебниках, поэтому очень скоро оказался в самых последних учениках, и даже хотели исключить из училища. Тогда он опять обратился к Богу, и все слова учителя стали понятны. Скоро святой обогнал в знаниях всех своих одноклассников. И к концу года, его как лучшего ученика перевели без экзаменов в духовную семинарию.

-Какие же выводы мы можем сделать? Как учились святые?

      Верно, они учились старательно. А если у них что-то не получалось, то просили помощи у Бога. Поучимся у святых, и в трудную минуту будем просить помощи у Бога и его святых. Об успехах в учебе молятся равноапостольным Кириллу  Мефодию, преподобному Сергию Радонежскому и праведному Иоанну Кронштадтскому.

     Самая простая молитва к этим святым будет звучать так: «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, преподобный Сергий Радонежский и праведный Иоанн Кронштадтский, молите Бога о нас».

Творческое задание.

     Но вы знаете, наверное,  такую пословицу «На Бога надейся, а сам не плошай». То есть вы и сами должны приложить усилия и старания к учебе. Регулярно учить уроки, аккуратно писать, дополнительно читать, учить правила.

Давайте попробуем составить правила, которые помогут  успешно учиться.

Например:1)внимательно слушай учителя на уроке, уважай его;

      2) записывай задание в дневник каждый день учи уроки,

      3)ведите себя прилично в общественных местах,

      4)бережно относитесь к школьным вещами так далее.


Воспитание чувства долга и ответственности, положительно

го отношения к

учебе















































































Развивается речь. Проводится работа над построением предложения и

вдумчивым выбором подходящих слов, развивается творческое мышление

4.Моделирование.

        А сейчас попытайтесь смоделировать фрагмент использования на ваших уроках или во внеурочное время любого из приемов духовно – нравственного воспитания...

      Потребность  духовного возрождения России привела к возвращению библейских и агиографических текстов в школьную программу. Их можно встретить в учебниках «История», «Введение в историю», «Окружающий мир». Например, знакомство с житием святого благоверного князя Александра Невского можно провести в несколько этапов:

-предложить вспомнить памятные места, которые связаны с именем А.Невского (улица);

- показать фотографии памятников в разных городах (Великий Новгород, Владимир);

- показать изображение на иконах, картинах и иллюстрациях в книгах. Спросить, знают ли дети, почему он так по-разному изображен?

     Затем уже в самом тексте жития выделить несколько значимых моментов и деяний князя: Невская битва, Ледовое побоище, ответ князя папе римскому, русский князь и Золотая Орда.

      На заключительном этапе следует обратиться к осмыслению образа князя. В житии Невский - святой. Необходимо объяснить, кого же русские люди считали святыми. Святой всегда обращается к Богу, свою жизнь он строит на общении с Богом и убеждении в том, что без помощи Божией  ничего добиться, достичь невозможно.

      Совсем недавно,23 февраля, мы  отмечали  праздник Защитников Отечества. Этот праздник посвящен героям и Святым людям. Защитники Отечества оберегали Землю, которую дал Бог людям. Русская земля всегда славилась защитниками. Можно использовать материал об А.Невском во время внеклассного мероприятия.


Межпредметная связь с уроками истории, окружающего мира, православной культуры

5.Рефлексия.

     Уважаемые коллеги! Как вы считаете, насколько эффективны, могут быть предложенные приемы на ваших уроках? Для оценки результативности ответьте на вопросы:

 Занятие прошло результативно, т.к.

а) теперь могу применить предложенные приемы в преподавании своего предмета,

б) могу сообщить о данном опыте своим коллегам,

в) свой вариант ответа.

Ваши замечания и пожелания.

Помогает увидеть положительные моменты данной работы и ее недостатки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Патриотическое воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время"

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются  люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то ж...

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. В статье раввматриваются методы нравственного воспитания, используемые в уче...

Обобщение опыта по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»

Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призва...

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время на основе православных традиций» (из опыта работы)

В статье рассказывается о том какие формы , методы я использую в своей работе по духовно - нравственному воспитанию в начальной школе. правильная организация работы позволяет воспитывать личность ребе...

Тема «Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС».

Формировать у детей духовно - нравственные качества личности (доброту, милосердие, сочувствие, взаимопонимание)...

Духовно – нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности.

Духовно – нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности....

Духовно - нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время

Чтобы наши дети развивались гармоничными личностями , с правильными ориентирами в жизни, им нужно помогать. В презентации я описала свой опыт работы с учащимися младших классов, постаралась раскрыть т...