«Картотека физкультминуток для младших школьников» Физические минутки и подвижные игры на динамических переменах.
картотека по зож

Сывороткина Наталья Серггевна

Физкультминутки на общеобразовательных уроках и во время самоподготовки представляют собой активный отдых, направленный на уменьшение утомления учащихся, снятие отрицательных воздействий от длительных статических нагрузок, активизацию внимания учащихся и повышение их способности к более эффективному восприятию учебного материала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fiz.minutki.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Картотека физкультминуток для младших школьников» Физические минутки и подвижные игры на динамических переменах.

Физкультминутки для кисти и пальчиков:

1. Физминутка «Капуста»

Мы капусту рубим-рубим,

(размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнём-мнём,

(«мнут капусту»)

Мы капусту солим-солим,

(«берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмём-жмём.

(сгибание и разгибание кистей рук)

2. Физминутка «Теремок»

Стоит в поле теремок.

(Ладони обеих рук соединены под углом)

На двери висит замок.

(пальцы сжаты в замок)

Открывает его волк-

Дёрг-дёрг, дёрг-дёрг.

Руки, сжатые в замок, движутся вперёд - назад, влево - вправо)

Пришёл Петя-петушок

И ключом открыл замок.

(пальцы разжимаются и соединяются друг с другом, образуя «теремок»)


3. Повторяйте упражнение за мной.

1. Заведем мотор машины. (Вращение кулачков.)
2. Покажите, как работает наше сердце. (
Сжимание и разжимание кулачков.)
3. Поднимемся по ступенькам, а теперь спустимся. (
Большим пальцем нажимаем на подушки пальцев по порядку.)
4. Раз, два, три, четыре, пять. (
Сгибаются пальцы по порядку в кулак.)
5. Все пальчики ушли спать. (
Наклоны кулачков.)
6. Вдруг проснулись, потянулись! (
Из кулачков выбрасываются пальцы и возвращаются в исходное положение.)


4.  Можешь пальцы сосчитать:

Один, два, три, четыре, пять.

Один, два, три, четыре, пять –

Десять пальцев, пара рук –

Вот твое богатство друг.

(дети считают каждый пальчик отдельно, загибая его.)


5. Знакомство с пальчиками 
Пять да пять - родные братцы,
Так все вместе и родятся. 
Если вскапываешь грядку - 
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют 
Вместе все в одни игрушки. 
А зимою всей гурьбою 
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие "пять да пять"
Угадайте, как их звать? 
(Пальцы)

6. Расслабление пальцев и кистей рук

Ребенок воспроизводит действия с каким-либо реальным предметом. Оставляя на воде колечки.

"Красим забор" движение кисти руки вверх-вниз, вправо-влево. 
"Погладим котенка" плавные движения поглаживания выполняются сначала одной, потом другой рукой.
"Курочка пьет водичку" локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед.
"Музыканты" движениями рук ребенок копирует игру на различных музыкальных инструментах. 
"Солим суп" локти опираются о стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения.


7. Моя семья.

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. 
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка, 
Этот пальчик - я, 
Вот и вся моя семья!

8.На лужок.

 Сгибание пальцев в кулачек в ритме потешки.

При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочередно.

На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
Приходи и ты, дружек!

9. Замок. На первую строчку - Пальцы в "замочек". Затем стучать о стол "замочком". Затем круговые движения, и показали ладошки.

На дверях висит замок. 
Кто его открыть не смог?
Мы замочком постучали,
Мы замочек повертели, 
Мы замочек покрутили 
И открыли!

10. Дом

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются, средний палец правой руки поднят вверх (труба), кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию: балкон.
Чтобы дом построить новый,
Запасают лес дубовый,
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку.
А потом, потом, потом 
Начинают строить дом.

Физкультминутки для снятия общего утомления:

1. Класс наш прыгает опять

Класс наш прыгает опять —

Раз-два-три-четыре-пять.

(Прыжки на месте.)

А потом у нас прогулка,

Каждый шаг чеканим гулко.

(Ходьба на месте.)

Мы учиться все готовы

И за парты сядем снова.

(Дети садятся за парты.)

2. Арифметический диктант

А теперь, ребята, встали

Быстро руки вверх подняли.

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

(Дети показывают ответы в движении (наклоны,

повороты, прыжки, хлопки).)


3. Солнце глянуло в окно

Солнце глянуло в окно,

Время отдохнуть пришло.

Надо всем нам дружно встать.

Раз присесть, достать до пятки.

И плечами покачать.

А затем, как на зарядке,

Прямо и красиво встать.

Руки вытянуть пошире

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Физкультминутка, как зарядка.

(Дети выполняют движения за учителем по содержанию текста.)

4. Вот под елочкой зеленой

Вот под елочкой зеленой.

Скачут весело вороны,

(Прыжки на одной ноге, на другой ноге.)

Кар-кар-кар.

(Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.)

Целый день они летали,

(Бег на месте со взмахами рук в стороны.)

Спать ребятам не давали,

Кар-кар-кар.

(Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.)

Только к ночи умолкают,

Вместе с нами засыпают,

(Ходьба на месте:)

Ш-ш-ш-ш.

(Присед с выдохом.)

5. Громко тикают часы

Громко тикают часы

(Ходьба сидя,)

Тик-так, тик-так.

(Наклоны головы вправо-влево,

проговаривая слова.)

В школу нам пора идти,

(Ходьба сидя.)

Тик-так, тик-так.

(Наклоны головы вправо-влево.)

Мы учебники собрали,

(Наклон назад, прогнувшись,

руки развести в стороны)

Тик-так, тик-так.

(Повторить наклоны головы,

руки на поясе.)

В школу дружно зашагали,

(Ходьба на месте.)

Тик-так, тик-так.

(Наклоны головы.)

6.Дружно маме помогаем

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

(Подражательные движения по тексту.)

7. Мяч подскакивает вверх

Мяч подскакивает вверх.

Кто подпрыгнет выше всех?

(Прыжки.)

Тише, тише, мяч устал,

Прыгать мячик перестал

И под парту закатился.

(Ходьба на месте.)

Ну и мы за стол садимся.

(Дети садятся за парты.)

8. по дорожке, по дорожке

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

(Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

(Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

(Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

(Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем.

(Ходьба на месте.)

9.В небе плавает луна

В небе плавает луна.

(Плавные покачивания влево и вправо.)

В облака зашла она.

Один, два, три, четыре, пять

(Хлопки в ладоши.)

Можем мы луну достать.

(Руки вверх.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять —

(Хлопки над головой.)

И пониже перевесить.

(Руки вниз.)

Десять, девять, восемь, семь —

(Ходьба на месте.)

Чтоб луна светила всем!.

(Дети тихо садятся.)

10. Гуси серые

Гуси серые летели,

(Взмахи руками в стороны.)

На лужайку тихо сели,

(Приседания.)

Походили, поклевали,

(Ходьба, наклоны.)

Потом быстро побежали.

(Бег и ходьба.)

Физкультминутки для глаз:

1. Вверх-вниз, влево-вправо.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.


2.  Круг.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.

3. Ах, как долго мы писали.

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.

{Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно,

(Посмотреть влево - вправо.)

Ах, как солнце высоко.

{Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем,

(Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим, вверх по радуге пойдем,

{Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.)

Вправо, влево повернем, а потом скатимся вниз,

(Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись.

{Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)

4. Сидя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно. 8 — 12 раз (голова неподвижна)

5. Частые моргания в течение 15— 30 с. 

6. Физкультминутка «Бабочка»

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся,

(Поморгат ь глазами.)

 Больше спать не захотел,

(Руки   поднять   вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуты в стороны (выдох))

Взвился вверх и полетел.

{Потрясти    кистями,    посмотреть вправо-влево.)

7. Физкультминутка «Руки за спину, головки назад»

Руки за спину, головки назад.

{Закрыть глаза, расслабиться.)

Глазки пускай в потолок поглядят.

(Открыть глаза, посмотреть вверх.)

 Головки опустим - на парту гляди.

{Вниз.)

 И снова наверх - где там муха летит?

{Вверх.)

Глазами повертим, поищем ее.

{По сторонам.)

И снова читаем. Немного еще.

8. Квадрат.

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

9. Физкультминутка «Видят глазки всё вокруг»

Глазки видят всё вокруг, 
Обведу я ими круг. 
Глазком видеть всё дано- 
Где окно, а где кино. 
Обведу я ими круг, 
Погляжу на мир вокруг.

10. Физкультминутка «СОВА»

В лесу темно,

Все спят давно.

(Дети изображают спящих.)

Все птицы спят...

Одна сова не спит,

Летит, кричит.

(Дети делают взмахи руками.)

Совушка - сова,

Большая голова.

На суку сидит,

Головой вертит.

(Изобразить большой круг руками. Присесть, сделать повороты головой вправо, влево.)

Во все стороны глядит,

Да вдруг как полетит.

(Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

Физические минутки и подвижные игры

на динамических переменах

«Все ли на месте»

Перед играющими раскладываются различные предметы: игрушки, бытовые предметы, школьные принадлежности. Водящий поворачивается к ним спиной. В это время один предмет убирается. Повернувшись, водящий должен назвать его и показать то место, где он лежал.

«Вызов номеров»

Играющие рассчитываются по порядку номеров. Каждый запоминает свой номер. Учитель вызывает детей по номерам и дает им определенное задание: поймать мяч, сделать упражнение, принести эстафетную палочку и т. д.

«Замри!»

Ученик стоит прямо, прислонившись спиной к стене; пятки соединены и касаются стены;

икры, ягодицы, лопатки касаются стены; руки свисают без напряжения, локтями касаясь стены.

По команде учителя «Замри!», ученик пытается уменьшить пространство между стеной, шеей и поясницей, мысленно считая до 10-ти, после чего возвращается в свободное положение.

«Запомни свое место»

Учитель строит играющих в определенном порядке.

Дети должны запомнить свои места. Затем они расходятся. По сигналу учителя (команда, свисток, хлопок, флажок и т. п.) каждый играющий должен занять свое место.

«Запрещенное движение»

Учитель проводит комплекс физкультпауз по предложенной схеме, по типу общеразвивающих упражнений, но одно движение, например «руки за голову», - является запрещенным. Это значит, что выполнять его нельзя: тот, кто выполнит это упражнение, получает штрафное очко и т. д. Выигрывает тот, кто получит меньше штрафных очков.

«Исправить осанку!».

Ученики становятся в две колонны по одному на расстоянии вытянутых рук. Впередистоящие получают по мячу и по сигналу учителя начинают передавать мячи над головой ученикам, стоящим сзади. Когда мяч доходит до последнего в колонне, все поворачиваются кругом и мяч передается тем же способом в обратном направлении. Впередистоящий ученик, получив мяч, подает команду: «Исправить осанку!» команда, быстрее других закончившая передачу мяча и имеющая лучшую осанку, побеждает.

«Лес, болото, море»

Учитель называет обитателей лесов, болот, морей и рек.

Как только учитель называет обитателей лесов, дети поднимают руки вверх и тянутся кверху (волк, лисица, лось и т. д.).

Если учитель называет обитателей болот (цапля, лягушки и т. д.), дети выполняют наклоны вправо-влево, держа руки на поясе.

Как только учитель назовет обитателей морей и рек (карась, кит, акула и т. д.), дети разводят руки в стороны, имитируя движения плавания «брассом».

В конце игры подводятся итоги, кто окажется самым внимательным, какой ряд и т. д.

«Летает — не летает»

Учитель произносит названия предметов, животных и т. д.

Если названное летает, дети встают на носочки, разводят руки в стороны, если нет, то шагают

на месте.

Самолет, синица, муха... - стойка на носках, руки в стороны, можно выполнять повороты.

Качели, машина... — ходьба на месте.

При повторении игры можно добавить слово «ползает», тогда дети принимают положение

приседа. Улитка, червяк... - присед.

«Как говорят части тела?»

Ученики становятся в круг, ведущий выводит в центр игрока и тихо говорит ему задание;

которое игрок выполняет движением, а все остальные, повторив движения, пытаются отгадать,

какие задания давал ведущий.

- Как говорят плечи «Я не знаю»?

- Как говорит палец «Иди сюда»?

- Как ноги ребенка требуют «Я хочу»?

- Как говорит голова «Да» и «Нет»?

- Как говорит рука «До свидания»?

«Класс — смирно!»

Играющие стоят в колоннах между рядами парт. Учитель проводит комплекс

общеразвивающих упражнений, направленный на решение задач физкультпаузы. Он подает команды: «Руки вперед!», «Руки вверх!», «Присесть!», «Встать!» и т. д.

Ребята должны выполнять только те действия, перед названием которых учитель произносит слово «класс». В остальных случаях играющие никаких движений делать не должны.

Колонна, сделавшая меньше ошибок, выигрывает.

«Отгадай движение»

Играющие делятся на две команды.

Игроки одной из команд заранее договариваются между собой о том движении, которое они

будут делать все вместе на определенный счет во время ходьбы. Игроки водящей команды все

вместе повторяют отгаданное движение. Затем команды меняются ролями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры для динамических пауз в начальной школе.

        Поддержание и укрепление физического здоровья учащихся напрямую связано с их двигательной активностью.          В ...

Тематическое планирование уроков физической культуры. Раздел «Подвижные игры» 3 класс, 1 раз в неделю, 32 урока в год

Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы В.И. Лях, А.А. Зданевич «Комплексная программа физического воспитания. 1-11 класс», М., Просвещение,2005г.Программа рассчитана на 1 ...

Конспект урока. Физическая культура. Тема: подвижные игры.

Конспект урока. Физическая культура. 1 класс. Тема: подвижные игры...

Физические упражнения и подвижные игры на динамических переменах для 1-4 классов.

В данном материале виды физкультминуток на внимание....

Приложение к обобщению педагогического опыта пр формированию здорового образа жизни у младших школьников : Оздоровительная минутка, Дневничок-Здоровячок, Преемственность всех структур, Психокоррекционная работа

Приложение к обобщению педагогического опыта пр формированию здорового образа жизни у младших школьников :  Оздоровительная минутка, Дневничок-Здоровячок, Преемственность всех структур, Психокорр...

Подвижные игры для проведения перемен и прогулок

Подвижные игры для проведения перемен и прогулок...