«Использование дидактических игр для формирования мотивации к обучении в современных условиях образования»
опыты и эксперименты по зож (1 класс)
«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
В настоящее время главными задачами учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, применения полученных знаний на практике, легко адаптироваться в современном мире.
Основой и залогом успешной учебной деятельности любого школьника является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности.
Мотивации, как одному из ведущих факторов любой деятельности, придавалось огромное значение с ещё древних времён. Все учёные, занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности, подчёркивают большую значимость её формирования и развития у школьников, как следствие, развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни. Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.
Игры подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игры, в свою очередь включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные игры. Игры с правилами – это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры–забавы. Игра делает процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребёнку получить собственный опыт испытать ситуацию успеха. Актуальным является противоречие, заключающееся между развивающими возможностями дидактических игр.
Преимущества, которые несет в себе мотивированное обучение, огромны. Ученик, обладающий внутренним стимулом к обучению, как показывают исследования, получает более высокие оценки, чем дети, которые учатся без желания. К тому же заинтересованный ребенок получает от своей работы удовольствие Как формируется и работает мотивация и что можно сделать, чтобы ребенок начал испытывать удовольствие от учебы и повысил успеваемость в школе.
Слово «мотивация» происходит от латинского глагола «movere», двигать. Основу мотивации составляет потребность в чем-либо. Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей. Управлять развитием детей в процессе обучения - это значит приводить их к постановке и достижению личных целей, связанных с овладением содержания образования. Задача учителя - организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности. Школьников необходимо учить самостоятельно работать, высказывать и проверять предположения, догадки, уметь делать обобщение, творчески применять знания в новых ситуациях.
Выделяют пять уровней учебной мотивации
1. Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
2. Хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.)
3. Положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
4. Низкая школьная мотивация. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.
5. Негативное отношение к школе. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.
Большинству современных школьников достаточно сложно проявлять интерес к процессу получения знаний в настоящее время. Неуспевающим ученикам часто не хватает прежде всего заинтересованности в учебе. Мотивация – не постоянная величина, она изменяется в зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения, но нет ни одного ребенка, которого нельзя было бы «заинтересовать» школьными дисциплинами. К тому же заинтересованный ребенок получает от своей работы удовольствие. Важнейшая задача образования – научить учащихся строить свою деятельность как полноценную, разумную.
Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность. Игровая деятельность - это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую познавательную деятельность ребёнка с уже привычной для него, облегчает переход от игры к серьёзной умственной работе.
-ДИДАКТИЧЕСКИЕ цели: расширение кругозора;
-ВОСПИТЫВАЮЩИЕ: воспитание самостоятельности;
-РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие, внимания, памяти, речи, мышления;
- СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ: приобщение к нормам и ценностям общества.
Приведу примеры дидактических игр, которые я применяю в практике :
а) Игры – упражнения. б) Игра-поиск. в) Игры - соревнование. г) Сюжетно - ролевые игры. д) Познавательные игры - путешествия. е) Игры-поручения. ж) Игры-предположения “.з) Игры-загадки. к) Игры-беседы (диалоги).
Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения.
Правила игры и должны быть направлены на воспитание положительных игровых отношений и реальных в их взаимосвязи. Дидактическая игра - один из методов обучения, умственного воспитания детей, способ формирования положительно го отношения к процессу получения знаний в рамках школьной программы. Огромное значение в руководстве играми имеет слово учителя. Обращение к детям, объяснения, короткие сюжетные рассказы, которые раскрывают содержание игры и поведение персонажей, образные пояснение игровых действий, вопросы к учащимся - все это раскрывает содержание дидактической игры и участие детей в ней, содействует пониманию школьниками включенных в содержание игры задач.
Дидактическая игра характеризуется разнообразными формами деятельности детей в их сочетании. Игра должна сохранять эмоциональный настрой учеников, их непринужденность, переживание радости от решения поставленных в ней задач. Развитию игры чаще всего способствуют не прямые, а косвенные приемы: интригующий и направляющий игру вопрос; удивление, высказанное учителем, направляющие игровые действия; шутка, оживляющая игру и помогающая заметить то, на что учащиеся не обратили бы внимание; доброжелательный юмор, неожиданные для детей ситуации в игре; элемент ожидания.
Игровые формы отличаются тем, что процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Сообразуясь с характером и интересами своей роли, учащиеся должны принимать практические решения. Чаще всего им приходится играть свою роль в конфликтной ситуации, заложенной в содержание игры. Решения во многих играх принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности. Однако, несмотря на общее признание положительного влияния дидактических игр на развитие познавательной активности и повышение мотивации обучения учащихся, в настоящее время они не нашли еще достаточно глубокого и основательного применения в педагогической практике.
В игре учащийся развивается как личность. У него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса - организация и включение в урок дидактических игр. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.
.
Из опыта работы
С появлением компьютера в современной школе я решила «оживить» дидактические игры.
Хочу вас познакомить с дидактическими играми, которые я использую на уроках математики.
За годы своей работы я старалась разнообразить устный счёт в процессе урока. Теперь, благодаря информационно-коммуникационной технологии, использование их усовершенствовалось. Игры можно использовать на протяжении всего обучения в начальной школе, изменяя содержание каждого слайда, в зависимости от программного материала. При изучении в 1 классе раздела «Нумерация чисел первого десятка» я использую такие игры:
«Паровозик из Ромашково». Рассадив пассажиров в вагоны в соответствии с составом числа, учащиеся контролируют себя в знании состава числа.
Игра «Математическая гусеница». Учащимся необходимо собрать гусеницу в соответствии с предыдущим ответом. Если часть гусеницы выбрана правильно, то она присоединяется к гусенице, если выбрано неправильно, то часть исчезает.
На уроках обучения грамоте на протяжении букварного и послебукварного периода, изменяя содержание игры, я провожу дидактическую игру «Дождик». Герои урока спрятались под зонтиками красного и синего цвета. Команда девочек помогает Красной шапочке собрать гласные буквы, а команда мальчиков помогает Волку собрать согласные буквы. Класс проверяет и сигнализирует сигнальными карточками.
Дидактическая игра «Наряди ёлку». Дети должны отгадать загадки и правильно собрать из слогов слова-отгадки.
На уроках литературного чтения использовалась игра «Ромашка» по теме: «Творчество С. В. Михалкова». На полянке росли две ромашки: ромашка с названиями произведений С.В.Михалкова и ромашка с названиями произведений других авторов. Дунул ветер, и лепестки с ромашек перемешались. Ребятам необходимо собрать только ромашку с названиями произведений С.В.Михалкова. Играют 2 команды: команда мальчиков и команда девочек. Игроки внимательно читают названия произведений на лепестках, находят лепесток с названием произведения С.В.Михалкова, нажимают на него. Если произведение написано не Михалковым, данный лепесток стоит на месте, а ход переходит к другому игроку. Побеждает команда, которая быстрее и с меньшим количество ошибок собрала цветок с названиями произведений С.В.Михалкова.
При изучении творчества В.Бианки «Сова» применяла игру «Отгадай название по опорным словам».
Для того чтобы сделать урок русского языка интересным, занимательным, любимым и доступно-понятным для ребёнка, при изучении темы «Местоимение» предлагаю ребятам выполнить игру на внимание «Четвёртый лишний». Ребята работают в парах и определяют лишнее слово.
По теме «Правописание гласных и согласных в корне слова» провожу работу с помощью сигнальных карточек. Ребята сигнализируют в каких словах пишется буква т.
При закреплении темы «Имена существительные» предлагаю ребятам поиграть в игру
«Угадай-ка». Надо расшифровать имена существительные. Это весенние слова, определите их род и число.
На уроках окружающего мира при изучении тем «Правила дорожного движения» проводила игру «Знай правила дорожного движения» Цель этой игры: закрепить знания правил дорожного движения и применять эти знания на практике.
По изучении в 1 классе темы «Кто такие рыбы» использовала загадку. Цель игры отгадать о каких монетах говорится в загадке?
Для этого ребятам надо правильно разместить кружочки на теле рыбки.
Игра «Отгадай кто?» Цель: отгадать по признакам о каком животном говориться.
В свой работе на уроках я использую приложения к учебно-методическому комплексу «Школа России» (мультимедийные диски).
Все эти игры развивают у ребят активность, логику, мышление, наблюдательность, внимательность, творческое воображение. В результате у детей появляется мотивация к обучению.
Дидактическая игра - сложное, многогранное явление. Игровой замысел, действия и правила способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания для достижения цели игры. На протяжении столетий будут актуальны слова великого педагога Ушинского К.Д.: «Сделать учебную работу настолько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву - одна из труднейших и важнейших задач дидактики».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
МОТИВАЦИЯ - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, к различным видам деятельности. Деятельно...
Формирование мотивации учебной деятельности в условиях школьного логопункта
Материал содержит примеры создания ситуации успеха на логопедических занятиях....

Статья "Взаимодействие педагогов дошкольных учреждений и школ в современных условиях образования"
Статья для выступления на конференции, посвященной преемственности ДОУ и начальной школы...
Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов Гуренковой Марины Геннадьевны по теме: « Использование дидактических игр для формирования устойчивой положительной мотивации к обучению в современных условиях образования»
Содержание:Введение………………………………………………………………………3Глава I. Теоретико-методологическое обоснование п...

Повышение мотивации к обучению в условиях ФГОС
Статья на тему "Повышение мотивации к обучению в условиях ФГОС" предназначена для учителей начальных классов....

Презентация на педсовет: "Использование Интернет-ресурсов для повышения мотивации к обучению детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в период дистанционного обучения."
Презентация на педсовет....

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
Патриотическое воспитание младших школьников формирует основы гражданской идентичности, эмоциональную связь с историей и культурой страны. Статья акцентипует внимание...
