Формирование мотивации учебной деятельности в условиях школьного логопункта
статья по логопедии на тему

Материал содержит  примеры создания ситуации успеха на логопедических занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.

Мотивы учебной деятельности у школьников 1 -11 классов весьма разнообразны:

Мотивация, лежащая вне учебной деятельности

Мотивация, лежащая в самой учебной деятельности

Положительная

Отрицательная

Положительная

  • определяется социальными устремлениями (чувство долга перед близкими)
  • определяется узколичными мотивами (одобрение окружающих, путь к личному благополучию и др.)

побуждения, вызванные сознанием неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться)

связанная непосредственно с целями учения (удовлетворение любознательности, расширение кругозора, приобретение определённых знаний)

заложенная в самом процессе учебной деятельности (интеллектуальная активность, преодоление препятствий, реализация своих способностей)

Мотивы учебной деятельности в разной степени начинают формироваться в старшем дошкольном возрасте. Даже, если  речевые нарушения ребёнка были ярко выражены, до прихода в школу никто не считал его неудачником. Обычно в школу логопаты приходят положительно мотивированными.

Зная типы  мотивации,  логопед  может  создавать условия  для  подкрепления  уже имеющейся у ребенка положительной  мотивации учебной деятельности и формирования нового типа. Но… для этого ребёнок должен регулярно посещать логопедические занятия. И принуждение, как единственный способ добиться этого, оказывается малоэффективным.

Ребёнок должен идти на логопедическое занятие с желанием. А появится оно в трёх случаях:

  • когда методы и приёмы, используемые логопедом, будут вызывать интерес у ребёнка к познанию окружающего мира;
  • когда ребёнок вновь и вновь будет переживать ситуацию успеха;
  • когда ребёнку будет, как минимум, приятно общество логопеда.

Остановлюсь подробнее на втором случае. Естественно, ситуация успеха на логопедическом занятии может возникнуть только тогда, когда  логопат сможет применить полученные знания, навыки и умения на практике.  Приведу  несколько примеров.

 Чтобы научиться правильно обозначать мягкие согласные гласными второго ряда, прежде  всего, необходимо научиться различать твёрдые и мягкие согласные на слух. Это процесс длительный. Для этого на занятиях я использую твёрдую синюю коробку и мягкую зелёную подушку. Ребята берут по 5-10 картинок  и слушают инструкцию: «Рассмотрите картинки и разделите их на две группы: с твёрдым звуком М и мягким звуком МЬ». Затем я собираю картинки со словами: «Положите на подушку те картинки, в названии которых есть мягкий звук МЬ, а на коробку те, в названии которых есть твёрдый звук М». С каждым занятием ошибок, как правило, становится всё меньше и меньше. Во-первых, потому что ребята действительно лучше различают твёрдые и мягкие согласные; во-вторых, потому что я подхожу к тем, кто еще испытывает значительные трудности, и незаметно подсказываю, утрированно произнося согласный в слове.  А после проверки задания всегда хвалю: «Какие вы молодцы! Сегодня допустили всего … ошибки (или) Вы справились сами, я даже никому не помогала».  

Вот еще пример.  Часто автоматизация звука проходит медленно. Ребёнок не контролирует поставленный звук в свободной речи. Тогда я задаю ему дома выучить соответствующее стихотворение. Но перед тем как спросить  на занятии, даю установку: «Сейчас ты будешь выступать в театре. Выходи на сцену (импровизированную). Я буду зрителем». Объявляю: «Выступает известный артист нашей школы (или даже России) Федя Иванов». Федя уже светится от счастья. В конце выступления с восторгом хлопаю и обещаю пригласить на следующее выступление новых зрителей. Зрители всегда найдутся из тех, просто проходит по коридору.

Часто на занятиях учителем становится кто-то из первоклассников. Кто же откажется сыграть эту роль? Но, чтобы стать учителем, нужно, например, правильно прочитать слоги. «Петя, ты прочитал сам, - скажу я, - молодец! Теперь выходи к доске с указкой и показывай слоги, которые ребята должны прочитать хором.»

Считаю важным аккуратно использовать такой приём как игра-соревнование. Не каждый ребёнок эмоционально может пережить поражение, а потом продолжить занятие. И сколько бы мы не говорили, что в этой игре нет проигравших, есть один победитель, всегда найдётся тот, кто примет ситуации близко к сердцу и будет считать себя проигравшим.  Если в группе есть такой ребёнок, лучше подводить групповой итог: «Вы победили, все вместе сегодня заработали фишек на 1 больше, чем на прошлом занятии. Молодцы!»

Одним из любимых видов работы в первом классе является  превращение печатных букв в различные предметы. Идеи бывают разные, и через время ученики даже начинают интересоваться, во что превратили букву ребята из другого класса. «Да, вы фантазёры и талантливые художники, - говорю я,- работа Оли войдёт в коллекцию идей как самая оригинальная (или яркая, или красивая)». И постараюсь сделать так, чтобы хоть одна буква-предмет каждого  вошла в коллекцию.

Естественно, я не ставлю на занятиях ни троек, ни двоек. Но обойтись совсем без оценок в школе не получается. На логопедических занятиях есть возможность оценивать письменные работы, учитывая личные достижения ученика. Если Света не может писать без исправлений, и по этой причине не получает в классе пятёрок, то я обязательно найду возможность поставить ей эту желанную оценку. Если Вася сегодня допустил 4 ошибки, а еще месяц назад их было 8, то я обязательно поставлю ему четвёрку. Главное не «раздавать» оценки просто так, без достижений.

Ситуацию  успеха можно создать всегда, нужно лишь замечать даже  самые маленькие достижения  и не жалеть своих эмоций!

Мотивация является  сложным, многоуровневым  и к тому же изменяющимся психическим явлением. Создавая ситуацию успеха на логопедических занятиях мы формируем тем самым у логопатов положительную мотивацию учебной деятельности.