Формирование мотивации учебной деятельности в условиях школьного логопункта
статья по логопедии на тему
Материал содержит примеры создания ситуации успеха на логопедических занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_motivatsii_uchebnoy_deyatelnosti_v_usloviyah_shkolnogo_logopunkta.docx | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.
Мотивы учебной деятельности у школьников 1 -11 классов весьма разнообразны:
Мотивация, лежащая вне учебной деятельности | Мотивация, лежащая в самой учебной деятельности | ||
Положительная | Отрицательная | Положительная | |
| побуждения, вызванные сознанием неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться) | связанная непосредственно с целями учения (удовлетворение любознательности, расширение кругозора, приобретение определённых знаний) | заложенная в самом процессе учебной деятельности (интеллектуальная активность, преодоление препятствий, реализация своих способностей) |
Мотивы учебной деятельности в разной степени начинают формироваться в старшем дошкольном возрасте. Даже, если речевые нарушения ребёнка были ярко выражены, до прихода в школу никто не считал его неудачником. Обычно в школу логопаты приходят положительно мотивированными.
Зная типы мотивации, логопед может создавать условия для подкрепления уже имеющейся у ребенка положительной мотивации учебной деятельности и формирования нового типа. Но… для этого ребёнок должен регулярно посещать логопедические занятия. И принуждение, как единственный способ добиться этого, оказывается малоэффективным.
Ребёнок должен идти на логопедическое занятие с желанием. А появится оно в трёх случаях:
- когда методы и приёмы, используемые логопедом, будут вызывать интерес у ребёнка к познанию окружающего мира;
- когда ребёнок вновь и вновь будет переживать ситуацию успеха;
- когда ребёнку будет, как минимум, приятно общество логопеда.
Остановлюсь подробнее на втором случае. Естественно, ситуация успеха на логопедическом занятии может возникнуть только тогда, когда логопат сможет применить полученные знания, навыки и умения на практике. Приведу несколько примеров.
Чтобы научиться правильно обозначать мягкие согласные гласными второго ряда, прежде всего, необходимо научиться различать твёрдые и мягкие согласные на слух. Это процесс длительный. Для этого на занятиях я использую твёрдую синюю коробку и мягкую зелёную подушку. Ребята берут по 5-10 картинок и слушают инструкцию: «Рассмотрите картинки и разделите их на две группы: с твёрдым звуком М и мягким звуком МЬ». Затем я собираю картинки со словами: «Положите на подушку те картинки, в названии которых есть мягкий звук МЬ, а на коробку те, в названии которых есть твёрдый звук М». С каждым занятием ошибок, как правило, становится всё меньше и меньше. Во-первых, потому что ребята действительно лучше различают твёрдые и мягкие согласные; во-вторых, потому что я подхожу к тем, кто еще испытывает значительные трудности, и незаметно подсказываю, утрированно произнося согласный в слове. А после проверки задания всегда хвалю: «Какие вы молодцы! Сегодня допустили всего … ошибки (или) Вы справились сами, я даже никому не помогала».
Вот еще пример. Часто автоматизация звука проходит медленно. Ребёнок не контролирует поставленный звук в свободной речи. Тогда я задаю ему дома выучить соответствующее стихотворение. Но перед тем как спросить на занятии, даю установку: «Сейчас ты будешь выступать в театре. Выходи на сцену (импровизированную). Я буду зрителем». Объявляю: «Выступает известный артист нашей школы (или даже России) Федя Иванов». Федя уже светится от счастья. В конце выступления с восторгом хлопаю и обещаю пригласить на следующее выступление новых зрителей. Зрители всегда найдутся из тех, просто проходит по коридору.
Часто на занятиях учителем становится кто-то из первоклассников. Кто же откажется сыграть эту роль? Но, чтобы стать учителем, нужно, например, правильно прочитать слоги. «Петя, ты прочитал сам, - скажу я, - молодец! Теперь выходи к доске с указкой и показывай слоги, которые ребята должны прочитать хором.»
Считаю важным аккуратно использовать такой приём как игра-соревнование. Не каждый ребёнок эмоционально может пережить поражение, а потом продолжить занятие. И сколько бы мы не говорили, что в этой игре нет проигравших, есть один победитель, всегда найдётся тот, кто примет ситуации близко к сердцу и будет считать себя проигравшим. Если в группе есть такой ребёнок, лучше подводить групповой итог: «Вы победили, все вместе сегодня заработали фишек на 1 больше, чем на прошлом занятии. Молодцы!»
Одним из любимых видов работы в первом классе является превращение печатных букв в различные предметы. Идеи бывают разные, и через время ученики даже начинают интересоваться, во что превратили букву ребята из другого класса. «Да, вы фантазёры и талантливые художники, - говорю я,- работа Оли войдёт в коллекцию идей как самая оригинальная (или яркая, или красивая)». И постараюсь сделать так, чтобы хоть одна буква-предмет каждого вошла в коллекцию.
Естественно, я не ставлю на занятиях ни троек, ни двоек. Но обойтись совсем без оценок в школе не получается. На логопедических занятиях есть возможность оценивать письменные работы, учитывая личные достижения ученика. Если Света не может писать без исправлений, и по этой причине не получает в классе пятёрок, то я обязательно найду возможность поставить ей эту желанную оценку. Если Вася сегодня допустил 4 ошибки, а еще месяц назад их было 8, то я обязательно поставлю ему четвёрку. Главное не «раздавать» оценки просто так, без достижений.
Ситуацию успеха можно создать всегда, нужно лишь замечать даже самые маленькие достижения и не жалеть своих эмоций!
Мотивация является сложным, многоуровневым и к тому же изменяющимся психическим явлением. Создавая ситуацию успеха на логопедических занятиях мы формируем тем самым у логопатов положительную мотивацию учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования мотивации учебной деятельности младших школьников
Особенно интересен младший школьный возраст в свете особенностей формирования мотивации учебной деятельности. Этот период характеризуется развитием и укреплением мотивов, адекватных зрелым формам учеб...
Формирование мотивации учебной деятельности у учеников начальной школы с ОНР посредством применения компьютерных технологий
Материал является вступлением к серии занятий по развитию связной речи у младших школьников....
Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников на уроке математики.
Умножение числа на сто...
Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников на уроке математики.
Урок по математике "Умножение числа на сто"...
Особенности формирования мотивации учебной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями
Консультаци для педагогов, работающих сдетьми с ОВЗ...
Тема: «Педагогические приёмы для формирования мотивации учебной деятельности на уроках литературного чтения на уровне начального общего образования».
Формирование мотивации к чтению – главная задача учителя начальных классов, которую профессионально решает только он. Мотивированное чтение – обязательная основа успешного обучения на урок...
Коррекционная программа «Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников»
Проблема формирования мотивации в младшем школьном возрасте определяется тем, что именно в период обучения ребёнка в начальной школе, когда учебная деятельность является в статусе ведущей ...