Формирование мотивации учебной деятельности в условиях школьного логопункта
статья по логопедии на тему
Материал содержит примеры создания ситуации успеха на логопедических занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_motivatsii_uchebnoy_deyatelnosti_v_usloviyah_shkolnogo_logopunkta.docx | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.
Мотивы учебной деятельности у школьников 1 -11 классов весьма разнообразны:
Мотивация, лежащая вне учебной деятельности | Мотивация, лежащая в самой учебной деятельности | ||
Положительная | Отрицательная | Положительная | |
| побуждения, вызванные сознанием неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться) | связанная непосредственно с целями учения (удовлетворение любознательности, расширение кругозора, приобретение определённых знаний) | заложенная в самом процессе учебной деятельности (интеллектуальная активность, преодоление препятствий, реализация своих способностей) |
Мотивы учебной деятельности в разной степени начинают формироваться в старшем дошкольном возрасте. Даже, если речевые нарушения ребёнка были ярко выражены, до прихода в школу никто не считал его неудачником. Обычно в школу логопаты приходят положительно мотивированными.
Зная типы мотивации, логопед может создавать условия для подкрепления уже имеющейся у ребенка положительной мотивации учебной деятельности и формирования нового типа. Но… для этого ребёнок должен регулярно посещать логопедические занятия. И принуждение, как единственный способ добиться этого, оказывается малоэффективным.
Ребёнок должен идти на логопедическое занятие с желанием. А появится оно в трёх случаях:
- когда методы и приёмы, используемые логопедом, будут вызывать интерес у ребёнка к познанию окружающего мира;
- когда ребёнок вновь и вновь будет переживать ситуацию успеха;
- когда ребёнку будет, как минимум, приятно общество логопеда.
Остановлюсь подробнее на втором случае. Естественно, ситуация успеха на логопедическом занятии может возникнуть только тогда, когда логопат сможет применить полученные знания, навыки и умения на практике. Приведу несколько примеров.
Чтобы научиться правильно обозначать мягкие согласные гласными второго ряда, прежде всего, необходимо научиться различать твёрдые и мягкие согласные на слух. Это процесс длительный. Для этого на занятиях я использую твёрдую синюю коробку и мягкую зелёную подушку. Ребята берут по 5-10 картинок и слушают инструкцию: «Рассмотрите картинки и разделите их на две группы: с твёрдым звуком М и мягким звуком МЬ». Затем я собираю картинки со словами: «Положите на подушку те картинки, в названии которых есть мягкий звук МЬ, а на коробку те, в названии которых есть твёрдый звук М». С каждым занятием ошибок, как правило, становится всё меньше и меньше. Во-первых, потому что ребята действительно лучше различают твёрдые и мягкие согласные; во-вторых, потому что я подхожу к тем, кто еще испытывает значительные трудности, и незаметно подсказываю, утрированно произнося согласный в слове. А после проверки задания всегда хвалю: «Какие вы молодцы! Сегодня допустили всего … ошибки (или) Вы справились сами, я даже никому не помогала».
Вот еще пример. Часто автоматизация звука проходит медленно. Ребёнок не контролирует поставленный звук в свободной речи. Тогда я задаю ему дома выучить соответствующее стихотворение. Но перед тем как спросить на занятии, даю установку: «Сейчас ты будешь выступать в театре. Выходи на сцену (импровизированную). Я буду зрителем». Объявляю: «Выступает известный артист нашей школы (или даже России) Федя Иванов». Федя уже светится от счастья. В конце выступления с восторгом хлопаю и обещаю пригласить на следующее выступление новых зрителей. Зрители всегда найдутся из тех, просто проходит по коридору.
Часто на занятиях учителем становится кто-то из первоклассников. Кто же откажется сыграть эту роль? Но, чтобы стать учителем, нужно, например, правильно прочитать слоги. «Петя, ты прочитал сам, - скажу я, - молодец! Теперь выходи к доске с указкой и показывай слоги, которые ребята должны прочитать хором.»
Считаю важным аккуратно использовать такой приём как игра-соревнование. Не каждый ребёнок эмоционально может пережить поражение, а потом продолжить занятие. И сколько бы мы не говорили, что в этой игре нет проигравших, есть один победитель, всегда найдётся тот, кто примет ситуации близко к сердцу и будет считать себя проигравшим. Если в группе есть такой ребёнок, лучше подводить групповой итог: «Вы победили, все вместе сегодня заработали фишек на 1 больше, чем на прошлом занятии. Молодцы!»
Одним из любимых видов работы в первом классе является превращение печатных букв в различные предметы. Идеи бывают разные, и через время ученики даже начинают интересоваться, во что превратили букву ребята из другого класса. «Да, вы фантазёры и талантливые художники, - говорю я,- работа Оли войдёт в коллекцию идей как самая оригинальная (или яркая, или красивая)». И постараюсь сделать так, чтобы хоть одна буква-предмет каждого вошла в коллекцию.
Естественно, я не ставлю на занятиях ни троек, ни двоек. Но обойтись совсем без оценок в школе не получается. На логопедических занятиях есть возможность оценивать письменные работы, учитывая личные достижения ученика. Если Света не может писать без исправлений, и по этой причине не получает в классе пятёрок, то я обязательно найду возможность поставить ей эту желанную оценку. Если Вася сегодня допустил 4 ошибки, а еще месяц назад их было 8, то я обязательно поставлю ему четвёрку. Главное не «раздавать» оценки просто так, без достижений.
Ситуацию успеха можно создать всегда, нужно лишь замечать даже самые маленькие достижения и не жалеть своих эмоций!
Мотивация является сложным, многоуровневым и к тому же изменяющимся психическим явлением. Создавая ситуацию успеха на логопедических занятиях мы формируем тем самым у логопатов положительную мотивацию учебной деятельности.