Формирование мотивации учебной деятельности у учеников начальной школы с ОНР посредством применения компьютерных технологий
статья по логопедии (2 класс) на тему

Материал является вступлением  к серии занятий по развитию связной речи у младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование мотивации учебной деятельности у учеников начальной школы с ОНР посредством применения ИКТ.

Развитие связной речи – одна из важнейших задач в системе работы по коррекции речи обучающихся с ОНР. Основная задача работы по развитию связной речи состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.

На логопедических занятиях по развитию связной речи младшие школьники знакомятся с правилами построения текста, с его структурой, с тем, как соединять, связывать в тексте части и предложения друг с другом. У логопатов формируются необходимые коммуникативные умения:

  • умение раскрывать тему высказывания;
  • умение раскрывать основную мысль высказывания;
  • умение собирать материал к высказыванию;
  • умение систематизировать собранный материал;
  • умение совершенствовать написанное (для письменной речи);
  • умение строить высказывания в определённой композиционной форме;
  • умение выражать свои мысли правильно, точно, ясно и по возможности ярко.

     Обучая коммуникативным умениям, логопед помогает  осознавать детям с ОНР  все особенности связного текста.

      На занятиях логопаты знакомятся с тремя типами текстов:

  1. Повествование – это высказывание, в котором даётся представление о последовательном развитии действия.
  2. Описание – это высказывание, в котором перечисляются основные признаки предмета или явления.
  3. Рассуждение – это высказывание, в котором доказываются, обосновываются какие-либо мысли.

Связные высказывания составляются учениками не только в форме повествований, описаний, рассуждений, но и в   форме комбинации этих типов речи.

Известно, что логопаты с ОНР имеют психологические особенности, препятствующие успешному усвоению программы общеобразовательной школы, которые значительно влияют на сроки коррекции: низкий познавательный интерес; низкий уровень развития слуховой памяти, внимания и невербального мышления; невысокий уровень развития воображения; низкий уровень критичности к собственной речи и речи окружающих.

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи  и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Использование ИКТ на логопедических занятиях - это инновация в работе практикующего логопеда, диктуемая временем. ИКТ являются мощным средством повышения эффективности обучения.  Можно говорить о значительном расширении возможностей предъявления учебной информации, поскольку  применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды. Использование компьютеров позволяет усилить мотивацию ученика к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности; способствует повышению самооценки ребенка.

Позитивно сказывается на мотивации не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений.

Компьютерные технологии естественно вписывается в жизнь школы и являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.

 

Кроме всего прочего, ИКТ позволяют существенно изменить способы управления учебной деятельностью, погружая учащихся в определенную игровую ситуацию, давая возможность  запросить определенную форму помощи, излагая учебный материал с иллюстрациями, графиками, интерактивными картами и т.д. Значительно расширяются типы задач, с которыми учащиеся работают: моделирование, составление алгоритма, программирование и т.д. ИКТ формируют в определенной степени сотрудничество между ребенком, учителем-логопедом и родителями, активизируют работу с родителями, повышают компетентность родителей в коррекционно-воспитательной работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка, имеющего общее недоразвитие речи. Применение компьютерной техники делает логопедическое занятие привлекательным и по-настоящему современным.

 

 Далее см. Конспект занятия «Составление рассказа-описания «Кактус - царица ночи» и презентации к конспекту.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования мотивации учебной деятельности младших школьников

Особенно интересен младший школьный возраст в свете особенностей формирования мотивации учебной деятельности. Этот период характеризуется развитием и укреплением мотивов, адекватных зрелым формам учеб...

Формирование гражданственности и патриотизма у учеников начальной школы средствами урочной и внеурочной деятельности

Ученики начальной школы недостаточно знакомы с историей нашей страны, её традициями, моральными устоями нашего общества. Это может привести к искажению в их сознании понятия гражданственности и отсутс...

Формирование мотивации учебной деятельности в условиях школьного логопункта

Материал содержит  примеры создания ситуации успеха на логопедических занятиях....

Тема: «Педагогические приёмы для формирования мотивации учебной деятельности на уроках литературного чтения на уровне начального общего образования».

Формирование мотивации к чтению – главная задача учителя начальных классов, которую профессионально решает только он. Мотивированное чтение – обязательная основа успешного обучения на урок...