Формирование гражданственности и патриотизма у учеников начальной школы средствами урочной и внеурочной деятельности
проект на тему

Ученики начальной школы недостаточно знакомы с историей нашей страны, её традициями, моральными устоями нашего общества. Это может привести к искажению в их сознании понятия гражданственности и отсутствию патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitelskiy_proekt.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования  (повышение квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и

переподготовки работников образования (СИПКРО)

Итоговая работа

на тему:

«Формирование гражданственности и патриотизма

 у учеников начальной школы средствами урочной и внеурочной деятельности»

 Курсы повышения квалификации  по ИОЧ ИБ:            

 10.02.2014 – 17.02.2014

                                              17.02.2014  – 21.02.2014

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

Выполнила:

Богатова Ирина Сергеевна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 14

г. о. Жигулёвск

Самара, 2014

Содержание

  1. Актуальность педагогического проекта……………………………3-4
  2. Цели и задачи проекта……………………………………………… 5
  3. Планируемые результаты…………………………………………….6-7
  4. Система работы………………………………………………………7-9
  5. План реализации проекта……………………………………………9 -21
  6. Диагностика…………………………………………………………..21-27
  7. Условия, обеспечивающие достижения цели проекта……………27-28
  8. Заключение…………………………………………………………..28
  9. Список используемых источников…………………………………. 29

2

  1. Актуальность проекта

Ученики начальной школы недостаточно знакомы с историей своей страны, её традициями, моральными устоями нашего общества. Это может привести к искажению в их сознании понятия гражданственности и отсутствию патриотизма. А виноваты в этом мы - взрослые.

Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания. Действительно, современный информационный мир противоречив и нередко агрессивен. Зачастую исходящее из разных источников воздействие (СМИ, реклама и пр.) противоположно целям и задачам воспитания. В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знание, мудрость, которые помогут осуществить задачу гражданского и патриотического  воспитания школьников.

    Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, нравственных ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга. Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Россиянам были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу,

3

неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

         Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых гражданско-патриотического свойств личности школьника.

Реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью бесед, нотаций невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном  компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, можно достигнуть успехов в этом направлении.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

На государственном уровне разработана программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»  (постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795)

        Всё выше сказанное говорит об актуальности формирования гражданственности и патриотизма в современной школе.

4

  1. Цели и задачи проекта

    Цель проекта: воспитание  качеств человека, которые составляют основу его гражданской активности и патриотизма

   Задачи проекта:

  • развивать личность, обладающую качествами гражданина-патриота Родины;
  • расширять знания о родной стране, городе;
  • формировать духовно-нравственное отношение к природе родного края и чувство сопричастности к ней;
  • воспитывать гордость за героическое прошлое, историческое и культурное наследие народа;
  • воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувство собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, одноклассникам и другим людям);
  • формировать у детей и их родителей интерес к изучению родословной своей семьи, истории, культуры, традиций своего края,  родины, жизни земляков, верно служивших и служащих Родине;

  • развивать творческие способности детей, умение выражать своё отношение к увиденному через рисунки, написание рассказов, изготовление поделок.

5

  1. Планируемые результаты:

а) краткосрочные результаты узнавание мира (1-2классы)

Учащиеся должны иметь:

– элементарные знания о законах и правилах общественной жизни, о государственном устройстве России, о правах и обязанностях граждан, об их самостоятельных объединениях (гражданском обществе); 

– знание важнейших вех истории России, своего народа, представления об общей судьбе народов единой страны, о тех людях или событиях, которыми может гордиться каждый гражданин России;

– знание о свободе совести, о взглядах на религиозные идеалы (вера, мировоззрение) традиционных российских религий и светской культуры;

  – знание о необходимости мирного сотрудничества народов и государств   ради развития всего человечества;

– начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина,  семьянина, товарища;

 – о нормах и традициях человека как гражданина и патриота;

б) долгосрочные результаты  получение опыта самостоятельного ценностно-ориентированного социального действия 3-4класс

Учащиеся должны:

– принимать участие в принятии и исполнении коллективных решений, управляющих жизнью класса, школы (самоуправление);

– препятствовать (в пределах своих возможностей) нарушению порядка, закона, несоблюдению обязанностей, нарушению равноправия;

6

препятствовать любым признакам насилия;

– не допускать (в пределах своих возможностей) оскорбления, высмеивания людей другой национальности, религии, убеждений, расы;

– уметь  вести корректный, доброжелательный  разговор с человеком других взглядов, религиозных убеждений, национальности;

– участвовать в общественной жизни за пределами школы (например, празднование государственных праздников);

– проявлять уважения и заботу по отношению к защитникам Родины, ветеранам, пожилым людям, людям с ограниченными возможностями

Современные образовательные технологии, используемые в проекте:

  • информационно - коммуникативная
  • технология игрового обучения
  • технология проектного обучения
  • компьютерная технология

  1. Система работы.

 Формы работы :

1.Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;

2. Беседы;

3. Деловые игры;

4. Тематические классные часы;

5. Встречи с людьми разные профессий

7

6. Викторины;

7. Учебно-исследовательские конференции, 

8.  Коллективные творческие дела;

9. Смотры-конкурсы, выставки;

10. Соревнования;

11. Экскурсии, поездки, походы;

12. Конкурс творческих проектов (альбомы, презентации, сочинения, рисунки, плакаты);

13. Виртуальная экскурсия «Путешествие в прошлое и настоящее» (в детство наших родителей, бабушек, дедушек, дальних и близких родственников, нашего города, края, страны)

14. Семейные гостиные:

-  «Духовно нравственные основы русского народа».

-  «Пишем историю своей семьи»

Методы:

  • фронтальный метод
  • групповой метод
  • практический метод
  • познавательный метод
  • ситуационный метод
  • игровой метод
  • соревновательный метод

   Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы требуют высокой педагогической квалификации.

Младший школьник испытывает большое доверие к учителю. Для

8

ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет эффективность их воспитания и социализации.

  1. План реализации проекта

Мероприятия по реализации направления «Ученик -  патриот и гражданин»

Проектная поэтапная работа по формированию патриотического и гражданского воспитания реализуется по двум направлениям:

 1. Работа с детьми

 2. Работа с родителями

а) на уроках

«Обучение грамоте»:

Календарь и календарные праздники. Первое сентября – День Знаний.

Первичное знакомство с государственной символикой.

Природа вокруг нас. Животные и растения Самарского края.

Москва – столица России. Самара – областной город.

Русские народные сказки, считалки, загадки, потешки, пословицы, поговорки.

Города России. Города Самарской области.

9

Реки России. Реки Самарской области.

Земля – наш общий дом. Россия – многонациональное государство.

Что такое Родина. Моя малая родина.

Наши спортсмены. Спортсмены Самарской области.

Земля – планета, на которой мы живем.

Кремль-сердце России (царь-колокол, царь-пушка)

Имена московских улиц. Улицы Жигулёвска.

Друзья познаются в беде.

Береза – символ России.

«Окружающий мир»

Россия – многонациональное государство.

Жизненный опыт.

Родители, учителя, книги.

Ты и твоя семья. Родители и дети.

Ты и твои друзья.

Взаимопомощь в семье.

Учимся общаться.

Мой дом. Моя улица.

Богатства природы.

Человек – существо разумное.

Природа и мы. Экология.

Земля-шар. Земля в космосе.

10

Древние занятия человека.

Моя родословная. Кем были наши предки.

Что такое общество.

Кого можно назвать человеком.

Основной закон России и права человека «Дети имеют право на особую заботу и помощь».

Мы – граждане России

Короли, президенты и граждане.

Расы и народы.

Письмо.

Заглавная буква в правописании географических названий, имен, отчеств, фамилий, кличек животных.

Русский язык.

Слово. Предложение. Текст. (составление  предложений о Родине, Самарской области)

Литературное чтение.

Уроки вежливости.

Русские народные сказки.

Русские народные скороговорки.

Былина – фольклорный жанр.

От сказки народной до сказки авторской.

Русские народные песни.

Повесть временных лет. Славяне и их просветители. Кирилл и Мефодий.

11

Поучение Владимира Мономаха.

Патриоты России

Великая война и Великая Победа

Страна, открывшая путь в космос.

б) во внеурочной деятельности

Дата

Мероприятия

Формы

Ответственные, участники

сентябрь

«Здравствуй, школа», «Правила поведения в школе»

беседы

классные руководители,

1кл.

сентябрь

«Здравствуй, школа»

«Все мы -дружная семья»

беседа

классные руководители,

2,3кл

сентябрь

«Я и другие люди»

беседа

классные руководители,

4кл.

сентябрь

«Что значит быть учеником»

классный час

классные руководители,

1кл

сентябрь

«Все мы разные, но все мы равные», «Здорово, когда на свете есть друзья

классный час

классные руководители,

 2,3к

сентябрь

«А гражданином быть обязан»

классный час

классные руководители, 4кл

октябрь

«Что такое хорошо и что такое плохо

беседы

классные руководители,1кл.

октябрь

Красота родной природы

фотовыставка

классные руководители,1кл

октябрь

«Что такое –Конституция»

беседа

классные руководители, 2кл

октябрь

«Как появилась религия»

беседа

классные руководители, 3кл

октябрь

«Мир человеческих чувств»

беседы

классные руководители, 4кл

октябрь

День учителя

Комплекс мероприятий:

праздничная программа

конкурс рисунков

Администрация, учителя музыки классные руководители , 1,2,3,4кл

ноябрь

«Моя семья»

классный час

классные руководители1кл.

ноябрь

«Профессии моих родителей»

классный час

классные руководители, 2кл

ноябрь

«Моя родословная»

классный час

классные руководители, 3кл

ноябрь

«Из истории семейной летописи»

классный час

классные руководители, 4кл

ноябрь

«День матери в России»

проект

классные руководители, 1-4кл

декабрь

«Трудиться всегда пригодиться»

беседы

классные руководители1кл.

декабрь

«Вежливые слова»

беседа, игровой тренинг

классные руководители, 2кл

декабрь

«Учись учиться»

беседа

классные руководители, 3кл

декабрь

«Россия – родина моя»

викторина

классные руководители, 4кл

декабрь

«Краски природы»

классный час

классные руководители1кл.

декабрь

«Моя любимая книга»

классный час

классные руководители, 2кл

декабрь

«Неизвестные страницы истории»

классный час

классные руководители, 3кл

декабрь

«Права ребёнка в новом веке»

классный час

классные руководители, 4кл

декабрь

Новогодняя сказка

участие в подготовке и проведении мероприятия

классные руководители, 1, 2,3,4кл

январь

Порядок время бережёт. Как организовать свой труд дома

беседа

классные руководители1кл.

январь

Режим дня

беседа

классные руководители, 2кл

январь

Семейные династии

мини - проект

классные руководители, 3кл

январь

Настоящий мальчишка, какой он?

классный час

классные руководители, 4кл

февраль

День рождения города Жигулёвска

кл. час, викторина

классные руководители,

1-4кл

февраль

Когда все вместе

конкурсная семейная программа

классные руководители, 3,4кл

февраль

Детство наших бабушек и дедушек

устный журнал

классные руководители 1,2кл

февраль

Поклон тебе, солдат России

Аты–баты, шли солдаты

Герои живут рядом

О чём рассказала награда?

Чтоб Защитником стать

Комплекс

мероприятий:

 Выставка рисунков

Фестиваль патриотической песни

Встреча с военнослужащими

Беседа

Творческий проект

Учителя физкультуры и ОБЖ, классные руководители

3-4 классы,

военнослужащие

февраль

Зов леса. « Зарничка»

Спортивно-интеллектуальная игра

учит. физ-ры,  1,2,3,4кл.

февраль

День защитника Отечества.

Буду в Армии служить

праздник, игра-соревнование, конкурс для мальчиков

кл. рук., учит. физ-ры,  1,2,3,4кл.

март

Я люблю тебя, Россия

конкурс чтецов

кл. рук.,

1-4 классы

март

Знай и люби свой край

викторина

кл. рук.,

 1-2 классы

март

Рисуем милой мамочки портрет

конкурс рисунков

кл. рук., 1,2,3,4кл

март

Участие в проведении «Дня здоровья»

праздник

учителя физ. 1,2,3,4кл.

апрель

День космонавтики

Россия в освоении космоса

Человек поднялся в небо

Через тернии к звёздам

Комплекс

мероприятий:

Кл. час

 

Выставка рисунков

Администрация, классные руководители

1-4 классы

апрель

Зачем человеку семья?

кл. час-диспут

кл. рук., ,3,4кл

апрель

Все работы хороши, выбирай на вкус

утренник

кл. рук, 4 кл.

май

Поздравление ветеранов ВОВ

Акция, выступления,

подарки

кл. рук., 2,3,4кл.

май

По волнам нашей памяти

утренник

кл. рук,3, 4 кл

май

Чтим великий День Победы

классный час

кл. рук,1,2,3, 4 кл

май

Страницы великой Победы

Творческий проект

кл. рук,1,2,3, 4 кл

в течение года

Встречи с почётными гражданами города

Встречи, беседы, выставки и т.д.

Администрация, классные руководители, почетные граждане  города 1.2.3.4.классы

в течение года

Семейные походы по родному краю

экскурсии

Родители, кл. рук 1,2,3,4кл.

в течение года

Тематические встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла, воинами запаса

Встречи, беседы, выставки и т.д.

Администрация, классные руководители, труженики тыла и ветераны ВОВ,1.2.3.4 классы

в течение года

Экскурсии в историко-краеведческий музей г.  Жигулёвск, Тольятти и др. городов Самарской области

Экскурсии

Классные руководители 1.2.3.4 классы

в течение года

Цикл классных часов о знаменательных событиях истории России «Героические страницы истории моей страны»

Кл.час

Классные руководители 1.2.3.4 классы

в течение года

Цикл классных часов о героях России «Ими гордится наша страна»

Кл.час

Классные руководители 1.2.3.4 классы

Перечисленные мероприятия включают в себя различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, мини-

18

проекты, фотовыставки, выставки прикладного творчества; трудовые дела, где каждый учащийся может выбрать дело в соответствии со своими интересами и возможностями.

в) Работа с родителями

Название мероприятия

Сроки

Форма проведения

Ответственные

Семейные праздники (1-4 классы):

«Истории любви моего дома», «Мамины руки, нет их теплее…», «Дорогое слово – отец», «Долгая и близкая дорога к дому» и т.д.

 

в течение года

Совместные праздники с родителями

Классные руководители

«Папа, мама, я - спортивная семья»   

в течение года

Соревнования

Учитель физкультуры, классные руководители

 1-4 классы

Прощание с азбукой(1-е классы)

Выпускной вечер в начальной школе (4-е классы)

февраль

май - июнь

Праздничная программа

Администрация, классные руководители

 

Тематические родительские собрания по классам, организация лектория для родителей по духовно-нравственному воспитанию

в течение года

Собрание, круглый стол, практикум и т.д.

Администрация, классные руководители

1-4 классы

Привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время 

В течение года

Праздники

Проекты

Походы

Классные дела

Классные руководители

1-4 классы

Формирование библиотечек для родителей по воспитанию детей. Распространение печатного материала для родителей через библиотеку  школы

в течение года

Буклеты, листовки, методические сборники

Библиотекарь, администрация, классные руководители

Создание банка данных методических разработок по гражданскому, патриотическому и нравственному воспитанию

в течение года

Методические сборники

Администрация, библиотекарь,

классные руководители

Работа с семьями учащихся, стоящих на ВШК учете

в течение года

 

Соц.педагог, классные руководители

 

Работа с социально-неблагополучными семьями

в течение года

 

Соц.педагог, классные руководители

  1. Диагностика является необходимой составляющей в системе воспитания. Она даёт возможность видеть динамику развития событий, помогает дальнейшему планированию работы.

Тест: «Уровень сотрудничества в детском коллективе»

Инструкция классу. Представьте, что в каждом прочитанном далее утверждении речь идет о вашем классе. В случае согласия с утверждением ставьте рядом с его номером плюс (+), в случае несогласия – минус(–). Можно два-три раза поставить вопросительный знак, если отвечаете «не знаю». Помните, что здесь нет «правильных» и «неправильных» ответов. Важно ваше личное мнение. Указывать свою фамилию на листке не нужно.

Список утверждений

  1. Ребята стараются хорошо выполнять дела, полезные всей школе.
  2. Когда мы собираемся вместе, мы обязательно говорим об общих делах класса.
  3. Для нас важно, чтобы каждый в классе мог высказывать свое мнение.

21

  1. У нас получается лучше, если мы что-то делаем все вместе, а не каждый по отдельности.
  2. После уроков мы не спешим расходиться и продолжаем общаться друг с другом.
  3. Мы участвуем в чем-то, если рассчитываем на награду или успех.
  4. Классному руководителю с нами интересно.
  5. Если классный руководитель предлагает нам, что делать, он учитывает наши мнения.
  6. Классный руководитель стремится, чтобы каждый в классе понимал, зачем мы делаем то или иное дело.
  7. Ребята нашего класса всегда хорошо себя ведут.
  8. Мы согласны на трудную работу, если она нужна школе.
  9. Мы заботимся о том, чтобы наш класс был самым дружным в школе.
  10. Лидером класса может быть тот, кто выражает мнение других ребят.
  11. Если дело интересное, то весь класс в нем активно учувствует.
  12. В общих делах класса нам больше всего нравится помогать друг другу.
  13. Нас легче вовлечь в дело, если доказать его пользу для каждого.
  14. Дело идет намного лучше, когда с нами классный руководитель.
  15. При затруднениях мы свободно обращаемся к классному руководителю.
  16. Если дело не удается, классный руководитель делит ответственность с нами.
  17. В нашем классе ребята всегда и во всем правы.

Ключ, обработка и интерпретация результатов

Все 20 утверждений представляют собой 10 шкал, хотя при обработке результатов возможно рассматривать ответы школьников по каждому из 20 утверждений отдельно. В соответствии с порядковым номером утверждений от №1 до №10 (и аналогично от №11 до №20) это следующие шкалы:

22

-   (1) – ценность школы. При высоких значениях: ориентация на школу, активность в общешкольных делах, включенность в ритм жизни параллели, широкий круг общения в школьном коллективе.

-   (2) – ценность класса. При высоких значениях: ориентация на класс как на центр школьной жизни, включенность в дела класса, акцентирование групповых (внутриклассных) интересов.

-   (3) – ценность личности. При высоких значениях: ориентация на личность, индивидуальность, приоритет самостоятельности, свободного самовыражения, личной позиции.

-   (4) – ценность творчества. При высоких значениях: ориентация на творческое участие, интересное дело, совместную продуктивную деятельность.

-   (5) – ценность диалога. При высоких значениях: ориентация на общение, дружеские отношения, забота об интересах окружающих.

-   (6) – ценность рефлексии. При высоких значениях: ориентация на самоанализ, оценивание и рефлексивное понимание собственных интересов и потребностей.

-   (7) – оценка креативности классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как творческого лидера, выдумщика и деятельного участника общих дел.

-   (8) – оценка диалогичности классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как эмоционального лидера , авторитетного взрослого, способного понять и помочь.

-   (9) – оценка рефлексивности классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как интеллектуального

23

лидера, аналитика ситуации в классе, принимающего ответственные решения.

-   (10) – откровенность. Оценка достоверности результатов, так как измеряет установку школьников на критичность к социально одобряемым ответам. Низкая откровенность ответов (низкая самокритичность) может свидетельствовать, несмотря на высокие оценки по другим шкалам, о неблагополучии во взаимоотношениях и выраженной социальной тревожности.

Для обработки результатов необходимо определить количественные значения по каждой шкале. За каждый ответ засчитывается 1 балл (кроме утверждений №10 и №20, где 1 балл засчитывается за каждый (–) ответ. За каждый (?) ответ засчитывается 0,5 балла. Баллы по каждой шкале суммируются и переводятся в проценты от 0 до 100%. Кроме того, вычисляется средний балл как среднее арифметическое всех десяти шкал. Полученные результаты изображаются графически.

Важно: подсчитываются и анализируются только групповые результаты, все ответы школьников анонимны.

Для простоты анализа считают результаты:

-   низкий – ниже 60%,

-   нормальный – в интервале 60-80%,

-   высокий – в интервале 80-100%.

Особо интерпретируются результаты шкалы №10: при значениях ниже 50% результаты теста перепроверяются как недостоверные, при значениях в области 50-60% речь идет о пониженной самокритичности, выраженной социальной тревожности, стремлении выглядеть лучше в глазах окружающих

24

взрослых.

Диагностика осознанности гражданской позиции учащихся

Тест для учащихся 3-4 классов (Кузьмина Е.С., Пырова Л.Н.)

1. В какой последовательности располагаются полосы на Государственном флаге Российской Федерации?

            а) белая, синяя, красная;

            б) красная, белая, синяя;

            в) синяя, белая, красная.

2. Гимн – это…

            а) торжественная мелодия для исполнения симфонического оркестра;

            б) торжественная песня для коллективного прослушивания;

            в) торжественная песня или мелодия, исполняемая в особых, торжественных случаях, подчеркивающая любовь к Родине, гордость за нее.

3. На Государственном Гербе Российской Федерации изображен …

            а) золотой двуглавый орел;

            б) Святой Георгий Победоносец;

            в) Святой Георгий Победоносец с копьем, победивший черного змея.

4. Родина – это…

            а) место, где человек живет сейчас;

            б) место, где человек родился и провел свое детство;

            в) Отечество, родная сторона.

25

5. Конституция – это основной закон государства, определяющий …

            а) общественное и государственное устройство;

            б) основные права и обязанности граждан;

            в) права  граждан.

    Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской)

Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.

1.   Если я знаю, что поступил неправильно, то …

2.   Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то …

3.   Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно …

4.   Когда в моем присутствии обижают человека, я …

5.   Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я …

6.   Если бы я был на месте учителя,  я …

    Незаконченные предложения, или моё отношение к людям.

Отношение к друзьям

Думаю, что настоящий друг …

Не люблю людей, которые …

Больше всего люблю тех людей, которые …

Когда меня нет, мои друзья …

26

Я хотел бы, чтобы мои друзья …

Отношение к семье

Моя семья обращается со мной как …

Когда я был маленьким, моя семья …

Чувство вины

Сделал бы все, чтобы забыть …

Моей самой большой ошибкой было …

Если ты совершаешь дурной поступок, то …

Отношение к себе

Если все против меня …

Думаю, что я достаточно способен …

Я хотел бы быть похожим на тех, кто …

Наибольших успехов я достигаю, когда …

Больше всего я ценю …

  1. Условия, обеспечивающие достижения цели проекта

- информационные: школьная библиотека, городская библиотека, интернет;

- кадровые: учителя физкультуры, учителя ОБЖ, классные руководители, библиотекари, труженики тыла и ветераны ВОВ, почетные граждане  города, соц.педагог, родители;

- учебно-методическое обеспечение

27

- технические: мультимедийное  оборудование, медиапроектор, интерактивная доска, компьютер;

8. Заключение

От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, что поразило его воображение, какие уроки извлек он из рассказов о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Вот почему нужно помогать ребенку открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины. Важно, чтобы у ребенка проявлялась гражданственность в чувствах, в сознании, в поведении.

Дж. Байрон писал: "Племя, неспособное воспитать в потомстве стремление сохранить и защитить сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание. Государство, не ставящее целью воспитать своих граждан в духе патриотизма, не имеет будущего" 

28

9.Список литературы

1.Государственная программа  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»  (постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795)

2.Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30-51-131/16)

3. Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001г. №90/30 - 16)

4. Тикаева Т. Опыт патриотического воспитания. - Волгоград: Учитель, 2008г.

5. Данилюк А.Я.  и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение , 2009г.

6. Максимцева Т.А., Кузьмина О.В. Воспитываем гражданина: система гражданского образования в школе. «Панорама», ООО «Глобус», 2007

7. Персидская И.В. и др. «Классные часы 1-4 классы» Москва, 2007.

8. Стандарты второго поколения. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа под ред. А.М. Кондакова, Л.П. Кезина. Москва «Просвещение», 2010

9.Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю. «Гражданское образование в начальных классах», Нижний Новгород, 1998.

29

Словарь

Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в монографии И.Е. Кравцова: «Патриотизм - это любовь к своему отечеству; к родным местам ("земле отцов"), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм - это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимости»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской работы учащихся начальной школы в урочной и внеурочной деятельности

В статье рассказывается об основных направлениях формирования исследовательских навыков учащихся начальной школы, а также предлагаются темы исследовательских работ для детей, структурированные по года...

Программа опытно-экспериментальной работы по теме: «Формирование ценностно – смысловой ориентации учащихся начальной школы средствами УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться»

В Программе развития универсальных учебных действий  определены требования к личностным результатам начального образования – на основе сформированности  личностных универсальных учебны...

Поликультурное образование учащихся начальной школы через урочную и внеурочную деятельность

     Поликультурное (многокультурное)  образование– это образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликульт...

"Профориентация в начальной школе через урочную и внеурочную деятельность"

Краткое описание профориентационной работы в начальной школе...

«Применение проектной деятельности в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности» 02.11.2016

Муниципальная нучно-практическая конференция "Иновационная деятельность педагога в современных условиях"....

Доклад «Применение проектной деятельности в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности»

Моя задача заключается в том, чтобы коротко рассказать  вам  об основных моментах работы над проектной деятельностью...

Применение проектной деятельности в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности

Сейчас очень много говорят о новых подходах к процессу обучения. Современный ребёнок не хочет учиться по – старому, а мы – педа...