Применение проектной деятельности в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности
учебно-методический материал

Самойлова Светлана Викторовна

 

          Сейчас очень много говорят о новых подходах к процессу обучения. Современный ребёнок не хочет учиться по – старому, а мы – педагоги должны научиться учить по – новому. Начиная работать учителем в далёком 1991 году, о проектной деятельности мы слышали издалека. А сейчас, на мой взгляд, это один из самых интересных и полезных методов в обучении. Как сказал Н. Рыленков: «Дорога та, что  сам искал, вовек на позабудется». Эти слова очень точно характеризуют технологию проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_2019.docx20.26 КБ
Файл rmo_2019.pptx1.79 МБ

Предварительный просмотр:

Применение проектной деятельности в начальной школе

в урочной и внеурочной деятельности

РМО учителей начальных классов

МКОУ «Андреевская СОШ»

Самойлова С.В.

30.09.2019г.

          Сейчас очень много говорят о новых подходах к процессу обучения. Современный ребёнок не хочет учиться по – старому, а мы – педагоги должны научиться учить по – новому. Начиная работать учителем в далёком 1991 году, о проектной деятельности мы слышали издалека. А сейчас, на мой взгляд, это один из самых интересных и полезных методов в обучении. Как сказал Н. Рыленков: «Дорога та, что  сам искал, вовек на позабудется». Эти слова очень точно характеризуют технологию проектов.

          Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним отовсюду поступает много информации. А вот как её использовать, выбрать то, что нужно, этому мы и должны учить детей.

          Современные аналитики не устают повторять: если мы хотим, чтобы выпускники наших школ были успешными, знающими, чего они хотят в жизни, людьми, особое внимание надо уделять начальному образованию детей.  Занимаясь проектно – исследовательской  деятельностью в 1 – 4 классах, учителя средней школы говорят, что они замечают в учениках насколько они самостоятельны, ищут ответы на поставленные вопросы, с такими детьми легче работать. Это приятно слышать.

         Не секрет, что в классе все дети разные, но в душе каждый хочет проявить себе. Метод проектов как раз и помогает каждому прожить «ситуацию успеха». И безусловно, метод проектов – это одна из личностно – ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие критического и творческого мышления, развитие познавательной активности.

     ПРОЕКТ – это пять П.

Проект, Проектирование ( планирование), поиск информации, продукт, презентация.

Шестое П -  это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы.

         Используя элементы исследовательской деятельности в своей работе, мы не столько обучаем детей, сколько учим их учиться.

        1.  Итак – использование проектов в урочной системе начинается с выбора темы.

Тем предлагает учебник очень много, но многие темы просто перекликаются по разным предметам.  Всегда нужно помнить, что тема выбирается одна на всех, должна быть достаточно ёмкой, чтобы в ней можно было выделить несколько подтем по интересам детей. Например, в теме «Моя семья» (окружающий мир) могут быть подтемы – Семейные традиции, Родословная семьи, Праздники нашей семьи, Профессии нашей семьи,  Игры наших бабушек и дедушек. Это, конечно, не краткосрочный проект, примерно 2х - недельный. После всей выполненной работы мы устроили совместный праздник с родителями «Счастливая семья», где презентовали проекты, каждый показал всё, что он сделал, пили вместе чай. У детей появилось желание работать дальше.

          Проект по русскому языку «Пишем письмо» - это мини – проект, достаточно одного урока. Письма Дедушке Морозу получились отличными. (показываю их)

         Нравятся проекты по литературному чтению. Изучали тему «Осенние листья». И получился замечательный проект «Осенние листья – тема поэтов». Дети сами выбрали себе темы: кто рассказывал о жизни поэтов, кто – то просто выразительно рассказывал стихи, другие сами сочиняли стихи, третьи делали рисунки к произведениям, кто – то выбрал поделки с использованием листьев, коллективно ходили на прогулку, чтобы изучать листья, их виды, строение.  Каждый выбрал для себя то, что нравится. Главное, что всем было интересно. И обобщающий урок по данной теме прошёл в виде защиты индивидуальных проектов.

          Так появилась идея создания долгосрочного  проекта «Старик – годовик», который будет состоять из блоков:

1. Осень в творчестве поэтов и писателей.

2. Зима на Южном Урале.

3. Весна – красна

4. Здравствуй, лето!

Здесь можно использовать региональный компонент, связь предметов.

          В3 классе делали проект «Родной посёлок». Дети разбились на мини – группы и выбрали объекты для изучения. Это предприятие «Сплав», «Андреевская средняя школа», «Пограничная застава», «Спортивный комплекс», Дом культуры, памятник, детский сад»Родничок», кафе «Кристалл». Составили план по сбору сведений. Дети сами собрали информации, оформили её и получился небольшой, но интересный проект. Дети узнали очень много интересных фактов о своём посёлке.

         

          Работая с проектами, я убедилась, что как метод он, действительно, раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, способствует эмоцианальной уравновешенности, что очень важно в наше время, улучшает адаптацию, т. е. технологию учебного проекта можно считать здоровьесберегающей.

         Детей включаю  в проектную деятельность  постепенно начиная с 1 класса. В 1 классе э это доступные творческие задания, в основном индивидуальные, помощь оказывают родители, именно помощь, а не делают всё за детей.

Проект «Жили – были буквы». Начиная с одной буквы, дети уже в последствии просили несколько букв, сами их выбирали. Праздник «Прощание с Азбукой» прошёл на ура, с презентованием букв.

          Во 2 классе – это уже и парные проекты, коллективные. Практическая работа по окружающему миру – выращивание лука превратился в проект. Лук поставили в воду, начали наблюдение, которое переросло в соревнование: у кого быстрее пророс, у кого длиннее перья. Почему у всех по – разному? У кого -  то вообще испортился. Опять вопрос. Вот и проект- подтемы: что на Руси выращивали раньше в огородах, а что сейчас? Чем полезен лук? Какой бывает лук?  Какие овощи полезнее – сырые или отварные? Почему нельзя есть немытые овощи? Почему мы плачем, когда режем лук? Пословицы и загадки про лук. Профессия – овощевод. Рисунки- чей лук аппетитнее.  Где используется лук. Кто – то выбрал работать в паре, кто – то один. Во второй четверти – будет защита мини – проектов.

Так как возраст  учащихся ещё мал, жизненный опыт беден, поэтому на первых порах им трудно сформулировать вопросы, проблемы. Поэтому большинство предложений исходит пока от меня, но стараюсь это сделать ненавязчиво. Руководство деятельностью детей, вмешательство в их работу должно быть максимально тактичным.

 А 3 – 4 , конечно,  более сложные, групповые. Главное правильно выбрать тему и направить интерес детей в нужное русло. И, конечно, родители. Очень важно, чтобы они не губили идею самого проекта. Только помощь советом, информацией, заинтересованностью. Для этого провожу специальные родительские собрания.

2.  Широко используется метод проектов и во внеурочное время. Большой простор для развития познавательной активности решают социальные проекты во 2 и 3 классах. Это Детская площадка, Аквариум, Цветущая клумба и т. д. всего их 8. Они учат работать в парах. Выход продукта может быть в самой разной форме. Я веду также внеурочку «Хочу всё знать». Любая тема может быть темой исследовательской работы. Кто изобрёл перо, Как возникли библиотеки, Кто изобрёл кроссворд и т.д.  

            Со второй четверти планирую начать долгосрочный проект «Память поколений», к 75 – летию Победы. У меня в классе много детей, чьи прадеды , воевали. И дети о них рассказывают – это самой главное, участвуют в Бессмертном полку. Внеурочная деятельность это позволяет осуществить. В плане есть социальный проект по озеленению улицы. Но это на будущее, здесь проблем больше.

              Многие темы проектов повторяются по предметам в разных классах. Поэтому одни проекты делаются в урочное время, другие выносятся на внеурочную.

          Правильно сейчас называется – Проектная задача. По новой программе есть очень интересные, например  по математике.

           3.   Конечно, очень хорошо, когда исследовательская деятельность выходит за рамки учебной и внеучебной работы. Это участие в разных конкурсах по данному направлению. Например, районная научно – практическая конференция «Земля – наш общий дом». Сколько тем для исследовательской работы. В 4 классе мы участвовали с дочерью в 9 конференции в номинации «Моя малая родина». Представляли генеалогическое древо нашей семьи и стали лауреатами 1 степени. Родословную семьи начали собирать ещё в 2011 году. Дошли до 7 колена по мужской линии. Заинтересовали проектом и родственников и соседей. В этом году рискнули и отправили работу на Всероссийский конкурс школьных генеалогических исследований «Моя родословная» - «Страна сильна семьями».  14 октября 2019года в г. Москве были подведены итоги. В конкурсе участвовало 981 работа из 64 регионов РФ. Определены по 5 победителей в трёх номинациях. Мы стали участниками этого конкурса и получили сертификат, но для нас это большая победа. Из Челябинской области там участвовало 8 человек. Это на сайте Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей.  Старшая дочь Наташа приняла участие от академии, где учится в конкурсе молодёжных проектов по данной теме, которое проводит Законодательное собрание Челябинской области. А начало всему – простые школьные исследовательские проекты.

       

 Заключение.

            В заключении хотелось бы отметить, что проектно – исследовательская деятельность организуемая в начальных классах решает задачу познания младшими школьниками окружающего мира на простых и близких примерах, помогает в дальнейшем в выборе профессии, приучает к самостоятельности. И ещё один очень важный момент – работа над проектом даёт возможность проявлять себя даже слабым и зачастую пассивным в процессе обучения ученикам.

              Очень правильные слова: «Дорога та, что сам искал, вовек не позабудется». Я считаю, что метод проектов в школе должен быть обязательно.

           


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности (начальная школа) МКОУ «Андреевская СОШ» Самойлова С.В. 2019 год

Слайд 2

«Дорога та, что сам искал, вовек не позабудется» Н. Рыленков

Слайд 3

П Р О Е К Т Проект Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация Портфолио

Слайд 4

Проект «Моя семья» Семейные традиции Родословная семьи Праздники нашей семьи Профессии нашей семьи Игры наших бабушек и дедушек Портрет моей семьи

Слайд 5

Проект «Осенние листья» Осень в творчестве поэтов Что такое листья Читаю выразительно Мои стихи Осенняя фантазия

Слайд 7

Проект «Я выращиваю лук» Что на Руси выращивали раньше, а что сейчас? Чем полезен лук Какой бывает лук Какие овощи полезнее – отварные или сырые Почему нельзя есть немытые овощи Почему мы плачем, когда режем лук? Как этого избежать Загадки , пословицы про лук Профессия – овощевод Творческий. Чей лук аппетитнее Где используется лук и как.

Слайд 9

Школа не должна научить на всю жизнь, она должна научить учиться всю жизнь!

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской работы учащихся начальной школы в урочной и внеурочной деятельности

В статье рассказывается об основных направлениях формирования исследовательских навыков учащихся начальной школы, а также предлагаются темы исследовательских работ для детей, структурированные по года...

Формирование гражданственности и патриотизма у учеников начальной школы средствами урочной и внеурочной деятельности

Ученики начальной школы недостаточно знакомы с историей нашей страны, её традициями, моральными устоями нашего общества. Это может привести к искажению в их сознании понятия гражданственности и отсутс...

Применение проектной деятельности в начальной школе как одно из направлений внеурочной работы

Требования рыночной экономики и информационное общество впервые смыслом и целью образования назвали развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной политики - стимулирование его ...

Презентация "Применение проектной деятельности в начальной школе как одно из направлений внеурочной работы"

•Актуальность проектной деятельности сегодня осознается и педагогами и учащимися. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектн...

Поликультурное образование учащихся начальной школы через урочную и внеурочную деятельность

     Поликультурное (многокультурное)  образование– это образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликульт...

«Применение проектной деятельности в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности» 02.11.2016

Муниципальная нучно-практическая конференция "Иновационная деятельность педагога в современных условиях"....

Доклад «Применение проектной деятельности в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности»

Моя задача заключается в том, чтобы коротко рассказать  вам  об основных моментах работы над проектной деятельностью...