Применение проектной деятельности в начальной школе как одно из направлений внеурочной работы
проект на тему

Смирнова Татьяна Петровна

Требования рыночной экономики и информационное общество впервые смыслом и целью образования назвали развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной политики - стимулирование его активности. Для реализации поставленных целей и задач разработаны федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).  

        Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. В новом ФГОС воспитание рассматривается как  ценностно-ориентированный процесс.

В рамках реализации  целей и задач  федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения  внеурочная деятельность учащихся должна стать  неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovyy_proektno-znachimyy_proekt_smirnovoy_t.p.docx63.07 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Региональная система повышения квалификации

ГАОУ СПО МО «ГПК»

Итоговый практико-значимый проект

Тема: «Применение проектной деятельности в начальной школе как  одно из направлений внеурочной работы».

по курсу кафедрального учебного модуля « Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях в рамках реализации ФГОС НОО».

Выполнила : слушатель КПК

Смирнова Татьяна Петровна,

                                                                            учитель начальных классов

МОУ «Васильевская ООШ»

Научный руководитель:

К.п.н. Крылова О.Ю.

Серпухов, 2014г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3-4

I.Основная часть. Теоретическое обоснование применения проектной деятельности в начальной школе как  одного  из направлений внеурочной работы…………………………………………………………………………..5-7

1.1.Теоретическая значимость применения проектной деятельности в начальной школе как  одного из направлений внеурочной работы………..5-7

II.Практическая часть.

2.2. Конспект направления внеурочной деятельности с формированными УУД( технологияработы)………………..…………………………………  8-18

III.Заключение……………………………………………………………………19

Список литературы……………………………………………………………....20

Приложение…………………………………………………………………..21-33

Введение.

Требования рыночной экономики и информационное общество впервые смыслом и целью образования назвали развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной политики - стимулирование его активности. Для реализации поставленных целей и задач разработаны федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).  

        Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. В новом ФГОС воспитание рассматривается как  ценностно-ориентированный процесс.

В рамках реализации  целей и задач  федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения  внеурочная деятельность учащихся должна стать  неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации. 
      Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной,  организуемую во внеурочное время,  для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. 

Внеурочная  деятельность  учащихся  начальной  школы , ориентируемая на  работу с  интересами  учащихся  и  осуществляемая  во  второй  половине  дня, согласно  новому  Базисному  плану предусматривают  10 часов в  неделю  внеурочной  деятельности  на  проведение  занятий по  нескольким  направлениям.  Одним  из  главных  направлений  является проектная деятельность учащихся,  которая   способствует  обеспечению  таких  условий  в  образовательном  процессе,  когда  полученные  знания   становятся   инструментом  решения     творческих  теоретических  и  практических  задач   и  инструментом   формирования  у  ребенка  потребности  и  способности к  саморазвитию.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Знания,  умения  и  универсальные  учебные  действия, необходимые  для организации  проектно-  исследовательской  деятельности в  школе, в  будущем  станут основой  для  организации  научно-исследовательской  деятельности  во  всех  типах  высших  и  средне-  профессиональных  учебных  заведениях  и  позволят  стать  конкурентно-  способным  на  рынке  труда  и  в  любой  сфере  профессиональной  деятельности.

I.Основная часть.

1.1. Теоретическая значимость применения проектной деятельности в начальной школе как  одного из направлений внеурочной работы.    Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях “прагматической педагогики”, основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи. Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Он считал, что вслед за человечеством ребенок должен повторить путь познания окружающего мира.

   В России метод проектов получил широкое распространение в Трудовой школе 20-х г.г. Основоположником отечественной школы метода проектов следует считать П.П.Блонского. Теоретические идеи, высказанные П.П.Блонским, попытался реализовать на практике другой русский ученый– педагог С.Т.Шацкий. Он исходил из того, что школа должна готовить учащихся к жизни, а не только учить грамоте, С.Т.Шацкий считал, что воспитание человека должно быть воспитанием его самостоятельности в процессе самостоятельной творческой деятельности.

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

     Проект – замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определённым правилам. В переводе с латинского “проект” означает “брошенный вперед”.

Проектность – определяющая черта современного мышления.

Технология проектного обучения представляет собой развитие идей

проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании

учащимся под контролем учителя новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.

Проектная  деятельность  является обязательной   и  предусматривает  участие  в  ней    всех  учащихся  класса,потому  что  именно  онаспособствует  развитию  универсальных  учебных  действий, что  является весьма  актуальным  в  наше  время.

ФГОСы нового  поколения   значительное  внимание  уделяют   метапредметнымиличностным  образовательным  результатам.  Личностные  результаты  должны  отразиться в  сформированности  системы  ценностных  отношений обучающихся  к  себе, другим  участникам  образовательного  процесса, самому  образовательному  процессу  и  его  результатам.Под  метапредметными  результатами   понимаются «  освоеннные  обучающимися на  базе  одного,  нескольких  или  всех учебных  предметов  способы  деятельности».   Все  выше  перечисленное  -это   и  есть,  так  называемые,   универсальные  учебные  действия (УДД).

Цели: изучение применения проектной деятельности в начальной школе как одно из направлений внеурочной деятельности
Задачи:
- изучить и проанализировать научно-методическую литературу и нормативно-правовые документы по теме;
-организовать системную работу по внеурочной деятельности с обучающимися начальных классов в проектной деятельности;
- определить УУД учащихся по проектной деятельности;
–- проанализировать результативность эффективность и перспективность данного направления.Данная  Программа   разработана  в  соответствие с  требованиями современной  дидактики  начальной  школы  и  предполагает   особое  содержание,    кроме  того  она  имеет  одну  важную  
особенность: она  позволяет  реализовать  педагогическую  идею  формирования  у  школьников  умения  учиться  -  самостоятельно  добывать  и  систематизировать  новые  знания.

В целом в проектной деятельности младших школьников выделятся

следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

       Проект должен носить кольцевой характер. Это означает, что при подведении итогов работы над проектом дети вновь возвращаются к цели, которая была поставлена в начале, убеждаются, насколько пополнились их знания, и обогатился жизненный опыт. Это влияет на положительную мотивацию в учении.

II. Практическая часть.

2.1.Конспект направления внеурочной деятельности с формированными УУД

Организация внеурочной деятельности в МОУ « Ваксильевская ООШ» по направлению «проектная деятельность» «Всезнайка» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.

Программа   предназначена  для  работы  с  детьми  1-4  классов  во  внеурочной    деятельности  учителей начальной  школы по  направлению « Проектная  деятельность»,  которые  в  2011-12  уч.  году  набрали  первый  класс  в  общеобразовательные  школы  

Программа составлена с учетом компетентностного. деятельностного подхода в системе образования, с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастные возможностями и особенностями детей, обеспечивает единство образовательных, воспитательных и развивающих целей и задач.

Данная программа разработана в соответствии с:

Законом РФ «Об образовании»;

Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО);

СанПиНом;

  В  этом  качестве   программа  обеспечивает  реализацию  следующих  принципов:

1.интегративный  подход  в изучении  какого-либо  предмета,  действия   или  явления;

2.системность  в  изучении  основ  проектной  деятельности и  ее организации  ;

3.непрерывность   ,углубление  и  расширение  от  класса  к  классу  основ  проектно-  исследовательской  деятельности;

4.  взаимосвязь  внеурочной  деятельности  школьников  с  урочной;

5.принцип  доступности,  при  котором   учитывается  возраст  при  выборе  темы  исследования  или  проектирования;

Сроки  реализации  программы.

Программа  рассчитана  на   4  года  обучения, из  расчета  1  час  в  неделю  (как  внеурочное  занятие)

Содержание   программного  материала,   структура  Программы   и  новые  ФГОСы  предопределяют  некоторые  особенности  методики  преподавания  данного  курса и  кардинальные  изменения  в  деятельности  учителя,   в  выборе  технологий  и  дидактических  средств.

Форма работы:внеклассные занятия, работа детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.

Методы: беседа, игра, практическая работа, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Этапы создания проекта:

I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)
II этап: Сбор и обработка информации
III этап: Разработка с варианта решения проблемы:
актуальность и важность данной проблемы; анализ разнообразной информации; программа действий.
IV этап: Реализация плана действий (проекта)
V этап: Подготовка к защите проекта
VI этап: Презентация проекта
VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
• Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
• Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
• Системность организации учебно-воспитательного процесса;
• Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие
способности:
• Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
• Целеполагать (ставить и удерживать цели);
• Планировать (составлять план своей деятельности);
• Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
• Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
• Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
    

Методическое обеспечение программы:
Проекты отличаются друг от друга:
результатом:
поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);
мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);
числом детей:
— индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);
работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);
коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.);
продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);
- набором и иерархией ролей;
-
соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
- необходимостью привлечения взрослых.

Содержание программы2 класс

Что такое исследование (2ч)

Исследование, исследователь, исследовательская задача (проблема). Знакомство с понятиями. Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом “исследование”. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:

Как выбрать тему исследования (2ч)

Ответы на вопросы - что мне интересно больше всего? чем я хочу заниматься больше всего? чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? и др. Выбор интересной идеи. Темы исследования - фантастические, экспериментальные, теоретические. Выбор темы исследовательской работы.  Обоснование выбранной темы.

Цель и задачи исследования (2ч)

Ответ на вопрос - зачем я провожу исследование. Цель указывает общее направление движения, задачи описывают основные шаги. Формулирование целей и задач исследования.

Гипотеза исследования (2ч)

Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что, если… Проблема, выдвижение гипотез.

Организация исследования (2ч)

Формы и методы организации исследовательской деятельности. Вклад каждого участника группы в работу. Составление рабочего плана исследования.

Поиск информации (книги, журналы, Интернет, кино- и телефильмы по теме исследования, взрослые, друзья) (4ч)

Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной  и методической литературы.

Наблюдение – доступный способ добычи информации (2ч)

Наблюдение, Приспособления для наблюдений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения, приборы и аппараты для наблюдения.

Эксперимент (2ч)

Эксперимент, проба, опыт. Главный метод познания. Действия с предметом исследования. План эксперимента. Результат эксперимента.

Индивидуальное исследование (2ч)

Работа индивидуальная и коллективная.  Индивидуальные консультации учителя.

Работа в паре (2ч)

Выбор темы. Распределение работы в паре.

Работа в группе (3ч)

Коллективная работа. Вклад каждого участника группы в работу. Распределение работы в группе. Выбор лидера группы.

Презентация (3ч)

Продукт проектной деятельности. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности.

Подготовка к защите исследовательской работы (4ч)

Особенности записи исследования. Понятия. Классификация. Парадоксы. Ранжирование. Сравнения и метафоры. Выводы и умозаключения. Текст доклада. Тезисы. Схемы, чертежи, рисунки, макеты.

Защита работ (2ч)

Урок-конференция.

Ожидаемые результаты.

Личностные результаты и универсальные учебные действия

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

• осознавать себя ценной частью большогоразнообразного мира (природы и общества);

• испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;

• формулировать самому простые правила поведения в природе;

• осознавать себя гражданином России;

• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;

• искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

• уважать иное мнение;

• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

• определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;

• учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;

• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;

• работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);

• в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

• понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

• предполагать, какая информация нужна;

• отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;

• сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);

• выбирать основания для  сравнения, классификации объектов;

• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

• выстраивать логическую цепь рассуждений;

• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

• организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

•  предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;

• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Заключение.

     Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.

     Работа над проектами занимает особое место в системе образования, позволяя учащимся  приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что дети сами делают свой выбор и проявляют инициативу.

    Меняется роль учителя: из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

     Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.

Таким образом: использование проектно-исследовательского метода учителем позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, оживляет традиционный учебный процесс, способствует проявлению индивидуальных качеств каждого ученика. Проектная  деятельность в начальной школе выводит ученика за границы урока, учебника, развивает творческое мышление, пробуждает интерес к изучению приемов и методов поиска оригинальных решений в любой области человеческой деятельности.

                             "Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади"                                                                                                                  Дж. Герберт

Список литературы.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образование.[Текст]/Министерства образования и науки Российской Федерации. - 2-е изд. -М.,2011г.

2 Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя.[Текст]/Д. В. Григорьев,П. В. Степанов. - М. ,2010г.

3. Асмолов ,А. Г. Бурменская, Г. В. Володарская ,И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя.[Текст] /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская . - 3-е изд. - М., 2011г.

4.   Данилюк,А. Я.  Кондаков, А. М. Тишков, B .   А. Концепция духовно-нравственного развития и  воспитанияличности   гражданина  России  .[Текст]/А. Я: Данилюк,   А. М.Кондаков, B  .   А. Тишков. - 3-е изд. – М., 2012г.

5.Степанова,Е.Н. Педагогический анализ воспитательного процесса: современные идеи и технологии: сб. метод, разработок .[Текст] /Е.Н.Степанова. – М., 2010г.

6. Алексеева, Л.Л. Анащенкова, С. В. Биболетова, М. 3. Планируемые результатыначального общего образования.[Текст]/Л.Л.Алексеева, С. В. Анащенкова, М. 3. Биболетова. - 3-е изд. - М., 2011г.

7. Воронцов, А.Б. Заславский, В. М. Егоркина, С. В. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя .[Текст]/А.Б.Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина - 4-е изд. - М., 2012г.

Содержание  программы. 1  класс.Приложение №1

Введение.

Кто  такие  исследователи. Кто  такие проектировщики.  Известные  русские  и  зарубежные  проектировщики  и  исследователи. Зачем  надо  заниматься  исследования  и  проектированием. Чем  школьное  проектирование  и  исследование  отличается  от  научного  и  что  у  них  общего.

Общее  понятие  об  ученическом   проекте и  исследовательской  работе.

Что  значит  слово  проект. Проект  научный  и  проект  школьника. Объект  и  предмет  проектирования  и  исследования  школьника. Типы  проектов  школьника  по  разным  основаниям.  По  времени:  долгосрочные,  среднесрочные,  краткосрочные. По  включению  в  работу  проекта  различного  количества  учащихся:  индивидуальные,  групповые,  коллективные.  По  характеру  и  содержанию:  творческие,  научно-  познавательные,  прикладные,  фантастические,  практико-ориентированные.

Практическая  работа  над   исследовательским   проектом.

Простейшие  методы  исследования: экскурсия,  наблюдение, опыт, поиск, беседа,  интервью, анкетирование, чтение  книг  и  выбор  нужного  материала  из  них, извлечение  нужной  информации  из  Интернета, обобщение,  классификация,  сравнение, анализ.  

Три  этапа  работа  над  проектом: исследовательско- подготовительный(замысел,  идея),  технолого-  практический(  воплощение  замысла) , заключительно-  аналитический(представление-  защита  проекта  и  его  анализ).

«Ёжик  обдумывания  проекта»(  мотивация,  адресат,  тема и  приемы  ее  формулировки,  цель, время  работы  над  проектом, исполнители,  характер и  содержание,  конечный  продукт) .  «Звездочка  обдумывания конечного  продукта»  (назначение,   форма,  размеры, цвет, декоративное  оформление, материалы, готовые  элементы,  элементы,  которые  надо  изготовить  своими  руками). Инструментарий. Выбор  оптимальной  технологии  изготовления. Правила  безопасности  труда. Технологические  карты  и  работа  по  ним.

«Рабочая  тетрадь  юного  исследователя»  и  приемы  работы  в  ней.

Представление  проекта,  его  защита, анализ  и  корректировка.

Защитная  речь  и  требования  к  ее  составлению. Презентация  устная  и  письменная. Требования  к  презентации.  Компьютерная  поддержка  презентации и  требования  к  ее  исполнению.  Рефлексия  эмоциональная  и  содержательная.  Анализ  работы  по  заданным  учителем  вопросам. Выход  на  дальнейшие  планы,  исходя  из  итогов  проделанной  работы.

Заключение.

Подведение  итогов  за  год   совместно  с  учителем  и  родителями.  Диагностика определения  уровня обученности  первоклассников  проектной  деятельности.  Анализ   результатов  этой  диагностики .  Планы  на  следующий  учебный  год.

Общее  количество  выполненных  проектов  за  год-    три:    два  коллективных(   в  том  числе, работа  в  группах  в  рамках  коллективного  проекта)  и    один  индивидуальный.  

Содержание программы3 классПриложение 2

Что такое исследование? Кто такие исследователи? (2ч)

Исследование, исследователь. Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом “исследование”. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:

Обсуждение готовых проектов. Повторение этапов исследовательской работы(2ч)

Выбор темы. Цель и задачи. Пути решения. Гипотеза исследования. Наблюдение. Эксперимент. Опыт.

Выбор темы, постановка цели и задач (2ч)

Выбор темы исследовательской работы.  Обоснование выбранной темы.

Выбор путей решения. Составление плана работы (2ч)

План работы. Распределение обязанностей. Выбор путей решения.

Знакомство со школьной библиотекой. Работа с каталогами (2ч)

Поиск информации. Источники информации. Библиотека. Интернет. Опрос. Экскурсия.  Каталог. Работа с каталогами.

Работа в школьной библиотеке с различными источниками информации (2ч)

Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной  и методической литературы. Чтение - просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала.

Составления анкет, опросников, интервью (1ч)

Анкеты, анкетирование. Опросные листы. Интервью.

Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование (2ч)

Интервью, интервьюирование. Правила проведения опроса, интервьюирования.

Обобщение анкет и результатов опроса. Составление таблицы (1ч)

Обработка анкет. Оформление результатов анкетирования. Таблицы, схемы, чертежи.

Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме (2ч)

Поиск ответов на поставленные вопросы. Эксперименты. Анкетирование. Диагностика.

Отчёт по собранному материалу (2ч)

Обработка информации. Оформление информации.

Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию (2ч)

Индивидуальные консультации.  Корректировка работ. Выводы. Итоги работы.

Обобщение материала. Правила оформления  материала (2ч)

Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности.

Оформление работы на компьютере (2ч)

Работа с компьютером. Презентация.

Требования к оформлению работы (2ч)

Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”. Выводы и оформление “Заключения”.

Подготовка текста защиты проекта (2ч)

Составление текста защиты проекта. Тезисы. Конспект выступления. Особенности и приемы конспектирования. Продукт проектной деятельности.

Подготовка презентации (2ч)

Подготовка презентации. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности.

Защита проекта. Выступление (2ч)

Порядок публичного выступления. Ораторские приёмы. Свободное владение материалами исследования.

                                       

Содержание программы4 классПриложение3

Что такое исследование? Кто такие исследователи? (Повторение)(1ч)

Исследование, исследователь. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир.

Обсуждение готовых проектов. Повторение этапов исследовательской работы (2ч)

Выбор темы. Цель и задачи. Пути решения. Гипотеза исследования. Наблюдение. Эксперимент. Опыт. Обмен мнениями.

Выбор темы, постановка цели и задач (2ч)

Выбор темы исследовательской работы.  Обоснование выбранной темы.

Выбор путей решения. Составление плана работы (2ч)

План работы. Распределение обязанностей. Выбор путей решения.

Выдвижение гипотез (2ч)

Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что, если… Проблема, выдвижение гипотез.

Сбор материала (2ч)

Выбор путей решения. Работа с различными источниками информации. Составления анкет, опросников, интервью. Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование.

Работа с источниками информации. Индивидуальная, групповая, коллективная работа (3ч)

Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной  и методической литературы. Чтение - просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Распределение ролей в группе.

Обработка информации (2ч)

Обработка анкет. Оформление результатов анкетирования. Таблицы, схемы, чертежи.

Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме (3ч)

Поиск ответов на поставленные вопросы. Эксперименты. Анкетирование. Диагностика.

 

Обобщение материала. Правила оформления материала (2ч)

Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности.

Отчёт по собранному материалу (2ч)

Обработка информации. Оформление информации.

Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию (2ч)

Индивидуальные консультации.  Корректировка работ. Выводы. Итоги работы.

Требования к оформлению работы. Повторение (1ч)

Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”. Выводы и оформление “Заключения”.

Оформление работы на компьютере (2ч)

Правила работы за  компьютером..

Подготовка текста защиты проекта (2ч)

Составление текста защиты проекта. Тезисы. Конспект выступления. Особенности и приемы конспектирования. Продукт проектной деятельности. Индивидуальное и групповое выступление.

Подготовка презентации (2ч)

Правила подготовки презентации. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности.

Защита проекта. Выступление (2ч)

Сдача исследовательской работы. Рефлексия. Праздник исследователей.

Средства:

• программное обеспечение;

• посредством Интернет технологий;

• посредством индивидуального обучения.

Методы контроля: консультация,доклад, защита исследовательских работ,выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция.


  Приложение №4

Тематическое планирование для  1  класса.

Дата

Тема  урока

Универсальные

Учебные

Действия

Форма  проведения  урока

Продукт  проектирования

Р.Р.

ТСО

1.

Кто  такие  исследователи и  проектировщики, что  и  зачем  надо  исследовать  и  проектировать.

Умение  слышать  и слушать.

Первичное  умение  задавать

вопросы.

Первичное умение  вести  диалог.

Учимся  мотивировать  свой  труд  на  уроке.

Учимся  задавать  вопросы  учителю  и  себе.

Урок –игра с  введением  диалога  и  беседы

Рисунок

«Я -исследователь»

Ответ  на  вопрос

«Вопрос,  который

 я  задаю  себе»  

-Фрагменты видеофильмов  о  детях  и  животных-  малышах,  которые  познают  мир

-составление  мозаики  на  интерактивной  доске

2

Какой  разнообразный  окружающий  мир

Природы

(флора  и  фауна)

Учимся  целеполаганию  и  выстраиванию  задач урока.

Учимся наблюдатьза  природой и  делать  элементарные  пометы в   рабочих тетрадях по  итогам  наблюдений.

Учимся  вслушиваться  и  всматриваться  в  природу  и собирать  в  природе  материал.

Экскурсия в

 природу

-гербарий

-интересные  природные  находки

-фотографии и т.д.

-Стихи  о  разнообразии  мира

-пословицы  и  поговорки

-кроссворды  и  викторины

Фотоаппарат

видеокамера

3.

Что  мне  интересно  в  окружающем мире    природы.

( по  итогам  экскурсии  в  природу)

Учимся  целеполаганию и  выстраиванию  задач  урока.

Учимся  видеть  проблемы и  формулировать  темы  и  проблемы,  которые  меня  интересуют.

Учимся  делать  элементарные  записи  в «Тетради  исследователя-  проектировщика»

Урок-  диалог,

Записи  в  рабочей  тетради

компьютер

4.

Учимся  наблюдать  опыты  за явлениями  природы

(  погода  ,облака,  небо,  тучи, ветер, осадки  и  т.д.)

Учимся  целеполаганию

И   выстраиванию  задач  урока

Учимся  наблюдать и  делать  пометы  в  черновиках  по  ходу  наблюдений за  опытами

Урок- экскурсия   на  метеостанцию

(совместно  с  родителями)

Фотогра

фирование    и  видеосъемка

Работа  с  видеокамерой  и  фотоаппаратом

5.

Опыты,  опыты,  опыты

Учимся  целеполаганию  и  выстраиванию  задач  урока.

Учимся  проводить  простейшие  опыты  и  рассказывать  о  способах  их  проведения.

Учимся  обдумывать  проблему  и  темы  исследования,

обговаривать  личную  мотивацию  исследования и  делать  элементарные  записи-  пометы  в « Тетради исследователя»

Урок-диалог

Фоторепортаж

(  совместная

индивидуальная  работа   детей  и

родителей)  

Стихи  об  явлениях  природы  местных  поэтов

- пословицы  об  явлениях  природы

-загадки, ребусы

Видеосъемка  по  материалам  экскурсии  на метеостанцию

6.

7.

Проект  и  его  обдумывание: мотивация  -  тема-цель- гипотеза-конечный  продукт

Выбираем  и  обдумываем  наш  общий  проект.

Учимся  целеполаганию и  выстраиванию  задач  урока.

Знакомимся  с  понятийным   аппаратом  проектирования:  

-проект

- -мотивация

-тема в  виде  вопроса-  проблемы  (например, «Почему  листья  осенью  меняют  зеленый  цвет и  становятся  разноцветными»

-цель

-задачи

-гипотеза

-конечный продукт  проектирования

-оформление «Ежик»

Учимся  слышать  и  слушать  учителя  о  предлагаемом  им  своем  годовом проекте «Рабочая  тетрадь  исследователя-  проектировщика» и  той  помощи и  сотрудничества,  которую  он  ждет  от  учащихся  и  их  родителей  в  течение  учебного  года.  

Учимся  целеполаганию  и  выстраиванию

Задач  урока.

Практическая  работа  над целью,  проблемой,  гипотезой,  звездочкой  обдумывания  общего  проекта

Урок- беседа

Урок-  практикум

  Шаблон

«Ежик»

Краткие  записи  в  «Рабочей  тетради»

Интерактивная  доска  и  компьютер

8.

Намечаем план-схему  выполнения  проекта(«Звездочка  обдумывания»)

Учимся   мотивировать  свой  труд,  давать  себе  целевую  установку  на  урок,  ставить  задачи.

Учимся  составлять «Звездочку  обдумывания»

Составление «Звездочки  обдумывания»  по  теме  выбранного  проекта

Записи  в  «Рабочей  тетради»

9.

Какой  разнообразный  мир  книг!

Учимся  выбирать  нужные  книги  по   теме  проекта,

Учимся  ориентироваться  в  мире  книг  в  библиотеке.

Урок –экскурсия  в  школьную  библиотеку

Что  такое  презентация. Устная  презентация:

 «Книга ,которую  я  предлагаю для  работы  над  темой  проекта

И  почему»

Рассказ» Моя  любимая  книга»

Стихи,  пословицы,  загадки  о  книге

10.

Я  в  мире  книг

Книги-  помощники  исследователей.

Учимся  выбирать  из  книги  нужный  материал  по  теме  проекта  и  делать  закладки,  пометы  карандашом,  выписки  в  рабочую  тетрадь.

Урок-  поиск

Что  такое  презентация.

Составление

Презентации  о  книгах,  которые  помогают  в  исследовании  и  проектировании

На  общую  тему

Мини-рассказ

(презентация)  о   книгах(книге),

которые

мне  помогут  в  проектировании нашей  темы

компьютер

11.

Возможности компьютера  в  добывании  материалов  по  теме  проекта

Учимся   работать  с  Интернетом.

Учимся  запрашивать  в  Интернете  материалы  по  теме  проекта.

Учимся  оценивать найденную  информацию  по теме  исследования

Урок-  игра

Самооценка  и  взаимооценка  найденных  в  Интернате  материалов  по  теме  исследования

компьютер

12.

Обращаемся  к  опыту  знающих  людей

Учимся  задавать  вопросы  для  получения  информации  по  теме  исследования

Учимся   простейшим  формам  оформления  полученных  ответов  на  заданные  вопросы в  рабочих   тетрадях

Урок-  интервью

У  приглашенного  на  урок  знатока  темы  проекта

Видеосъемка  и  запись на  мобильник  и  видеокамеру

Оформление  полученных  сведений  в  рабочей  тетради

13.

Составление  технологической  карты  работы  над  проектом

Учимся  обобщать  полученные  материалы  из  разных  источников,

Классифицировать  их,  сравнивать,  анализировать.

Учимся  составлять  технологическую  карту  работы  над  проектом

Урок-конструктор

Интерактивная  доска

14.

От  замысла  к  конечному  продукту

(Работаем  над  реализацией  замысла  проекта по технологической  карте)

Учимся  практическому  освоению замысла и  работе  по  технологической  карте

Урок-  практикум

15.

Важно :  уметь  защитить  свой  проект

Понятие  о  защитном  слове  и  его  значимости.

Требования  к  защитному  слову.

Учимся  слушать  образец  защитного  слова.

Учимся  видеть  и  анализировать

культуру  устного  выступления.

Учимся   умению  и  культуре  задавать  вопросы  защищающемуся  со  своим  проектом

Урок-эталон

Записи  в  рабочей  тетради  «Правила  Защитной  речи»

Компьютер

Интерактивная  доска

16,17

Готовим  защитную  речь  по   теме  проекта  

Учимся  устному  высказыванию  по  опоре и  выполнению  требований  к  защитной  речи.Учимся  работать  в  команде.

Урок-практикум

Урок- тренинг

Устное  монологическое  коллективное  высказывание  -защитная  речь  по  теме  проекта

18,19

Без  презентации

Защитная   речь  бедна  и  бледна

Требования  к  компьютерной  презентации.

Учимся  делать  презентацию  к  составленному  тексту.

Учимся  показывать  презентацию  к  составленному  тексту  защиты  проекта

Урок-  практикум

Урок-  тренинг

Интерактивная  доска

20.

Защита   коллективного  проекта

Учимся  слышать  и  слушать.

Учимся  публично  выступать.

Учимся  представлять  компьютерную  презентацию.

Учимся  задавать  вопросы  и  отвечать  на  них

Учимся  работать  в  команде

Урок-  публичное  выступление  перед  родителями и  первоклассниками  1-Б  класса

Презентация проекта

Монологическая  речь  при  предъявлении  защитной  речи.

21.

Анализ  и  корректировка  проделанной  работы  над  проектом

-Что  такое  анализ,  рефлексия  и  корректировка  своей  деятельности.

Учимся   элементарным  навыкам  анализа  проделанной  работы  по  поставленным  учителем  вопросам

Учимся  делать  выводы  и  обобщать,  подводить  итоги.

Учимся   из  проделанной  работы  планировать  дальнейшую   проектно-исследовательскую деятельность

Урок-  вертушка

Устные  высказывания по    предложенным  вопросам

22-31

Мой  личный  проект  и  работа  над  ним  совместно  с  учителем

Учимся  под  руководством  учителя  и  самостоятельно  создать  свой  проект  на  выбранную  учеником  тему,  пройдя  все  этапы  его  создания  и  защиты

Уроки-  практикумы  и  уроки  -консультации

Работа  в  «Рабочей  тетради»  на  всех  этапах

31-32

Корректировка дополнений,  внесенных  учащимися  и  их  родителями  в   проект  учителя «Рабочая  тетрадь  юного  исследователя-  проектировщика»  

Учимся  коллективно  обсуждать  представленные  материалы,  всупать  в  диало,  отстаивать  свою  точку  зрения,  оценивать  себя  и  друг  друга

Проект Рабочая  тетрадь  юного  исследователя-  проектировщика  для  1  класса»

Устные  суждения-  высказывания

33

Мы-проектировщики

Учимся  подводить  итоги  и  систематизировать  

Урок- итоговая  игра

Совместное  творчество

Стихи,  пословицы,вопросы-  ответы  и  т.д.

Компьютер



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ИКТ в проектной деятельности в начальной школе

В данной работе представлен опыт по созданию проектов с применением ИКТ....

Презентация "Применение проектной деятельности в начальной школе как одно из направлений внеурочной работы"

•Актуальность проектной деятельности сегодня осознается и педагогами и учащимися. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектн...

Использование ИКТ в проектной деятельности учащихся начальной школы во внеурочной работе

Проектная работа учащихся затрагивает различные области в урочной деятельности. В предлагаемом материале представлен опыт работы Гимназии по организации проектной работы во внеклассной работе.Проект п...

«Применение проектной деятельности в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности» 02.11.2016

Муниципальная нучно-практическая конференция "Иновационная деятельность педагога в современных условиях"....

Презентация по направлению проектная деятельность в начальной школе "Мини-проект на уроке окр. мира"

В данной презентации описывается ход проведения мини-проекта на уроке окружающего мира во 2 классе по теме "Бюджет семьи"....

Доклад «Применение проектной деятельности в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности»

Моя задача заключается в том, чтобы коротко рассказать  вам  об основных моментах работы над проектной деятельностью...

Применение проектной деятельности в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности

Сейчас очень много говорят о новых подходах к процессу обучения. Современный ребёнок не хочет учиться по – старому, а мы – педа...