Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура здорового питания», 1-4 класс
рабочая программа по зож (1, 2, 3, 4 класс)

Кожанова Елена Васильевна

Программа по здоровому питанию для младших школьников должна быть простой, понятной и увлекательной. Она призвана формировать правильные пищевые привычки и прививать любовь к здоровой пище. Программа включает теоретический материал, практические занятия и игровые элементы, направленные на закрепление полученных знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kultura_zdorovogo_pitaniya.docx33.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Займо – Обрывская средняя общеобразовательная школа

Азовского района

(МБОУ Займо-Обрывская СОШ Азовского района)

                                                       Утверждаю.

                                                    Директор МБОУ Займо-Обрывской СОШ

                                                        Азовского района

                                                  Приказ от «30» августа 2025 г. № 68

                                                   _______________ Т.А. Грибкова

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Культура здорового питания»

Уровень общего образования (класс)

Начальное общее образование, 1-4 класс

Учитель: Кожанова Елена Васильевна

с. Займо-Обрыв 2025 год

Пояснительная записка

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.
     
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности для начальной школы составлена на основе: 

  • Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.) (с изменениями).
  • Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.3/2.4.3590-20), регулирующих организацию питания детей в образовательных организациях.
  • Положения о составлении рабочих программ в МБОУ Займо - Обрывской СОШ Азовского района.
  • Учебного плана МБОУ Займо-Обрывской СОШ Азовского района на 2025 – 2026 учебный год.
  • Программа также учитывает рекомендации Министерства здравоохранения Российской Федерации по организации здорового питания детей.

Программа по здоровому питанию для младших школьников должна быть простой, понятной и увлекательной. Она призвана формировать правильные пищевые привычки и прививать любовь к здоровой пище. Программа включает теоретический материал, практические занятия и игровые элементы, направленные на закрепление полученных знаний.

Цель:

Формирование у учащихся начальных классов устойчивых мотиваций к соблюдению принципов рационального питания, способствующих укреплению физического и психического здоровья, повышению работоспособности и успешному обучению.

Задачи:

  • Повышение уровня информированности учащихся о ценности полноценного питания.
  • Развитие умения самостоятельно выбирать здоровые продукты и составлять правильный рацион.
  • Воспитание бережного отношения к собственному организму.
  • Совершенствование гигиенической культуры учащихся посредством формирования навыков личной гигиены перед приемом пищи.
  • Развитие коммуникативных способностей и навыков сотрудничества в процессе коллективных мероприятий.

Актуальность данной программы состоит в том, что здоровое питание является одним из важнейших факторов сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Современный образ жизни часто сопровождается потреблением большого количества нездоровых продуктов, неправильным режимом питания и недостатком физической активности. Это негативно сказывается на здоровье детей, приводя к различным заболеваниям, таким как ожирение, сахарный диабет, сердечно-сосудистые заболевания. Поэтому формирование правильных пищевых привычек у детей младшего школьного возраста становится приоритетной задачей образовательной системы.

Принцип построения программы заключается в доступности изложения материала, в игровой форме подачи учебного материала, в участии родителей в образовательном процессе, в индивидуализации подходов к каждому ребенку, в регулярности занятий и контроле усвоения материала.

Ценностные ориентиры программы основываются на принципах гуманизма, уважения к индивидуальности каждого ученика, уважительного отношения к природе и заботливого отношения к своему здоровью.

Новизной программы является включение элементов интерактивного взаимодействия с детьми, использование современных методик воспитания здоровых привычек, проведение тематических конкурсов и соревнований, направленных на привлечение внимания к вопросам питания.

Виды деятельности обучающихся и формы проведения занятий:

  • групповая работа;
  • дискуссии;
  • экскурсии;
  • мастер-классы;
  • проектные задания;
  • конкурсы рисунков и плакатов;
  • театрализованные представления;
  • сюжетно-ролевые игры.

Результаты освоения программы курса.

По окончании курса учащиеся будут владеть основными знаниями о правилах здорового питания, уметь применять полученные знания на практике, осознавать ценность здоровья и ответственности за свое самочувствие.

Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом.

Реализуется в течение четырех лет. Занятия проводятся еженедельно на протяжении всего учебного периода.

На изучение данного курса на уровне начального общего образования в 1-4 классах отводится 1 час в неделю (34 часа в год). Всего с 1-4 класс - 132 часа.

Программа предназначена для активного вовлечения учеников в процесс познания основ здорового питания, воспитания ответственности за состояние собственного здоровья и способствует созданию условий для гармоничного развития ребёнка.

Содержание рабочей программы по формированию культуры здорового питания для учащихся 1-4 классов представлено следующим образом:

I. Теоретико-познавательная часть.

1. Введение в основы правильного питания.

Что такое пища и зачем мы едим?

Какие вещества содержатся в продуктах и какую роль играют белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества?

Организация правильного режима питания: частота приёмов пищи, количество порций, перерывы между едой.

2. Изучение групп продуктов питания.

Молочные продукты: польза молока, кефира, йогуртов, сыра и творога.

Мясные и рыбные продукты: употребление мяса птицы, говядины, рыбы и морепродуктов.

Хлебобулочные изделия и крупы: влияние риса, гречки, овсянки, хлеба и макаронных изделий на организм.

Овощи и фрукты: разнообразие растительных продуктов, польза антиоксидантов и клетчатки.

Напитки: чистая вода, компоты, чай, соки, кисломолочные напитки.

2. Разнообразие питания.

Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Самые полезные продукты. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Где найти витамины весной? Каждому овощу своё время. Особенности национальной кухни. Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень. Витамины. Сезонные гиповитаминозы и их профилактика.

3. Гигиена питания и приготовление пищи.

Гигиена школьника. Чистка зубов и мытьё рук перед едой.

Здоровье – это здорово! Хранение продуктов и приготовление пищи: свежесть и качество продуктов. Где и как готовят пищу. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Продукты быстрого приготовления.

Простые рецепты приготовления вкусных и полезных блюд.

Всё ли полезно, что в рот полезло. Всегда ли нужно верить рекламе? Вредные и полезные привычки в питании. Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. Полезные напитки. Ты – покупатель.

4. Причины отказа от вредных продуктов.

Последствия чрезмерного употребления сладостей, жирной и соленой пищи.

Проблемы избыточного веса и диабета, вызванные неправильным питанием.

Предотвращение болезней путём изменения диеты.

5. Этикет.

Правила поведения в столовой. Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола. Как правильно вести себя за столом. Как правильно есть. На вкус и цвет товарищей нет! Кухни разных народов. Как питались на Руси и в России? За что мы скажем поварам спасибо. Необычное кулинарное путешествие.

Правила поведения в гостях. Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой.

Вкусные традиции моей семьи.

6. Рацион питания.

Молоко и молочные продукты. Блюда из зерна. Какую пищу можно Блюда из зерна. Какую пищу можно найти в лесу. Что и как приготовить из рыбы. Дары моря. Плох обед, если хлеба нет. Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее. Если хочется пить. Значение жидкости для организма человека. Бабушкины рецепты. Хлеб всему голова. Мясо и мясные блюда. Вкусные и полезные угощения. Составляем меню на день. Из истории русской кухни.

II. Практическая часть.

1. Планирование индивидуального рациона.

Составление собственных меню на день или неделю с помощью учителя.

Оценка соответствия рациона требованиям здорового питания.

2. Проведение кулинарных мастер-классов.

Демонстрация способов приготовления простых и вкусных блюд, таких как овощные салаты, запеканки, каши.

Совместное создание праздничных угощений, привлекательных внешне и полезных внутри.

3. Организация конкурсов и соревнований.

Конкурс рисунков на тему «Моя любимая еда».

Соревнования по знанию продуктов питания («Разгадай загадку продукта»).

Викторины и тесты на знание пользы и вреда конкретных продуктов.

III. Итоговая часть.

1. Закрепление знаний и навыков.

Повторение ключевых моментов и проверка усвоенного материала через устные опросы, тестовые задания и творческие отчёты.

2. Оценка результатов обучения.

Анализ успехов каждого учащегося и группы в целом.

Определение направлений дальнейшего совершенствования и коррекции содержания уроков.

IV. Дополнительные мероприятия.

1. Встречи с родителями.

Консультации по вопросам детского питания.

Обмен опытом и распространение положительных практик семейного питания.

2. Тематические дни и праздники.

День Здоровья, посвященный пропаганде здорового образа жизни.

Проведение школьных праздников, посвящённых полезным блюдам и традициям русской кухни.

Личностные результаты:

- воспитание чувства ответственности за собственное здоровье;

- стремление вести здоровый образ жизни;

- проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;

- овладение установками, нормами и правилами правильного питания;

- умение ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания;

- готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания;  

- умение сознательно выбирать наиболее полезные ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках программы «Культура здорового питания», в том числе развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные УУД:

В 1-2 классе:

- использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

- построение монологического высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);

- владение диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, и инструменты ИКТ и дистанционного общения.

В 3-4 классе:

- использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

- построение монологического высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);

- владение диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- формулирование собственного мнения;

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих сего собственной;

- умение ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Регулятивные УУД:

В 1-2 классе:

- понимание и сохранение учебной задачи;  

- понимание выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- принятие установленных правил в планировании и контроль способа решения;

- осуществление итогового и пошагового контроля по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи).

В 3-4 классе:

- понимание и сохранение учебной задачи;  

- понимание выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- принятие установленных правил в планировании и контроль способа решения;

- умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в выполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

- способность контролировать соблюдение режима питания, анализировать собственные предпочтения и корректировать поведение;

- понимание выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- принятие установленных правил в планировании и контроль способа решения.

Познавательные УУД:

- получение базовых знаний о питании, понимании роли питательных веществ в жизнедеятельности организма;

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе в контролируемом пространстве Интернета;

- осуществление записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- построение сообщения в устной и письменной форме;

- смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Предметные результаты:

- знание детей о правилах и основах рационального питания, о необходимости соблюдения гигиены питания;

- навыки правильного питания как составная часть здорового образа жизни;

- умение определять полезные продукты питания;

- знание о структуре ежедневного рациона питания;

- навыки по соблюдению и выполнению гигиены питания;

- умение самостоятельно ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания.

Календарно-тематическое планирование программы «Культура правильного питания»

1-й год обучения

№ п/п

Наименование темы занятий

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Что такое здоровье?

2

Как заботиться о своем здоровье?

2

Питательные вещества: белки

2

Какие продукты богаты белком?

2

Углеводы и их роль

2

Простые и сложные углеводы

2

Жиры

2

Витамины

2

Важнейшие минеральные элементы

Где содержатся минералы?

2

Минеральные соли

2

Вода в организме

2

Режим питания

2

Викторины и тесты

2

Гигиена питания

2

Правила поведения за столом

2

Экскурсия в столовую школы

2

Итоговая игра-конкурс

2

34 ч.

2-й год обучения

№ п/п

Наименование темы занятий

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Богатые витаминами овощи и фрукты

1

Чем полезны сезонные плоды?

1

Молочные продукты

1

Творог, молоко, кефир, йогурт

1

Кальций и его значение

1

Мясо и рыба

1

Источники белка животного происхождения

1

Рыбные дни и мясоедение

1

Хлебобулочные изделия

1

Белый хлеб против цельнозерновых изделий

1

Продукты быстрого приготовления

1

Что такое полуфабрикаты?

1

Вред и польза готовых продуктов

1

Фастфуд и сладости

1

Быстрая еда и здоровье

1

Альтернативы фастфуду

1

Правильное сочетание продуктов

1

Совместимость разных групп продуктов

1

Принцип разнообразия в питании

1

Обедаем правильно: сбалансированный рацион

1

Идеальное меню обеда

1

Баланс питательных веществ

1

Работа над проектом «Моя любимая еда»

2

Составление личного пищевого дневника

1

Мастер-класс по приготовлению блюд

1

Рецепты простых домашних блюд

1

Просмотр мультфильма «Волшебники кухни»

1

Образовательный мультфильм о здоровой пище

1

Дискуссии после просмотра

1

Дегустация полезных закусок

1

Пробуем здоровые альтернативы снекам

1

Здоровое питание может быть вкусным!

2

34 ч.

3-й год обучения

№ п/п

Наименование темы занятий

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Связь физической активности и питания

1

Упражнения и зарядка

1

Спорт и правильное питание

1

Меню спортсменов

1

Особенности спортивного режима питания

1

Витамины зимой

1

Необходимость витаминов в холодное время года

1

Какие витамины помогают организму зимой?

1

Укрепляем иммунитет весной

1

Свежие соки и зелень

1

Охлаждающие напитки и летние салаты

1

Лёгкая и полезная еда летом

1

Осень и её дары

1

Польза осенних овощей и фруктов

1

Запасы на зиму

1

Привычки правильного питания

1

Формирование полезных пищевых привычек

1

Избавляемся от вредных стереотипов

1

Рацион школьника

1

Как организовать ежедневное питание ребёнка?

1

Школьные обеды и перекусы

1

Практикум: завтрак школьника

2

Какой завтрак лучше всего подходит ученику?

1

Пример рецептов утреннего приёма пищи

1

Проект «Здоровое меню семьи»

2

Семейный проект по составлению недельного меню

2

Советы по улучшению семейного питания

1

Игра-путешествие «Страны вкусных привычек»

1

Путешествуем по странам мира, изучая разные национальные кухни

1

Ознакомление с традициями питания разных народов

2

34 ч.

4-й год обучения

№ п/п

Наименование темы занятий

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Полезные завтраки

2

Завтраки чемпионов

1

Варианты быстрых и сытных завтраков

1

Перерывы на перекусы: выбор здоровых снеков

1

Перекусы в школе и дома

1

Орехи, сухофрукты, натуральные батончики

1

Домашнее задание: составить своё меню

2

Индивидуальная работа по созданию собственного плана питания

2

Расчёт калорийности блюда

1

Основы подсчета калорий

1

Узнаём содержание белков, углеводов и жиров

1

Проведение тематического дня здоровья

1

Мероприятия, посвящённые правильному питанию

1

Семинар: «Что полезно и почему?»

1

Общеклассное обсуждение пользы конкретных продуктов

1

Выступления детей о любимых продуктах

2

Демонстрация презентаций проектов учащихся

2

Защита проектов на тему культуры питания

2

Урок-дискуссия: любимые блюда родителей

1

Дети узнают больше о семейных кулинарных предпочтениях

1

Стили питания семей

1

Проверка усвоенных знаний в игровой форме

2

Награды и поощрения лучших участников

1

Подведение итогов учебного года

1

Оценка результатов работы за учебный год

1

Планирование дальнейшего развития навыков

2

34 ч.

Используемая литература:

1. Н.А. Склярова. "Азбука здорового питания": учеб.-метод. пособие для учителей нач. шк. // Москва, Просвещение, 2022 г.

2. А.В. Ковешникова. "Организация здорового образа жизни дошкольника и школьника": методическое руководство для педагогов и воспитателей // Ярославль, Академия развития, 2023 г.

3.        Кондова С. Н. Что готовить, когда мамы нет дома. М.,1990.

4.        Огуреева Г.Н. Краткий атлас – справочник грибника и ягодника. М., Издательство АСТ, 2001 г.

5.        Ладодо К.С Продукты и блюда в детском питании. М.,1991.

6. Методические рекомендации Министерства здравоохранения РФ по организации детского питания в образовательных учреждениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности "Культура домашнего праздника" 3 класс

Программа по внеурочной деятельности  составлена для учеников 3 класса. На занятиях можно обыграть любые праздники....

Программа по внеурочной деятельности «Культура здорового образа жизни».

Нормативной базой составления программы « Культура здорового образа жизни» является Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура домашнего праздника" (общекультурное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура домашнего праздника" (общекультурное направление)...

Программа по внеурочной деятельности курс "Здоровое питание

Представлена программа по внеурочной деятельности курс "Здоровое питание"....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Культура в твоей жизни" для 1 класса.

Рабочая программа содержит планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности "Культура в твоей жизни", содержание программы, тематическое планирование....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура общения"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура бощения"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура родного края" 2023-24г

Рабочая программа по внеурочной деятельности Брянского края...