Лекция к занятию № 1 Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути

Трофимова Ирина Прановна

Лекция к занятию № 1 Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Калининградское подразделение Октябрьского учебного центра профессиональных квалификаций – структурное  подразделение Октябрьской железной дороги- филиала ОАО «РЖД»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПРЕДМЕТА

«Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути»

(2 часа обучения)

ЛЕКЦИЯ № 1

по предмету «Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути»

 Монтер пути 2-3 разряд. Профессиональная подготовка

Калининград

2018


Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии Калининградского  подразделения Октябрьского учебного центра профессиональных квалификаций.

Протокол от «30»  июля 2018 г. № 9

Автор: Трофимова И.П. - преподаватель Калининградского  подразделения Октябрьского учебного центра профессиональных квалификаций.

Использованы материалы:

  1. Распоряжение от 23 октября 2014 г. N 2499р «Об утверждении и в ведении в действие инструкции «Дефекты рельсов. Классификация, каталог и параметры дефектных и остродефектных рельсов".
  2. Крейнис З.Л. Пособие монтёру пути. Профессиональная подготовка монтера пути 2-го разряда. М: ООО «Издательский дом «Автограф», 2014. - 176 с.
  3. Крейнис З.Л. Пособие монтеру пути. Профессиональная подготовка монтера пути 3-го разряда. - М.: ООО «Издательский дом «Автограф», 2013.

        164с.

  1. Пособие бригадира пути под редакцией профессора Воробьева «УМЦ на железнодорожном транспорте», 2005.
  2. Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути. Утверждена распоряжением 2288р от 14.11.2016.
  3. Инструкция по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути, утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 29.12.2012 №2788р.
  1. Инструкция по содержанию и ремонту деревянных шпал и брусьев ЦП-410. М: Транспорт, 1997.
  2. Распоряжение ОАО РЖД от 12.02.2014 N 380р «Об утверждении и в введение в действие инструкции по ведению шпального хозяйства с железобетонными шпалами».
  3. Инструкция по содержанию земляного полотна железнодорожного пути ЦП-544 от 30.03.98г.
  4. Инструкция  по  оценке  состояния  рельсовой  колеи,
    планированию работ и мерам по обеспечению безопасности движения  по  показаниям  путеизмерительных  вагонов   ЦПТ-515 от 08.12.2008г.

                Лекция к занятию № 1. Тема: Устройство железнодорожного пути.

                 Железнодорожный путь.  Верхнее  и нижнее строение пути.

   Железнодорожный путь- комплекс инженерных сооружений и устройств, расположенных в полосе отвода и предназначенных для осуществления движения поездов с установленными скоростями. Состоит из верхнего строения пути и нижнего строения пути.

   Установленная скорость- скорость на определенном перегоне, километре, пикете, пути станции, стрелочном переводе, установленная приказом начальника дороги.

   Полоса отвода – границы, в пределах которых размещены: земляное полотно, ИССО, лесонасаждения, путевые здания, линии связи, линии электроснабжения и др. ж.д. устройства. Границы обозначаются знаками “Граница полосы отвода”.  Наблюдение и уход за полосой отвода осуществляет дистанция пути (ПЧ).

       Дистанция пути осуществляет текущее содержание пути, задачей которого является систематический надзор за комплексом сооружений пути,  круглосуточное и круглогодичное содержание их в состоянии, гарантирующем безопасное и бесперебойное движение поездов с установленными скоростями.

      Для контроля за состоянием пути применяются технические средства контроля и натурные осмотры пути по утвержденным  руководителями графикам, соответствующие нормативной документации,  в зависимости от класса пути, конструкции и сроков проведения ремонтов пути.

 

  Верхнее строение пути.

    Верхнее строение пути – конструкция, состоящая из рельсов, элементов скреплений, противоугонных устройств, шпал, балластной призмы и мостового полотна, стрелочных переводов и других специальных устройств.

ВСП – воспринимает и упруго передает на основную площадку земляного полотна динамическое воздействие от подвижного состава.

                                                      3                          4

C:\Users\ACHERN~1\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image1.jpeg

Рисунок 1.1. Верхнее строение пути: 1-песчаная подушка; 2 - балластный слой; 3 - рельсы; 4 - шпалы.

    Требования к конструкции ВСП устанавливаются в зависимости от класса пути, который определяется грузонапряженностью  линии Г (млн. т.бр./ км в год) и скоростью движения поездов V (км/ч).  

В соответствии с Положением о системе ведения путевого хозяйства на железных дорогах Российской Федерации, все железнодорожные пути классифицируются в зависимости от грузонапряженности и допускаемых скоростей движения поездов.

По грузонапряженности все пути разделяют на 6 групп, обозначаемых буквами (А, Б, В, Г, Д, Е), а по допускаемым скоростям — на 9 категорий, обозначенных  (В,С,1,2,3,4,5,6,СП). Классы путей,  представляющие собой сочетание групп и категорий, обозначаются цифрами, например, путь 1Б2 — относится к 1 классу, группе Б, 2-й категории. (Таблица 1.)

Таблица 1.

                       Классы путей в зависимости от их вида и скоростей движения поездов.

Группа

 пути  

   Грузо-    

напряженность

   млн.т км  

 брутто/км в

     год    

       Категории пути - допускаемые скорости движения поездов      

         (числитель - пассажирские, знаменатель - грузовые)        

  В  

   с  

  1  

   2  

 3    

 4  

 5  

 6  

     СП      

 201-

 250  

до 100

 141-  

  200  

до 100

 121-

 140  

до 100

 101-  

120 до

  90  

81-100

до 80

61-80

до60

41-60

до 60

40 и

менее

Станционные,

подъездные и

 прочие пути

                 Главные пути                        

   А  

 Более 80    

  В  

   1  

  1  

   1  

 1    

 2  

 2  

 3  

     СП      

   Б  

 51-80      

  В  

   1  

  1  

   1  

 2    

 2  

 3  

 3  

     СП      

   В  

 26-50      

  В  

   1  

  1  

   2  

 2    

 3  

 3  

 4  

     СП      

   Г  

 11-25      

  В  

   1  

  1  

   2  

 3    

 3  

 4  

 4  

     СП      

   Д  

 6-10        

  В  

   1  

  2  

   3  

 4    

 4  

 4  

 4  

     СП      

   Е  

 5 и менее  

  В  

   -  

  -  

   -  

 4    

 4  

 5  

 5  

     СП      

      Примечание. 1. В - Категория путей для высокоскоростного движения; С - категория путей для скоростного движения.

                       2. Величины грузонапряженности, стоящие перед тире — исключительно, после тире — включительно.

Предельные допуски в содержании рельсовой колеи стрелочных переводов устанавливаются в зависимости от максимально допускаемых скоростей движения поездов.

При осмотрах и проверках пути и стрелочных переводов размеры выявленных отступлений (дефектов) от норм сопоставляются с регламентированными размерами отступлений для установленных скоростей движения на данном участке. В случае выявления отступлений, не соответствующих скоростям, их устраняют в установленном порядке, а до их устранения скорость движения поездов уменьшается. Величина уменьшения скорости определяется размером обнаруженного отступления.