Лекция к занятию № 10 Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда.

Трофимова Ирина Прановна

Лекция к занятию № 10 Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Калининградское подразделение Октябрьского учебного центра профессиональных квалификаций – структурное  подразделение Октябрьской железной дороги- филиала ОАО «РЖД»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПРЕДМЕТА

«Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути»

(2 часа обучения)

ЛЕКЦИЯ № 10

по предмету «Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути»

 Монтер пути 2-3 разряд. Профессиональная подготовка

Калининград

                                                                                     2018

Лекция к занятию № 10. Тема: Устройство железнодорожного пути.

 Промежуточные скрепления.

        Назначение – крепление рельсов к подкладкам, подкладок к шпалам, должны обеспечивать надежную и упругую связь со шпалами, сохранять постоянство ширины колеи и подуклонку рельсов, для пути с железобетонными  шпалами электрическую изоляцию между шпалами и рельсами.

   Способы прикрепления рельсов к шпалам зависят от вида и конструкции шпал, класса пути, плана линии (таблица 18.).

Таблица 18.

Способы прикрепления рельсов к шпалам

Характеристика пути

Способы и схемы прикрепления рельсов к шпалам

Звеньевой путь на деревянных шпалах

Пути 1-го и 2-го классов,  а также все кривые радиусом 1200 м и менее; все мосты, тоннели и подходы к ним на длине 50 м

Подкладки и рельс прикрепляются к шпале пятью костылями

Пути 3-го и 4-го классов

Двумя основными и двумя обшивочными костылями, кроме стыковых  и предстыковых шпал, на которых подкладка и рельс скрепляются со шпалой пятью костылями. На стыковых шпалах с двухголовыми накладками  основные костыли располагаются в сторону рельса «затылком».

Пути 5-го класса

Допускается пришивать подкладки к шпалам двумя (в кривых радиусом менее 350 м – тремя) основными костылями. На стыковых шпалах с двухголовыми накладками  основные костыли располагаются в сторону рельса «затылком».

Бесстыковой и звеньевой путь на железобетонных шпалах

Все пути 1-5-го классов независимо от типа рельсов и плана линии

При раздельном скреплении рельс прикрепляется к шпале двумя клеммами на конце шпалы, а подкладка прикрепляется к шпале двумя закладными болтами или шурупами. При нераздельном скреплении рельс прикрепляется к шпале двумя клеммами, при этом подкладка и клеммы крепятся к шпале общим прикрепителем. При бесподкладочном скреплении рельс крепиться к шпале клеммами, которые в свою очередь крепятся к шпале при помощи анкеров, закладных болтов или шурупов.

П р и м е ч а н и е. Допускается применение других, утвержденных ОАО «РЖД», способов  прикрепления рельсов к шпалам.

Скрепления различают:

- по наличию подкладок

      а) бесподкладочные (ЖБР),

      б) подкладочные, в которых больше площадь передачи давления от рельса на шпалу, возможна регулировка подуклонки без затески шпал на деревянных, так же подьемка пути за счет укладки прокладок различной толщины (КБ, КД, Д4).

- по способу прикрепления

   а) Раздельные –  рельс и подкладка крепятся к шпале отдельно (КБ, КД).

   б) Нераздельные – рельс и подкладка крепятся к шпале совместно (костыльное с 3-мя костылями).

    Смешанное – есть элементы раздельного и нераздельного крепления ( костыльное с 5-ю костылями).

- по наличию элементов, для сопротивления угону

    а) противоугонные – включают упругие элементы (сопротивляются угону под поездной нагрузкой КБ,ЖБР).

    б) непротивоугонные - нет достаточного нажатия на подошву рельса, поэтому необходима установка противоугонов (костыльные скрепления).

    - по наличию закладных замоноличенных эхлементов:

   а) Болтовые – прижатие к подошве регулируется затяжкой гаек клеммных болтов (КБ, КД, Д4)

   б) безболтовые – нажатие за счет закладных упругих элементов (ЖБР).

                           Скрепления для деревянных шпал.

     1. Скрепление смешанного типа ДО для деревянных шпал.

Состав: клинчатая ребордчатая подкладка, резиновая рефленая, либо не рефленая прокладка 6-10 мм для уменьшения износа шпал, кладется  под подкладку,  костыли (основные – 3 шт, обшивочные -2 шт). Основные крепят подошвы рельса к подкладке и шпале, препятствуют боковому сдвигу, опрокидыванию, обшивочные крепят подкладку к шпале, для уменьшения вибрации подкладки предотвращения сдвига, обязательна установка пружинных противоугонов.

       

  Рис. 34. Скрепление смешанного типа ДО для деревянных шпал.

 В кривых радиусом более 1200 м, прямых – крепят четырьмя костылями: 2 основных, 2 обшивочных, пятью закрепляют на кривых радиусом менее 1200 м, мостах, тоннелях, стыковые шпалы, при скорости  более 120 км/ч.

   На подкладках смещены отверстия  друг относительно друга чтоб не  образовывались трещины в шпалах и  ни одно из них не совпадает с продольной осью шпалы. На кривых радиусе – 500-800 м  по наружной нити кривой укладываются несимметричные прокладки – удлиненная по наружной нити, при радиусе менее 500 м по обеим нитям.

  Достоинства костыльного скрепления: простота конструкции, небольшая масса, легкость закрепления, малодетальность. Недостатки: не удерживает ширину колеи, не противостоит угону.

   Перед забивкой костылей необходимо заранее сверлить отверстия, чтоб не повреждались волокна древесины. Глубина отверстий 130 мм, диаметр 12,7 в мягких породах (сосна, ель, пихта), 16 мм в твердых (бук, береза, лиственница). Перед установкой отверстия антисептируются.

  Нормальные костыли имеют овальную головку, их длина 165 мм, масса 0,378 кг, пучинные – удлиненную призматическую с ушками, длина 205, 240, 280 мм.

     Противоугоны служат для предотвращения угона пути. Стандартные – пружинная скоба, закрепляемая на подошве рельса и упирающаяся в шпалу. Передают силы угона на подкладки. Материал – горячекатаная углеродистая сталь, закаленная в масле, сечением 20*20 или 25*25 мм. Количество противоугонов на одном звене выбирается в зависимости от интенсивности угона, класса пути, количества путей, режима ведения поезда. Ставятся симметрично относительно середины звена на обоих рельсовых нитях к одной и той же шпале. Не ставятся в зоне стыков, так как они при ударах теряют несущую способность.

  1. Шурупное скрепление КД для деревянных шпал. Используется, в основном, на мостах и стрелочных переводах.

                                 

Рис 35. Шурупное скрепление КД для деревянных шпал.

        Рельс прожимается к подкладке двумя клеммами с помощью болтов, устанавливаемых сбоку в вырезы подкладок. Между гайкой болта и клеммой ставят двухвитковую шайбу, подкладки к шпале крепят 4-мя шурупами, под их головкой двухвитковые шайбы, для уменьшения износа шпалы под подкладкой упругая прокладка, под подошвой рельса тоже.

 Рис.36. Подкладка.

Рис. 37. Промежуточное смешанное скрепление ДО для деревянных шпал: 1 — костыль основной: 2 — костыль обшивочный

Без установки шайб под гайки  быстро разрабатываются отверстия, подкладки сминают и перетирают древесину. Скрепление позволяет регулировать положение рельсовых нитей по высоте в пределах 10-14 мм с помощью укладки прокладок различной толщины. Возможна так же смена рельса без вывинчивания шурупов.  Нет вибрации подкладок, следовательно повышена сопротивляемость угону. Сопротивление выдергиванию у шурупов в 2 раза больше, чем у костылей. Длина шурупов 150 (-10,+10 мм), для стрелок + 20 мм.

3. Скрепление  Д4. Раздельное скрепление с упругими клеммами, здесь клеммный болт заводится в фигурный вырез подкладки. Скрепление позволяет регулировать положение рельсовых нитей по высоте в пределах 10-14 мм с помощью укладки прокладок различной толщины, лучше чем КД сопротивляется опрокидыванию и сдвигу.

Рис. 38.  Раздельные скрепления КД (а) н Д4 (б) для деревянных шпал:

1 — двухвитковая шайба; 2 — шуруп; 3 — подкладка; 4 — клеммный болт; 5 покладка; 6 — прокладка под подкладку,  — подрельсовая прокладка.