Рабочая учебная программа по предмету: Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути.

Трофимова Ирина Прановна

Рабочая учебная программа по  предмету: Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Октябрьский учебный центр профессиональных квалификаций -

структурное подразделение Октябрьской железной дороги –

 филиала ОАО «РЖД»

СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДАЮ:

Начальник службы пути

Заместитель начальника

Калининградской

Октябрьской железной дороги

дирекции инфраструктуры

по кадрам и социальным

вопросам – филиала ОАО «РЖД»

________________/Болсун В.П.

________________/Одинцов В.А.

               (подпись)                                (расшифровка)

               (подпись)                               (расшифровка)

 « ______»______________2017г.

« ______»________________2017г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по предмету

Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути

наименование учебного предмета

Наименование профессии – монтер пути

Квалификация – 2-3-й разряды

Код профессии – 14668

Наименование профессии - сигналист

Квалификация – 3-й разряд

Код профессии – 18401

Калининград

(город)

2017

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа составлена на основании примерного учебного плана и программы для профессионального обучения по профессии «Монтер пути 2-3 разряда и сигналист 3-й разряд», утверждённых вице – президентом ОАО «РЖД» Целько А.В. 13. 01. 2014 г.

Объём теоретических знаний и практических навыков предусматривает приобретение обучающимися знаний и навыков, необходимых для полного освоения профессии.

Для лучшего усвоения обучающимися учебного материала и повышения качества использованы наглядные учебные пособия, современные технические средства - компьютерные обучающие программы, действующие модели, схемы.

Учёт успеваемости проводится путём текущей и периодической проверки знаний и навыков учащихся.

Обучающиеся должны знать: назначение железнодорожного пути; основные элементы железнодорожного пути; общие требования, предъявляемые к железнодорожному пути; основные требования, предъявляемые к продольному профилю и плану железнодорожного пути; назначение рельсов; классификацию рельсов и их основные размеры рельсов; классификацию, назначение, основные требования, конструкцию, достоинства и недостатки промежуточных рельсовых скреплений, применяемых на железных дорогах России в настоящее время; способы борьбы с угоном пути, назначение и конструкцию противоугонов; классификацию, назначение и основные требования предъявляемые к стыковым рельсовым скреплениям; конструкцию болтового стыка и основные размеры стыковых накладок; назначение, классификацию и  основные требования, предъявляемые к шпалам; эпюры укладки шпал в путь; достоинства и недостатки деревянных и железобетонных шпал, материал шпал, типы и основные размеры шпал; состав комплекса инженерных сооружений земляного полотна; назначение и поперечные профили основной площадки земляного полотна; основные требования, предъявляемые к содержанию шпал; назначение и основные требования, предъявляемые к балластному слою; виды, основные достоинства и недостатки балластных материалов; устройство и основные размеры балластной призмы; конструкцию и назначение основных элементов одиночного обыкновенного    стрелочного перевода; определение марки крестовины стрелочного перевода; нормативно-технические требования к конструкциям и элементам верхнего строения пути, в зависимости от класса пути; назначение и основные требования предъявляемые к укрепительным и защитным сооружениям; особенности устройства пути в кривых участках; назначение и устройство переходных и круговых кривых; назначение, конструкцию токопроводящих стыков и виды стыковых рельсовых соединителей; назначение и конструкцию изолирующих стыков; взаимодействие пути и подвижного состава; вписывании подвижного состава в кривые; причины, вызывающие  необходимость уширения колеи и устройства возвышения наружного рельса в кривых; нормы и допуски содержания пути по ширине, по уровню, в продольном профиле и в плане; нормы и допуски подуклонки рельсов; допускаемую величину и скорости движения поездов по стыкам, имеющим вертикальные и горизонтальные ступеньки; порядок определения номинальной величины зазоров в стыках; допускаемые скорости движения поездов по стыкам, имеющим отступления от номинальных размеров; допускаемые величины забегов стыков в прямых и кривых участках пути; основные виды соединений и пересечений путей; виды обыкновенных  одиночных стрелочных переводов; основные элементы одиночного  стрелочного перевода; неисправности стрелочных переводов, при наличии   которых запрещается их эксплуатация; средства для локального и  сплошного контроля состояния рельсовой колеи; конструкцию и назначение путевых шаблонов; порядок работы с путевым шаблоном; порядок работы с мерным клином для измерения величины зазоров в стыках; назначение и конструкция ручного путевого инструмента; порядок хранения и выдачи инструмента строгого учёта; меры безопасности при работе с ручным путевым инструментом; назначение и виды передвижных электростанций и принцип их работы; устройство и принцип работы электрошпалоподбоек  (ЭШП), электрического гаечного ключа (ЭК), путевого универсального  ключа  (КПУ), электрического шурупогайковерта (ШВ) и шурупогаечного  ключа (КШГ); устройство и принцип работы гидравлических домкратов, гидравлических рихтовщиков и разгоночных приборов; меры безопасности  при работе с передвижными электростанциями и при использовании  электрического и гидравлического путевого инструмента; бесстыковой путь: его достоинства, недостатки и основное отличие от обычного звеньевого пути; назначение уравнительных пролётов и порядок укладки рельсов в них; порядок примыкания бесстыкового пути к звеньевому пути и стрелочным переводам; требования к изготовлению рельсовых плетей; их погрузке, перевозке и выгрузке; требования к укладке бесстыкового пути и  закреплению рельсовых плетей при укладке; требования к маркировке  рельсовых плетей; требования к устройству бесстыкового пути на мостах и в  тоннелях; порядок осуществления контроля за угоном плетей и  изменениями температурного режима их работы; категории снегозаносимости участков пути и последовательность их ограждения; назначение и типы постоянных снегозадерживающих заборов и щитов; способы очистки пути от снега на перегонах и уборки снега на станциях; способы очистки от снега и льда стрелочных переводов; меры безопасности при выполнении работ по снегоборьбе; назначение работ по текущему содержанию пути; факторы, влияющие на состав и объёмы работ по текущему содержанию пути; технологию производства работ по одиночной смене стыковых накладок при различных типах промежуточных скреплений и особенности производства работ на бесстыковом пути; технологию производства работ по одиночной смене подкладок при различных типах промежуточных скреплений и особенности производства работ на бесстыковом пути; технологию производства работ по одиночной смене стыковых накладок при различных типах промежуточных скреплений и особенности производства работ на бесстыковом пути; технологию производства работ по одиночной смене подкладок при различных типах промежуточных скреплений и особенности производства работ на бесстыковом пути; технологию производства работ по замене балласта до подошвы шпал и особенности производства работ на бесстыковом пути; технологию производства работ по замене загрязненного  балласта ниже подошвы шпал, отделке балластной призмы и особенности производства работ на бесстыковом пути; технологию производства работ по удалению засорителей из под подошвы рельса; состав работ по ремонту лежащих в пути шпал и переводных брусьев; технологию производства работ по ремонту лежащих в пути шпал и переводных брусьев различными способами; технологию производства работ по одиночной смене деревянных  и железобетонных шпал и особенности производства работ на бесстыковом пути; технологию производства работ по одиночной смене рельсов и особенности производства работ на бесстыковом пути; технологию  производства работ регулировке и разгонке стыковых зазоров; технологию производства работ по рихтовке пути и особенности производства работ на бесстыковом пути; технологию производства работ по исправлению ширины  рельсовой колеи на деревянных и железобетонных шпалах и особенности производства работ на бесстыковом пути; технологию производства работ  по выправке пути в продольном профиле и по уровню при помощи  электрошпалоподбоек и укладкой регулировочных прокладок при  раздельных и бесподкладочных скреплениях и особенности производства работ на бесстыковом пути. 

Обучающиеся должны уметь: произвести проверку правильности  показаний уровня путевого шаблона и подготовить его к работе; производить  измерения рельсовой колеи по шаблону и уровню при помощи путевого  шаблона; производить измерения вертикального и бокового износа рельсов  штангенциркулем ПШВ. 

Программа рассчитана на 96 учебных часов.

Рабочий тематический план

№ темы

Наименование темы

Количество часов

Устройство железнодорожного пути

30

Нормы и допуски содержания железнодорожного пути

8

Стрелочные переводы

8

Измерительные приборы и инструмент

6

Ручной и механизированный путевой инструмент и источники питания

8

Устройство и содержание бесстыкового пути

12

Технология производства путевых работ

24

  Всего

96

Программа

Тема 1. Устройство железнодорожного пути (30 часов)

Назначение железнодорожного пути. Общие понятия о конструкции пути. Основные требования, предъявляемые к железнодорожному пути. Классификация путей. Понятие о плане и продольном профиле пути.

Назначение верхнего строения пути и требования, предъявляемые к его элементам.

Рельсы; их типы, размеры и материал. Основные требования, предъявляемые к рельсам. Классификация дефектов рельсов. Основные причины появления и развития дефектов рельсов. Опасные дефекты рельсов; их обнаружение при визуальном осмотре.

Промежуточные и стыковые рельсовые скрепления. Конструкция различных типов рельсовых скреплений. Основные требования, предъявляемые к рельсовым скреплениям. Понятие об угоне пути. Противоугоны; их назначение.

Шпалы; материал, типы и размеры деревянных и железобетонных шпал. Эпюры укладки шпал в путь. Основные требования, предъявляемые к шпалам. Дефекты деревянных шпал, переводных и мостовых брусьев; причины их появления. Ремонт деревянных шпал. Порядок эксплуатации пути при наличии негодных деревянных шпал. Дефекты железобетонных шпал.

Балластные материалы. Балластная призма.

Земляное полотно; предъявляемые к нему требования. Состав комплекса инженерных сооружений земляного полотна. Виды грунтов; их свойства. Поперечные профили земляного полотна. Водоотводные, укрепительные и защитные сооружения и устройства. Дефекты и деформации земляного полотна. Опознавательные признаки, основные причины возникновения дефектов и деформаций земляного полотна. Мероприятия по оздоровлению земляного полотна.

Особенности устройства кривых участков пути. Переходные и круговые кривые. Возвышение наружного рельса в кривых участках пути.

Понятие об электрических рельсовых цепях. Особенности конструкции пути на участках, оборудованных электрическими рельсовыми цепями. Стыки токопроводящие и изолирующие.

Общие сведения об искусственных сооружениях. Верхнее строение пути на искусственных сооружениях. Полоса отвода.

Обучающиеся должны знать: назначение железнодорожного пути; основные элементы железнодорожного пути; общие требования, предъявляемые к железнодорожному пути; основные требования, предъявляемые к продольному профилю и плану железнодорожного пути; назначение рельсов; классификацию рельсов и их основные размеры рельсов; классификацию, назначение, основные требования, конструкцию, достоинства и недостатки промежуточных рельсовых скреплений, применяемых на железных джорогах России в настоящее время; способы борьбы с угоном пути, назначение и конструкцию противоугонов; классификацию, назначение и основные требования предъявляемые к стыковым рельсовым скреплениям; конструкцию болтового стыка и основные размеры стыковых накладок; назначение, классификацию и  основные требования, предъявляемые к шпалам; эпюры укладки шпал в путь; достоинства и недостатки деревянных и железобетонных шпал, материал шпал, типы и основные размеры шпал; состав комплекса инженерных сооружений земляного полотна; назначение и поперечные профили основной площадки земляного полотна; основные требования, предъявляемые к содержанию шпал; назначение и основные требования, предъявляемые к балластному слою; виды, основные достоинства и недостатки балластных материалов; устройство и основные размеры балластной призмы; конструкцию и назначение основных элементов одиночного обыкновенного    стрелочного перевода; определение марки крестовины стрелочного перевода; нормативно-технические требования к конструкциям и элементам верхнего строения пути, в зависимости от класса пути; назначение и основные требования предъявляемые к укрепительным и защитным сооружениям; особенности устройства пути в кривых участках; назначение и устройство переходных и круговых кривых; назначение, конструкцию токопроводящих стыков и виды стыковых рельсовых соединителей; назначение и конструкцию изолирующих стыков.

Обучающиеся должны уметь: разбираться в конструкции пути.

Виды самостоятельной работы: работа с конспектом и рекомендованной литературой.

Тема 2. Нормы и допуски содержания железнодорожного пути

(8 часов)

Взаимодействие пути и подвижного состава. Особенности устройства кривых участков пути. Переходные и круговые кривые. Возвышение наружного рельса в кривых участках пути.

Нормы и допуски содержания рельсовой колеи по шаблону и уровню в прямых и кривых участках пути. Необходимость уширения колеи и возвышения наружного рельса в кривых. Номинальная величина отводов уширения колеи и возвышения наружного рельса в кривых.

Содержание прямых и кривых участков пути в плане. Содержание пути в продольном профиле. Нормы и допуски подуклонки рельсов на прямых и кривых участках пути.

Номинальная величина зазоров в стыках. Допускаемые величины зазоров, вертикальных и горизонтальных ступенек в стыках в зависимости от скорости движения поездов. Забег стыков. Величины степеней отступлений по ширине колеи, уровню, перекосам, просадкам и в плане.

Обучающиеся должны знать: взаимодействие пути и подвижного состава; вписывании подвижного состава в кривые; причины, вызывающие  необходимость уширения колеи и устройства  возвышения наружного рельса в кривых; нормы и допуски содержания пути по ширине, по уровню, в продольном профиле и в плане; нормы и допуски подуклонки рельсов; допускаемую величину и скорости движения поездов по стыкам, имеющим вертикальные и горизонтальные ступеньки; порядок определения номинальной величины зазоров в стыках; допускаемые скорости движения поездов по стыкам, имеющим отступления от номинальных размеров; допускаемые величины забегов стыков в прямых и кривых участках пути.

Обучающиеся должны уметь: выявлять работы по определению ширины колеи и приведению пути к норме.

Виды самостоятельной работы: работа с конспектом и рекомендованной литературой.

Тема 3. Стрелочные переводы (8 часов)

Виды соединений и пересечений путей. Стрелочные переводы; их назначение, классификация, конструкции, устройство, основные элементы, виды неисправностей.

Обучающиеся должны знать: основные виды соединений и  пересечений путей; виды обыкновенных одиночных стрелочных переводов; основные элементы одиночного стрелочного перевода; неисправности   стрелочных переводов, при наличии которых запрещается их эксплуатация.

Обучающиеся должны уметь: Применять полученные знания на практике.

Виды самостоятельной работы: работа с конспектом и рекомендованной литературой.

Тема 4. Измерительные приборы и инструмент (6 часов)

Измерительные приборы и инструмент; их назначение и применение. Путевые шаблоны. Штангенциркули ПШВ для измерения износа рельсов и металлических частей стрелочного перевода. Мерный клин для измерения стыковых зазоров.

Средства диагностики пути: путеизмерительные тележки,

путеизмерительные вагоны, термометр рельсовый.

Практическая работа №1

Проверка рельсовой колеи по шаблону и уровню. Измерение величины зазоров в стыках. Измерение износа рельсов штангенциркулем.

Обучающиеся должны знать: средства для локального и сплошного  контроля состояния рельсовой колеи; конструкцию и назначение путевых шаблонов; порядок работы с путевым шаблоном; порядок работы с мерным клином для измерения величины зазоров в стыках.

 Обучающиеся должны уметь: произвести проверку правильности  показаний уровня путевого шаблона и подготовить его к работе; производить  измерения рельсовой колеи по шаблону и уровню при помощи путевого  шаблона; производить измерения вертикального и бокового износа рельсов  штангенциркулем ПШВ. 

Виды самостоятельной работы: работа с конспектом и рекомендованной литературой.

Тема 5. Ручной и механизированный путевой инструмент

и источники питания (8 часов)

Молотки путевые костыльные, ломы лапчатые и остроконечные, ключи путевые и торцевые, топоры для затески шпал, трамбовки, торцевые подбойки, прибор для снятия фасок. Порядок хранения и выдачи инструмента строгого учета.

Меры безопасности при работе ручным путевым инструментом.

Передвижные электростанции и другие источники питания. Кабельная аппаратура.

Электрический путевой инструмент. Электрические шпалоподбойки (ЭШП); принцип их устройства и работы, краткие характеристики.

Электрический гаечный ключ (ЭК) и путевой универсальный ключ (КПУ); их устройство, характеристики, принцип действия.

Электрические шурупогайковерты (ШВ) и шурупогаечные ключи (КШГ); их устройство, характеристики, принцип действия.

Меры безопасности при использовании электрического путевого инструмента.

Гидравлический путевой инструмент. Гидравлические рихтовщики, разгоночные приборы, домкраты; их устройство, характеристики, принцип действия.

Меры безопасности при использовании гидравлического путевого инструмента.

Путевой механизированный инструмент с двигателем внутреннего сгорания: рельсорезные станки, фаскосъемные станки, рельсосверлильные станки, гайковерты, шурупогаечные ключи, рельсошлифовальные станки; их устройство, характеристики, принцип действия.

Меры безопасности при использовании путевого инструмента с двигателем внутреннего сгорания.

Обучающиеся должны знать: назначение и конструкция ручного путевого инструмента; порядок хранения и выдачи инструмента строгого учёта; меры безопасности при работе с ручным путевым инструментом; назначение и виды передвижных электростанций и  принцип их работы; устройство и принцип работы электрошпалоподбоек (ЭШП), электрического  гаечного ключа (ЭК), путевого универсального ключа (КПУ), электрического  шурупогайковерта (ШВ) и шурупогаечного ключа (КШГ);устройство и принцип работы гидравлических домкратов, гидравлических рихтовщиков и  разгоночных приборов; меры безопасности при работе с передвижными  электростанциями и при использовании электрического и  гидравлического  путевого инструмента.

Обучающиеся должны уметь: Применять полученные знания на практике.

Виды самостоятельной работы: работа с конспектом и рекомендованной литературой.

Тема 6. Устройство и содержание бесстыкового пути (12 часов)

Общие сведения о конструкции бесстыкового пути. Требования, предъявляемые к бесстыковому пути. Основное отличие бесстыкового пути от звеньевого. Достоинства и недостатки бесстыкового пути.

Рельсовые плети и уравнительные пролеты. Соединение рельсовых плетей. Промежуточные скрепления. Температура закрепления рельсовых плетей.

Изготовление рельсовых плетей. Погрузка, перевозка и выгрузка рельсовых плетей. Укладка бесстыкового пути.

Закрепление рельсовых плетей при укладке. Маркировка плетей.  

Бесстыковой путь на мостах и в тоннелях.

Бесстыковой путь из старогодных материалов.

Угон бесстыковых плетей. Контроль за угоном плети и изменениями температурного режима их работы.

Обучающиеся должны знать: бесстыковой путь: его достоинства, недостатки и основное отличие от обычного звеньевого пути; назначение уравнительных пролётов и порядок укладки рельсов в них; порядок примыкания бесстыкового пути к звеньевому пути и стрелочным переводам; требования к изготовлению рельсовых плетей; их погрузке, перевозке и выгрузке; требования к укладке бесстыкового пути и закреплению   рельсовых плетей при укладке; требования к маркировке рельсовых плетей;

требования к устройству бесстыкового пути на мостах и в тоннелях; порядок   осуществления контроля за угоном плетей и изменениями температурного  режима их работы.

Обучающиеся должны уметь: применять полученные знания на практике.

Виды самостоятельной работы: работа с конспектом и рекомендованной литературой.

Тема 7. Технология производства путевых работ (24 часа)

Виды, назначение и состав путевых работ при техническом обслуживании железнодорожного пути. Общие требования, предъявляемые к производству путевых работ. Особенности производства работ на бесстыковом пути.

Замена балласта до подошвы шпал. Технология производства работ. Состав бригады. Применяемый инструмент. Требования охраны труда при производстве работ. Ограждение места производства работ. Особенности производства работ на бесстыковом пути.

 Замена загрязненного балласта ниже подошвы шпал. Технология производства работ. Состав бригады. Применяемый инструмент. Требования охраны труда при производстве работ. Ограждение места производства работ. Особенности производства работ на бесстыковом пути.

Удаление засорителей из-под подошвы рельса. Технология производства работ. Состав бригады. Применяемый инструмент. Требования охраны труда при производстве работ. Ограждение места производства работ.

Отделка балластной призмы. Технология производства работ. Состав бригады. Применяемый инструмент. Требования охраны труда при производстве работ. Ограждение места производства работ.

Одиночная смена стыковых накладок. Технология производства работ. Состав бригады. Применяемый инструмент. Требования охраны труда при производстве работ. Ограждение места производства работ. Особенности производства работ на бесстыковом пути.

Одиночная смена подкладок. Технология производства работ. Состав бригады. Применяемый инструмент. Требования охраны труда при производстве работ. Ограждение места производства работ. Особенности производства работ на бесстыковом пути.

Ремонт деревянных шпал и брусьев. Технология производства работ. Состав бригады. Применяемый инструмент. Требования охраны труда при производстве работ. Ограждение места производства работ.

Разгонка и регулировка стыковых зазоров. Технология производства работ. Состав бригады. Применяемый инструмент. Ограждение места производства работ. Особенности производства работ на электрифицированных участках. Требования охраны труда при производстве работ.

Рихтовка пути. Условия и технология производства работ.

Применяемый инструмент. Состав бригады. Особенности производства работ на электрифицированных участках и на бесстыковом пути. Требования охраны труда при производстве работ. Ограждение места производства работ.

Одиночная смена рельсов. Технология производства работ. Состав бригады. Применяемый инструмент. Особенности производства работ на электрифицированных участках и на бесстыкового пути. Требования охраны труда при производстве работ. Ограждение места производства работ.

Одиночная смена шпал. Технология производства работ. Состав бригады. Применяемый инструмент. Требования охраны труда при производстве работ. Ограждение места производства работ. Особенности производства работ на бесстыковом пути.

Исправление ширины рельсовой колеи. Исправление ширины колеи на железобетонных шпалах. Перешивка пути. Состав бригады. Применяемый инструмент. Особенности производства работ на бесстыковом пути. Требования охраны труда при производстве работ. Ограждение места производства работ.

Выправка пути в продольном профиле и по уровню. Способы выправки пути в продольном профиле и по уровню. Выправка пути при помощи электрошпалоподбоек и укладкой регулировочных прокладок при раздельных и безподкладочных промежуточных скреплениях. Состав бригады. Применяемый инструмент.

Требования охраны труда при производстве работ. Ограждение места производства работ. Особенности производства работ на электрифицирован-ных участках и на бесстыковом пути.

Обучающиеся должны знать: назначение работ по текущему содержанию пути; факторы, влияющие на состав и объёмы работ по текущему содержанию пути; технологию производства работ по одиночной смене стыковых накладок при различных типах промежуточных скреплений и особенности производства работ на бесстыковом пути; технологию производства работ по одиночной смене подкладок при различных типах промежуточных скреплений и особенности производства работ на бесстыковом пути; технологию производства работ по одиночной смене стыковых накладок при различных типах промежуточных скреплений и особенности производства работ на бесстыковом пути; технологию производства работ по одиночной смене подкладок при различных типах промежуточных скреплений и особенности производства работ на бесстыковом пути; технологию производства работ по замене балласта до подошвы шпал и особенности производства работ на бесстыковом пути; технологию производства работ по замене загрязненного балласта ниже подошвы шпал, отделке балластной призмы и особенности производства работ на бесстыковом пути; технологию производства работ по удалению засорителей из под подошвы рельса; состав работ по ремонту лежащих в пути шпал и переводных брусьев; технологию производства работ по ремонту лежащих в пути шпал и переводных брусьев различными способами; технологию производства работ по одиночной смене деревянных  и  железобетонных  шпал и особенности производства работ на бесстыковом пути; технологию производства работ по одиночной смене рельсов и особенности производства работ на бесстыковом пути; технологию  производства работ регулировке и разгонке стыковых зазоров; технологию  производства работ по  рихтовке пути и особенности производства работ на бесстыковом пути; технологию производства работ по исправлению ширины  рельсовой колеи на деревянных и железобетонных шпалах и особенности производства работ на бесстыковом пути; технологию производства работ  по выправке пути в продольном профиле и по уровню при помощи  электрошпалоподбоек и укладкой регулировочных прокладок при  раздельных и бесподкладочных скреплениях и особенности производства работ на бесстыковом пути. 

Виды самостоятельной работы: работа с конспектом и рекомендованной литературой.

         

  1. Итоговая проверка знаний – дифференцированный зачет.
  2. Консультация перед квалификационным экзаменом – 2 часа.
  3. Квалификационный экзамен (8 часов).