Лекция к занятию № 18 Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда.

Трофимова Ирина Прановна

Лекция к занятию № 18 Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Калининградское подразделение Октябрьского учебного центра профессиональных квалификаций – структурное  подразделение Октябрьской железной дороги- филиала ОАО «РЖД»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПРЕДМЕТА

«Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути»

(2 часа обучения)

ЛЕКЦИЯ № 18

по предмету «Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути»

 Монтер пути 2-3 разряд. Профессиональная подготовка

Калининград

                                                                                     2017

Лекция к занятию № 18. Тема: Нормы содержания рельсовой колеи.

Устройство возвышения наружного рельса.

  Помимо уширения в кривых участках устраивается возвышение наружного рельса, которое возрастает в пределах переходной кривой так же как уширение пути. Величина возвышения в кривых определяется по следующим критериям:

1. Минимально допустимое возвышение должно обеспечить значение поперечного непогашенного ускорения, которое негативно влияет на вестибулярный аппарат человека при воздействии центробежной силы, направленного наружу кривой (анп). Непогашенное ускорение должно быть не более 0,7 м/с2  на уровне буксы подвижного состава для максимальной скорости  грузовых и, как правило, пассажирских поездов.

  1. Для уменьшения бокового износа наружной рельсовой нити.
  2. Для недопущения опрокидывания подвижного состава вследствии раскантовки рельсовой колеи под воздействием центробежной силы, максимальное давление от подвижного состава при которой воздействует на наружную нить.

Длины переходных кривых рассчитываются исходя из условий обеспечения требуемых действующими нормативами величин:

  • отвода возвышения наружного рельса, определяемого скоростью подъема колеса по отводу возвышения рисунок 54;
  • отвода кривизны, определяемого допускаемой скоростью 0.6 м/с3 нарастания поперечного непогашенного ускорения.

C:\Users\ACHERN~1\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image8.jpeg

Рис. 54. Устройство возвышения наружного рельса.

Конец и начало отвода возвышения  наружного  рельса  кривой и кривизны должны совпадать с точками начала переходной кривой и конца переходной    кривой.

 В стесненных условиях допускается устройство отводов возвышения без переходных кривых: либо на протяжении прямой, либо по 50%  на прямой и кривой (без соблюдения условия совпадения отводов  возвышения  и  кривизны).

Длина  переходной  кривой определяется в зависимости от расчетной величины возвышения наружного рельса и от количества смежных главных    путей.

На однопутных линиях и для наружного пути двухпутных линий длина     переходной кривой (Lн) определяется по формуле:

Lп =

где  h  -  расчетное  возвышение наружного рельса  в круговой кривой, мм;

       i - расчетный уклон отвода возвышения.

В кривых участках пути наружная рельсовая нить устраивается и содержится выше внутренней. Величина возвышения (h, мм)  рассчитывается в зависимости от скоростей движения на участке и радиусов  кривой.

Длина переходной кривой не должна быть меньше 20 м.  При этом должны  соблюдаться требования непревышения величины непогашенного ускорения 0,7 м/с2  и скорости его изменения 0,6 м/с3.

Крутизна отвода возвышения в переходных кривых, соединяющих прямые и кривые участки или  участки кривых с различной величиной возвышения  должна соответствовать нормативам.

При превышении допускаемого уклона отвода возвышения наружного рельса на всей длине переходной кривой или ее части длиной  не менее 30 м  установленная скорость уменьшается вплоть до закрытия движения поездов.

Допускаемые  уклоны  отвода  возвышения  наружного  рельса  в  кривых приведены в таблице 24.

Таблица 24.

Допускаемые  уклоны  отвода  возвышения  наружного  рельса  в  кривых.

Максимальный уклон отвода возвышения (i),   мм/м, не более

Допускаемая скорость поездов, км/ч

пассажирских

грузовых

0,9

200

90

1,0

180

90

1,1

160

90

1,2

140

90

1,4

120

90

1,5

110

90

1,6

100

90

1,7

95

85

1,8

90

80

1,9

85

80

2,1

80

75

2,3

75

70

2,5

70

65

2,7

65

60

2,9

55

3,0

50

3,1

40

3,2

25

Более 3,2

Закрытие движения

Отводы возвышения наружного рельса в переходных кривых должны быть не более величины, обеспечивающей скорость подъема колеса 50 мм/с.

На близко расположенных кривых одного направления без переходных кривых отводы возвышения устраиваются только в том случае, если на протяжении прямой вставки,  расположенной между концами кривых, укладываются  длины обоих отводов  и между их концами остается прямой участок длиной не менее 25 м (рис. 55).  

В  случае недостаточной длины прямой  вставки  для  соблюдения  этого       условия отвод делается более крутой,  но не круче, чем допускаемый.   Если же и в этом случае длина прямого участка    оказывается менее 25 м,  то возвышение делается на всем протяжении прямой между кривыми.  При этом возвышение устанавливается  равным возвышению на кривых и делается переходным на длине прямой вставки при разных радиусах кривых, рисунки ниже.  В таких случаях  величина возвышения  должна  быть  не более 115 мм (по условию непревышения  непогашенного ускорения 0,7 м/с2).

 Рис 55. Схемы отвода возвышения наружной рельсовой нити.

схема отводов_аб

  при сопряжении смежных кривых

одного направления при достаточной длине

прямой вставки.

  при сопряжении смежных кривых

одного направления при недостаточной длине прямой вставки

схема отводов_вг

  между смежными кривыми разных

радиусов одного направления без прямой вставки

  при сопряжении смежных кривых

разного направления при недостаточной длине прямой вставки

При отсутствии  прямой  вставки на двухрадиусной кривой одного направления отводы возвышения наружного рельса и уширения колеи делаются в переходной кривой или в пределах кривой большего радиуса.  Переходные кривые можно не устраивать  между примыкающими  одна к другой круговыми кривыми одного направления, если разность их кривизны не превышает 1/4000.

При разносторонних кривых без переходных кривых  отвод  возвышения делается на прямой вставке между ними.  При этом между концами отводов возвышений наружных нитей кривых должен быть прямой участок длиной не менее 25 м при возможности  устройства  отводов  возвышения с уклоном не более 0,001.  При несоблюдении этого условия допускается увеличить уклон до 0,003 при  сохранении  длины прямой вставки 25 м,  снизив скорость в соответствии с Инструкцией по оценке состояния рельсовой колеи путеизмерительными средствами и мерам по обеспечению безопасности движения;  при невозможности выполнения и этого  условия допускается уменьшение  прямого  участка без возвышения до длины 15 м с  устройством отводов уклоном 0,003, причем в начале круговой кривой возвышение  должно  составлять  не менее половины величины полного  возвышения, рисунок.

Во всех случаях,  когда между кривыми одного  или  разных направлений  прямая  вставка недостаточна, порядок устройства отводов  возвышения наружного   рельса  и уширения колеи устанавливается начальником службы пути.

         

                             Элементы плана  пути.

Схема положения переходной кривой в плане

Схема положения рельсовых нитей на переходной кривой в профиле.

Рис. 56. Схема положения рельсовых нитей на переходной кривой в профиле и плане.

         Максимально допустимое возвышение наружной нити  150 мм.

Стрелочные переводы, расположенные на главных путях в кривых с возвышением наружной нити, устраиваются также с возвышением наружной нити,  если переводная кривая совпадает по направлению с кривым участком пути.  При этом величина возвышения наружной нити на стрелочном переводе  должна  быть не более 75  мм.  

Если же переводная кривая стрелочного перевода не совпадает по направлению с кривым участком пути, то возвышение на таких стрелочных переводах, как правило, не устраивается, при этом скорость движения   поездов по такому стрелочному переводу должна определяться по   «Нормам допускаемых скоростей подвижного состава по железнодорожным путям колеи 1520 (1524) мм федерального железнодорожного транспорта». [5]. Допускается на таких стрелочных переводах устраивать возвышение наружного рельса по главному пути величиной не более 20 мм.  Скорость движения поездов по ответвленной переводной кривой в таких случаях должна быть не более 15 км/ч.

На приемо-отправочных путях, расположенных на кривых, а также  на закрестовинных кривых,  где установленные скорости движения 25 км/ч и менее,  возвышение наружного рельса,  как правило, не устраивается.  Переводные кривые стрелочных переводов, расположенных на прямых участках, содержатся без возвышения наружного рельса.