Лекция к занятию № 26 Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда.

Трофимова Ирина Прановна

Лекция к занятию № 26 Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Калининградское подразделение Октябрьского учебного центра профессиональных квалификаций – структурное  подразделение Октябрьской железной дороги- филиала ОАО «РЖД»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПРЕДМЕТА

 (2 часа обучения)

ЛЕКЦИЯ № 26

Практическое занятие № 1

по предмету «Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути»

 Монтер пути 2-3 разряд. Профессиональная подготовка

Калининград

2018

               

                 Лекция к занятию № 26. Тема: Устройство железнодорожного пути.

Практическая работа №1 Проверка рельсовой колеи по шаблону и уровню.

Цель: научиться пользоваться измерительными приборами и инструментом, применять полученные знания на практике, закрепить знания по нормам содержания рельсовой колеи по ширине и уровню, нормам содержания стыковых зазоров и допускаемые величины отклонений, уметь выполнять контрольные промеры и по результатам проверок и измерений, делать выводы.

Оборудование и принадлежности:

  • Путевой шаблон ЦУП-3;
  • Мерный клин для измерения величины стыковых зазоров;
  • Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути.
  • Рельсошпальная решетка на железобетонных шпалах на учебном полигоне.

Краткие теоретические сведения:

Текущее содержание пути заключается в постоянном надзоре и контроле за состоянием пути с целью установки соответствия его нормативам и допускам, а также предупреждении и устранении неисправностей, обеспечении длительных сроков службы всех элементов пути и сооружений.

На железобетонных шпалах ширина колеи может изменяться в основном из-за бокового износа рельсов в кривых участках пути, а в прямых участках - из-за люфтов между подошвой рельсов и подкладками.

Отклонения рельсовых нитей в расположении по уровню от номинальных нормативов зависят от многих факторов: неодинаковая степень уплотнения балласта под шпалами, угон пути, неодинаковые размеры шпал, разная интенсивность износа элементов верхнего строения пути, деформации основной площадки земляного полотна.

Осуществлять локальный контроль по содержанию рельсовой колеи по шаблону и уровню позволяет путевой шаблон ЦУП-3, ЦУП-3Д.

C:\Users\ACHERN~1\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image18.jpeg

                                                Контрольный шаблон ЦУП-3Д:

1 - неподвижный упор; 2,3 - шаблоны ординат; 4 - ручка; 5 - корпус уровня; 6 - уровень; 7 - подвижный упор; 8 - указатель ширины колеи; 9 - направляющая; 10 - корпус шаблона; 11 - изоляционная бобышка; 12 - правая часть корпуса шаблона; 13 - шкала уровня; 14 - шкала шаблона

Перед началом работы с шаблоном ЦУП-3Д следует:

  • подвергнуть шаблон внешнему осмотру (проверить целостность корпусных деталей, ампулы, указателей шкал, упоров);
  • оценить надежность крепления деталей шаблона;
  • поверить четкость работы подвижных деталей шаблона.

При внешнем осмотре должно быть установлено: соответствие комплектности шаблона требованиям нормативно- технической документации на его изготовление; отсутствие на рабочих поверхностях шаблона повреждений, а также равномерность окраски шаблона (без подтеков пропусков и отслоений).

Шаблоны, находящиеся в эксплуатации и вышедшие из ремонта, не должны иметь дефектов, влияющих на их эксплуатационные качества.

Во время работы с шаблоном необходимо:

  • выполнять требования безопасности;
  • безударно устанавливать шаблон на рельсы при проведении измерений;
  • рычаг тяги отпускать плавно.

Характерными неисправностями шаблона являются увеличение погрешностей показаний механизмов для измерения ширины колеи и возвышения одного из рельсов выше допускаемых (± 1,0 мм). Они вызываются ослаблением крепления деталей, износом, поломкой и деформацией деталей в процессе эксплуатации.

  • Ширина колеи фиксируется двумя наконечниками: неподвижным 1 и подвижный 7, шаблона. Подвижный наконечник находится под действием пружины, обеспечивающей прижатие обоих наконечников к внутренним граням головок рельсов. Размер ширины колеи фиксируется указателем на шкале 8 “Ширина колеи”(1510 мм - 1550 мм), установленной на штанге.
  • Для измерения ширины колеи необходимо взять шаблон за ручку 4 и, нажав рычаг тяги, переместить подвижной упор 7 внутрь шаблона. Опустив шаблон на рельсы перпендикулярно оси пути, так чтобы неподвижный упор касался внутренней поверхности головки рельса, плавно освободить рычаг тяги. Убедившись, что подвижной упор касается внутренней поверхности головки другого рельса, снимают показания ширины колеи по шкале 8.
  • Возвышение одного рельса над другим определяется с помощью лимба 5 уровня 6. Плавным вращением лимба со шкалой возвышения одного рельса относительно другого до установки пузырька ампулы - уровня 6 между средними рисками ампулы. Убедившись в остановке колебаний пузырька, снимают показания возвышения по круговой шкале лимба 5.
  • При вращении лимба влево или вправо (на 160 мм по шкале) изменяется угол наклона рычага с уровнем. Возвышения левого или правого рельса фиксируются при горизонтальном положении уровня указателем на шкале, нанесенной на лимбе.
  • Узел контроля уровня регулируется поворотом эксцентрика на шкале уровня 13. Для этого винтом крепления, на лимбе, эксцентрик поворачивается на требуемый уровень, (угол поворота определяется по положению пузырька ампулы уровня при перестановке шаблона на 180°) и прочно закрепляется винтом. Проверка правильности производится перестановкой шаблона на 180°.

После окончания работы шаблон следует протереть от пыли и влаги, проверить затяжку крепежа.

  • Рабочие шаблоны и шаблоны ЦУП проверяют каждый квартал в мастерских дистанции пути. Для проверки используют массивный проверочный станок. После каждой проверки измерительного прибора на нем ставят клеймо даты проверки. В Журнале учета приборов также указывают дату проверки и фамилию проверяющего. Дату проверки на шаблонах наносят металлическим клеймом.

Измерение величины зазоров в стыках.

Промер зазоров начинают от стыка, положение которого неизменно с момента укладки пути и ведутся по обеим рельсовым нитям. Для этой цели используют металлический клин с делениями, который заводится в зазор с внешней (нерабочей) грани рельсов на уровне средней части головки.

В начале промера зазоров должна быть выявлена величина поправки к измеряемым (фактическим) зазорам, учитывающая силы трения рельса в накладках, препятствующие свободному изменению зазоров при перемене температуры. Для этого вычисляют сумму зазоров в первых четырех стыках (без нулевых зазоров): сначала без отвертывания гаек болтов, а затем - с отвернутыми на 2-3 оборота гайками. Затем определяют разность сумм зазоров, полученных при затянутых и ослабленных болтах. После этого делением полученной разности на 4 вычисляют поправку к измеренным зазоров. Если она положительная, то ее вычисляют из фактических значений зазоров, а если отрицательная - прибавляют к измеренным зазорам (включая стыки с нулевыми зазорами).

C:\Users\ACHERN~1\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image19.jpeg

                 Измерение стыкового зазора мерным клином: 1 - головка - подошва рельса; 3 - зазор; 3 - мерный металлическии клин.

По результатам промера составляется расчетная ведомость, по которой устанавливают вид работ (регулировка или разгонка зазоров), величины и направление передвижки рельсов, фронт работ.

Работы по сплошной плановой регулировке или разгонке зазоров выполняются в процессе планово-предупредительных работ и ремонтов пути. В отдельных случаях они могут выполняться и как самостоятельные.

В состав работ входят: измерение зазоров, передвижка рельсов в соответствии с расчетными величинами сдвижек, закрепление передвинутых рельсов на новом месте.

Порядок выполнения практической работы:

  1. Перечислить основные измерительные приборы и инструменты, применяемые для контроля состояния рельсовой колеи по шаблону и стыковых зазоров.
  2. Рассказать порядок проверки состояния путевого шаблона ЦУП-3.
  3. Перечислить нормы содержания железнодорожного пути по ширине колеи и уровню на прямых и кривых участках пути, допускаемые отклонения.
  4. Выполнить контрольные промеры по ширине колеи и уровню шаблоном ЦУП-3.
  5. Перечислить основные нормы содержания стыковых зазоров.
  6. Выполнить контрольные промеры по величине стыковых зазоров мерным клином.
  7. Ответить на контрольные вопросы.
  8. Сделать вывод.