Лекция к занятию № 34 Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда.

Трофимова Ирина Прановна

Лекция к занятию № 34 Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Калининградское подразделение Октябрьского учебного центра профессиональных квалификаций – структурное  подразделение Октябрьской железной дороги- филиала ОАО «РЖД»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПРЕДМЕТА

«Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути»

(2 часа обучения)

ЛЕКЦИЯ № 34

по предмету «Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути»

 Монтер пути 2-3 разряд. Профессиональная подготовка

Калининград

2018

Лекция к занятию № 34 Тема: Устройство и содержание бесстыкового пути 

Требования к конструкции бесстыкового пути.

Шпалы в бесстыковом пути железобетонные. Количество железобетонных шпал составляет 2000 штук на километр. Уравнительные рельсы и плети прикрепляются к железобетонным шпалам типовым скреплением. На нашей дороге применяют два вида скреплений – это скрепление КБ и скрепление ЖБР. Для скрепления КБ применяются железобетонные шпалы Ш-1. Для скрепления ЖБР применяются железобетонные шпалы Ш-3.

скрепление кб

Скрепление КБ состоит из: 1 и 4 – прокладка под подошву рельсов ЦП 143; 2 – скоба для изолирующей втулки; 3 – втулка изолирующая; 5 – прокладка повышенной упругости под подкладку ЦП 328 или прокладка несимметричная (ремонтная) под подкладку СП 487; 6 – болт клеммный; 7 – болт закладной; 8 – гайка; 9 – клемма; 10 – подкладка; 11 – шайба двухвитковая.

Scan0001

Скрепление ЖБР состоит из: 1 – упор боковой; 2 – клемма пружинная; 3 – скоба; 4 – прокладка упорная; 5 – прокладка ЦП 204; 6 – болт закладной (подходит от скрепления КБ); 7 – гайка.

При укладке бесстыкового пути каждый узел скреплений должен обеспечивать нормативное прижатие рельса к основанию не менее 20 кН. Это достигается затяжкой болтов и шурупов промежуточных скреплений крутящим моментом в соответствии с требованиями таблицы:

Показатели

Крутящий момент, Н.м, при типах скреплений

КБ-65

ЖБР-65

ЖБР-65Ш, ЖБР-65ПШМ, ЖБР-65ПШ

W-30

клеммный болт

закладной болт

Затяжка болтов и шурупов при укладке бесстыкового пути

150)

120)

200

250

350

Допускаемое понижение затяжки болтов и шурупов в процессе эксплуатации

100

70

120

150

200

) Для обеспечения запаса усилия прижатия затяжку гаек болтов скреплений КБ-65 при укладке плетей и при подтягивании их в процессе эксплуатации необходимо производить крутящим моментом: 200 Н.м (20 кгс.м) – для клеммных болтов; 150 Н.м (15 кгс.м) – для закладных болтов. Для других типов рельсовых скреплений – по техническим условиям, утвержденным ЦП.

Во избежание угона плетей в процессе эксплуатации средний крутящий момент затяжки болтов и шурупов промежуточных рельсовых скреплений не должен быть менее  нормативных значений, приведенных в таблице.

Монорегулятор скреплений АРС-4 при укладке бесстыкового пути должен быть установлен на 3-ю позицию.

Плановое закрепление (подтягивание) клеммных и закладных болтов, шурупов на участках с различной грузонапряженностью должно производиться с  определенной периодичностью:

для скрепления КБ-65:

до 5 млн. т км брутто/км пути в год – не реже 1 раза в 5 лет;

более 5  до 10 млн. т км брутто/км пути в год – не реже 1 раза в 3 года;

более 10  до 25 млн. т км брутто/км пути в год – не реже 1 раза в 2 года;

более 25  до 50 млн. т км брутто/км пути в год – не реже 1 раза в год;

более 50 млн. т км брутто/км пути в год – не реже 2 раз в год.

для скреплений с упругими клеммами:

по факту на основе измерений весной и осенью.

Контроль за величиной крутящего момента болтов, шурупов осуществляется динамометрическими ключами, усилием прижатия рельсов к основанию анкерных скреплений - специальными приборами (типа АпАТэК-ИПК-1 или др.) при осенних и весенних осмотрах пути. По результатам контроля, при необходимости, назначается затяжка болтов, шурупов.

Контроль крутящего момента прикрепителей и усилий прижатия дополняется простукиванием молоточком. Если при простукивании будет обнаружено более 10% ослабших болтов, шурупов, клемм  назначается инструментальная проверка. Если при этой проверке выявлено, что более 30% скреплений обеспечивают прижатие рельса к основанию ниже допускаемых значений, то на всем полигоне проверки назначается сплошное подтягивание болтов и шурупов и перевод монорегулятора скреплений АРС-4 на 4-ю позицию

Контроль крутящего момента должен осуществляться по обеим рельсовым нитям не менее чем на 10 шпалах подряд, расположенных:

на коротких плетях (< 800 м) в трех зонах - на концевых участках (на расстоянии 15-20 м от концов плетей) и в средней части плети;

на длинных плетях - на концевых участках и через каждые 500 м по длине плети.

По результатам контроля составляется ведомость. Ведомость хранится в техническом отделе дистанции пути в течение 5 лет.

При падении уровня затяжки болтов, шурупов ниже допускаемых значений, назначается сплошное их подтягивание. При снижении усилий прижатия рельса к основанию скрепления АРС-4 до 15 кН, монорегуляторы должны переводиться в 4 позицию.

жб шпала Ш-1

Бесстыковой  путь по сравнению со звеньевым  имеет  ряд  преимуществ: повышение плавности  и комфортабельности  движения  поездов, улучшение  показателей  динамического  взаимодействия  пути  и подвижного состава,  увеличение межремонтных  сроков и т.д.

Технические требования и нормативы, предъявляемые к конструкции, типам и элементам верхнего строения пути при реконструкции и капитальном ремонте на новых материалах 1 и 2 классов в кривых.

п/п

Тип и элементы верхнего строения пути

Путь  бесстыковой

Путь звеньевой на деревянных шпалах

850 – 450 м

менее 450 м

850 – 450 м

менее 450 м

1

Рельсы

На наружных нитях преимущественно Р65К из стали с повышенным содержанием углерода, новые

2

Шпалы

Железобетонные

Железобетонные, преимущественно с повышенным сопротивлением сдвигу, новые

Деревянные 1 типа

3

Эпюра шпал

2000 шт/км*

4

Скрепления

С упругой клеммой

Преимущественно

ЖБР-65 шурупно-дюбельного типа

Костыльное Д-65, ДН6-65

*При технико-экономическом обосновании допускается эпюра шпал более 2000 шт/км.