Лекция к занятию № 2 Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути Профессия: Монтер пути 2,3 разряда.

Трофимова Ирина Прановна

Лекция к занятию № 2 Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Калининградское подразделение Октябрьского учебного центра профессиональных квалификаций – структурное  подразделение Октябрьской железной дороги- филиала ОАО «РЖД»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПРЕДМЕТА

«Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути»

(2 часа обучения)

ЛЕКЦИЯ № 2

по предмету «Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути»

 Монтер пути 2-3 разряд. Профессиональная подготовка

Калининград

                                                                                     2018

              Лекция к занятию № 2. Тема: Устройство железнодорожного пути.

                                                            Рельсы.

    Назначение – направление движения колесных пар, восприятие нагрузки от подвижного состава и передача ее на шпалы, а на участках оборудованных системой автоблокировки (АБ) проводник сигнального, на участках с электрической тягой - обратного тягового тока.  

   Требования – прочность, долговечность, твердость но не хрупкость.

   Материал – высокопрочная углеродистая сталь. В зависимости от массы и размеров поперечного сечения различают следующие типы рельсов: Р75, Р65, Р50, где цифровое значение обозначает массу одного погонного метра рельса. Данные с размерами приведены в  таблице 12, рисунок 10.

Таблица 12.

Характеристики рельсов.

       Наименование параметра

Значение параметра для рельса типа

Р50

Р65

Р75

Площадь, поперечного сечения, см2

  Масса рельса длиной 1 м,  кг

  Масса рельса длиной 25 м,  кг

  Высота, мм:

       общая

       головки

       шейки

       подошвы

  Ширина головки поверху на уровне              

  13 мм  от поверхности катания, мм

  Ширина подошвы, мм

      65,99

      51,80

  1295,00

152

42

83

27

69

132

      82,65

      64,88

  1622,00

180

45

105

30

72,25

150

     95,037

     74,60

 1865,00

192

55

104,4

  32,3

72

150

Р50-исправлен

Р75

Рис. 10. Поперечные профили рельсов Р75, Р65, Р50, Р43.

Таблица 13.

Длины рельсов.

Стандартная длина рельсов (м)

Нормальные

Укороченные

Величина укорочения

100 (± 30 мм)

-

-

25 (± 10 мм)

24,92

на 80 мм (окрашено одно перо подошвы) для кривых R > 500 м

24,84

на 160 мм (окрашиваются оба пера подошвы) для кривых R< 500 м

12,5 (± 4мм)

12,46

на 40

12,42

на 80

12,38

на 120

Все остальные рельсы, имеющие длину, не соответствующую стандартной,

называются рубками

Стандартная длина рельса  составляет 25 м, 12,5 м для звеньвого пути. Рельсы 12,5 м укладываются так же в уравнительных пролетах бесстыкового пути, в кривых  малого радиуса по внутренней нити, а так же для подготовки  к летним и зимним условиям эксплуатации используются рельсы укороченной длины: 24,92, 24,84, 12,46, 12,42, 12,38 м на звеньевом и  12,46, 12,42, 12,38, 12,54; 12,58, 12,62 м на бесстыковом пути. Так же рельсы длиной 12,5, 25 м используют как инвентарные при  производстве сборки рельсо- шпальной решетки капитального ремонта пути, на звеньевом пути повсеместно.

Для предотвращения опрокидывания рельса, уменьшения бокового износа устраивают его подуклонку (наклон внутрь колеи), стандартная 1/20 (наклон 1 мм на длине 20 мм) допускается  сохранять от  1/60 до 1/12, при возвышении наружного рельса h н.р.  более 85 мм  во внутренней нити кривой от 1/30 до 1/12. На деревянных шпалах подуклонка устраивается за счет затески шпал или укладки прокладок с переходной подуклонкой, на железобетонных шпалах  за счет брусьев с переходной подуклонкой подрельсовой прощадки.

Перед и за стрелочными переводами, на которых рельсы не имеют подуклонки, устраивается плавный переход от подуклоненного к неподуклоненному положению рельса на длине не менее 3 м: на деревянных шпалах – путём затёски шпал под подкладками или за счёт укладки подкладок с переходной полуклонкой; на железобетонных шпалах - путём укладки переводных брусьев с переходной подуклонкой подрельсовой площадки.

Боковой износ рельсов – разница ширины головки нового и измеряемого рельса на уровне 13 мм от поверхности катания.

Вертикальный износ- разница высот нового и измеряемого рельса.
        Приведенный износ- вертикальный плюс половина бокового.

       Рельсовые нити могут располагаться по наугольнику, либо в разбежку для обеспечения более плавного хода подвижного состава и предотвращения возникновения перекосов пути.  Во втором случае забег одной нити, относительно другой допустим не более 8 см плюс половина укорочения рельса, уложенного во внутренней нити в кривом участке пути, в изолирующем стыке не более 5 см плюс половина укорочения рельса.

        Для стыковки рельсов разных типов (Р50 с Р65) существуют переходные рельсы, см. рисунок 11.

C:\Users\ACHERN~1\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image8.jpeg

Рисунок 11. Переходной рельс.

 Маркировка  рельсов.

Все новые рельсы маркируются на заводах, что обеспечивает контроль за качеством рельсов при их изготовлении и эксплуатации.

На одной стороне, на средней линии шейки вдоль каждого рельса выкатываются выпуклые (не менее 1 мм) с плавным переходом к поверхности шейки цифры и буквы высотой от 30 до 40 мм в следующем порядке, см. рисунок 12.

Маркировка рельсов производится на торце и на шейке для правильной укладки их в путь и для определения места и времени изготовления каждого отдельного рельса. Она подразделяется на основную (постоянную), выполняемую во время прокатки клеймением в горячем и холодном состоянии  и дополнительную или временную, выполненную краской. Основная заводская маркировка указывает соответствие рельсов нормативным требованиям.


Обозначение предприятия-изготовителя:C:\Users\ACHERN~1\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image9.jpeg

  1. начальная буква названия завода-изготовителя:

К — Кузнецкий металлургический комбинат,

Т — Нижнетагильский металлургический комбинат;

А — завод «Азовсталь» (г. Мариуполь. Украина),

Д —Днепровский комбинат (г. Днепродзержинск. Украина).

  1. месяц изготовления — римскими цифрами;
  2. год изготовления рельсов;
  3. тип рельсов;
  4. обозначение головного конца стрелкой (острие стрелки указывает на

передний конец рельса по ходу прокатки);

  1. Дополнительная маркировка: На шейке каждого рельса, на той же стороне,

где выкатаны выпуклые маркировочные знаки, в горячем состоянии клеймением наносят шифр плавки.