Лекция к занятию № 30 Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда.

Трофимова Ирина Прановна

Лекция к занятию № 30 Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Калининградское подразделение Октябрьского учебного центра профессиональных квалификаций – структурное  подразделение Октябрьской железной дороги- филиала ОАО «РЖД»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПРЕДМЕТА

 (2 часа обучения)

ЛЕКЦИЯ № 30

по предмету «Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути»

 Монтер пути 2-3 разряд. Профессиональная подготовка

Калининград

2018

Лекция к занятию № 30. Тема: Устройство железнодорожного пути.

Меры безопасности при использовании электрического путевого инструмента и передвижных электростанций

Работа с механизированным электрическим инструментом разрешается монтерам пути, прошедшим обучение безопасным методам работы, мерам защиты и приемам оказания первой доврачебной помощи.

До начала работ с электрическим инструментом необходимо осмотреть и привести в порядок личную одежду. Во время работы части одежды не должны касаться инструмента.

Исправный электроинструмент должен удовлетворять следующим общим требованиям: все болты должны быть на местах и гайки затянуты; отверстия для вентиляторов очищены; масленки заполнены маслом; подшипники, трущиеся детали смазаны; выключатели электромоторов должны работать легко; ручки изолированы; выводы питающих проводов должны быть закрытые и изолированы. Все электропровода должны иметь исправную изоляцию.

До начала работы устраняют возможное перекручивание кабеля; зачищают контактные штыри кабельной вилки и плотно закрепляют их в изоляторе; проверяют надежность контакта заземляющей жилы кабеля с корпусом кабельной вилки и корпусом электродвигателя; проверяют соответствие напряжения в сети технической характеристике инструмента.

Перед работой электроинструмент проверяют на холостом ходу, при этом все движущиеся части должны двигаться плавно, без ударов и заклинивания.

Электрифицированный инструмент не должен иметь повреждений кабеля, штепсельной вилки, изоляционных деталей корпуса, рукоятки, крышек щеткодержателей и защитных кожухов.

Электрический инструмент не должен использоваться, если его провода или соединения обуглились, согнулись или потрескались.

Работа электрическим инструментом допускается только с четырехжильным кабелем, четвертый (с изоляцией другого цвета) служит для заземления. Этот заземляющий провод должен быть соединен с корпусом коробки выключателя и с корпусом электроинструмента. Необходимо следить, чтобы места соединения были всегда зачищены.

При всех видах отбора электроэнергии ток к электрическим инструментам подается по переносной кабельной сети, в комплект которой входят: магистральный провод, ответвительные и подводящие кабели, распределительные коробки. Главным условием безопасной работы с кабелем является наличие его надежной изоляции.

Магистральный кабель должен быть уложен в сухих местах: на перегоне — по наружному краю обочины, на станциях — по широкому междупутью. Необходимо следить, чтобы кабель не располагался в местах скопления нефтяных отходов, масла, от которых повреждается резиновая оболочка изоляции.

Магистральный и ответвительные кабели оборудуют штепсельными муфтами. Присоединение кабеля к инструменту другими способами недопустимо.

При необходимости укладки магистрального кабеля через путь его нужно пропускать между шпалами под рельсы. Нельзя допускать появления петель, скручивания и натяжения кабеля.

Электрошпалоподбойки перемещают от шпалы к шпале в рабочем состоянии. При переходе на расстояния больше половины звена РШР шпалоподбойки отключают. При приближении поезда к месту работы по любому пути электрошпалоподбойки отключаютот распределительных коробок и убирают с пути. Одновременно убирают с пути на обочину путевую тележку с распределительными коробками.

При подбивке шпал нельзя допускать ударов шпалоподбойками по домкрату, особенно по возвратной пружине. Такой удар может привести к поломке домкрата и к травмированию.

Ремонт и регулировку электрического инструмента разрешают производить только после полной остановки и отключения инструмента от питающей сети.

При переходе с электроинструментом с одного места работ на другое и при каждом (даже кратковременном) перерыве в работе напряжение в магистральном кабеле необходимо отключать, а электрический инструмент убирать за пределы габарита подвижного состава. При переносе электрического инструмента запрещается держать его за рабочие части.

Если во время работы монтер пути почувствовал хотя бы слабое действие тока, работа должна быть прекращена, необходимо срочно проверить состояние заземляющего провода, исправность инструмента и источника питания.

При работе с питанием от передвижной электростанции перемещение ее по фронту работ производится: на двухпутном участке — по наружной рельсовой нити, на однопутном участке — по наиболее удобной нити, с установкой необходимых сигналов ограждения.

Электростанция должна устанавливаться на обочине земляного полотна или в широком междупутье на расстоянии не менее 2 м от крайнего рельса. Металлический корпус электростанции перед началом работ должен быть заземлен. Для этого обычно используют металлическую трубу или стержень диаметром 25—30 мм, длиной 1,1—1,2 м с неизолированным проводом, присоединяемым к болту заземления на раме электростанции. Заземлитель забивают в предварительно увлажненный грунт на глубину не менее 1 м на расстоянии не ближе 2 м от крайнего рельса.

Во время работы электростанции запрещается заправлять ее горючим, касаться токоведущих частей, разводить вблизи огонь, курить и перевозить ее с работающим двигателем.

Суммарное время работы с механизированным электроинструментом, вибрация которого удовлетворяет требованиям санитарных норм, не должно превышать 2/3 продолжительности рабочей смены. В остальное время следует проводить работы, не связанные с вибрацией.

Если электрические инструменты получают энергию от низковольтной трехфазной сети, делается трехжильный спуск от питающих проводов к рубильнику. Ящик, в котором размещают рубильник и предохранители, должен закрываться на замок. Розетка для отбора электроэнергии, прикрепленная к ящику, должна быть заземлена вместе с ним.

Особое внимание необходимо обращать на выполнение требований техники безопасности при отборе электроэнергии от высоковольтных воздушных линий. Подключение к ним должно производиться в строгом соответствии с Инструкцией по порядку подключения и эксплуатации переносных трансформаторов и подключающих устройств. Каждое подключающее устройство должно иметь документ о заводском испытании проводов и изолированных частей.

Запрещается отбор энергии от высоковольтных ЛЭП в темное время суток, при тумане,-дожде, мокром снеге, грозе и ветре силой 5 баллов и более.

         Ручной и механизированный путевой инструмент и приспособления.        Гидравлический путевой инструмент.

Гидравлический путевой инструмент применяют при проведении ремонтно-путевых работ и работ по техническому обслуживанию пути.

Для производства работ по выправке пути и замене отдельных элементов промежуточных скреплений применяют гидравлические домкраты (грузоподъемность 80—490 кН).

Для выправки пути в плане (рихтовки) — гидрорихтовщики (распорное усилие в гидроцилиндрах 59 кН, ход штока 0,1 м).

Для производства работ по регулировке и разгонке зазоров, по устранению угона пути — разгонщики (максимальное усилие разгонки 250— 300 кН, величина раздвижки 0,1—0,3 м).

Для разрядки температурных напряжений в рельсовых плетях бесстыкового пути — гидравлические натяжители рельсовых плетей (усилие раздвижки 700—1000 кН, усилие подтягивания 300—600 кН, величина раздвижки до 0,33—0,38 м).

Все гидравлические путевые инструменты работают практически по одному принципу и отличаются конструктивными деталями, размерами рабочих цилиндров и поршней, количеством цилиндров.

Каждый гидравлический инструмент имеет ручной насос с одним или несколькими плунжерами, которые нагнетают масло в цилиндр под поршень. Поршень приходит в движение и перемещает соеди-11енные с ним подъемные или захватные рабочие органы прибора.

Гидравлические домкраты используют для подъема путевой решетки. Принцип работы гидравлического домкрата основан на том, что приводной насос создает давление рабочей жидкости (гидравлическое масло) и тем самым перемещает поршень (плунжер). Таким образом, происходит процесс поднятия груза. Далее, жидкость переходит в резервуар насоса и груз опускается.

Гидравлические домкраты с ручным приводом выполняют в двух вариантах: в одноблочной компоновке — домкраты ПДР-8, ДГП-10-200, ПГ- 10-300; в двухблочной компоновочной схеме с раздельными блоками ручного гидронасоса и цилиндра с поршнем — домкраты ДП-10, ДПГ-10 , ДПГ-10-200, ДПГ-18 , ДПГ-25, ПГ-9-15Р.

Рихтовщик гидравлический ГР-12Б применяют для рихтовки железнодорожного пути и стрелочных переводов, уложенных на деревянных или железнодорожных шпалах при текущем содержании и ремонтах пути.

Прибор состоит из двух основных частей: гидравлического толкателя и опорного устройства. Прибор устанавливают в шпальном ящике, располагая переднюю узкую часть опоры со стойкой под подошвой рельса.

При этом один из выступов гребенки толкателя упирается в подошву рельса. При качании рукоятки насоса масло подается в цилиндр, шток сдвигает корпус толкателя и шарнирно закрепленную стойку, которая, оказывая давление на передний элемент (сошник) опор, утапливает его в балласт. После уплотнения балласта под опорным устройством происходит сдвижка путевой решетки.

Гидравлические моторные рихтовщики, основные состоят из гидравлической станции и соединенных с ней шлангами высокого давления четырех гидроцилиндров, выполняющих поперечную сдвижку путевой решетки. Они предназначены для поперечной сдвижки путевой решетки в плане при текущем содержании и ремонтах железнодорожного пути.

Гидравлические натяжители выполняют продольное перемещение рельсовых плетей при разрядке температурных напряжений, вводе плетей в расчетный температурный интервал закрепления, при установлении необходимого стыкового зазора между плетями. Для закрепления на рельсах прибор имеет парные зажимные клинья с насечкой, обеспечивающие надежное сцепление прибора с боковыми поверхностями головок рельсов.

Натяжитель предназначен для принудительного изменения длин рельсовых плетей бесстыкового пути при введении их в расчетный температурный интервал закрепления. Ход и усилие устройств обеспечивают температурную компенсацию 25 °С для рельсовых плетей длиной до 1200 м.

Меры безопасности при использовании гидравлического инструмента. В гидравлическом инструменте до начала работы необходимо проверить: наличие масла, исправность крепления деталей и узлов, исправность спускного клапана, работу прибора вхолостую. Для этого надо сделать несколько подкачек насосом, выждать 5—7 с и открыть спускной клапан, поршень должен возвратиться в исходное положение, масло доливать через фильтр.

При разгонке рельсовых зазоров должны применяться гидравлические разгоночные приборы. Разгонка зазоров ударами рельса в накладку запрещается. При подъемке пути домкратами монтерам пути запрещается подсовывать руки и ноги под поднятый рельс или путевую решетку.

При укладке и снятии регулировочных прокладок для отвертывания и завертывания клеммных и закладных болтов следует использовать только типовые торцевые гаечные ключи, а для подъемки рельса — исправные гидравлические домкраты. После разболчивания клеммных болтов и подъемки рельса домкратом снимать прилипшие к подошве рельса монтажные прокладки следует заточенной с одного торца металлической пластиной длиной 40—50 см.