Лекция к занятию № 20 Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда.

Трофимова Ирина Прановна

Лекция к занятию № 20 Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда.   96 ч

Скачать:


Предварительный просмотр:

Калининградское подразделение Октябрьского учебного центра профессиональных квалификаций – структурное  подразделение Октябрьской железной дороги- филиала ОАО «РЖД»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПРЕДМЕТА

«Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути»

(2 часа обучения)

ЛЕКЦИЯ № 20

по предмету «Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути»

 Монтер пути 2-3 разряд. Профессиональная подготовка

Калининград

2018


Лекция к занятию № 20 Тема: Стрелочные переводы.

Виды соединений и пересечений путей.

 Соединения и пересечения рельсовых путей — это особые устройства верхнего строения пути, которые служат для перемещения по ним поезда или отдельных экипажей с одного рельсового пути на другие, поворота экипажей на 180°, а также для пересечения путей в одном уровне.

Соединения и пересечения рельсовых путей классифицируются по количеству и расположению в плане соединяемых или пересекающихся путей, типам рельсов, маркам крестовин, конструкции.

По количеству и расположению в плане соединяемых и пересекающихся путей в зависимости от назначения соединения и пересечения могут быть представлены следующими видами: одиночными стрелочными переводами (разветвляют один  путь на два), перекрестными стрелочными переводами (соединяют пути четырех направлений), глухими пересечениями (пересекаются два пути), съездами, стрелочными улицами и сплетениями путей

  1. Пересечения путей:

 а) Глухие пересечения применяются на станциях и на промышленных путях. В зависимости от угла, под которым пересекаются рельсовые пути, глухие пересечения в одном уровне подразделяются на прямоугольные и косоугольные.

Прямоугольные глухие пересечения различаются:

- по ширине колеи пересекающихся путей (с разной шириной колеи и с одинаковой шириной колеи);

- по конструкции крестовин (сплошные цельнолитые, с цельнолитыми крестовинами, со сборными крестовинами типа общей отливки сердечника и изнашиваемой части усовика).

Прямоугольное глухое пересечение  состоит из четырех крестовин 1, четырех контррельсов 2, одного замкнутого по контуру контррельса 3 и более мелких деталей.

В глухих пересечениях колесо при проходе разрыва рельсовой нити может вызывать резкий вертикальный удар. Для его предотвращения в сборных крестовинах в желоб между рельсом и контррельсом помещают иногда вкладыш, по которому колесо катится своим гребнем. Концам вкладыша придается продольный уклон в 0,01—0,25. Прямоугольные глухие пересечения для путей с шириной колеи 1520 мм типа Р50 и с шириной колеи 1524 мм типов Р50 и Р43 имеют цельнолитые крестовины. Прямоугольные глухие пересечения большинстве случаев укладываются на деревянные брусья.

Косоугольные глухие пересечения путей также бывают двух видов:

- одинаковой шириной колеи и с разной шириной колеи. На магистральных железных дорогах применяются в основном косоугольные глухие пересечения двух прямолинейных путей с одинаковой шириной колеи.

Косоугольное глухое пересечение  состоит из двух острых крестовин, двух тупых крестовин, рельсов и переводных брусьев. Повышение контррельса над поверхностью катания рельсов  в тупых крестовинах необходимо в ряде случаев для уменьшения нежелательного действия вредного пространства (расстояние от физического острия сердечника до математического центра крестовины) и улучшения условий попадания гребня колеса в нужный желоб при движении экипажа.

Косоугольное глухое пересечение.

б) Перекрестный стрелочный перевод представляет собой комбинацию укладки глухого косоугольного пересечения и элементов одиночных стрелочных переводов, позволяющих движение поездов по четырем направлениям. Такой перевод заменяет собой систему, состоящую из двух обыкновенных стрелочных переводов. При этом длина перекрестного перевода почти в два раза меньше длины, занятой двумя обыкновенными стрелочными переводами. Поэтому такие переводы выгодны в стесненных условиях, особенно на тупиковых пассажирских станциях. Перекрестный стрелочный перевод состоит из двух острых крестовин с контррельсами, двух тупых крестовин с контррельсами, четырех пар остряков, соединительных рельсов и переводных брусьев.

Недостатком таких стрелочных переводов является сложность конструкции и необходимость ограничения скоростей движения по ним. Кроме того, при неподвижных сердечниках тупых крестовин не полностью перекрывается контррельсами их вредное пространство , что может вызывать сход колес подвижного состава, если движение его будет неплавным, что чаще всего наблюдается при маневрах.

Повышение контррельса над поверхностью катания рельсов  в тупых крестовинах необходимо в ряде случаев для уменьшения нежелательного действия вредного пространства  (расстояние от физического острия сердечника до математического центра крестовины) и улучшения условий попадания гребня колеса в нужный желоб при движении экипажа. Физическое острие сердечника 9 - 12 мм.

Схема двойного перекрестного стрелочного перевода.

в) Сплетение путей, схематично изображенное на рисунке ниже, представляет собой совмещение двух путей, при котором в местах пересечения рельсовых нитей сплетаемых путей укладываются крестовины, а рельсовые нити на длине сплетения размещаются на общих поперечинах. К сплетению путей прибегают обычно в случаях выполнения сложных и длительных работ по реконструкции пути или искусственного сооружения на одном из путей двухпутного участка.

pic_9

Схема сплетения путей

  1. Соединения путей.

а) Стрелочные улицы по назначению разделяются на:

- оконечные стрелочные улицы, расположенные в конце или в начале парка (прямолинейные стрелочные улицы, у которых оси прямые; ломаные стрелочные улицы, у которых оси — ломаные прямые; смешанные стрелочные улицы, у которых оси состоят из прямолинейных и криволинейных элементов).

 Схема оконечной стрелочной улицы с ответвлениями в одну сторону от основного пути

Схема оконечной улицы, расположенной под углом а к основному пути.

-  Промежуточные или срединные стрелочные улицы, обычно пересекающие парк прямолинейные стрелочные улицы, у которых оси прямые; ломаные стрелочные улицы, у которых оси — ломаные прямые; смешанные стрелочные улицы, у которых оси состоят из прямолинейных и криволинейных элементов).

                         

Схема промежуточной или срединной стрелочной улицы.

При выборе стрелочной улицы необходимо руководствоваться тем, чтобы рационально принятая стрелочная улица обеспечивала: безопасное движение поездов с установленной скоростью, наименьшие пробеги подвижного состава при его маневрировании, простоту в устройстве и содержании, возможность переустройства и развития станции, наименьшие расходы по устройству и содержанию.

б) Съезды представляют собой соединение двух близлежащих рельсовых путей посредством стрелочных переводов, а иногда и глухих пересечений. Различают следующие виды съездов: нормальный между двумя прямыми параллельными путями; сокращенный между двумя прямыми параллельными путями (нормальный перекрестный между двумя прямыми параллельными путями; сокращенный перекрестный между двумя прямыми параллельными путями  обычно используют при больших междупутьях); одиночный между двумя прямыми непараллельными путями; одиночный между двумя криволинейными путями.

Последние два вида съездов могут быть и перекрестными.

Нормальный съезд между двумя прямыми параллельными путями представляет собой соединение путей посредством двух обыкновенных стрелочных переводов одной марки и одного типа.

Возможность укладки стрелочных переводов в съезде проверяется расстоянием между хвостовыми торцами крестовин двух переводов.  Достигается это тем, что между хвостовыми торцами крестовин укладывают две обратные кривые, разделенные прямой вставкой.

Схема сокращенного съезда между двумя параллельными путями.

Нормальный перекрестный съезд  между двумя прямыми параллельными путями имеет четыре комплекта стрелок, четыре острых крестовины, две острые крестовины, две тупые крестовины. Для расчета разбивки и укладки такого съезда должны быть известными все размеры одиночных обыкновенных стрелочных переводов, длины рельсов перевода, междупутное расстояние, конструкция и размеры глухого пересечения.

 Схема нормального перекрестного съезда между параллельными путями.

в) Для поворота на 1800 как отдельных единиц железнодорожного подвижного состава, так и целых поездов служат поворотные круги, путевые петли и путевые треугольники.

а)

б)

 Схема: а) путевого треугольника, б) разворотной петли.

г)  Одиночные стрелочные переводы.

д) Для сбрасывания с рельсов двубортных тормозных башмаков на путях подгорочного парка укладываются башмакосбрасыватели.   Башмакосбрасыватели по уровню и шаблону  устраиваются по нормам для острых крестовин.  При боковом износе усовика расстояние от его боковой нерабочей грани до начала остряка менее 93 мм не допускается. Не должно допускаться катание гребня колеса по вкладышам. Этим ограничивается вертикальный износ остряка и усовика. Сбрасывающие стрелки эксплуатируются по нормам для стрелок стрелочных переводов соответствующих типов и марок.

рисунок 5

Башмакосбрасыватели типов Р50, Р65 колеи 1520мм:

* - на расстоянии 200 мм от острия остряка и до конца усовика.

Нормы устройства и содержания ширины желобов башмакосбрасывателя

Место расположения желоба

Ширина желоба, мм

Отклонения в сторону, мм

увеличения

уменьшения

Между усовиком и остряком на расстоянии 200 мм от острия остряка и до конца усовика

Между остряком и прямой частью контррельса

Между прямой частью контррельса и путевым рельсом

В отведенной части контррельса

На входе контррельса

20

45

44

64

86

3

3

3

5

6

3

3

3

2

2