3.4. О проектной деятельности

Ключевые особенности ФГОС СОО

ФГОС СОО п.11 Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект)

 

Требования к организации

Индивидуальный проект выполняется:

  • самостоятельно под руководством учителя  по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов
  • в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта

Области проектной деятельности: познавательная, практическая, учебно-исследовательская, социальная, художественно-творческая, иная

 

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ

 ВИДЫ ПРОЕКТОВ. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТАМИ.

Проект – замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого-либо документа.

Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Проектная деятельность в школе – это форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного процесса.

Виды проектов в школе  (По предметно-содержательной области):

     Монопредметный проект - проект в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.

     Межпредметный проект - проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.

     Надпредметный проект - внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.

Типы учебных проектов (Типология  учебных проектов предложена Е.С.Полат)

 По доминирующей деятельности:

  • информационный (поисковый),
  • исследовательский,
  • творческий,
  • социальный,
  • прикладной (практико-ориентированный),
  • игровой (ролевой),
  • инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения)
  • конструкторский,
  • инженерный.

По количеству участников:

  • индивидуальный,
  • парный,
  • малогрупповой (до 5 человек),
  • групповой (до 15 человек),
  • коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете)

Можно также рассматривать учебные проекты по степени самостоятельности учащихся и формам учительского руководства проектами.

По предметной области:

  • Литературные. Исследуется творчество писателей, сопоставляются различные точки зрения на литературные произведения, жанровые сочинения, собственные литературные произведения.
  • Естественно-научные. Исследуется четко обозначенная проблема конкретного естественно-научного направления.
  • Экологические. Исследуются проблемы, затрагивающие экологию местности, требующие привлечения научных методов и интегрированных знаний.
  • Лингвистические. Затрагивают проблемы изучения русского и иностранных языков.
  • Культурологические. Связаны с историей, культурой, искусством и традициями народов разных стран.
  • Спортивные. Раскрывают историю и развитие отдельных видов спорта, спортивных соревнований, состязаний, исследуют олимпийское движение.
  • Географические. Связаны с организацией и проведением экспедиций. Раскрывают практическое значение географических открытий.
  • Исторические. В них исследуются разнообразные исторические проблемы и факты, прогнозируется развитие политических событий, анализируется прошлое.
  • Обществоведческие. Исследуется четко обозначенная проблема конкретного обществоведческого направления.
  • Музыкальные. Исследуются любые аспекты музыкальной жизни различных стран.

По дидактической цели:

  • ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности,
  • обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения,
  • поддержка мотивации в обучении,
  • реализация потенциала личности и пр.

 

Проектная деятельность учащихся включает в себя:

• постановку проблемы;

• подбор методик исследования и практическое овладение ими;

• сбор материала, его анализ и обобщение;

• оценку результатов;

 

 

Последовательность  работы над проектом

Стадия работы над проектом

 

Содержание работы

 

Деятельность учащихся

 

Деятельность учителя

1

2

3

4

Подготовка

Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.

 

 

 

 

Планирование

а) Определение источников необходимой информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта)

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.

 

 

 

 

Исследование

1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)

2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

3.Выбор оптимального варианта хода проекта.

4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта

Поэтапно выполняют задачи проекта

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

 

Выводы

Анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект

Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)

  

 

Представление (защита) проекта и оценка его результатов

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта

 

 

Оценивание проекта

(индивидуальная карта учащегося, защищающего проект)

 Этапы

Критерии оценки

Самооценка

Учитель

Коллеги по команде

Защита

Представление (15 баллов)

 

 

 

Ответы на вопросы (15 баллов)

 

 

 

Процесс

проектирования

Интеллектуальная активность (10 баллов)

 

 

 

Творчество (10 баллов)

 

 

 

Практическая деятельность (10 баллов)

 

 

 

Умение работать в команде (10 баллов)

 

 

 

 

Итог

Достигнутый результат (15 баллов)

 

 

 

Оформление (15 баллов)

 

 

 

 

85 – 100 баллов – «отлично»;

70 – 85 баллов – «хорошо»;            

50 – 70 баллов – «удовлетворительно»;

менее 50 баллов - «неудовлетворительно».

 

Рейтинговая оценка проекта

Оценка этапов

Критерии оценки

Баллы

 

 

Оценка

работы

Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы

5, 10, 20

Объём разработок и количество предлагаемых решений

5, 10, 20

Практическая ценность

5, 10

Уровень самостоятельности участников

10, 20

Качество оформления записки, плакатов и др.

5, 10, 15

Оценка рецензентом проекта

5, 10

 

 

Оценка

защиты

Качество доклада

5, 10, 20

Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме

5, 10, 20

Проявление глубины и широты представлений по данному предмету

5, 10, 20

Ответы на вопросы учителя

5, 10

Ответы на вопросы учащихся

5, 10

180-140 баллов – «отлично»;

135-100 баллов – «хорошо»;

95-65 баллов – «удовлетворительно»;

менее 65 баллов - «неудовлетворительно».

 

 

 Рейтинговая оценка проекта (повышенный уровень)

Этапы

Критерии оценки

Уровень

(0, 5, 10, 20)

 

 

 

Оформление и выполнение проекта

Актуальность темы и предлагаемых решений, практическая направленность

 

Объём и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность к защите

 

Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений

 

Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов

 

Качество записки: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков

 

 

 

 

 

 

Защита

Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность и убеждённость

 

Объём и глубина знаний по теме (предмету), эрудиция, наличие межпредметных (междисциплинарных) связей

 

Представление проекта: культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, Импровизационное начало, удержание внимания аудитории

 

Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убеждённость, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы

 

Деловые и волевые качества докладчика: умение принять ответственное решение, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность

 

 

200 – 155 баллов – «отлично»;

         154 – 100 баллов – «хорошо»;

менее 100 баллов - «удовлетворительно».

 

КРИТЕРИИ  ОЦЕНКИ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО  ПРОЕКТА

 

  • обозначение проблемы;
  • обозначение цели;
  • продуманность пути решения;
  • обозначение конечного результата;
  • реальность проекта;
  • образовательный эффект;
  • регламент;
  • культура речи;
  • свободное владение материалом;
  • культура оформления работы;
  • наглядность;
  • умение вести дискуссию.

 

ВИДЫ РЕФЕРАТИВНЫХ РАБОТ

  • информационно-реферативные, написанные на основе нескольких источников с целью освещения какой-либо проблемы;
  • проблемно-реферативные, написанные на основе нескольких источников с целью сопоставления имеющихся в них данных и формулировки собственного взгляда на проблему;
  • реферативно-экспериментальные, в основе которых лежит эксперимент, методика и результаты которого уже известны;
  • описательные, нацеленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО РЕФЕРАТА

  • обозначение проблемы;
  • выдвинутая гипотеза;
  • подбор методов;
  • сбор и анализ материалов;
  • обозначение собственной позиции;
  • образовательный эффект;
  • регламент;
  • культура речи;
  • свободное владение материалом;
  • культура оформления работы;
  • наглядность;
  • умение вести дискуссию.


 

Специфические черты

(различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности

Проектная деятельность

Учебно-исследовательская деятельность

Проект направлен на получение конкретного запланированного результата — продукта  

Организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ.

 Отрицательный результат есть тоже результат

 

Получение продукта

Проверка гипотезы

 

Коренные различия исследования и проектирования

Во-первых, всякое серьезное исследование происходит обязательно внутри научной традиции.

Предметом и результатом исследования является научное знание, обладающее фиксированными признаками, главными из которых выступают доказательность, соответствие методов предмету, принятие экспертным сообществом.В отличие от проектирования, предметы которого многообразны (вещи, отношения, процессы, даже собственная биография и т.п.), и непосредственно встроены в повседневность.

 

Во-вторых, исследовательская деятельность отличается от проектировочной по содержанию целей и результатов.

Ученик-исследователь ищет и находит решение значимой для него и науки проблемы в сконструированном новом знании, приобщении к неизведанной грани истины.

Ученик-проектировщик – в изготовлении востребованного кем-либо продукта, обладающего потребительскими качествами. Даже если продукт этот не вещь, а новая культура управления, фильм или спектакль, а может быть и собственная биография.

 

В-третьих, проектирование и исследование сильно различаются еще по одному существенному признаку. Для исследования показатель эффективности (отношение результата к затратам) не имеет столь важного значения, как для проектирования.

Проект, как бы ни был он нов и потребительски полезен, вообще не будет считаться успешным, коль его реализация невозможна или неэффективна. 

Результат исследования есть только новое знание.
Результат проектирования – только продукт, обладающий новыми потребительскими качествами (предмет, вещь, фильм, методика, сюжет-текст и т.п.).

И то, и другое должны быть получены учеником самостоятельно,  а не заимствованы откуда-то.