Дополнительный материал к уроку. Экономика

Тема: Этапы развития экономической науки

Таблица 1

Основоположники экономической науки

Научные школы

Видные представители

Аристотель (384 — 322 до н.э.)

Древняя Греция

Платон (427 — 347 до н.э.)  Ксенофонт (430 —355до н.э.)

Ж. Кольбер (1619-1683)

Меркантилизм  (ХУ-ХУП вв.)

Т. Мен (1571 —1641)  А. Монкретьен (1575-1621) А. Тюрго (1727-1781)

А. Тюрго (1727-1781)

Физиократия (XVIII в.)

Ф. Кенэ (1694 — 1774)  В. Мирабо (1715-1789)  А. Смит (1723-1790)

А. Смит (1723-1790)

Классическая школа (XVIII-XIX вв.)

У. Петти (1623 — 1687)  Д. Норс (1641 —1691) К. Маркс (1818-1883) Ф. Энгельс (1820-1895)

К. Маркс (1818-1883)

Ф. Энгельс (1820-1895)

Марксизм  (XIX —XX вв.)

Г.В.Плеханов (1856-1918)  В.И. Ленин (1870-1924)   К. Каутский (1854-1938) К. Менгер  (1840-1921) 

К. Менгер  (1840-1921)

Маржинализм (XIX в.)

У. Джевонс (1835-1882)  Ф. Визер(1851 — 1926)  А. Маршалл (1842-1924)

А. Маршалл (1842-1924)

Неоклассическая школа (конец XIX— начало XX в.)

Д. Робинсон (1903-1983) Дж. Кларк (1884-1963)  Л. Вальрас (1834-1910)

Л. Вальрас (1834-1910)

Математическая школа (конец XIX— начало XX в.)

Р.Фриш (1895-1973) Л. В. Канторович (1912-1986) Дж. М. Кейнс (1883-1946)

Дж. М. Кейнс (1883-1946)

Кейнсианство (XX в.)

А.Хансен (1887—1975) Ф. Хайек (1899-1992)

Ф. Хайек (1899-1992)

Экономический либерализм (XX в.)

Л.Эрхард (1897—1977)  Й. Шумпетер (1883-1950)  М. Фридман (р. 1912) 

М. Фридман (р. 1912)

Монетаризм (XX в.)

С. Кузнец (1901 — 1985)В. Леонтьев (1906-1999) 

В. Леонтьев (1906-1999)

Теории экономического роста (XX в.)

Р. Арон (1905—1983)  У. Ростоу (р. 1916) 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заполните таблицу:

Обобщенная характеристика основных этапов развития экономической науки

п/п

Этап

Теоретическая

школа

Основной

период

Представители

школы

Основные

идеи

1

2

3

4

5

6

7



Предварительный просмотр:

Этапы развития экономической науки

В целях систематизации этапов развития экономической науки от момента становления до наших дней можно использовать табл. I.

Первыми учеными-экономистами считаются выдающиеся греческие философы-мыслители Аристотель, Ксенофонт, Платон.

Аристотель был основоположником экономической науки, так как первым приблизился к пониманию стоимости, природы богатства, денег, сути денежного обращения.

Меркантилисты проповедовали идею накопления в стране денег и развитие внешнеторговых отношений, что полностью совпадало с экономическими позициями периода первоначального накопления капитала.

Физиократы связывали получение богатства с развитием производства в сельском хозяйстве, и это также соответствовало развитию производительных сил в XVIII в., когда промышленность находилась в зародышевом состоянии и основные источники получения доходов общества были связаны с сельскохозяйственным трудом.

Представители классической школы перенесли понимание богатства на стоимость товаров, считая все производство источником прибыли. Период существования этой школы характеризуется первой промышленной революцией и бурным развитием техники во всех отраслях народного хозяйства, что привело к созданию системы рыночных отношений.

Марксизм — это теория, в которой дан анализ капиталистической системы хозяйствования. В своем главном труде «Капитал» К. Маркс продемонстрировал более глубокое по сравнению со своими предшественниками понимание таких категорий, как «стоимость», «труд», «прибавочная стоимость», «капитал», «земельная рента», «эксплуатация», а также продолжил развитие идеи двойственной природы труда.

Маржинализм — учение, объясняющее экономические процессы и явления исходя из предельной производительности и предельных издержек. Это учение часто опиралось на количественный анализ и использовало экономико-математические методы и модели.

Неоклассицизм появился в период второй промышленной революции, когда возникла потребность эффективного использования производственного потенциала капиталистического общества и выбора оптимальных вариантов развития экономики.

Математическая школа представлена российскими экономистами-математиками. Особый интерес представляют работы В. К. Дмитриева и Е. Е. Слуцкого. Дмитриев впервые предложил способы определения полных затрат труда на производство продукции и исчисления полных затрат на ее выпуск. Слуцкий — один из первых разработчиков теории вероятности, автор научно-прикладных работ в области экономики и статистики.

Представители школы кейнсианства требовали активного вмешательства государства в экономическую жизнь общества.

Экономический либерализм — учение, сущность которого сводится к минимизации государственного воздействия на экономику и предоставлению максимально возможной свободы действия производителям, предпринимателям, торговцам.

Монетаризм — это теория, основной принцип которой состоит  в том, что денежная масса влияет на цены, инфляцию и ход экономических процессов. Монетаристы сводят управление экономикой к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и в запасах, к достижению сбалансированности бюджета, установлению высокого кредитного банковского процента.

Российские ученые внесли существенный вклад в развитие теории экономических учений. Имена И.Т.Посошкова, Н.Г.Чернышевского, Г. В. Плеханова, В. И.Ленина, А. В. Чаянова, Н.Д.Кондратьева, Е. Е. Слуцкого, Л. В. Канторовича занимают достойное место в мировой экономической науке. Работы Н.Г.Чернышевского и А. В. Чаянова составили теоретические основы проведения аграрной политики; В. И.Ленин внес большой вклад в теорию монополии и конкуренции, Н.Д.Кондратьев - в теорию кризисов  и экономической нестабильности;  Л.В.Канторович явился создателем теории оптимальных решений в экономике  и экономико-математическом моделировании (был удостоен Нобелевской премии по экономике); В. Леонтьев разработал метод "затраты-выпуск" (был удостоен Нобелевской премии по экономике). Прогнозирование экономического роста на базе этого меда получило широкое распространение на Западе.



Предварительный просмотр:

Тест: Этапы развития экономической науки

-Установите соответствие

Теоретическая (Научная школа)

Основные идеи

  1. Маржинализм
  • был основоположником экономической науки, так как первым приблизился к пониманию стоимости, природы богатства, денег, сути денежного обращения.
  1. Физиократы
  • перенесли понимание богатства на стоимость товаров, считая все производство источником прибыли. Период существования этой школы характеризуется первой промышленной революцией и бурным развитием техники во всех отраслях народного хозяйства, что привело к созданию системы рыночных отношений.
  1. Аристотель
  • проповедовали идею накопления в стране денег и развитие внешнеторговых отношений, что полностью совпадало с экономическими позициями периода первоначального накопления капитала.
  1. Меркантилисты
  • это теория, в которой дан анализ капиталистической системы хозяйствования. В своем главном труде «Капитал» К. Маркс продемонстрировал более глубокое по сравнению со своими предшественниками понимание таких категорий, как «стоимость», «труд», «прибавочная стоимость», «капитал», «земельная рента», «эксплуатация», а также продолжил развитие идеи двойственной природы труда.
  1. Неоклассицизм
  • связывали получение богатства с развитием производства в сельском хозяйстве, и это также соответствовало развитию производительных сил в XVIII в., когда промышленность находилась в зародышевом состоянии и основные источники получения доходов общества были связаны с сельскохозяйственным трудом.
  1. Классическая школа
  • появился в период второй промышленной революции, когда возникла потребность эффективного использования производственного потенциала капиталистического общества и выбора оптимальных вариантов развития экономики.
  1. Марксизм
  • учение, объясняющее экономические процессы и явления исходя из предельной производительности и предельных издержек. Это учение часто опиралось на количественный анализ и использовало экономико-математические методы и модели.
  1. школа Кейнсианства
  • представлена российскими экономистами-математиками. Особый интерес представляют работы В. К. Дмитриева и Е. Е. Слуцкого. Дмитриев впервые предложил способы определения полных затрат труда на производство продукции и исчисления полных затрат на ее выпуск. Слуцкий — один из первых разработчиков теории вероятности, автор научно-прикладных работ в области экономики и статистики.
  1. Экономический либерализм
  • требовали активного вмешательства государства в экономическую жизнь общества.
  1. Математическая школа
  • это теория, основной принцип которой состоит  в том, что денежная масса влияет на цены, инфляцию и ход экономических процессов. Монетаристы сводят управление экономикой к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и в запасах, к достижению сбалансированности бюджета, установлению высокого кредитного банковского процента.
  1. Монетаризм
  • учение, сущность которого сводится к минимизации государственного воздействия на экономику и предоставлению максимально возможной свободы действия производителям, предпринимателям, торговцам.