Экономика 11 класс

Готовимся к ЕГЭ (обществознание-экономика) - (новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ, П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко)/ См.темы: soderzhaniemodulya.docx-

Материалы для подготовки ЕГЭ

 

 

Темы для выступлений: spisoktem10kl.docx;   spisoktem11klass.docx

 

bloktema_2.1._ekonomika_i_ekonomicheskaya_nauka.docx

Тема 2.2  Факторы производства и факторные доходы - tema  2.2  .faktory_ifaktorn.docx

                    презентация - https://drive.google.com/open?id=1AyZr_cAfJAWfUxvt...

tema_2.3._ekonomicheskie_sistemy.docx    См.Дополнительный материал по этой теме на странице 10 класса  Дополнительнй материал к уроку. 4. Экономика

tema  2.4.   rynokrynochnyy_mehanizm.sprospredlozhenie.docx

  - https://drive.google.com/open?id=0B-kLe7m_N29iVDNw...

  - https://drive.google.com/open?id=0B-kLe7m_N29iR3Vq...

  - https://drive.google.com/open?id=0B-kLe7m_N29iNUJ0...

  - https://drive.google.com/open?id=0B-kLe7m_N29iaVht...

Тема 2.5. Постоян_перемен затратыЗадание - https://drive.google.com/open?id=0B-kLe7m_N29iQWRI...

Тема 2.6. Финансовые институты. Банковская система

                  Повторение (10 кл): Тема: Деньги и денежное обращение:

Тема 2.7. Источники финансирования бизнеса

                  Повторение (10 кл): Рынок труда. Безработица

Тема 2.11. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Готовимся к ЕГЭ (обществознание-экономика)

(новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ, П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко)

Содержание

Предисловие         6

БЛОК-МОДУЛЬ 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Тема 1.1. Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)         12

Тема 1.2. Мировоззрение, его виды и формы         17

Тема 1.3. Виды знаний         20

Тема 1.4. Понятие истины, её критерии         26

Тема 1.5. Мышление и деятельность         30

Тема 1.6. Потребности и интересы         41

Тема 1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность ...        45

Тема 1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы         50

Тема 1.9. Основные институты общества         55

Тема 1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры         58

Тема 1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социальногуманитарные науки         65

Тема 1.12. Образование, его значимость для личности и общества         78

Тема 1.13. Религия         81

Тема 1.14. Искусство         89

Тема 1.15. Мораль         95

Тема 1.16. Понятие общественного прогресса         101

Тема 1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ)         106

Тема 1.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы). . . .        109

БЛОК-МОДУЛЬ 2. ЭКОНОМИКА

Тема 2.1. Экономика и экономическая наука         116

Тема 2.2. Факторы производства и факторные доходы .        122

Тема 2.3. Экономические системы         126

Тема 2.4. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение ..............................................134

Тема 2.5. Постоянные и переменные затраты         145

Тема 2.6. Финансовые институты. Банковская система        147

Тема 2.7. Основные источники финансирования бизнеса         154

Тема 2.8. Ценные бумаги        160

Тема 2.9. Рынок труда. Безработица        163

Тема 2.10. Виды, причины и последствия инфляции.................................................................173

Тема 2.11. Экономический рост и развитие. Понятие  ВВП . ..................................................177

Тема 2.12. Роль государства в экономике        184

Тема 2.13. Налоги        191

Тема 2.14. Государственный бюджет        195

Тема 2.15. Мировая экономика        202

Тема 2.16. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина        210

БЛОК-МОДУЛЬ 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Тема 3.1. Социальная стратификация и мобильность. . .................................................................................................................................................... 216

Тема 3.2. Социальные группы ..............................................................................................................................................................................................227

Тема 3.3. Молодёжь как социальная группа........................................................................................................................................................................232

Тема 3.4. Этнические общности............................................................................................................................................................................................235

Тема 3.5. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.......................................................................................240

Тема 3.6. Конституционные принципы (основы) национальной политики в РФ...........................................................................................................249

Тема 3.7. Социальный конфликт...........................................................................................................................................................................................252

Тема 3.8. Виды социальных норм.........................................................................................................................................................................................260

Тема 3.9. Социальный контроль...........................................................................................................................................................................................264

Тема 3.10. Семья и брак.........................................................................................................................................................................................................267

Тема 3.11. Отклоняющееся поведение и его типы..............................................................................................................................................................272

Тема 3.12. Социальная роль..................................................................................................................................................................................................276

Тема 3.13. Социализация индивида......................................................................................................................................................................................280

БЛОК-МОДУЛЬ 4. ПОЛИТИКА

Тема 4.1. Понятие власти        283

Тема 4.2. Государство, его функции        291

Тема 4.3. Политическая система        304

Тема 4.4. Типология политических режимов        307

Тема 4.5. Демократия, её основные ценности и признаки        310

Тема 4.6. Гражданское общество и государство        314

Тема 4.7. Политическая элита        323

Тема 4.8. Политические партии и движения        327

Тема 4.9. Средства массовой информации в политической системе         . 336

Тема 4.10. Избирательная кампания в РФ        342

Тема 4.11. Политический процесс        351

Тема 4.12. Политическое участие        355

Тема 4.13. Политическое лидерство         360

Тема 4.14. Органы государственной власти РФ         364

Тема 4.15. Федеративное устройство России         374

БЛОК-МОДУЛЬ 5. ПРАВО

Тема 5.1. Право в системе социальных норм         381

Тема 5.2. Система российского права. Законотворческий процесс в РФ         395

Тема 5.3. Понятие и виды юридической ответственности          401

Тема 5.4. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ         409

Тема 5.5. Законодательство РФ о выборах         417

Тема 5.6. Субъекты гражданского права         421

Тема 5.7. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности          428

Тема 5.8. Имущественные и неимущественные права. . ......................................................................................433

Тема 5.9. Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения т рудового договора         440

Тема 5.10. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака         448

Тема 5.11. Особенности административной юрисдикции................................................................................... 453

Тема 5.12. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты         460

Тема 5.13. Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного  и военного времени)         468

Тема 5.14. Споры, порядок их рассмотрения         473

Тема 5.15. Основные правила и принципы гражданского процесса         476

Тема 5.16. Особенности уголовного процесса         484

Тема 5.17. Гражданство РФ         495

Тема 5.18. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба         501

Тема 5.19. Права и обязанности налогоплательщика . . .        509

Тема 5.20. Правоохранительные органы. Судебная система         513

Тренировочный вариант экзаменационной работы по обществознанию         523

Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию         536

Литература           540



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по экономике (базовый уровень)

10 класс

урока

Тема

Фамилия Имя докладчика

Раздел I. Введение в экономику: главные вопросы экономики и типы экономических систем. 6 ч

1

Тема 1.   Главные вопросы экономики.

Что такое экономика. Основы хозяйственной жизни человека…

………..

2

Методы экономической науки

3

Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы. Главные вопросы экономики

4

Тема 2.    Типы экономических систем.

Традиционная и командная экономические системы.    

5

Рыночная и смешанная экономические системы.

6

Контроль знаний. «Экономика. Главные вопросы экономики»

индивидуальная

Раздел II. Спрос и предложение: рыночное равновесие 6ч

7

Тема 3.    Спрос и предложение.

Что такое спрос. От чего зависит предложение товара

8

Тема 4.   Как работает рынок.  Механизм рыночного функционирования.

Рынок. Рыночное равновесие

9

Причины и следствия нарушения рыночного равновесия.  (Конкуренция.)

10

Основные типы рынка

11

Контрольная работа по теме «Спрос и предложение: рыночное равновесие»

индивидуальная

Раздел III. Деньги и денежное обращение.4ч.

12

Тема 5.    Что такое деньги?

Формы денег. Причины возникновения денег. Роль денег как средства обмена.      Роль денег как средства измерения и как средства сбережения.    

13

Тема 6.   Законы денежного обращения. Инфляция.

Факторы формирования величины денежной массы

14

Причины и виды инфляции

15

Контрольная работа по теме «Деньги. Инфляция» (Банковская система)

индивидуальная

Раздел IV. Рынок труда. Безработица 6ч

16

Тема 7.   Рынок труда.

Экономическая природа рынка труда. Спрос на услуги труда.

Предложение труда.

17

Формирование заработной платы на рынке труда

18

Тема 8.    Социальные проблемы рынка труда

Прожиточный минимум, минимальная заработная плата и трудовой контракт.   Как добиться, чтобы человек работал хорошо. Профсоюзы на рынке труда.    

19

Тема 9.   Экономические проблемы безработицы

Что такое безработица.  Виды безработицы.      

Понятие полной занятости и методы сокращения безработицы

20

Контрольная работа по теме «Рынок труда. Безработица»

индивидуальная

Радел V. Фирма. Издержки и прибыль фирмы. 7 ч

21

Тема 10. Понятие фирмы и виды фирм. Фирма и ее экономическая деятельность

Зачем создаются фирмы. Виды фирм. Акционерное общество

22

Тема 11. Экономические условия деятельности фирмы.

Экономический подход к понятиям издержек и прибыли Виды издержек и их экономическое значение. Понятие о средних и предельных издержках

23

Влияние конкуренции на деятельность фирм

24

Контрольная работа по теме «Фирма»

индивидуальная

Раздел VI. Личные доходы и проблемы их распределения.2ч.

25

Тема 12. Как семьи получают и тратят деньги.

Как семьи получают и тратят деньги. Инфляция и семейная экономика

26

Тема 13. Неравенство доходов и его последствия.

Что порождает неравенство в благосостоянии. Регулирование неравенства доходов с помощью налогов. Бедность как экономическая проблема. Что порождает неравенство в благосостоянии

27

Контрольная работа.      

индивидуальная

Раздел VII. Государственное регулирование рынков. Бюджет государства.4ч.

28

Тема 14. Экономические задачи государства.

Роль государства в создании правовой базы и защите конкуренции.    

Внешние эффекты и общественные блага.   

29

Тема 15. Государственные финансы.

Принципы и методы налогообложения

Понятие о государственном бюджете. Государственный бюджет и государственный долг. Причины и следствия возникновения государственного долга.  

30

Повторение темы. Контрольная работа по теме: «Государственное регулирование рынков. Бюджет государства»

индивидуальная

Итого

30



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по экономике (базовый уровень) для 11 класса

Программа  по И.В. Липсиц (34 ч.)

Фамилия Имя докладчика

ТЕМА 1.  ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ.

Урок 1.   К какой категории относится экономика России.

Урок 2.   Государство как основа российской экономики.

Урок 3.   Особенности российских предприятий и их приватизация.

ТЕМА 2. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА.

Урок 4.   Состояние промышленности и сельского хозяйства России.

ТЕМА 3.  ЗАКОНОМЕРНОСТИ СПРОСА.

Урок 5.   Типы товаров и особенности формирования спроса.

Урок 6.   Факторы формирования спроса.

Урок 7.    Индивидуальный,  рыночный и совокупный спрос.

Урок 8.   Ценовая эластичность спроса.

ТЕМА 4. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЕ ФИРМ.

Урок 9.    Цели деятельности фирмы.

Урок 10. Индивидуальное,  рыночное и совокупное предложения.

Урок 11. Эластичность предложения.

ТЕМА 5.  ФИРМА НА КОНКУРЕНТНОМ РЫНКЕ.

Урок 12. Экономическая эффективность фирм.

Урок 13. Экономическое значение конкуренции.

ТЕМА 6.  МОНОПОЛИЯ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ.

Урок 14. Поведение фирмы в условиях монополии.

Урок 15. Барьеры, защищающие монопольный рынок. Методы антимонопольного регулирования.

ТЕМА 7.  РЫНОК КАПИТАЛА.

Урок 16. Сбережения и их превращение в капитал.

Урок 17. Устройство рынка капитала.

Урок 18. Формирование цен на рынке капитала.

ТЕМА 8.  РЫНОК ЗЕМЛИ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ.

Урок 19. Особенности функционирования рынка земли.

Урок 20. Частная собственность на землю и ее экономическое значение.  Рынок природных ресурсов.

ТЕМА 9.  БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА.

Урок 21. Причины появления и виды банков.

Урок 22. Принципы кредитования. Банки и структура денежной массы.

Урок 23. Как банки создают деньги.

Урок 24. Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны.

ТЕМА 10. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ.

Урок 25. Понятие и факторы экономического роста.

Урок 26. Экономическое развитие.

Урок 27. Цикличность экономического роста и методы ее регулирования.

ТЕМА 11. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ  ТОРГОВЛИ.

Урок 28. Причины возникновения международной торговли.

Урок 29. Регулирование внешней торговли и протекционизм.

Урок 30. Валютный рынок. Внешняя торговля и валютный курс.

Урок 31. Глобальные экономические проблемы конца XX века. Экономика и экология.



Предварительный просмотр:

Блок-модуль 2. Экономика

Тема 2.1. Экономика и экономическая наука

Термин «экономика» (от гр. оikos — домашнее хозяйство и nomos — правила) имеет двоякий смысл.

Экономика играет огромную роль в жизни общества:

  •  обеспечивает людей материальными условиями существования — продуктами питания, одеждой, жильём и иными предметами потребления;
  •  выступает основой научно-технического прогресса: именно в процессе творческого решения экономических проблем рождаются новые идеи и изобретения;
  •  является фундаментом всякого общества: оно может существовать и развиваться благодаря непрерывному производству.

1 См. тему 1.6. Потребности и интересы.

Экономическая деятельность есть производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг.

Производство — процесс создания экономических благ и услуг, которые выступают исходным пунктом экономической деятельности.

Распределение — разделение произведённого продукта, дохода между участвующими в его производстве.

Обмен — процесс, в котором взамен произведённого продукта люди получают деньги или другой продукт.

Потребление — заключительная стадия производства, в процессе которой произведённый продукт используется (потребление предметов длительного пользования) или уничтожается (потребление продовольствия).

Сферы производства, распределения, обмена и потребления как фазы единого процесса производства не только следуют друг за другом, но и взаимопроникают друг в друга.

В целом, производство — деятельность общества, направленная на удовлетворение своих потребностей.

Основная проблема экономики — удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счёт ограниченных ресурсов.

Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами.

Свободных благ, которые не ограничены и доступны для всех нуждающихся в них, в природе крайне мало. Например, вода в лесном роднике равно доступна всем, как и морская вода для отдыхающих на курорте. Но уже воздух, которым мы дышим в промышленных городах, можно назвать свободным лишь условно, поскольку он сильно загрязнён, и требуются средства на защиту окружающей среды. Большая часть благ ограничена и относится к экономическим благам.

Экономические блага — средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Для создания экономических благ нужны ресурсы.

Непосредственно в производстве участвует только часть ресурсов, которую принято называть факторами производства[1], или производственными ресурсами.

Ключевыми понятиями производства являются понятия «товар» и «услуга».

Услуга — результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определённых потребностей населения и общества.

Комплексное изучение экономической деятельности человека порождает целостную систему экономических наук и экономическую теорию как её основную часть, которая на Западе чаще всего именуется «экономикc».

Экономикс — совокупность конкретных экономических дисциплин, таких как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика.

Функции экономической теории

Наименование

функции

Её содержание

Познавательная

Познание, исследование и объяснение сущности и результатов процессов и явлений, происходящих в экономической жизни общества на всех его уровнях

Методологичес

кая

Определение методов, средств и научных инструментов исследовательских работ в смежных дисциплинах экономической науки, а также закономерностей экономического развития

Практическая

(прагматичес

кая)

Использование результатов анализа экономической теории в хозяйственной политике: выработка определённой экономической или стратегической

политики на данный момент или на перспективу, а также построение микро- или макроэкономических моделей, установление научных прогнозов на любом экономическом уровне

Образователь

ная

Предоставление человеку возможности получить системные знания о состоянии важнейшей сферы общественной жизни — экономики и своих перспективах в ней

Идеологическая

Обоснование смысла глобальных политических идей и целей развития общества (государства)

Функции экономической теории взаимосвязаны и проявляются одновременно в разных формах.

В современной экономической теории используются два уровня анализа: макроэкономический и микроэкономический.

Макроэкономика (от гр.

makros — длинный, большой)

Микроэкономика

(от гр. mikros — малый)

это наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье страны и мира

это наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях

Исследует вопросы о том, как быстро развивается экономика, каков объём произведённого продукта и совокупного дохода, то, что характеризует общенациональные и международные экономические явления

Исследует причинно-следственные и функциональные связи, которые влияют на принятие решений как отдельными людьми, так и фирмами, предприятиями

Имеет дело с такими проблемами, как повышение занятости, увеличение объёмов производства, экономический рост, преодоление инфляции, безработицы, кризисов и т. д.

Имеет дело с такими проблемами, как ограниченность, выбор, альтернативная стоимость, цена и её влияние на отдельные элементы хозяйства, а также с процессами производства и потребления, изменения спроса и предложения отдельных товаров на отдельных рынках и т. д.

Стремится к стабильности

Стремится к динамике, росту

Подчиняется принципу социального эффекта

Подчиняется принципу рыночной целесообразности

Макроэкономика (от гр. makros — длинный, большой)

Микроэкономика

(от гр. mikros — малый)

Действуют три субъекта: фирма[2], домашнее хозяйство[3] и государство

Действуют два субъекта: фирма и домашнее хозяйство

Учёт различий между макро- и микроэкономикой помогает строить механизмы регулирования макро- и микроэкономических процессов.

Экономика тесно связана с другими науками: социологией, политологией, правоведением, историей, культурологией.

Образец задания

(П) В своей монографии экономист С., характеризуя экономику как науку, указал на то, что она даёт объективную критическую или позитивную оценку экономическим явлениям и процессам различных форм хозяйствования. Какие иные положения иллюстрируют экономику как науку? Запишите цифры, код которыми они указаны.

  1.  оказание населению образовательных услуг в сфере бизнеса
  2.  разработка принципов распределения ресурсов
  3.  изобретение ресурсосберегающих технологий
  4.  формирование представлений о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей
  5.  развитие сети мобильной связи
  6.  построение моделей преодоления инфляции

Ответ: 246.


[1] См. тему 2.2. Факторы производства и факторные доходы.

[2] Фирма (от ит. firma — подпись) — коммерческая организация, приобретающая факторы производства с целью создания и продажи благ и получения на этой основе прибыли.

[3] Домашнее хозяйство (домохозяйство) — отдельные лица и их семьи, которые осуществляют операции, связанные с ведением домашнего хозяйства, т. е. преимущественно с потреблением.



Предварительный просмотр:

Тема 2.2. Факторы производства и факторные доходы

Часть экономических ресурсов, которые реально участвуют в процессе производства товаров и услуг, называют факторами (от лат. factor — делающий, производящий) производства.

C:\Users\Hokospec\AppData\Local\Temp\FineReader11.00\media\image2.jpeg

Факторы производства

Факторные доходы

Труд — умственные и физические способности людей, их навыки и опыт, которые используют в форме услуг, необходимых для производства экономических благ. Величина этого фактора зависит от ряда параметров: количества населения трудоспособного возраста, качества труда, которое определяется уровнем образования людей, их квалификацией, состоянием здоровья, характером труда и мотивацией к нему. Труд характеризуется интенсивностью и производительностью. Интенсивность труда — это напряжённость труда, которая определяется степенью расходования рабочей силы в единицу времени.

Производительность труда — это резулътативность труда, которая измеряется количеством продукции, произведённой в единицу времени

Заработная плата —

материальное вознаграждение за труд (цена труда)

Земля — все виды природных ресурсов, т. е. «даровые блага природы», которые применяются в производственном процессе: участки земли, на которых располагаются производственные здания, пахотная земля, на которой выращивают урожай, леса, воды, месторождения полезных ископаемых

Рента (от лат. гескШа — уплаченное) — определённая сумма, выплаченная за пользование землёй. Земельная рента составляет доход того, кто владеет землёй

Факторы производства

Факторные доходы

Капитал (от лат. сарitalis — главный) — произведённые человеком средства производства: станки и оборудование, производственные здания, сооружения, транспортные средства, линии электропередач, вычислительная техника, добытое сырьё и полуфабрикаты, т. е. всё то, что используется людьми для производства товаров и услуг или служит необходимым условием этого производства

Процент — доход на капитал

Капитал

Основной капитал

Оборотный капитал

  • здания, станки, оборудование;
  • используется в течение ряда лет;
  • переносит свою стоимость на продукт по частям;
  • затраты возмещаются постепенно
  • сырьё, материалы, энергетические ресурсы;
  • расходуется за один цикл;
  • входит во вновь созданный продукт целиком;
  • затраты возмещаются после реализации продукции

Капитал в качестве средств производства (физический капитал) следует отличать от финансового капитала, под которым понимают деньги, используемые для покупки факторов производства с целью организации производства товаров и услуг

Предпринимательские способности (предпринимательство) — услуги, которые могут оказать обществу люди, наделённые следующими способностями: умением правильно соединить факторы производства — труд, землю, капитал и организовать производство; умением принимать решения и брать ответ ственность на себя: умением идти на риск; умением воспринимать нововведения

Прибыль (предпринимательский доход) —

разница между выручкой от продаж товаров или услуг и затратами, необходимыми для производства и организации продажи этих товаров и услуг

Помимо перечисленных факторов производства, в экономике играют большую роль такие факторы, как общая культура, различающаяся в разных обществах;

наука, имеющая всеобщий, общечеловеческий характер;

социальные факторы, прежде всего состояние нравственности, правовая культура.

Ни один из факторов в отдельности не может произвести продукт и принести доход. Поэтому процесс производства представляет собой взаимодействие факторов.

Факторы производства, как и все виды ресурсов, ограничены. Ресурсов всегда недостаточно по сравнению с существующими потребностями, которые требуется удовлетворить с помощью этих ресурсов.

Неограниченные потребности

Ограниченные ресурсы

общества

общества

Из данного противоречия между неограниченными потребностями и ограниченными средствами, предназначенными для их удовлетворения, возникает проблема ограниченности.

Образец задания

(В) Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Факторы производства и факторные доходы». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два и более детализированы в подпунктах.

Ответ: Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

  1.  Понятие факторов производства.
  2.  Основные факторы производства в современной экономике:

а)труд;

б) земля;

в)капитал;

г) предпринимательские способности (предпринимательство).

  1.  Факторные доходы:

а) заработная плата;                     в) процент;

б) рента;                         г) прибыль.

  1. Информация как новый вид факторов производства.
  2. Ограниченность факторов производства и её последствия.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.



Предварительный просмотр:

Тема 2.3. Экономические системы

Экономическая система — установленная и действующая совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.

\\MAIN_PC\AppData\Local\Temp\FineReader11.00\media\image1.jpeg

Основными проблемами любой экономической системы, функционирующей в рамках ограниченности ресурсов и возрастающих потребностей, выступают вопросы: «Что производить?», «Как производить?», «Для кого производить?». Эти три основополагающих вопроса экономики являются решающими.

Основные типы экономических систем

Линии

сравнения

Традиционная

Централизованная (командная)

Рыночная

1. Преобладающая форма собственности

Коллективная

Государственная

Частная

2. Конкуренция

Нет

Есть

2. Конкуренция

3. Тип хозяйства

Натуральное[1]

Товарное[2]

3. Тип хозяйства

4. Способ распределения ограниченных ресурсов

Традиционный (т.е. в соответствии с традициями)

Плановый, очерёдный (дефицит) (от лат. deficit — недостаёт)

Конкурентный (спрос и предложение)

5. Способ регулирования экономики

В соответствии с обычиями и традициями при прямом влиянии государства на экономику

Жёсткий контроль государством, полностью монополизировавшим экономику

Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства

6. Главные вопросы экономики

Что производить?

Продукты сельского хозяйства, охоты, рыболовства. Производится мало продуктов и услуг. Что производить определяется обычаями и традициями, которые меняются медленно

Определяется группами профессионалов: инженеров, экономистов, специалистов по компьютерам, представителями промышленности — «плановиками»

Определяют сами потребители. Производители производят то, что хотят потребители, т. е. то, что может быть куплено

Как производить?

Производят так и тем, как и что производили предки

Определяется государственным планом

Определяют сами производители

Кто получает товары и услуги?

Большинство людей существует на грани выживания. Добавочный продукт достаётся вождям или собственникам земли, оставшаяся его часть распределяется согласно обычаям

«Плановики», направляемые политическими лидерами, определяют, кто и сколько будет получать товаров и услуг

Потребители получают столько, сколько хотят, производители — прибыль

7. Определение

Способ организации экономической жизни, базирующийся на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоук- ладности экономики

Способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля, практически все экономические ресурсы находятся в собственности государства

Способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности отдельных лиц

8. Примеры современных государств

Изолированные уголки Африки и Океании

Куба, Северная Корея

Некоторые страны Латинской Америки и Африки

К началу XXI в. большая часть государств мира признала необходимость и целесообразность экономики, основанной на рыночных отношениях. В реальной экономической действительности ни чисто рыночной, ни чисто командной экономики не существует, а имеет место смешанная экономика преимущественно командного либо преимущественно рыночного типа с различной социальной окраской.

Смешанная экономическая система — способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.

Смешанная экономика (Англия, Германия, Дания, Нидерланды, Россия, США, Франция, Швеция, Япония и др.) характеризуется таким хозяйственным механизмом, в котором сосуществуют, взаимодействуют и влияют друг на друга конкурентно-рыночные стимулы и государственное регулирование экономики.

Смешанная экономика

Рыночная сфера

Государственная сфера

Потребители

(покупатели)

Свободный обмен

Производители

(госпредприятия,

учреждения)

1

Государственный план, программы (распределение)

1

Производители

(продавцы)

Потребители

Экономика

Сфера натурального хозяйства

(семьи, общины, предприятия)

Производители — потребители

Наиболее современными являются модели социальной рыночной экономики. Их функционирование построено на достижении сбалансированности экономической и социальной эффективности.

Причём социально ориентировано функционирование как рынка, так и государства.

Социальная ориентация

рынка

государства

направляет производство на удовлетворение растущих и меняющихся потребностей людей, способствует увеличению затрат на развитие человеческого потенциала, предполагает сосуществование различных форм собственности

выступает социальным гарантом стабильности и защищённости людей в рыночной экономике

Основу экономической системы составляют отношения собственности, оформленные юридически и институционально.

Собственность (от древнерусск. «собность» — владеть вещью или кем-либо как личным достоянием) — принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определённым лицам, юридическое право на такую принадлежность и экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела объектов собственности.

Собственность как присвоение людьми материальных благ в процессе их производства, обмена, распределения и потребления представляет собой единство юридического и экономического содержания. В реальной жизни они неразрывны: экономическое содержание охраняется правом, а юридическое содержание собственности получает экономическую форму реализации.

Две стороны собственности

Субъекты собственности (собственники)

Объекты собственности (имущество)

  • Индивид
  • Семья
  • Трудовой коллектив предприятия
  • Социальная группа
  • Население территории
  • Органы управления всех уровней
  • Народ страны

Факторы производства и готовая продукция:

  • земля, земельные участки, площади, угодья
  • природные богатства
  • рабочая сила
  • материально-имущественные ценности
  • основные производственные фонды
  • здания социально-культурного назначения
  • деньги, валюта, ценные бумаги
  • драгоценности
  • духовные, интеллектуальные, информационные ресурсы и продукты

Юридическое содержание собственности реализуется через совокупность правомочий её субъектов: владение, пользование, распоряжение.

\\MAIN_PC\AppData\Local\Temp\FineReader11.00\media\image2.jpeg

Эти права тесно взаимосвязаны и только в комплексе составляют юридическое содержание собственности.

Экономическое содержание собственности раскрывается:

  •  через её функциональные характеристики: владение, управление и контроль. Причём главным является контроль над производственно-финансовой деятельностью субъекта собственности.
  •  через отношение человека к природе, к себе и к обществу.

\\MAIN_PC\AppData\Local\Temp\FineReader11.00\media\image3.jpeg

Некоторые классификации форм (видов) собственности

\\MAIN_PC\AppData\Local\Temp\FineReader11.00\media\image4.jpeg

         первобытно-общинная;

—         семейная;

—         государственная;

—         коллективная

  • трудовая: семейная, фермерское хозяйство, индивидуальная трудовая
  • нетрудовая: рабовладельческая, феодальная, буржуазно-индивидуальная деятельность;
  • акционерная;
  •  кооперативная;
  •  совместная

\\MAIN_PC\AppData\Local\Temp\FineReader11.00\media\image5.jpeg

Современная рыночная экономика — это экономика со смешанной собственностью, как в смысле существования различных форм собственности, так и в смысле образования смешанных форм (например, коллективно-частная, государственно-коллективная и др.).

Согласно Конституции РФ в России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

\\MAIN_PC\AppData\Local\Temp\FineReader11.00\media\image6.jpeg

В разных странах и в различные исторические периоды конкретное соотношение частной и государственной собственности может меняться.

Образец задания

(П) В государстве М. существует экономическая свобода. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что в этом государстве имеет место смешанная экономическая система? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1.  рабочая сила является товаром
  2.  преобладает государственная собственность
  3.  государство косвенно влияет на экономику
  4.  существует конкурентный способ распределения экономических благ
  5.  отсутствует экономический риск
  6.  государство решает, кто и что производит и как производить


[1] Натуральное хозяйство хозяйство, в котором люди производят продукты лишь для удовлетворения своих собственных потребностей, не прибегая к обмену, к рынку.

[2] Товарное хозяйство — хозяйство, при котором продукты производятся для продажи, а связь производителей и потребителей осуществляется посредством рынка.



Предварительный просмотр:

Тема 2.4. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение

Экономическая теория и анализ опыта ведения хозяйства в различных странах мира показывают, что до сих пор не изобретено более эффективного инструмента развития экономики, чем рынок.

Рынок — совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

C:\Users\Hokospec\AppData\Local\Temp\FineReader11.00\media\image1.jpeg

Рынок выполняет много разнообразных функций, среди которых главными считаются следующие.

Функции рынка

Наименование

функции

Её содержание

Посредническая

Соединение производителей товаров и их потребителей

Ценообразования

Установление равновесной цены на тот или иной вид товара — цены, при которой спрос на товар равен предложению товара

Информационная

Предоставление информации о размерах того или иного производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары

Регулирующая

«Перетекание» капиталов из менее выгодных отраслей производства с пониженными ценами в более прибыльные отрасли с повышенными

Санирующая

(оздоровительная)

«Освобождение» экономики от неэффективной хозяйственной деятельности: банкротство (несостоятельность, крах) нерентабельных предприятий и процветание общественно полезных производств

Рыночный механизм несовершенен и имеет как преимущества, так и недостатки.

Черты рынка

Позитивные

Негативные

  • Способствует эффективному распределению ресурсов, направляя их в те отрасли, где они в данный момент более всего необходимы, т.е. объективно формирует структуру производства
  • Не гарантирует решение таких социально-экономических проблем, как безработица, инфляция, защита окружающей среды, обеспечение экономической безопасности, развитие фундаментальной науки.
  • Стимулирует научно-технический прогресс и тем самым способствует ресурсосбережению в обществе.
  • Распределяет продукты по результатам конкуренции, что рождает социальное неравенство.
  • Направляет всю экономическую деятельность на удовлетворение потребностей человека и общества, т. е. создаёт материальную заинтересованность производить то, в чём есть потребность.
  • Порождает тенденцию к монополизации производства, поскольку необходимость защиты от конкурентов приводит к сговорам и слияниям; научно-технический прогресс вызывает необходимость концентрации и накопления капитала.
  • Стихийно координирует действия людей в процессе экономической деятельности, опираясь на принципы саморегуляции и сопоставляя экономические интересы
  • Не решает проблему внешних затрат (эффектов), т. е. затрат, не отражённых в ценах рынка, которые ложатся на плечи общества.

  • Не может решить все региональные проблемы, которые связаны, прежде всего, с неравномерностью распределения природных, инвестиционных и человеческих ресурсов.

  • Способствует циклическому развитию, в основе которого лежит необходимость обновления капитала

В современной экономике существует не один рынок, а целая их система.

Классификации рынков

Основа классификации

Виды рынков

Действующее

законодательство

Легальный (законный);

нелегальный ( теневой )

Объекты купли-продажи

  • Товаров (товарные биржи, ярмарки, аукционы и т. д.) и услуг;
  • факторов производства (труда, капитала (денег, ценных бумаг), земли, интеллектуальных продуктов и информации);
  • жилья и прочих сооружений

Пространственный

признак

Мировой;

национальный;

региональный;

местный

Тип конкуренции

  • Совершенной (чистой) конкуренции;
  • несовершенной конкуренции (монополистической конкуренции,
  • олигополии,
  • монополии)

Географический признак

Внутренний;

внешний

Характер продаж

Оптовый;

розничный

Уровень насыщенности

Равновесный;

избыточный;

дефицитный

Степень регулируемости

Регулируемый;

нерегулируемый

Плотность некоторых из этих рынков сегодня весьма высока. Особенно это касается тех рынков, на которых продаётся технологически совершенная продукция.

Условия,

 необходимые для развития рыночного хозяйства

Конкурентная среда

  • свободное ценообразование;
  • многообразие форм собственности;
  • отсутствие монополизации рынка;
  • действие законов, охраняющих права частной собственности

image2

Ещё одним элементом рыночного саморегулирования выступает конкуренция.

Основные условия возникновения конкуренции

Полная экономическая обособленность товаропроизводителя

Полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка

Противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос

Конкуренция (от лат. сопсиrrеrе — сталкиваться, состязаться) — соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров

Черты конкуренции

Позитивные

Негативные

  • Снижение затрат.
  • Постоянное разорение многих товаропроизводителей.
  • Ограничение возможности возникновения монополий (от гр. mono — один, poleo — продаю), которые, контролируя основную часть производства или сбыта определённого товара, могут взвинчивать цены, снижать качество и т. д.
  • Отвлечение неоправданно больших средств на рекламу.
  • Создание возможности выбора для потребителя.
  • Использование нечестных методов борьбы:
  • подкуп работников и шантаж;
  • сокрытие дефектов в товарах;
  • подделка продукции конкурентов;
  • промышленный шпионаж

и др.

  • Формирование условий для гибкого реагирования экономики на изменение обстановки.
  • Чрезмерная эксплуатация ресурсов.
  • Стимулирование внедрения технических достижений в производство, улучшения качества продукции
  • Экологические нарушения

Характерные черты типов конкуренции

Линии

сравнения

Совершенная

(чистая)

конкуренция

Несовершенная конкуренция

Монополистичес

кая

Олигополия

(отгр. oligos— несколько, poleo — продаю)

Чистая

монополия

1. Число фирм

Очень много

Много мелких

Несколько (3-5 фирм)

Одна

2. Тип товаров

Одинаковые

изделия

Разные изделия сходного назначе

Одинаковые или различные изделия

Уникальный товар, не имеющий заменителей

3.Контроль над ценой

Отсутствует

Некоторый, но в узких рамках

Ограниченный взаимной зависимостью, значителен при сговоре

Значительный, фирма сама устанавливает рыночную цену

4. Условия вхождения в отрасль

Очень лёгкие, нет препятствий

Сравнительно лёгкие

Существенные препятствия

Нет вхождения

5. Пример отраслей

Сельское хозяйство, бытовые услуги

Розничная торговля, производство одежды, обуви, мебели, аптеки, рестораны

Производство стали, автомобилей, сельхозмашин, инвентаря, авиаперевозки и др.

Электроэнергетика, железнодорожные перевозки, местные предприятия коммунального хозяйства.

6. Определение

Рыночная система, когда многочисленные, независимо действующие производители продают одинаковую продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену

Рыночная система, когда многочисленные производители продают сложные товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества

Рынок, на котором доминирует несколько фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей

Рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей

Одним из условий, необходимых для бесперебойной работы рынка, является инфраструктура рыночного хозяйства.

Инфраструктура (от лат. infra — под, структура) рынка — совокупность рыночных институтов, обслуживающих рыночное хозяйство.

Рыночная инфраструктура фактически занимает то огромное экономическое пространство, которое отделяет производителей от потребителей.

image3

Важнейшим качеством рыночной инфраструктуры является способность улавливать сигналы, идущие от потребителей и их спроса, и адекватно на них реагировать.

Инфраструктура рынка

Биржа (от лат. bursa — кошелёк, мешок) — организационно оформленный, регулярно функционирующий оптовый рынок однородных товаров, на котором заключаются сделки купли-продажи крупных партий товара

Институты, связывающие рынки в единое целое

  • Транспортная сеть
  • Система коммуникаций
  • Информационные сети
  • Страховые компании
  •  Суды

Товарная

регулярно действующая организация, в которой совершаются сделки купли-продажи массовых взаимозаменяемых товаров со стандартными качественными характеристиками

Фондовая

организованный рынок, на котором осуществляются сделки с ценными бумагами и иными финансовыми документами

Труда

государственная структура, посредническое звено между работодателями и наёмными работниками

Основными параметрами, регулирующими поведение участников рынка, являются спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь.

Спрос —

это желание потребителя купить конкретный товар или услугу по конкретной цене в течение определённого периода времени, подкреплённое готовностью оплатить покупку

Предложение —

это желание производителя про извести и предложить к продаже на рынке свои товары по конкретным ценам из ряда возможных цен в течение определённого периода времени

Величина спроса —

это объём (количество) товара определённого вида (в натуральном измерении ), который покупатели готовы (хотят и могут) приобрести в течение определённого периода при определённом уровне цены на этот товар

Величина предложения —

это объём (количество) товара определённого вида (в натураль ном измерении), который производители готовы (хотят и могут) предложить в течение определённого периода при определённом уровне цены на этот товар

Изменение спроса отражается изменением положения кривой спроса (И), т. е. её перемещением на плоскости (см. график 1). Каждая данная кривая спроса строится для неизменных факторов спроса —» изменение спроса происходит под воздействием изменения одного или нескольких факторов спроса.

Изменение величины спроса есть движение вдоль кривой спроса (Э) при неизменности факторов спроса (см. график 2). Взаимосвязь между изменением спроса и величины спроса проявляется в следующем: когда спрос увеличивается, повышаются объёмы спроса при всех ценах, и наоборот

Изменение предложения отражается изменением положения кривой предложения (8),т. е. её перемещением на плоскости (см. график 3). Каждая данная кривая предложения строится для неизменных факторов предложения —> изменение предложения происходит под воздействием изменения одного или нескольких факторов предложения.

Изменение величины предложения есть движение вдоль кривой предложения (Э) при неизменности факторов предложения (см. график 4). Взаимосвязь между изменением предложения и величины предложения проявляется в следующем: когда предложение увеличивается, повышаются объёмы предложения при всех ценах, и наоборот

Р (цена товара)

image5

Количество товара

График 1. Изменение спроса

image6

Р (цена товара)

Количество товара

График 2. Изменение величины спроса

Р (цена товара)

Количество товара

График 3. Изменение предложения

image7 График 4. Изменение величины предложения

Цена[1] спроса — максималь пая цена, по которой потребители готовы купить некоторое количество товара за определённый период времени.

Цена предложения — минимальная цена, по которой продавцы готовы продать некоторое количество данного товара за определённый период времени.

Закон спроса: повышение цен обычно ведёт к снижению величины спроса, а снижение цен — к её увеличению.

Закон предложения: повышение цен обычно ведёт к росту величины предложения, а снижение цен — к её уменьшению.

1Цена – количество денег, которое покупатель готов заплатить, а продавец желает полцчить за определенный товар (а точнее за его единицу).

На спрос и предложение влияют также неценовые факторы.

Неценовые факторы спроса

Наименование

фактора

Его сущность

Вкусы и предпочтения потребителей

Благоприятное для данного товара изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменением моды, будет означать, что спрос возрастает, следовательно, кривая спроса сместится вправо. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево

Число потребителей

Рост численности населения, рождаемости, миграции и т. д. увеличение числа потребителей приводит к росту спроса, что отразится в смещении кривой спроса вправо. Уменьшение числа потребителей ведёт к сокращению спроса и выразится в смещении кривой спроса влево

Денежные доходы населения

Обычно рост доходов ведёт к увеличению спроса, исключение составляют малоценные товары, или товары низшего качества, когда с ростом доходов спрос на них уменьшается, поскольку по мере роста благосостояния человек переходит на потребление более качественных товаров

Цены на сопряжённые товары

Существуют взаимозаменяемые товары (заменители), например, кофе и чай: увеличение цен на кофе может привести к повышению спроса на чай. Существуют сопутствующие товары (комплиментарные), например, бензин и автомобили: увеличение цен на один товар приводит к сокращению спроса на сопутствующий товар

Потребительские ожидания

Ожидание повышения цен или увеличения дохода ведёт к повышению спроса в текущем периоде, что вызовет смещение кривой спроса вправо. Ожидание снижения цен или падения дохода ведёт к снижению спроса в текущем периоде, что вызовет смещение кривой спроса влево

Налоги[2] и дотации[3]

Увеличение налогов приводит к сокращению той части дохода, которая предназначена для потребления

Внешние условия

Традиции, религиозные предпочтения, сезонные покупки и т. д.

Неценовые факторы предложения

Наименование

фактора

Его сущность

Цены на ресурсы

Рост цен на другие ресурсы, например, сырьё, приведёт к увеличению затрат производителя и, соответственно, к уменьшению предложения при заданной цене, т. е. переместит кривую предложения влево. Снижение цен на ресурсы уменьшит затраты производства и увеличит предложение, что отразится в смещении кривой предложения вправо

Число

продавцов

Чем больше продавцов на рынке, тем больше предложение, т. е. увеличение количества производителей приведёт к смещению кривой предложения вправо, и наоборот

Технология

производства

При постоянных ценах на ресурсы улучшение технологии производства выражается в увеличении выпуска на единицу использованного ресурса. Тогда продавец получает возможность реализовать то же количество товара по более низкой цене. Это приведёт к смещению кривой предложения вправо

Цены на взаимозаменяемые товары

Если цена на другой товар (родственный по тому или иному фактору производства) растёт, это значит, что у собственника ресурсов, используемых для производства данного товара, появляется более привлекательная альтернатива. Это изменение отражается в повышении минимальной цены, на которую согласились бы продавцы при неизменности использования количества ресурсов. В результате повышение цены на другой товар уменьшает предложение данного товара, выражающегося в сдвиге кривой предложения влево

Ожидания изменения цен

Если ожидаемая цена становится выше фактической, то продавцы сталкиваются с новой альтернативой: получение меньшей выручки сейчас либо получение большей выручки, но в будущем. Продавцы как рациональные экономические субъекты будут стремиться перенести часть продуктов на продажу в будущем, что приведёт к уменьшению предложения в настоящем и переместит кривую предложения влево

Налоги и дотации

Рост налогов ведёт к росту затрат, что уменьшает предложение, и наоборот

Природные

условия

Данный фактор особенно значим для добывающих отраслей

Образец задания

(Б) На графике изображено р изменение спроса на рынке жилья: кривая спроса переместилась из положения Н в положение Н1.

(На графике Р — цена товара, Q — количество товара.)

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. снижение стоимости элитного жилья
  1. сокращение доходов потребителей
  1. увеличение количества строительных компаний
  1. создание ассоциации продавцов жилья
  1. повышение ставок по ипотечному кредитованию


[1] Цена — количество денег, которое покупатель готов заплатить, а продавец желает получить за определённый товар (а точнее, за его единицу ).

[2] См. тему 2.13. Налоги.

[3]Дотация — выплата из государственного бюджета (предоставляемая бесплатно, а иногда и на безвозвратной основе) для покрытия определённых типов затрат предприятий и фирм.