3.5. Об исследовательской деятельности
Ключевые особенности ФГОС СОО
ФГОС СОО п.11 Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект)
Требования к организации
Индивидуальный проект выполняется:
- самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов
- в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта
Области проектной деятельности: познавательная, практическая, учебно-исследовательская, социальная, художественно-творческая, иная
Что такое исследование?
Исследование – процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления закономерностей возникновения, развития и преобразования его, это – процесс выработки новых! научных знаний, один из видов познавательной деятельности.
Исследовать значит подвергнуть научному рассмотрению, тщательно изучить для выяснения, установления чего-либо.
Исследование - форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением
Учебно-исследовательская деятельность - процесс решения обучающимися научных и личностных проблем, имеющий своей целью построение субъективно нового
знания.
Задачи, которые позволяет решать исследовательское обучение:
1) Приобретение навыка решения познавательных, поисковых, проектных задач исследовательским методом
2) Создание познавательной базы исследовательской компетентности
3) Развитие способностей личности к рефлексивному мышлению, аналитическому подходу
4) Возможность введения человека в мир человеческой культуры через культуру научного сообщества
ВИДЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Основными видами научно-исследовательской деятельности учащихся являются:
- проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
- аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
- диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений о их состоянии в будущем; обычно осуществляются научно-технические, экономические, политические и социальные прогнозы (в то числе в сфере образования);
- изобретательско-рационализаторский: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;
- экспериментально-исследовательский: проверка предложения о подтверждении или опровержении результата;
- проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта, целевой установкой которого являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.
Формы реализации исследовательской деятельности
1. Проблемное ведение уроков
2. Элективные курсы
3. Программы дополнительного образования
4. Деятельность НОУ, предметных сообществ
5. Участие в конкурсах исследовательских работ и тд.
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
(алгоритм исследовательской работы)
1. Определение темы или проблемы.
2. Сбор библиографической информации.
3. Консультирование по вопросам порядка и последовательности выполнения, объёма, содержания работы, её научной, методической и организационной частей.
4. Определение методологического аппарата исследования (актуальность, объект, предмет, цель, научная гипотеза, задачи, исходная концепция, исследуемая проблема, новизна и методика исследования, прогнозируемый результат).
5. Составление общего плана.
6. Анализ научной литературы и передового опыта по избранной теме.
7. Осмысление и планирование экспериментальной работы, её проведения.
8. Проверка полученных экспериментальных данных или проведение отсроченного повторного эксперимента.
9. Письменное оформление проведенного исследования.
10. Составление рекомендаций по результатам исследования или определение перспективы.
11. Рефлексия по итогам исследовательской работы.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕНИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- обозначение проблемы;
- выдвинутая гипотеза;
- новизна и актуальность;
- исследование;
- обозначение конечного результата;
- образовательный эффект;
- регламент;
- культура речи;
- свободное владение материалом;
- культура оформления работы;
- наглядность;
- умение вести дискуссию.
Отличия
учебно-исследовательской деятельности от научно-исследовательской
Научно- исследовательская деятельность | Учебно- исследовательская деятельность |
Цель: получение новых объективных научных знаний | Цель: образовательный результат, развитие исследовательского типа мышления, научение алгоритму ведения исследования |
Специфические черты
(различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности
Проектная деятельность | Учебно-исследовательская деятельность |
Проект направлен на получение конкретного запланированного результата — продукта | Организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат |
Получение продукта | Проверка гипотезы |
Коренные различия исследования и проектирования
Во-первых, всякое серьезное исследование происходит обязательно внутри научной традиции.
Предметом и результатом исследования является научное знание, обладающее фиксированными признаками, главными из которых выступают доказательность, соответствие методов предмету, принятие экспертным сообществом.В отличие от проектирования, предметы которого многообразны (вещи, отношения, процессы, даже собственная биография и т.п.), и непосредственно встроены в повседневность.
Во-вторых, исследовательская деятельность отличается от проектировочной по содержанию целей и результатов.
Ученик-исследователь ищет и находит решение значимой для него и науки проблемы в сконструированном новом знании, приобщении к неизведанной грани истины.
Ученик-проектировщик – в изготовлении востребованного кем-либо продукта, обладающего потребительскими качествами. Даже если продукт этот не вещь, а новая культура управления, фильм или спектакль, а может быть и собственная биография.
В-третьих, проектирование и исследование сильно различаются еще по одному существенному признаку. Для исследования показатель эффективности (отношение результата к затратам) не имеет столь важного значения, как для проектирования.
Проект, как бы ни был он нов и потребительски полезен, вообще не будет считаться успешным, коль его реализация невозможна или неэффективна.
Результат исследования есть только новое знание.
Результат проектирования – только продукт, обладающий новыми потребительскими качествами (предмет, вещь, фильм, методика, сюжет-текст и т.п.).
И то, и другое должны быть получены учеником самостоятельно, а не заимствованы откуда-то.