Технологическая карта по химии к уроку по теме "Электронное и пространственное строение алканов. Гомологи и изомеры алканов" 10 класс
методическая разработка по химии (10 класс)

Технологическая карта по химии к уроку по теме "Электронное и пространственное строение алканов. Гомологи и изомеры алканов" 10 класс Рудзитис, Фельдман

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_elektr_str_alkanov._gomologiya.docx105.29 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта к уроку по теме: «Электронное и пространственное строение алканов. Гомология, изомерия и номенклатура алканов»

1 – 2 Урок

Предмет

химия

Класс 10

Дата

Тема учебного занятия

«Электронное и пространственное строение алканов. Гомология, изомерия и номенклатура алканов»

Цель и задачи учебного занятия

Закрепить и развить знания о теории строения органических соединений на примере предельных углеводородов. Сформировать представления о пространственном строении органических соединений, гомологах, sp3 -гибридизации, тетраэдрическом строении молекулы метана. Научить различать гомологи и изомеры, называть их, пользуясь международной номенклатурой.

Основные понятия

Предельные углеводороды (алканы), общая формула предельных углеводородов, гибридизация атомных орбиталей, возбуждённое состояние атома углерода, гомологи, гомологический ряд, изомерия углеродного скелета, международная номенклатура, радикал.

Тип и форма учебного занятия

урок – изучение нового материала, лабораторный опыт

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать общую формулу алканов, характер химической связи в молекулах алканов. Уметь объяснять тетраэдрическое строение молекулы метана, зигзагообразное строение молекул предельных углеводородов. Уметь составлять формулы изомеров, отличать гомологи от изомеров, называть вещества по международной номенклатуре, составлять структурные формулы веществ по их названиям.

Уметь самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную деятельность.

Развивать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной деятельности.

Основные виды деятельности учащихся

Участвовать во фронтальной беседе. Выполнять лабораторный опыт «Изготовление моделей молекул углеводородов». Составлять структурные формулы алканов, их гомологов и изомеров. Выполнять упражнения на составление названий углеводородов по их формулам и на составление структурных формул гомологов и изомеров по названиям углеводородов.

Технологии обучения или элементы технологий

Технология развития критического мышления, игровые технологии, проблемно- развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии, ИКТ

Средства обучения, дидактическое обеспечение урока

проектор, презентация, интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь, ПСХЭ, модели алканов.

Организационная структура первого урока

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учеников

I. Организационный момент

Приветствие учеников. Выявление отсутствующих. цели и задач урока, этапов урока и времени каждого этапа.

Настраивание на восприятие материала урока.

II. Актуализация знаний

  • Какие вещества называют углеводородами?
  • Что показывает структурная формула вещества?
  • Что такое электроотрицательность?
  • В чем сущность образования ковалентных связей?
  • Каковы формы s- и p – орбиталей?
  • Какие классы органических соединений вы знаете?

Отвечают на вопросы учителя, работают у доски и по карточкам на местах.

III. Постановка проблемы урока

(мотивация и целеполагание)

И так ребята, вы ответили на главные вопросы. Как вы думаете, какой класс органических соединений вы сегодня будете изучать?

Ребята, изучение этого класса органических соединений — фундамент для усвоения всего курса органической химии, поэтому материал раздела следует тщательно отрабатывать.

Учащиеся выдвигают гипотезы и определяют тему урока.

В процессе изучения органической химии учащиеся продолжают овладевать практико-ориентированными знаниями и умениями. Учитель должен использовать основные методы активизации обучения: проблемность изложения, исследовательский подход к явлениям, различные химические эксперименты, работу с электронными пособиями и т. д.

Отвечают на вопросы учителя

Выдвигают гипотезы, предположения, определяют тему и цели урока.

IV. Изучение нового материала

Данный урок лучше всего провести в форме лекции. На следующих уроках следует отрабатывать умение составлять структурные формулы алканов, их гомологов и изомеров.

План лекции

 1. Углеводороды. Предельные углеводороды (алканы).

2. Особенности электронного и пространственного строения молекул алканов, sp3 -гибридизация.

3. Гомологический ряд алканов.

4. Изомерия и номенклатура алканов.

Определение: УВ с общей формулой CnH2n+2. Которые не присоединяют водород и другие элементы, называют Предельными УВ или Алканами.

Ребята, вы уже знаете о формах электронных орбиталей и размещении электронов по энергетическим уровням и подуровням, так давайте же вместе изобразим электронное строение атома углерода в обычном состоянии.

К доске вызывается один учащийся.

C:\Users\Эмма\Pictures\2008-08\img1.jpg обратите внимание на то, что на p-подуровне второго энергетического уровня имеется свободная орбиталь и её может занять один из 2s-электронов. В этом случае говорят о возбуждённом состоянии атома углерода.

Чтобы объяснить этот факт, используют представление о гибридизации. Так как в гибридизации участвуют четыре электрона (один s-электрон и три p-электрона), то образуются четыре гибридные орбитали, которые располагаются в пространстве под углом 109° 28´, образуя тетраэдр. Этот вид гибридизации называют sp3 -гибридизацией.

Затем учитель переходит к электронному и пространственному строению других представителей предельных углеводородов. Учащиеся выполняют лабораторный опыт «Изготовление моделей молекул углеводородов» (с. 29 учебника) и убеждаются, что углеродная цепь алканов имеет зигзагообразную форму.

Работают и у доски, и  в тетради с  учебником

V. Закрепление изученного материала

Решим задачу на с. 30 упр. 6

Какой объём (в м3) оксида углерода (Ⅳ) образуется при сжигании: а) 5 м3 этана; б) 5 кг этана?

Решение: а)  2С2Н6 + 7О2 = 4СО2 + 6Н2О

                    2 моль               4 моль

2   -   4

5 м3 – х ; х = 10 м3.

б)   М (С2Н6) = 30 г/моль

n(C2H6) = m(C2H6) / M (C2H6) = 5000/30 = 166 моль

2 моль – 4 моль

166моль – х ; х = 333

V (C2H6) = n(C2H6) * Vm = 333*22.4 = 7468.1 л (7,47 м3)

Работают на местах в рабочих тетрадях

VI. Рефлексия

Попробуем подвести итоги. Основные выводы:

Итак ребята, о каком классе органических соединений вы сегодня узнали?

Что такое предельные УВ?

Итак, ребята. Над какой темой мы сегодня работали? Поделитесь своими впечатлениями об уроке. Что вы нового узнали? Что хотели бы узнать? Что вызвало затруднения?

Участвуют в эвристической беседе.

VII. Итоги урока

Выставление оценок.  Домашнее задание: п. 7, с. 25-29, с. 30, упр. 1,2,3,7; Тестовые  Задания

САМОАНАЛИЗ

Тему сформировали учащиеся правильно. Была поставлена цель и задачи . Цель и задачи были достигнуты.

Планируемые результаты: Предметные – закрепили. Метапредментные – определены. Личностные -  сформированы.


Организационная структура второго урока

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учеников

I. Организационный момент

Приветствие учеников. Выявление отсутствующих. цели и задач урока, этапов урока и времени каждого этапа.

Настраивание на восприятие материала урока.

II. Актуализация знаний

Ребята на прошлом уроке вы узнали , очень много важного. Давайте повторим.

  1. Какие вещества называют УВ?
  2. Какова общая формула алканов?
  3. Что такое изомерия?
  4. Чем определяется многообразие УВ?

Отвечают на вопросы учителя, работают у доски и по карточкам на местах.

III. Постановка проблемы урока

(мотивация и целеполагание)

Итак ребята, вы ответили на вопрос. Что  такое изомерия. Так как вы думаете, какова сегодняшняя наша тема урока?

Ребята выдвигают гипотезы и определяют тему урока.

Отвечают на вопросы учителя

Выдвигают гипотезы, предположения, определяют тему и цели урока.

IV. Изучение нового материала

Второй урок проводится в форме практикума. Учитель рассматривает понятия «гомологи», «гомологическая разность», «гомологический ряд». Учащиеся упражняются в составлении формул гомологов.

Определения: Изомерия – это явление заключающееся в существовании нескольких веществ, имеющих одинаковый о тот же состав и одну и туже молекулярную массу, но различающихся строением молекулы.

Изомеры – соединения, которые содержат одинаковое число атомов одних и тех же элементов, но связаны в различном порядке.

Гомологи – это органические соединения, схожие по своему строению и свойствам, но отличающиеся друг от друга по составу на одну или несколько групп СН2. Группа СН2 – называется гомологической разностью.

Рассмотреть гомологический ряд алканов (записать в тетрадях).

Затем учитель рассматривает изомерию углеродного скелета алканов. Учащиеся самостоятельно записывают структурные формулы возможных изомеров пентана (C5H12), и на этих примерах учитель объясняет, как давать названия органическим соединениям по правилам международной номенклатуры.

Работают в тетради и  с учебником

V. Закрепление изученного материала

Для закрепления этих понятий учащимся можно предложить несколько заданий.

1. Укажите гомологи и изомеры среди веществ, формулы которых приведены ниже:

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1025/000e8f14-eb74b5e7/hello_html_536c901.jpg   https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0997/000b67be-07926fbf/hello_html_564d58c0.gif   https://studfile.net/html/2706/261/html_SqqkcJH4Zj.J1jj/img-lH1M9F.png

CH3- CH2 -CH2- CH3      CH3- CH2 -CH3     https://otvet.imgsmail.ru/download/f368b607b2839461933444ed6bfd4cbf_i-6.jpg

C:\Users\Эмма\Pictures\2008-08\him1011radet-25.png

2. Назовите по международной номенклатуре вещества, формулы которых приведены ниже.

https://5terka.com/images/him10gabrielyan2/him10gabrielyanresh-31.png  https://5terka.com/images/him10gabrielyan2/him10gabrielyanresh-32.png  C:\Users\Эмма\Pictures\2008-08\img-H_QRD9.png

3. Составьте структурные формулы следующих веществ: а) 3-метилгексан; б) 2,4-диметилгексан; в) 3-метил-5-этилгептан.

Работают на местах в рабочих тетрадях

VI. Рефлексия

Попробуем подвести итоги. Основные выводы:

  • Назовите гомологический ряд алканов.
  • Как называется группа СН2?
  • Что такое гомологи?

Итак, ребята. Над какой темой мы сегодня работали? Поделитесь своими впечатлениями об уроке. Что вы нового узнали? Что хотели бы узнать? Что вызвало затруднения?

Участвуют в эвристической беседе

VII. Итоги урока

Выставление оценок.  Домашнее задание: п. 8, с. 31-33, упр. 1-5

САМОАНАЛИЗ

Тему сформировали учащиеся правильно. Была поставлена цель и задачи . Цель и задачи были достигнуты.

Планируемые результаты: Предметные – закрепили. Метапредментные – определены. Личностные -  сформированы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по химии к уроку "Галогены", 9 класс

Технологическая карта по химии к уроку "Галогены", 9 класс Рудзитис, Фельдман...

Технологическая карта по химии к уроку "Гидролиз солей" 9 класс

Технологическая карта по химии к уроку  "Гидролиз солей" 9 класс Рудзтитс, Фельдман...

Технологическая карта по химии к уроку "Реакции ионного обмена" 9 класс

Технологическая карта по химии к уроку "Реакции ионного обмена" 9 класс Рудзитис, Фельдман...

Технологическая карта по химии к уроку "Теория химического строения", 10 класс

Технологическая карта по химии к уроку на тему "Предмет органической химии. Теория химического строения" Рудзитиса , Фельдмана рассчитана на 2 часа...

Технологическая карта по химии к уроку "Диссоциация кислот, оснований и солей" 9 класс

Технологическая карта по химии к уроку  "Диссоциация кислот, оснований и солей" 9 класс Рудзитис, Фельдман...

Технологическая карта по химии к уроку по теме "Законы сохранения массы и энергии в химии" 11 класс

Технологическая карта по химии к уроку по теме "Законы сохранения массы и энергии в химии" 11 класс по Рудзитису, Фельдман...

Технологическая карта по химии к уроку "Простые и сложные вещества. Химические элементы. Металлы и неметаллы" 8 класс

Технологическая карта по химии к уроку "Простые и сложные вещества. Химические элементы. Металлы и неметаллы" 8 класс Рудзитис, Фельдман...