Статья "Роль музыкальных игр в эстетическом развитии дошкольников"
консультация

Музыкальное воспитание имеет важное  значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. В процессе восприятия музыки у ребенка развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор. Одним из важнейших средств музыкального воспитания детей являются музыкально  игры, так как игра – это один из самых любимых детьми видов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья19.38 КБ
Файл igra.docx19.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                           

Дорогова С.Г., музыкальный руководитель

ГБДОУ  ЦРР- детский сад № 45

 Василеостровского района

Санкт-Петербург

«Роль музыкальных игр в эстетическом развитии дошкольников»

Музыкальное воспитание имеет важное  значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. В процессе восприятия музыки у ребенка развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор. Одним из важнейших средств музыкального воспитания детей являются музыкально  игры, так как игра – это один из самых любимых детьми видов деятельности.

Игры помогут достичь того, что образовательный процесс станет более ярким и эмоционально обогащенным. Игра способствует активному восприятию музыки дошкольниками, в доступной форме приобщая их к основам музыкального искусства. Она, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует его моральный облик.                                 Отними игру – и получишь личность, неподготовленную к жизни. В игре ребёнок ставит цели, стремится к их достижению, при этом фантазирует, творит, у него развиваются – инициатива, изобретательность, организаторские способности.

Это активный способ присвоения ребёнком социального опыта. В музыкальной игре ребёнок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребёнка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию. Понимание музыкально- игрового задания вызывает у ребёнка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.

Музыкальные игры формируют у ребёнка интерес к познанию окружающей действительности, развитие самостоятельности восприятия, развитие музыкальных способностей, коммуникативных и других личностных качеств.

Целью  музыкальной игры является эмоциональный и двигательный отклик.

При выполнении заданий идёт процесс узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств.

Вырабатывается:

- умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки;

- ощущать фразировку;

- такты;

- метроритм;

- интонацию.

Задачи музыкальной игры

Коррекционные:

Развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координации движений и нормализация их темпа и ритма; формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.      

 Оздоровительные:

Укрепление сердечно- сосудистой, двигательной систем, костно- мышечного аппарата;

Развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;

Развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);

Развитие быстроты двигательной реакции.                          

Образовательные:

Обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

Развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

Формирование умственных умений и действий.                                                  

 Воспитательные:

Воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;

Эстетическое отношение к окружающему;

Развитие чувств, эмоций высшего порядка.                                                                  

Развивающие:

Познавательную активность;

Устойчивый интерес к действию;

Саморегуляцию и самоконтроль;

Внимание, память, мышление;

Ориентировку в пространстве.                                                                                                        

 По форме проведения игры подразделяются на:

1.Статистические (стоя или сидя. Развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий)

2. Подвижные игры (развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности)

3. Игры с речью (развивают вокально- слуховую и двигательно- слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма)

4. Игры- песни (развивают функции голосообразования и свойства голоса,  способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания)                                  

 5.Артикуляционные игры (укрепляют мышцы языка, зева, губ, щёк, голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти)                              

  6.Ритмические игры (направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность звука, слога, фразы, предложения, части и всего законченного музыкального и речевого построения с помощью двигательных упражнений под музыку)

Необходимо помнить, что условием творчества детей в любых его проявлениях является свобода выбора и отсутствие авторитарного давления со стороны взрослого. Таким образом, необходимо ввести в игру дополнительные правила.

1.Ведущим сможет быть каждый, когда до него дойдет очередь. "Очередь" легко организовать, придав ей форму круга: дети стоят в кругу и передают роль ведущего по кругу (против или по часовой стрелке, как договорятся). Общий круг может трансформироваться в несколько маленьких кружков, квадратиков, треугольников, в движение змейкой и т. д.

2. Любые действия, предложенные ведущим, принимаются без обсуждения и в точности повторяются всеми. Даже если ребенок растерялся и просто стоит или топчется на месте, игра не должна останавливаться. Взрослый, принимающий участие в игре наравне со всеми, в этом случае должен взять на себя роль "дирижера" и помочь ребенку достойно выйти из создавшейся ситуации. Например, взрослый в своем варианте повтора движений может шутливо обыграть топтание незадачливого ведущего на месте и жестом, мимикой дать понять всем, что такой вариант тоже возможен.

3. Каждый может оставаться ведущим столько времени, сколько захочет. Свою роль ведущего ребенок может передать следующему, когда захочет или когда иссякнет его фантазия. Это правило легко выполнимо на начальных стадиях включения детей в подобные игры, когда дети еще не привыкли быть в роли ведущего, стесняются и стараются быстрее передать эту роль следующему. В дальнейшем некоторые дети настолько осваиваются с ролью ведущего, что с нежеланием отдают ее другому. В таких случаях нужно изменить правило: ведущие меняются на каждую музыкальную фразу, куплет или часть музыкального произведения.

4. В игре принимают участие все присутствующие на детском празднике: и дети и взрослые - на равных. В таких играх не должно быть разделения на исполнителей и зрителей. Все присутствующие являются участниками и создателями игрового действа. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет самостоятельным смыслом сам процесс его участия в танце-игре. К тому же дети будут иметь возможность игрового общения не только со сверстниками, но и со знакомыми и незнакомыми взрослыми, что ценно с точки зрения развития коммуникативных навыков.



Предварительный просмотр:

                                                                           

Дорогова С.Г., музыкальный руководитель

ГБДОУ  ЦРР- детский сад № 45

 Василеостровского района

Санкт-Петербург

«Роль музыкальных игр в эстетическом развитии дошкольников»

Музыкальное воспитание имеет важное  значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. В процессе восприятия музыки у ребенка развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор. Одним из важнейших средств музыкального воспитания детей являются музыкально  игры, так как игра – это один из самых любимых детьми видов деятельности.

Игры помогут достичь того, что образовательный процесс станет более ярким и эмоционально обогащенным. Игра способствует активному восприятию музыки дошкольниками, в доступной форме приобщая их к основам музыкального искусства. Она, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует его моральный облик.                                 Отними игру – и получишь личность, неподготовленную к жизни. В игре ребёнок ставит цели, стремится к их достижению, при этом фантазирует, творит, у него развиваются – инициатива, изобретательность, организаторские способности.

Это активный способ присвоения ребёнком социального опыта. В музыкальной игре ребёнок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребёнка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию. Понимание музыкально- игрового задания вызывает у ребёнка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.

Музыкальные игры формируют у ребёнка интерес к познанию окружающей действительности, развитие самостоятельности восприятия, развитие музыкальных способностей, коммуникативных и других личностных качеств.

Целью  музыкальной игры является эмоциональный и двигательный отклик.

При выполнении заданий идёт процесс узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств.

Вырабатывается:

- умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки;

- ощущать фразировку;

- такты;

- метроритм;

- интонацию.

Задачи музыкальной игры

Коррекционные:

Развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координации движений и нормализация их темпа и ритма; формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.      

 Оздоровительные:

Укрепление сердечно- сосудистой, двигательной систем, костно- мышечного аппарата;

Развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;

Развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);

Развитие быстроты двигательной реакции.                          

Образовательные:

Обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

Развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

Формирование умственных умений и действий.                                                  

 Воспитательные:

Воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;

Эстетическое отношение к окружающему;

Развитие чувств, эмоций высшего порядка.                                                                  

Развивающие:

Познавательную активность;

Устойчивый интерес к действию;

Саморегуляцию и самоконтроль;

Внимание, память, мышление;

Ориентировку в пространстве.                                                                                                        

 По форме проведения игры подразделяются на:

1.Статистические (стоя или сидя. Развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий)

2. Подвижные игры (развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности)

3. Игры с речью (развивают вокально- слуховую и двигательно- слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма)

4. Игры- песни (развивают функции голосообразования и свойства голоса,  способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания)                                  

 5.Артикуляционные игры (укрепляют мышцы языка, зева, губ, щёк, голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти)                              

  6.Ритмические игры (направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность звука, слога, фразы, предложения, части и всего законченного музыкального и речевого построения с помощью двигательных упражнений под музыку)

Необходимо помнить, что условием творчества детей в любых его проявлениях является свобода выбора и отсутствие авторитарного давления со стороны взрослого. Таким образом, необходимо ввести в игру дополнительные правила.

1.Ведущим сможет быть каждый, когда до него дойдет очередь. "Очередь" легко организовать, придав ей форму круга: дети стоят в кругу и передают роль ведущего по кругу (против или по часовой стрелке, как договорятся). Общий круг может трансформироваться в несколько маленьких кружков, квадратиков, треугольников, в движение змейкой и т. д.

2. Любые действия, предложенные ведущим, принимаются без обсуждения и в точности повторяются всеми. Даже если ребенок растерялся и просто стоит или топчется на месте, игра не должна останавливаться. Взрослый, принимающий участие в игре наравне со всеми, в этом случае должен взять на себя роль "дирижера" и помочь ребенку достойно выйти из создавшейся ситуации. Например, взрослый в своем варианте повтора движений может шутливо обыграть топтание незадачливого ведущего на месте и жестом, мимикой дать понять всем, что такой вариант тоже возможен.

3. Каждый может оставаться ведущим столько времени, сколько захочет. Свою роль ведущего ребенок может передать следующему, когда захочет или когда иссякнет его фантазия. Это правило легко выполнимо на начальных стадиях включения детей в подобные игры, когда дети еще не привыкли быть в роли ведущего, стесняются и стараются быстрее передать эту роль следующему. В дальнейшем некоторые дети настолько осваиваются с ролью ведущего, что с нежеланием отдают ее другому. В таких случаях нужно изменить правило: ведущие меняются на каждую музыкальную фразу, куплет или часть музыкального произведения.

4. В игре принимают участие все присутствующие на детском празднике: и дети и взрослые - на равных. В таких играх не должно быть разделения на исполнителей и зрителей. Все присутствующие являются участниками и создателями игрового действа. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет самостоятельным смыслом сам процесс его участия в танце-игре. К тому же дети будут иметь возможность игрового общения не только со сверстниками, но и со знакомыми и незнакомыми взрослыми, что ценно с точки зрения развития коммуникативных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СКАЗОК

Основная цель работы по художественно-эстетическому развитию детей   ДОО - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, обеспечива...

"Музыкальное и эстетическое развитие дошкольников средствами фольклерных распевок, игр, хороводов"

В детском саду знакомство с музыкальным фольклором я осуществляю на музыкальных занятиях, индивидуальной работе, досугах, развлечениях, праздниках. Это вызывает интерес детей, приносит им чувство радо...

Музыкально - эстетическое развитие дошкольников средствами детского фольклора.

Музыкальный фольклор - явление синкретическое. В нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении этих элементов большая сила педагогического воздействия, позволяющая комплексно подойти в...

Различные формы проведения непосредственной образовательной деятельности музыкально-эстетического развития дошкольников.

Различные формы проведения музыкальной непосредственной образовательной деятельности....

Взаимодействие детского сада и семьи в музыкально-эстетическом развитии дошкольников

Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьей....

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в музыкально-эстетическом развитии дошкольников»

Скоординировать педагогов-воспитателей, и сориентировать молодых специалистов на значимое повышение своей компетентности в сфере музыкально-эстетического развития дошкольников....