Организованная образовательная деятельность по познавательному и речевому развитию в средней по лексической теме "Грибы"
план-конспект занятия (средняя группа)
Цель: расширение и обогащение знаний детей о «грибах», о среде их обитания, назначении, времени сбора; обобщение знаний детей о грибах наших лесов.
Задачи:
- закрепить представления детей о лесе; уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Грибы»;
- познакомить с названиями грибов, их внешними признаками, строением, обобщающим словом «Грибы». Учить согласовывать числительные с существительными, образовывать прилагательные от глаголов; закрепить употребление предлогов;
- развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух, память, координацию речи с движением;
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_griby.docx | 26.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
ГБОУ «Школа № 842» дошкольное отделение корпус 115
Конспект
организованной образовательной деятельности
по познавательному и речевому развитию в средней группе
«Грибы»
Подготовила и провела Воспитатель: Симонова Е.С. |
г. Зеленоград, 2020г.
Цель: расширение и обогащение знаний детей о «грибах», о среде их обитания, назначении, времени сбора; обобщение знаний детей о грибах наших лесов.
Задачи:
- закрепить представления детей о лесе; уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Грибы»;
- познакомить с названиями грибов, их внешними признаками, строением, обобщающим словом «Грибы». Учить согласовывать числительные с существительными, образовывать прилагательные от глаголов; закрепить употребление предлогов;
- развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух, память, координацию речи с движением;
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа: чтение сказки и просмотр мультфильма В. Сутеева «Под грибом», рассматривание картинок с грибами, раскрашивание изображений грибов.
Оборудование: презентация PowerPoint, аудиозаписи «Голоса леса».
Методические приёмы.
- Создание ситуации занимательности.
- Методы словесной передачи (объяснение, рассказ, беседа)
- Наглядные методы (наблюдение, показ образца, показ способа действия и дидактических пособий).
- Игровые методы (пальчиковая гимнастика, физкультминутка, дыхательная гимнастика).
Содержание ООД:
1) Приветствие.
– Здравствуйте, ребята!
2) Мотивация к занятию. Эмоциональный настрой: звучит запись «Голоса леса».
Воспитатель: Сегодня я хочу предложить вам путешествие в осенний лес. Послушайте загадку:
Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает – повезло!
Ответы детей. (Гриб)
Воспитатель: Правильно! Мы сегодня пойдем по грибы. И узнаем их названия, где они растут, как их нужно собирать.
Воспитатель: Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!
Ребята, вспомните, мы с вами читали сказку, смотрели мультфильм «Под грибом». Что удивило муравья, когда закончился дождь, и он выбрался из-под гриба?
Дети: Сначала муравью одному было мало места, а потом всем место нашлось.
Воспитатель: Как же получилось, что сначала под грибом и одному тесно было, а потом всем пятерым место нашлось?
Дети: Пока шёл дождь гриб вырос.
Воспитатель: Правильно, грибы растут после дождя. А в какое время года бывает больше всего грибов?
Дети: Осенью.
Воспитатель: Мы с вами попали в настоящее царство грибов. Грибы очень разнообразные. Но не все грибы можно собирать. Есть съедобные и несъедобные (ядовитые). Съедобные грибы человек употребляет в пищу. А как вы думаете, почему грибы называют несъедобными?
Дети: Их нельзя употреблять в пищу.
Воспитатель: Правильно! Помните, что не каждый гриб в корзину кладут. Есть грибы ядовитые (несъедобные). Есть в них яд, который может вызвать отравление. Собирать грибы нужно только хорошо известные вам. Посмотрите, пожалуйста, на картинки и постарайтесь определить, какие грибы несъедобные.
Дети: мухомор.
Воспитатель: Правильно, но есть ещё и бледная поганка, ложные опята.
(Демонстрация и рассказ воспитателя)
МУХОМОР — самый распространенный ядовитый гриб. Ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в белую крапинку.
Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый мухомор.
Шляпка красная, в горошек,
Воротник на тонкой ножке.
Этот гриб красив на вид,
Но опасен, ядовит.
БЛЕДНАЯ ПОГАНКА — также ядовитый гриб. Ножка длинная, у корня находится мешочек, из которого гриб растет, воротничок, шляпка круглая, неровная, по цвету бледная.
Кто съест меня — отравится.
Я не привыкла нравиться,
Ребята, я попрошу вас внимательно посмотреть на картинки и запомнить ядовитые грибы.
Пальчиковая гимнастика «Грибы»
Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу
Мы идем грибы искать
Этот пальчик в лес пошел Начинают загибать по одному пальчику,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел
Потому и потолстел.
Воспитатель: Сбор грибов называют «тихой охотой». Мы в лесу не хозяева, а гости. А если пришли в гости – уважайте хозяев леса – растительный и животный лесной народ. На обычную охоту ходят с ружьями, а на грибную охоту – с ножами. Но перед тем как собирать грибы, мы должны узнать правила сбора грибов:
1.Грибы можно собирать только вместе со взрослыми, которые хорошо знают лес;
2.Не срывать, не топтать ядовитые грибы — они нужны многим жителям леса;
3.Не раскапывать грибницу—она может высохнуть, если не прикрыта листвой;
4.Не собирать грибы у проезжей части;
5.Собирать только известные грибы;
6.Не срывать старые и очень маленькие грибы.
7.Срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их - можно повредить грибницу. А что такое грибница?
Дети: затрудняются ответить.
Воспитатель даёт понятие грибницы.
Воспитатель: Грибы нужно не срывать, а срезать. А для чего?
Дети: Чтобы не вырвать грибницу – корни грибов. Без грибницы новые грибы не вырастут.
Воспитатель: Верно, грибы нельзя вырывать из земли вместе с грибницей. Погубив грибницу, вы не найдете больше на этом месте грибов. А ведь грибницы некоторых грибов живут сотни лет! Если вы нашли лесной клад - молодой свежий гриб, его нужно срезать ножом. А грибницу слегка присыпать землей, прикрыть листвой или веткой хвои и крепко прижать ладонью, чтобы на следующий год снова вырос гриб. Настоящий грибник, находя хороший гриб, сначала полюбуется им, запомнит, где этот гриб вырос, и только потом осторожно срежет его и положит в лукошко шляпкой вниз. Вот какие подарки преподносит нам лес.
Дыхательная гимнастика
Теперь вы грибники. Тихо пойдем по лесу, вдыхаем свежий запах опавшей листвы, собираем грибы.
Воспитатель: C чем мы с вами познакомились в осеннем лесу?
Дети: Грибы.
Рассказ воспитателя о грибах.
Грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. У грибов есть шляпка и ножка. Посмотрите внимательно на картинки:
БЕЛЫЙ ГРИБ — шляпка коричневая, круглая, ножка толстая.
В глухом бору стоять привык.
ПОДБЕРЕЗОВИК — растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета.
ПОДОСИНОВИК — с красной шляпой, ножка высокая.
ЛИСИЧКИ — желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая.
ОПЯТА — грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком», растут «семьями».
Где любят расти опята? (Ответы детей). Верно, на пеньках. Слово «опенок» происходит от слова «пень». С одного пенька целую корзинку опят можно насобирать.
Это МАСЛЯТА. Уж до того дружные ребята, что целыми семьями из земли лезут. Маслята – сосновые детки. Это значит, что они растут под какими деревьями?
Дети: Под соснами.
Воспитатель: Взгляните, к шляпкам маслят прилипли и травинка и хвоинка. Почему?
Дети: наверно потому, что липкие, масляные.
Воспитатель: Да потому, что шляпка у них блестящая и липкая, как бы маслом смазана. Очень вкусные грибочки маслята.
Познакомить детей с многозначными словами: лисички, шляпка, ножка.
Объяснить разницу в значениях этих слов. Путем сравнения.
Воспитатель: Ребята, скажите, а можно ли есть грибы сразу после того как мы их собрали?
Ответ детей: Нет.
Воспитатель: Их нужно приготовить, вот и узнаем, умеете ли вы готовить грибы.
Дидактическое упражнение "Приготовим грибы".
-Если грибы сварить, то они будут вареные,
-а если грибы пожарить, тогда они будут жареные,
-если засолить, они будут соленые,
- если замариновать, они будут маринованные,
- засушить - сушеные.
Заключительная часть.
Воспитатель: Сейчас мы с вами подведём итоги нашей прогулки. Что нового вы узнали? Где растут грибы? Какие бывают грибы? Какие можно собирать грибы, а какие нельзя? С кем можно ходить в лес за грибами?
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Когда пойдете в лес за грибами с родителями, расскажите о своих наблюдениях!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию.
Цель: формирование у детей представлений о взаимосвязи в природе, зависимости друг от друга представителей живой природы.Интеграция образовательных областей:Познавательное развитие·...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию на тему «Моя семья» средняя группа.
Конспект непосредственно-образовательной деятельностипо познавательному и речевому развитию на тему «Моя семья»средняя группа....
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию с детьми старшей логопедической группы "Птицы весну принесли"
Расширять и укреплять знания детей о птицах: классификация, основные признаки.Развивать интерес и любовь к устному. народному творчеству...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию «Путешествие по городу Арзамасу». (старшая группа 5-6 лет)
Возрастная группа: старшая группа.Тип ООД: игра - путешествие.Форма организации: групповая.Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое раз...
Организованная образовательная деятельность по направлению социально – коммуникативное развитие в средней группе (дети 4-5 лет) на тему: «Дружные ребята».
Согласно ФГОС ДО социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста «направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценно...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию в средней группе со сложной структурой дефекта «Игрушки в гостях у ребят»
Цель: Обобщить, закрепить, систематизировать знания детей.Задачи:Образовательные:- упражнять классифицировать предметы по существенному признаку, находить лишнее;- упражнять в составлении расска...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) на лексическую тему «Птицы нашего края» для детей подготовительной к школе группы в форме «квест – игры»
В процессе ООД обучающиеся посредством разных видов деятельности, дидактических игр, познавательных заданий и игровых упражнений, объединённых в «квест – игру» линейного типа, обогащ...