Организованная образовательная деятельность по познавательному и речевому развитию в средней по лексической теме "Грибы"
план-конспект занятия (средняя группа)

Симонова Елена Сергеевна

Цель: расширение и обогащение знаний детей о «грибах», о среде их обитания, назначении, времени сбора; обобщение знаний детей о грибах наших лесов.

Задачи:

  • закрепить представления детей о лесе; уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Грибы»;
  • познакомить с названиями грибов, их внешними признаками, строением, обобщающим словом «Грибы». Учить согласовывать числительные с существительными, образовывать прилагательные от глаголов; закрепить употребление предлогов;
  • развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух, память, координацию речи с движением;
  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_griby.docx26.59 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

ГБОУ «Школа № 842» дошкольное отделение корпус 115

Конспект

организованной образовательной деятельности

по познавательному и речевому развитию в средней группе

«Грибы»

Подготовила и провела

Воспитатель: Симонова Е.С.

г. Зеленоград, 2020г.

Цель: расширение и обогащение знаний детей о «грибах», о среде их обитания, назначении, времени сбора; обобщение знаний детей о грибах наших лесов.

Задачи:

  • закрепить представления детей о лесе; уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Грибы»;
  • познакомить с названиями грибов, их внешними признаками, строением, обобщающим словом «Грибы». Учить согласовывать числительные с существительными, образовывать прилагательные от глаголов; закрепить употребление предлогов;
  • развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух, память, координацию речи с движением;
  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Предварительная работа: чтение сказки и просмотр мультфильма В. Сутеева «Под грибом», рассматривание картинок с грибами, раскрашивание изображений грибов.

Оборудование: презентация PowerPoint, аудиозаписи «Голоса леса».

Методические приёмы.

  • Создание ситуации занимательности.
  • Методы словесной передачи (объяснение, рассказ, беседа)
  • Наглядные методы (наблюдение, показ образца, показ способа действия и дидактических пособий).
  • Игровые методы (пальчиковая гимнастика, физкультминутка, дыхательная гимнастика).

Содержание ООД:

1) Приветствие.

– Здравствуйте, ребята!

2) Мотивация к занятию. Эмоциональный настрой: звучит запись «Голоса леса».

Воспитатель: Сегодня я хочу предложить вам путешествие в осенний лес. Послушайте загадку:

Кто стоит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

С виду он похож на зонтик,

Только меньше во сто крат.

Коль гроза на горизонте,

Он бывает очень рад.

Если дождик и тепло,

Он считает – повезло!

Ответы детей. (Гриб)

Воспитатель: Правильно! Мы сегодня пойдем по грибы. И узнаем их названия, где они растут, как их нужно собирать.

Воспитатель: Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!

Ребята, вспомните, мы с вами читали сказку, смотрели мультфильм «Под грибом». Что удивило муравья, когда закончился дождь, и он выбрался из-под гриба?

Дети: Сначала муравью одному было мало места, а потом всем место нашлось.

Воспитатель: Как же получилось, что сначала под грибом и одному тесно было, а потом всем пятерым место нашлось?

Дети: Пока шёл дождь гриб вырос.

Воспитатель: Правильно, грибы растут после дождя. А в какое время года бывает больше всего грибов?

Дети: Осенью.

Воспитатель: Мы с вами попали в настоящее царство грибов. Грибы очень разнообразные. Но не все грибы можно собирать. Есть съедобные и несъедобные (ядовитые). Съедобные грибы человек употребляет в пищу. А как вы думаете, почему грибы называют несъедобными?

Дети: Их нельзя употреблять в пищу.

Воспитатель: Правильно! Помните, что не каждый гриб в корзину кладут. Есть грибы ядовитые (несъедобные). Есть в них яд, который может вызвать отравление. Собирать грибы нужно только хорошо известные вам. Посмотрите, пожалуйста, на картинки и постарайтесь определить, какие грибы несъедобные.

Дети: мухомор.

Воспитатель: Правильно, но есть ещё и бледная поганка, ложные опята.

(Демонстрация и рассказ воспитателя)

МУХОМОР — самый распространенный ядовитый гриб. Ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в белую крапинку.

Возле леса на опушке, украшая темный бор,

Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый мухомор.

Шляпка красная, в горошек,

Воротник на тонкой ножке.

Этот гриб красив на вид,

Но опасен, ядовит.

БЛЕДНАЯ ПОГАНКА — также ядовитый гриб. Ножка длинная, у корня находится мешочек, из которого гриб растет, воротничок, шляпка круглая, неровная, по цвету бледная.

Кто съест меня — отравится.

Я не привыкла нравиться,

Ребята, я попрошу вас внимательно посмотреть на картинки и запомнить ядовитые грибы.

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Раз, два, три, четыре, пять!                «Шагают»  пальчиками по столу

Мы идем грибы искать

Этот пальчик в лес пошел                Начинают загибать по одному пальчику, 

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел

Потому и потолстел.

Воспитатель: Сбор грибов называют «тихой охотой». Мы в лесу не хозяева, а гости.  А если пришли в гости – уважайте хозяев леса – растительный и животный лесной народ. На обычную охоту ходят с ружьями, а на грибную охоту – с ножами. Но перед тем как собирать грибы, мы должны узнать правила сбора грибов:

1.Грибы можно собирать только вместе со взрослыми, которые хорошо знают лес;

2.Не срывать, не топтать ядовитые грибы — они нужны многим жителям леса;

3.Не раскапывать грибницу—она может высохнуть, если не прикрыта листвой;

4.Не собирать грибы у проезжей части;

5.Собирать только известные грибы;

6.Не срывать старые и очень маленькие грибы.

7.Срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их - можно повредить грибницу.  А что такое грибница?

Дети: затрудняются ответить.

Воспитатель даёт понятие грибницы.

Воспитатель: Грибы нужно не срывать, а срезать. А для чего?

Дети: Чтобы не вырвать грибницу – корни грибов. Без грибницы новые грибы не вырастут.

Воспитатель: Верно, грибы нельзя вырывать из земли вместе с грибницей. Погубив грибницу, вы не найдете больше на этом месте грибов. А ведь грибницы некоторых грибов живут сотни лет! Если вы нашли лесной клад - молодой свежий гриб, его нужно срезать ножом. А грибницу слегка присыпать землей, прикрыть листвой или веткой хвои и крепко прижать ладонью, чтобы на следующий год снова вырос гриб. Настоящий грибник, находя хороший гриб, сначала полюбуется им, запомнит, где этот гриб вырос, и только потом осторожно срежет его и положит в лукошко шляпкой вниз. Вот какие подарки преподносит нам лес.

Дыхательная гимнастика

Теперь вы грибники. Тихо пойдем по лесу, вдыхаем свежий запах опавшей листвы, собираем грибы.

Воспитатель: C чем мы с вами познакомились в осеннем лесу?

Дети: Грибы.

Рассказ воспитателя о грибах.

Грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. У грибов есть шляпка и ножка.  Посмотрите внимательно на картинки:

БЕЛЫЙ ГРИБ — шляпка коричневая, круглая, ножка толстая.

В глухом бору стоять привык.

ПОДБЕРЕЗОВИК — растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета.

ПОДОСИНОВИК — с красной шляпой, ножка высокая.

ЛИСИЧКИ — желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая.

ОПЯТА — грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком», растут «семьями».

Где любят расти опята? (Ответы детей). Верно, на пеньках. Слово «опенок» происходит от слова «пень». С одного пенька целую корзинку опят можно насобирать.

Это МАСЛЯТА. Уж до того дружные ребята, что целыми семьями из земли лезут. Маслята – сосновые детки. Это значит, что они растут  под какими деревьями?

Дети: Под соснами.

Воспитатель: Взгляните, к шляпкам маслят прилипли и травинка и хвоинка. Почему?

Дети: наверно потому, что липкие, масляные.

Воспитатель: Да потому, что шляпка у них блестящая и липкая, как бы маслом смазана. Очень вкусные грибочки маслята.

Познакомить детей с многозначными словами: лисички, шляпка, ножка.

Объяснить разницу в значениях этих слов. Путем сравнения.

Воспитатель: Ребята, скажите, а можно ли есть грибы сразу после того как мы их собрали?

Ответ детей: Нет.

Воспитатель: Их нужно приготовить, вот и узнаем, умеете ли вы готовить грибы.

Дидактическое упражнение "Приготовим грибы".

-Если грибы сварить, то они будут вареные,

-а если грибы пожарить, тогда они будут жареные,

-если засолить, они будут соленые,

- если замариновать,  они будут маринованные,

- засушить - сушеные.

Заключительная часть.

Воспитатель: Сейчас мы с вами подведём итоги нашей прогулки. Что нового вы узнали? Где растут грибы? Какие бывают грибы? Какие можно собирать грибы, а какие нельзя? С кем можно ходить в лес за грибами?

(Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Когда пойдете в лес за грибами с родителями, расскажите о своих наблюдениях!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию.

Цель: формирование у детей представлений о взаимосвязи в природе, зависимости друг от друга представителей живой природы.Интеграция образовательных областей:Познавательное развитие·...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию на тему «Моя семья» средняя группа.

Конспект непосредственно-образовательной деятельностипо познавательному и речевому развитию на тему «Моя семья»средняя группа....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию с детьми старшей логопедической группы "Птицы весну принесли"

Расширять и укреплять знания детей о птицах: классификация, основные признаки.Развивать интерес и любовь к устному. народному творчеству...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию «Путешествие по городу Арзамасу». (старшая группа 5-6 лет)

Возрастная группа: старшая группа.Тип ООД: игра - путешествие.Форма организации: групповая.Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое раз...

Организованная образовательная деятельность по направлению социально – коммуникативное развитие в средней группе (дети 4-5 лет) на тему: «Дружные ребята».

Согласно ФГОС ДО социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста «направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценно...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию в средней группе со сложной структурой дефекта «Игрушки в гостях у ребят»

Цель:  Обобщить, закрепить, систематизировать знания детей.Задачи:Образовательные:- упражнять классифицировать предметы по существенному признаку, находить лишнее;- упражнять в составлении расска...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) на лексическую тему «Птицы нашего края» для детей подготовительной к школе группы в форме «квест – игры»

В процессе ООД обучающиеся посредством разных видов деятельности, дидактических игр, познавательных заданий и игровых упражнений, объединённых в «квест – игру» линейного типа, обогащ...