Звуки Р и Л.
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 382 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Мы продолжаем знакомство детей старшей группы со звуками [Р] и [Л]. Дети уже знакомы с изображением букв Р и Л, легко отличают и находят их среди других букв алфавита. Теперь мы научимся дифференцировать звуки [Р] и [Л] в словах.
Помните! Чтобы материал усвоился хорошо и в полном объеме, занятие не должно длиться более 25 минут.
Занятие по дифференциации звуков важно начинать с чистоговорки. Произнесите чистоговорку четко, громко, не торопясь.
Разобиделся Макар –
Искусал его комар.
Но поймите комара:
Ничего не ел с утра!
Спросите ребенка, что особенного он заметил, прослушав чистоговорку (повторяется много раз звук Л и Р).
Совет! Чтобы хорошо выговаривать звуки, нужно выполнить гимнастику для язычка. Предлагаю вам выполнить артикуляционные упражнения «Парус» и «Чашечка».
Описание упражнения «Чашечка»
Нужно широко улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. Обратите внимание, что при выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов. В таком положении язык оставить на 6 секунд. Затем снова повторить упражнение 2-3 раза. Пример показан на фото справа.
Описание упражнения «Парус»
Нужно широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить бугорки за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении на счет до 10. Опустить язык и повторить упражнение следует еще 2-3 раза. Пример показан на фото справа.
После артикуляционной гимнастики можно приступать к произношению звуков. Работа будет включать несколько этапов.
- Попросите ребенка произнести звук Л и спросите, что делают губы и язык, когда произносится звук Л (при произнесении этого звука губы немного улыбаются, рот приоткрыт, узкий кончик языка поднимается за верхние передние зубы).
- Спросите ребенка, какой звук Л– согласный или гласный. Для этого ребенку нужно предложить пропеть этот звук. Л-л-л…У ребенка не получится пропеть звук Л, так как мешает язычок.
Если звук Л не поется, не тянется и встречает преграду в виде язычка, значит – этот звук согласный.
Подобную работу нужно провести и со звуком Р.
- Попросите ребенка произнести звук Р и спросите, что происходит с языком и губами (губы улыбаются, рот приоткрыт, широкий кончик языка поднимается за верхние передние зубы).
- Далее спросите ребенка, какой звук Р – гласный или согласный. Предложите ребенку пропеть звук Р. Р-р-р. У ребенка не получится пропеть звук Р, мешает язычок. Звук Р, как и звук Л – согласный.
Язычки нужно потренировать, чтобы они стали сильными и смогли выговаривать трудные звуки. Для этого вместе с детьми нужно проговорить чистоговорки по следующей схеме:
- сначала постарайтесь сами четко и ритмично проговорить одну из чистоговорок;
- затем вместе с ребенком проговорите выбранную чистоговорку;
- только после этого можно попросить ребенка самому проговорить чистоговороку.
Ла – ла – ла – лопата и пила,
Ра – ра – ра – высокая гора,
Ло – ло – ло – как на солнышке тепло,
Ру – ру – ру – коза грызет кору.
Дидактические игры на закрепление дифференциации звуков Р и Л
«Слушай – не ошибись».
Взрослый произносит слова со звуками [л] и [р]. Например: праздник, полка, лев, зебра, лодка, ковёр, дрова, лиса, помидоры, футбол, стол, рябина, глаза, фонарик, огурец, шар, мыло, пила, радуга.
Если в слове слышится звук [л], ребенок должен хлопнуть в ладоши, а если слышится звук [р], нужно пустить рыбку поплавать (движение кистью руки от себя). Игра начинается со слов: «Будь внимателен. Итак, начинаем».
Игра «Составь слово»
Игра простая. Взрослый начинает слово, а ребенок должен заканчивать задуманное слово слогом ЛА или РА.
Слова для примера: зо…ла, го…ра, но…ра, иг…ла, иг…ра, шко…ла, што…ра, пи…ла, ко…ра, си…ла, детво…ра, мошка…ра, ю…ла, у…ра, аку…ла, кону…ра, жа..ра.
Игра «Доскажи словечко»
Взрослый читает маленькие стихотворения, но последнее слово не договаривает. Ребенку нужно назвать слово и сказать, какой звук в этом слове слышится Л или Р. Игра начинается со слов: «Слушай внимательно».
Я сегодня утром рано умывался из-под (крана).
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая … (лисица)
Верещунья, белобока,
А зовут её … (сорока)
Из скорлупки без пелёнок
Вылез желтенький (цыпленок)
В середине человечка
День и ночь стучит … (сердечко)
Рисовал художник ламу и картину вставил в (раму)
Зреет на кустах малина, Соберёт её … (Марина).
Получилась, чтоб причёска,
Честно трудится … (расчёска)
Динь-дон. Динь-дон.
В переулке ходит (слон)
Теперь можно поработать и в карточках.
Можно предложить карточки, где нужно соединить картинку с подходящей схемой. Например, в слове «белка» звук Л слышится в середине слова, значит, подходит вторая схема.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/02/picture-305534-1380666605.jpg)
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/13/picture-802005-1468411058.jpg)
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/22/picture-1033109-1524413358.jpg)
Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки
конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/11/picture-697862-1460401779.jpg)
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/16/picture-1227563-1584365187.jpg)
Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]
Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...