Консультация по теме: «Цифровая трансформация ДОУ»
консультация

«Если мы хотим идти вперед,

то одна нога должна оставаться на месте,

в то время как другая делает следующий шаг…»

Йожеф Этвёш

 

 

  Современные технологии развиваются с огромной скоростью. Уже выросло новое цифровое поколение; возникли новые цифровые технологии.

  Важнейшими целями информатизации ДОУ являются:

– Повышение качества обучения;

– Совершенствование научно-методической литературы;

 – Совершенствование управления воспитательно-образовательным процессом;

Информатизация ДОУ- это  процесс его развития.

  Дистанционное обучение на данный момент является одной из самых актуальных тем, обсуждаемых в ряду инноваций в системе образования.      Условия самоизоляции изменили жизнь детей и взрослых. Все дети дошкольного возраста оказались в ситуации необходимости освоения ими содержания основных образовательных программ дошкольного образования без возможности непосредственного взаимодействия с педагогом. Перед родителями соответственно встает проблема семейного воспитания.

   В этом случае, встал вопрос о переходе ДОО в режим оказания родителям, имеющим детей раннего и дошкольного возраста, психолого-педагогической, методический и консультативной помощи по вопросам воспитания и освоения детьми содержания дошкольного образования с использованием дистанционных технологий. В связи с этим возникает необходимость выйти на новый формат взаимодействия всех членов педагогического процесса. В сложившихся условиях деятельность педагога переформатируется, изменив основные формы работы с детьми и родителями на дистанционный режим.

  Данные методические рекомендации помогут педагогам, желающим шагать в ногу со временем, овладеть всеми нужными знаниями и умениями для обучения детей дошкольного возраста с помощью дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

1.Нормативные основы деятельности .

  Вашему вниманию предлагается перечень нормативных правовых актов, необходимых при организации дистационного обучения:

- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. ст. 13, 15, 16, 17, 41);

 - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

 - учет письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 года N АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»);

- учет письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2015 года № ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ (с Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных технологий, электронного обучения и в сетевой форме)». При внедрении и использовании дистанционных образовательных технологий в образовательную деятельность детей дошкольного возраста следует учитывать:

 - требования Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных»;

- требования Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями). Согласно пункту 4.20 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» организация и режим занятий детей дошкольного возраста с использованием компьютерной техники должны соответствовать требованиям СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». Санитарными правилами и нормативами регламентируются гигиенические требования к развивающим игровым занятиям с использованием видеотерминала и клавиатуры при условии использования ПЭВМ с детьми с 5 лет. Вместе с тем санитарно эпидемиологические требования к просмотру телепередач, а также изображений на индивидуальном мониторе компьютера в процессе дистанционного обучения детей от 3 лет не разработаны.

 2.Основные понятия.

  Дистанционное образование детей – образование на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми, посредством информационно-коммуникативных технологий, которое дает возможность самостоятельной работы родителей и их детей по усвоению образовательных программ.

  Дистанционное образование дошкольника заключается в том, что детям и родителям в доступной форме предлагается учебный материал, и, находясь дома, они вместе изучают и выполняют задания педагогов.

   Основная цель заданий – освоение и закрепление пройденного материала в процессе выполнения творческого задания.

  Основными принципами применения дистационных образовательных технологий (ДОТ) являются: - принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем участникам образовательного процесса возможности получения качественной и своевременной информации непосредственно по месту жительства; - принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических, организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося; - принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников образовательного процесса с помощью информационно-образовательной среды; - принцип гибкости, дающий возможность участникам образовательного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время.

   Главная цели дистанционного обучения - предоставить ребенку возможности получить образование на дому, оказать педагогическую поддержку и консультативную помощь родителям обучающихся.

 Дистанционное обучение предполагает от родителей и ребенка наличие мотивации к получению знаний и навыков. Роль взрослого – создать условия для обучения, заинтересовать ребенка в получении знаний Ребенок не имеет необходимых навыков самостоятельности, самоорганизации и усидчивости. Дистанционное обучение предполагает, что большую часть учебного материала в процессе обучения ребенок осваивает совместно с родителями, что не исключает самостоятельного выполнения части заданий.

   «Плюсы» и «минусы» дистанционного обучения (ДОТ)

Преимущества дистанционного обучения детей дошкольного возраста:

 1.Возможность установления оптимального режима обучения, с учетом особенностей ребенка;

2.Родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее занимается, какой промежуток дня наиболее продуктивен для занятий;

3.Возможность контролировать круг общения ребенка;

 4.Индивидуальный подход к ребенку, учет его особенностей как психических, так и физических;

 5.Ребенок не «привязан» к определенному месту, он может свободно обучаться в любой точке мира. Основное условие – наличие ПК и доступа к интернету;

6.Дистанционное обучение имеет под собой хороший методический фундамент – видео- и аудио-лекции, тесты, задания и т.д.

 Недостатки дистанционного обучения детей дошкольного возраста:

 1.Максимальное участие родителей. В том случае, если родители не имеют возможность посвящать процессу обучения ребенка достаточного времени, то уровень усвоения им знаний будет крайне низкий. Сам ребенок зачастую не имеет необходимых навыков самоорганизации и усидчивости. Не исключены моменты затруднений, где необходима помощь взрослого;

 2.Нет авторитета воспитателя. Многие дети воспринимают предмет именно так, как его воспринимает и преподносит воспитатель. К тому же воспитатель не только дает знания, но и формирует отношение к окружающим людям и миру;

3.Не все имеют возможность получения дистанционного обучения, в силу сложных материальных условий, так как необходимо специальное оборудование (компьютер или ноутбук, интернет);

4.Отсутствие общения со сверстниками. Дети не имеют возможности получить необходимые навыки коммуникации в обществе и социализации в обществе

5.В виду особенностей дистанционного обучения, детям приходится много времени проводить за компьютером

 На информационных ресурсах рекомендуется размещать следующие материалы:

 Для родителей

- Рекомендации о создании в домашних условиях среды, способствующей развитию ребенка, укреплению его здоровья.

- Советы специалистов по воспитанию и обучению детей в условиях семьи по актуальным темам.

- Ссылки на полезные ресурсы в сети Интернет.

 - Информация о изучаемом содержании дошкольного образования.

 - Новости и анонсы предстоящих видео- семинаров для родителей, архивные материалы прошедших мероприятий.

Для детей

 - Содержательные подборки различных детско-взрослых активностей по темам недели, по направлениям детского развития (тексты художественных произведений для чтения детям, презентации, электронные игры, головоломки, раскраски, карты и схемы изготовления поделок и построек, рекомендации по организации и проведению подвижных игр, утренней гимнастики и др).

 - Информация о проводимых конкурсах, образовательных акциях и материалы по результатам их проведения.

Например, родителям можно предложить прочитать детям русские народные сказки и записать аудиофайл. Затем, на информационной странице можно создать тематическую библиотеку аудиофайлов «Читаем сказки всей семьей».

 - Выставки детских творческих работ. Например, предложить родителям вместе с детьми понаблюдать процесс весеннего пробуждения природы, сделать зарисовки. Затем можно оформить выставку детских рисунков «К нам весна шагает». Информация о изучаемом содержании дошкольного образования на ресурсе может быть структурирована по-разному:

¾ По принципу адресного соответствия возрасту, когда педагоги каждой возрастной группы на своей станице выкладывают информацию, актуальную для изучения детьми данной группы;

¾ По основным направлениям развития ребенка или видам деятельности, когда содержание ООП дошкольного образования модульно делится между всеми педагогами детского сада;

 ¾ Блоками, в соответствии с традиционными для всего детского сада событиями

 Суть дистанционного обучения дошкольника заключается в том, что ребенок получает возможность смотреть видео-занятия, изучать учебный материал, а также находясь дома, получить и выполнить задания. В заключении ребенок может выполнить творческую работу, поучаствовать в конкурсе. Это необходимо для того, чтобы убедиться в том, что материал действительно изучен и усвоен, а в процессе выполнения творческой работы или участия в конкурсе ребенок использует полученные знания. Кратность обновления информации может быть разной, в соответствии с выбранной тактикой. Например, 1 раз в неделю выкладывается весь материал в соответствии с изучаемой темой. Или, каждый день выкладываются материалы, помогающие включить в деятельность детей до тех новых видов активности. Рекомендации для родителей могут размещаться на сайте образовательной организации и в социальных сетях, специально организованных группах и сообществах. А так же на специально созданных сайтах педагогов.

3. Деятельность педагога в системе дистанционного обучения.

Педагог несет ответственность за качество обучения, поэтому ему необходимо быть хорошо подготовленным методически и содержательно к образовательному процессу, уметь работать с программным обеспечением, сервисами сети Интернет, также он должен владеть дистанционными методиками преподавания и знанием особенностей построения образовательного процесса в виртуальной среде. Условия проведения дистанционного обучения могут отличаться по режиму взаимодействия педагога и обучающегося. Существуют два вида режима: Offline - местонахождение и время не является существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме; Online – обучающийся с родителем (законным представителем) и педагог находится у автоматизированного рабочего места. Дистанционное занятие в режиме offline выкладывается в методическую копилку Виртуального детского сада (электронный ресурс) и заказчик (родитель (законный представитель) обучающегося) может воспользоваться им в любое удобное для себя время самостоятельно. Дистанционное занятие в режиме online проводится по заранее составленному расписанию, согласованному с заказчиком. Для проведения педагогом дистанционного занятия в любом из режимов необходимо: - выстроить индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка за счет возможности выбора уровня и вида представления материала и согласовать его с заказчиком; - разработать конспекты занятий и подготовить демонстрационный и раздаточный материал к занятиям с элементами видео и аудио, с включением иллюстраций и анимации; - организовать щадящий режим обучения, нормируя количество времени, проводимого за компьютером; - разработать и осуществить социальную программу работы с семьей, обязательное включение родителей в процесс обучения ребенка, выработка совместной политики общения. При разработке конспектов занятий следует учитывать следующие особенности: - сложность оказания эмоционально-волевого влияния на обучающегося (суггестивные способности); - сложность в умении определить эмоциональное состояние ребенка по его внешнему виду, жестам, мимике, движениям (перцептивные способности); - невозможность встретиться глазами с собеседником через веб-камеру; - сложность в пояснении словами запахов, вкуса и т. д. Необходимо продумать и выбрать наиболее удобный способ доставки учебного материала. С родителями (законными представителями) обговаривается заранее каким образом им будет доставляться учебный материал к данному занятию. Это может быть скачивание с Сайта ДОУ файла и распечатка или использование прочих мессенжеров. Важно подготовить методические рекомендации для родителей (законных представителей) к данному занятию. Педагог самостоятельно разрабатывает методические рекомендации для родителей (законных представителей) к каждому занятию или заданию, игре.

4. Психологические аспекты организации обучения с использованием дистанционных технологий. При виртуальном обучении педагог нередко сталкивается с трудностями психологического порядка: - неумение вести себя в ходе педагогического мероприятия перед камерой, сложности в личном общении; - установление межличностных контактов между участниками образовательного процесса; - создание благоприятного психологического климата при реализации образовательных программ дошкольного образования с использованием дистанционных образовательных технологий; - соблюдение норм и правил телекоммуникационного этикета. Но не только педагог испытывает трудности, обучающемуся тоже совсем непросто и он испытывает противоречивые чувства: – психологический дискомфорт от нахождения в непривычной среде; – изолированность от сверстников; – желание скрыть истинные чувства В связи с этим перед педагогом стоит ряд педагогических задач: - обучиться преодолению информационных барьеров; - обучиться сетевому этикету; - повысить мотивацию обучающегося; - применять многообразные формы работы, создающие положительный эмоциональный настрой.

5. Практические советы проведения занятий дистанционного обучения в режиме реального времени. Принципы построения дистанционного образования дошкольников:

1. В центре – ребенок, его познавательная деятельность, а не сам предмет образовательной области.

2. Взрослый – тьютор, направляющий деятельность ребенка. Для этого необходимо: - продумать время восприятия материала, так как не весь учебный материал может быть понятен с первого раза; - вовлекать ребенка постепенно (сначала родителю желательно просмотреть материал самостоятельно, затем продемонстрировать материал ребенку, помня о том, что для дошкольника это игра, развлечение; - направлять, но не заставлять, обращая внимание на сложность задания, все ли ребенку понятно, нравится ли ему.

 Для достижения лучшего результата по дистанционному обучению в режиме реального времени, стоит придерживаться нескольких практических советов:

 1. Обязательно установите личный контакт с ребенком (улыбайтесь, обращайтесь по имени, смейтесь вместе, уберите с лица выражение усталости и заботы).

2. Старайтесь быть очень энергичным, используйте в речи больше интонационных средств, чем в обычной беседе.

3. Одевайте одежду спокойных тонов, чтобы не отвлекать внимание ребенка.

 4. Старайтесь громко, четко и внятно произносить слова, но не кричите.

 5. Всегда держите рядом музыкальную игрушку или аудиозапись чтобы привлечь внимание ребенка в случае потери интереса. Содержанием занятий может быть: Двигательная активность: ограничена размерами комнаты, не предполагает активные игры с бегом, метанием, прыжками. Это могут быть: -спортивные разминки, -физминутки с описанием движений и текста, -игры малой подвижности (с участием от 2-х человек) -пальчиковые игры, опять же с текстом и описанием действий. -игры со спортивным оборудованием, но не активные. (н-р упражнения со скакалкой, ходьба по скакалке (канату), прокатывание мяча и т.п.) Все это моет быть оформлено ссылками на интернет ресурс или текстом с картинками. Познавательная деятельность. Беседы о событиях: необходим перечень вопросов, уточнение для родителей, на что обратить внимание, ссылка или сам текст рассказа взрослого, ссылка на видеофайл, презентация, картинки. Самое главное коротко, что должен ребёнок усвоить в результате беседы, какой объем знаний он должен получить. Каким образом это проконтролировать.

САМОЕ ГЛАВНОЕ! Обращайтесь к родителям корректно, пишите пояснительные записки к заданиям! Объясните куда они могут прислать отчет о выполненном задании (по желанию) . Некоторые технические советы: - Присылая задания на сайт, придерживайтесь следующей инструкции: - Текст должен быть кратким и четким в формате типа Колибри. -Подкрепляйте тексты картинками, иллюстрациями, схемами( лучше в едином стиле) - Указывайте ссылки на видеофайлы, ролики, презентации

На мой взгляд дистанционная форма образовательного процесса имеет явные перспективы, но не как самостоятельный формат обучения, а как в дополнение к основному.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация по теме:

«Цифровая трансформация ДОУ»

«Если мы хотим идти вперед,

то одна нога должна оставаться на месте,

в то время как другая делает следующий шаг…»

Йожеф Этвёш

  Современные технологии развиваются с огромной скоростью. Уже выросло новое цифровое поколение; возникли новые цифровые технологии.

  Важнейшими целями информатизации ДОУ являются:

– Повышение качества обучения;

– Совершенствование научно-методической литературы;

 – Совершенствование управления воспитательно-образовательным процессом;

Информатизация ДОУ- это  процесс его развития.

  Дистанционное обучение на данный момент является одной из самых актуальных тем, обсуждаемых в ряду инноваций в системе образования.      Условия самоизоляции изменили жизнь детей и взрослых. Все дети дошкольного возраста оказались в ситуации необходимости освоения ими содержания основных образовательных программ дошкольного образования без возможности непосредственного взаимодействия с педагогом. Перед родителями соответственно встает проблема семейного воспитания.

   В этом случае, встал вопрос о переходе ДОО в режим оказания родителям, имеющим детей раннего и дошкольного возраста, психолого-педагогической, методический и консультативной помощи по вопросам воспитания и освоения детьми содержания дошкольного образования с использованием дистанционных технологий. В связи с этим возникает необходимость выйти на новый формат взаимодействия всех членов педагогического процесса. В сложившихся условиях деятельность педагога переформатируется, изменив основные формы работы с детьми и родителями на дистанционный режим.

  Данные методические рекомендации помогут педагогам, желающим шагать в ногу со временем, овладеть всеми нужными знаниями и умениями для обучения детей дошкольного возраста с помощью дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

1.Нормативные основы деятельности .

  Вашему вниманию предлагается перечень нормативных правовых актов, необходимых при организации дистационного обучения:

- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. ст. 13, 15, 16, 17, 41);

 - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

 - учет письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 года N АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»);

- учет письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2015 года № ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ (с Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных технологий, электронного обучения и в сетевой форме)». При внедрении и использовании дистанционных образовательных технологий в образовательную деятельность детей дошкольного возраста следует учитывать:

 - требования Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных»;

- требования Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями). Согласно пункту 4.20 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» организация и режим занятий детей дошкольного возраста с использованием компьютерной техники должны соответствовать требованиям СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». Санитарными правилами и нормативами регламентируются гигиенические требования к развивающим игровым занятиям с использованием видеотерминала и клавиатуры при условии использования ПЭВМ с детьми с 5 лет. Вместе с тем санитарно эпидемиологические требования к просмотру телепередач, а также изображений на индивидуальном мониторе компьютера в процессе дистанционного обучения детей от 3 лет не разработаны.

 2.Основные понятия.

  Дистанционное образование детей – образование на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми, посредством информационно-коммуникативных технологий, которое дает возможность самостоятельной работы родителей и их детей по усвоению образовательных программ.

  Дистанционное образование дошкольника заключается в том, что детям и родителям в доступной форме предлагается учебный материал, и, находясь дома, они вместе изучают и выполняют задания педагогов.

   Основная цель заданий – освоение и закрепление пройденного материала в процессе выполнения творческого задания.

  Основными принципами применения дистационных образовательных технологий (ДОТ) являются: − принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем участникам образовательного процесса возможности получения качественной и своевременной информации непосредственно по месту жительства; − принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических, организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося; − принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников образовательного процесса с помощью информационно-образовательной среды; − принцип гибкости, дающий возможность участникам образовательного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время.

   Главная цели дистанционного обучения - предоставить ребенку возможности получить образование на дому, оказать педагогическую поддержку и консультативную помощь родителям обучающихся.

 Дистанционное обучение предполагает от родителей и ребенка наличие мотивации к получению знаний и навыков. Роль взрослого – создать условия для обучения, заинтересовать ребенка в получении знаний Ребенок не имеет необходимых навыков самостоятельности, самоорганизации и усидчивости. Дистанционное обучение предполагает, что большую часть учебного материала в процессе обучения ребенок осваивает совместно с родителями, что не исключает самостоятельного выполнения части заданий.

   «Плюсы» и «минусы» дистанционного обучения (ДОТ)

Преимущества дистанционного обучения детей дошкольного возраста:

 1.Возможность установления оптимального режима обучения, с учетом особенностей ребенка;

2.Родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее занимается, какой промежуток дня наиболее продуктивен для занятий;

3.Возможность контролировать круг общения ребенка;

 4.Индивидуальный подход к ребенку, учет его особенностей как психических, так и физических;

 5.Ребенок не «привязан» к определенному месту, он может свободно обучаться в любой точке мира. Основное условие – наличие ПК и доступа к интернету;

6.Дистанционное обучение имеет под собой хороший методический фундамент – видео- и аудио-лекции, тесты, задания и т.д.

 Недостатки дистанционного обучения детей дошкольного возраста:

 1.Максимальное участие родителей. В том случае, если родители не имеют возможность посвящать процессу обучения ребенка достаточного времени, то уровень усвоения им знаний будет крайне низкий. Сам ребенок зачастую не имеет необходимых навыков самоорганизации и усидчивости. Не исключены моменты затруднений, где необходима помощь взрослого;

 2.Нет авторитета воспитателя. Многие дети воспринимают предмет именно так, как его воспринимает и преподносит воспитатель. К тому же воспитатель не только дает знания, но и формирует отношение к окружающим людям и миру;

3.Не все имеют возможность получения дистанционного обучения, в силу сложных материальных условий, так как необходимо специальное оборудование (компьютер или ноутбук, интернет);

4.Отсутствие общения со сверстниками. Дети не имеют возможности получить необходимые навыки коммуникации в обществе и социализации в обществе

5.В виду особенностей дистанционного обучения, детям приходится много времени проводить за компьютером

 На информационных ресурсах рекомендуется размещать следующие материалы:

 Для родителей

- Рекомендации о создании в домашних условиях среды, способствующей развитию ребенка, укреплению его здоровья.

- Советы специалистов по воспитанию и обучению детей в условиях семьи по актуальным темам.

- Ссылки на полезные ресурсы в сети Интернет.

 - Информация о изучаемом содержании дошкольного образования.

 - Новости и анонсы предстоящих видео- семинаров для родителей, архивные материалы прошедших мероприятий.

Для детей

 - Содержательные подборки различных детско-взрослых активностей по темам недели, по направлениям детского развития (тексты художественных произведений для чтения детям, презентации, электронные игры, головоломки, раскраски, карты и схемы изготовления поделок и построек, рекомендации по организации и проведению подвижных игр, утренней гимнастики и др).

 - Информация о проводимых конкурсах, образовательных акциях и материалы по результатам их проведения.

Например, родителям можно предложить прочитать детям русские народные сказки и записать аудиофайл. Затем, на информационной странице можно создать тематическую библиотеку аудиофайлов «Читаем сказки всей семьей».

 - Выставки детских творческих работ. Например, предложить родителям вместе с детьми понаблюдать процесс весеннего пробуждения природы, сделать зарисовки. Затем можно оформить выставку детских рисунков «К нам весна шагает». Информация о изучаемом содержании дошкольного образования на ресурсе может быть структурирована по-разному:

⎯ По принципу адресного соответствия возрасту, когда педагоги каждой возрастной группы на своей станице выкладывают информацию, актуальную для изучения детьми данной группы;

⎯ По основным направлениям развития ребенка или видам деятельности, когда содержание ООП дошкольного образования модульно делится между всеми педагогами детского сада;

 ⎯ Блоками, в соответствии с традиционными для всего детского сада событиями

 Суть дистанционного обучения дошкольника заключается в том, что ребенок получает возможность смотреть видео-занятия, изучать учебный материал, а также находясь дома, получить и выполнить задания. В заключении ребенок может выполнить творческую работу, поучаствовать в конкурсе. Это необходимо для того, чтобы убедиться в том, что материал действительно изучен и усвоен, а в процессе выполнения творческой работы или участия в конкурсе ребенок использует полученные знания. Кратность обновления информации может быть разной, в соответствии с выбранной тактикой. Например, 1 раз в неделю выкладывается весь материал в соответствии с изучаемой темой. Или, каждый день выкладываются материалы, помогающие включить в деятельность детей до тех новых видов активности. Рекомендации для родителей могут размещаться на сайте образовательной организации и в социальных сетях, специально организованных группах и сообществах. А так же на специально созданных сайтах педагогов.

3. Деятельность педагога в системе дистанционного обучения.

Педагог несет ответственность за качество обучения, поэтому ему необходимо быть хорошо подготовленным методически и содержательно к образовательному процессу, уметь работать с программным обеспечением, сервисами сети Интернет, также он должен владеть дистанционными методиками преподавания и знанием особенностей построения образовательного процесса в виртуальной среде. Условия проведения дистанционного обучения могут отличаться по режиму взаимодействия педагога и обучающегося. Существуют два вида режима: Offline - местонахождение и время не является существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме; Online – обучающийся с родителем (законным представителем) и педагог находится у автоматизированного рабочего места. Дистанционное занятие в режиме offline выкладывается в методическую копилку Виртуального детского сада (электронный ресурс) и заказчик (родитель (законный представитель) обучающегося) может воспользоваться им в любое удобное для себя время самостоятельно. Дистанционное занятие в режиме online проводится по заранее составленному расписанию, согласованному с заказчиком. Для проведения педагогом дистанционного занятия в любом из режимов необходимо: - выстроить индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка за счет возможности выбора уровня и вида представления материала и согласовать его с заказчиком; - разработать конспекты занятий и подготовить демонстрационный и раздаточный материал к занятиям с элементами видео и аудио, с включением иллюстраций и анимации; - организовать щадящий режим обучения, нормируя количество времени, проводимого за компьютером; - разработать и осуществить социальную программу работы с семьей, обязательное включение родителей в процесс обучения ребенка, выработка совместной политики общения. При разработке конспектов занятий следует учитывать следующие особенности: - сложность оказания эмоционально-волевого влияния на обучающегося (суггестивные способности); - сложность в умении определить эмоциональное состояние ребенка по его внешнему виду, жестам, мимике, движениям (перцептивные способности); - невозможность встретиться глазами с собеседником через веб-камеру; - сложность в пояснении словами запахов, вкуса и т. д. Необходимо продумать и выбрать наиболее удобный способ доставки учебного материала. С родителями (законными представителями) обговаривается заранее каким образом им будет доставляться учебный материал к данному занятию. Это может быть скачивание с Сайта ДОУ файла и распечатка или использование прочих мессенжеров. Важно подготовить методические рекомендации для родителей (законных представителей) к данному занятию. Педагог самостоятельно разрабатывает методические рекомендации для родителей (законных представителей) к каждому занятию или заданию, игре.

4. Психологические аспекты организации обучения с использованием дистанционных технологий. При виртуальном обучении педагог нередко сталкивается с трудностями психологического порядка: - неумение вести себя в ходе педагогического мероприятия перед камерой, сложности в личном общении; - установление межличностных контактов между участниками образовательного процесса; - создание благоприятного психологического климата при реализации образовательных программ дошкольного образования с использованием дистанционных образовательных технологий; - соблюдение норм и правил телекоммуникационного этикета. Но не только педагог испытывает трудности, обучающемуся тоже совсем непросто и он испытывает противоречивые чувства: – психологический дискомфорт от нахождения в непривычной среде; – изолированность от сверстников; – желание скрыть истинные чувства В связи с этим перед педагогом стоит ряд педагогических задач: - обучиться преодолению информационных барьеров; - обучиться сетевому этикету; - повысить мотивацию обучающегося; - применять многообразные формы работы, создающие положительный эмоциональный настрой.

5. Практические советы проведения занятий дистанционного обучения в режиме реального времени. Принципы построения дистанционного образования дошкольников:

1. В центре – ребенок, его познавательная деятельность, а не сам предмет образовательной области.

2. Взрослый – тьютор, направляющий деятельность ребенка. Для этого необходимо: - продумать время восприятия материала, так как не весь учебный материал может быть понятен с первого раза; - вовлекать ребенка постепенно (сначала родителю желательно просмотреть материал самостоятельно, затем продемонстрировать материал ребенку, помня о том, что для дошкольника это игра, развлечение; - направлять, но не заставлять, обращая внимание на сложность задания, все ли ребенку понятно, нравится ли ему.

 Для достижения лучшего результата по дистанционному обучению в режиме реального времени, стоит придерживаться нескольких практических советов:

 1. Обязательно установите личный контакт с ребенком (улыбайтесь, обращайтесь по имени, смейтесь вместе, уберите с лица выражение усталости и заботы).

2. Старайтесь быть очень энергичным, используйте в речи больше интонационных средств, чем в обычной беседе.

3. Одевайте одежду спокойных тонов, чтобы не отвлекать внимание ребенка.

 4. Старайтесь громко, четко и внятно произносить слова, но не кричите.

 5. Всегда держите рядом музыкальную игрушку или аудиозапись чтобы привлечь внимание ребенка в случае потери интереса. Содержанием занятий может быть: Двигательная активность: ограничена размерами комнаты, не предполагает активные игры с бегом, метанием, прыжками. Это могут быть: -спортивные разминки, -физминутки с описанием движений и текста, -игры малой подвижности (с участием от 2-х человек) -пальчиковые игры, опять же с текстом и описанием действий. -игры со спортивным оборудованием, но не активные. (н-р упражнения со скакалкой, ходьба по скакалке (канату), прокатывание мяча и т.п.) Все это моет быть оформлено ссылками на интернет ресурс или текстом с картинками. Познавательная деятельность. Беседы о событиях: необходим перечень вопросов, уточнение для родителей, на что обратить внимание, ссылка или сам текст рассказа взрослого, ссылка на видеофайл, презентация, картинки. Самое главное коротко, что должен ребёнок усвоить в результате беседы, какой объем знаний он должен получить. Каким образом это проконтролировать.

САМОЕ ГЛАВНОЕ! Обращайтесь к родителям корректно, пишите пояснительные записки к заданиям! Объясните куда они могут прислать отчет о выполненном задании (по желанию) . Некоторые технические советы: - Присылая задания на сайт, придерживайтесь следующей инструкции: - Текст должен быть кратким и четким в формате типа Колибри. -Подкрепляйте тексты картинками, иллюстрациями, схемами( лучше в едином стиле) - Указывайте ссылки на видеофайлы, ролики, презентации

На мой взгляд дистанционная форма образовательного процесса имеет явные перспективы, но не как самостоятельный формат обучения, а как в дополнение к основному.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыты "Цифровая трансформация образовательного процесса"

Обобщение опыта "Цифровая трансформация образовательного процесса"...

Эссе "Цифровая трансформация руководителя"

Размышление руководителя районного методического объединения музыкальных руководителей ДОУ было написано к конкурсу "Лидер в образовании"...

Доклад по физкультуре Тема: «Цифровизация и развитие человека. Будующее дошкольников за цифровой трансформацией?»

Новый мир принципиально иной. То, что было эффективно в прошлом, может не сработать сейчас. Появилось нечто новое, изменившее все — масштабная «подключенность» к сети! Мы взаимосвяза...

Статья "Цифровая трансформация ДОУ до, во время и после режима самоизоляции"

Данная статья посвящена теме внедрения цифровых технологий в дошкольное учреждение и преимущества их перед традиционными средствами обучения ...

Цифровая трансформация и создания мультфильмов в детском саду

Делюсь опытом, как пришла к тому что хочу создавать мультфильмы с детьми дошкольниками...

«Влияние цифровой трансформации на деятельность дошкольных образовательных учреждений»

В статье рассмотрены различные аспекты влияния внедрения цифровых технологий на деятельность ДОУ....

Цифровая трансформация образовательного процесса в ДОУ

Данный материал можно использовать при написании Программы развития ДОУ....