Создание условий для социального развития детей.
учебно-методический материал

Наталья Витальевна Иванова

Лекция из курса   «Современные подходы к организации дошкольного образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов».                                                     ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО».

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   Создание условий для социального развития детей.

 В современном мире проблема социального развития ребёнка дошкольного возраста в процессе с окружающим миром становится особо актуальной на данном современном этапе. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольные учреждения особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.

Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребёнок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребёнок адаптируется в мире людей, сможет  ли он найти своё место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Социальное развитие детей дошкольного возраста включает процесс усвоения детьми ценностей, традиций и культуры социума, а также социальных качеств личности, которые помогают ребёнку комфортно жить в обществе. В процессе социальной адаптации дети учатся жить по определённым правилам и учитывать нормы поведения.

В процессе общения ребёнок приобретает социальный опыт, который предоставляет ему его ближайшее окружение: родители, воспитатели ДУ, сверстники.  Социальная компетентность достигается благодаря тому, что ребёнок активно общается и обменивается информацией. Социально неадаптированные дети чаще всего отвергают опыты других людей  и не входят в контакт со взрослыми и сверстниками. Это может привести к асоциальному поведению в будущем ввиду не усвоения культурных навыков и необходимых социальных качеств. Любая деятельность имеет цель, а способность ребёнка добиться цели придаёт ему уверенности в себе и даёт осознание своей компетенции.

Одна из задач учреждения – социализация ребёнка, усвоение воспитанником и дальнейшее развитие социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, которая состоит из:

- трудовых навыков;

- знаний;

- норм, ценностей, традиций, правил;

 

                                         

                                      Социальные качества личности.

Социальные качества личности позволяют ребёнку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.

Для того, чтобы личность ребёнка развивалась гармонично, социальное развитие детей должно опираться на целостную педагогическую систему. К методам формирования социального опыта детей, которые влияют на формирование социального статуса ребёнка, относят следующие виды деятельности:

  1. Игровая деятельность: в игре дети примеряют на себя различные социальные роли, которые дают им чувствовать себя полноправными членами общества.
  2. Исследовательская деятельность: обогащает опыт ребёнка, позволяя ему находить решения самостоятельно.
  3. Предметная деятельность: даёт возможность ребёнку познавать окружающий мир  и удовлетворяет его познавательные интересы.
  4.  Коммуникативная деятельность: позволяет ребёнку найти эмоциональный контакт со взрослым, получить его поддержку и оценку.

                           

       

                                     Социально-коммуникативное развитие. 

 Постоянная, непрерывная  работа способствует социально-коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению. Мы предоставляем детям возможность реально пережить собственную значимость  в повседневной жизни и в игре. Это помогает осознанию ребёнком собственного «Я» и формирования положительного отношения к себе.

 Таким образом, при создании условий для социального развития детей, необходимо не только предавать им социальный опыт в виде знаний и умений, но и способствовать раскрытию внутреннего потенциала.

               

Из курса  «Современные подходы к организации дошкольного образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов».                                                     ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО».



Предварительный просмотр:

          Обеспечение реализации программы через построение   образовательной среды в ДОО.

                 

    Теоретическое обоснование образовательной среды.

Образование сегодня не только и не столько освоение специальных учебных программ, это итог действия широкого спектра разнообразных факторов, определяющих воситание, обучение и развитие личности. Из этих факторов и складывается современная развивающая среда образовательной организации.

  Вопросом создания развивающей образовательной среды, изучения её методологического аппарата занимались многие отечественные педагоги и психологи ( В. Я. Ясвин, С. Д. Дерябо, В. И. Слободчиков, В. П. Лебедева, В. А. Орлов, В. И. Панов, В. В. Рубцов и др.)

На данный момент существует несколько теоретических моделей образовательной среды:

  1. Антраполого-психологическая модель построения образовательной среды разработана В. И. Слободчиковым.
  2. Коммуникативно-ориентированная модель образовательной среды предложена В. В. Рубцовым.
  3. Психодидактическая модель предложена коллективом авторов: В. А. Орловым, В. П. Лебедевой, В. А. Ясвиным и др.
  4. Экопсихологическая модель разработана В. И. Пановым.

                                                   Образовательная среда.

 

С введением ФГОС проблеме создания психологически комфортной развивающей образовательной среды придаётся огромное значение. Роль педагога заключается не столько в трансляции знаний, сколько в организации образовательной среды, состоящей из следующих аспектов:

  1. предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
  2. характер взаимодействия со взрослыми;
  3. характер взаимодействия с другими детьми;
  4. система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому;

Мотивирующая образовательная среда конструируется на разных возрастных этапах развития и социализации дошкольников и представляет систему условий развития детей, включая:

 -пространственно-временные (гибкость и трансформируемость пространства и его предметного наполнения, гибкость планирования);

- социальные  (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательных отношений, включая педагогов, детей, родителей, ЗП, администрацию);

- условия детской активности (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастно-психологическим особенностям дошкольников, задачам развития каждого ребёнка);

- материально-технические и другие условия образовательной деятельности; Примерная основная образовательная программа дошкольного образования ( одобрена решением ФУМО Минобрнауки, протокол от 20.05.2015г.)

Из курса  «Современные подходы к организации дошкольного образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов».                                                     ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО».



Предварительный просмотр:

              Достижение обучающимися положительных результатов освоения     образовательных программ     по итогам мониторинга  системы образования.

        ФГОС  ДО:  проблема  мониторинга освоения образовательной  программы.

                 

Проблема: проводить или не проводить диагностику и мониторинг в ДОО?

                   

Во ФГОС ДО о необходимости учёта индивидуального уровня развития ребёнка при проектировании ООП и условий её реализации имеется целый ряд утверждений:

         Оценка индивидуального развития ребёнка педагогами и психологами отличается объектом изучения.

Согласно ФГОС ДО целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга), а освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников ( ФГОС ДО, раздел 4, п. 4.2.) Данное положение не означает запрета на отслеживание эффективности усвоения Программы воспитанниками ДОО.

При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их планирования). (ФГОС ДО, раздел 3).

Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

  1. индивидуализация образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  2. оптимизация работы с группой детей;

 

                                                           Целевой ориентир.

Каждый целевой ориентир представляет собой обобщённую характеристику развития ребёнка, а «…новообразования развития (субъектные способности) всегда обнаруживают себя за пределами того возрастного периода, где они сложились».  (В. И. Слободчиков).

Поэтому оценке подлежат не целевые ориентиры, а планируемые результаты освоения детьми образовательной программы.

               

                              Организация разных видов деятельности детей.

Во ФГОС ДО  самостоятельная  деятельность детей выделена менее ярко, чем совместная деятельность взрослых и детей. Тем не менее, в целевых ориентирах самостоятельность, способность выбирать себе род занятий, является первостепенным. Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески, совершать открытия на благо человечества. А решение этого вопроса находит своё отражение в процессе развития самостоятельности, который позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения.

Стандарт гласит, что одним из условий социального развития детей является:

- поддержка индивидуальности и инициативы детей через:

1) создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

2) создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

3) недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной,  познавательной и т.д.);

4) достижение целевых ориентиров. Этапы освоения деятельности – основа для выделения уровней развития личности.

                                 

                                       

                                         Эффективность мониторинга.

Мониторинг – длительное отслеживание каких-либо объектов или явлений.

Педагогический мониторинг – это форма организации, сбора, обработки, хранения и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием и прогнозированием её развития.

Эффективность мониторинга зависит от того, насколько корректно выбраны критерии и показатели для исследования. В зависимости от целей мониторинга количество критериев может быть разным.

                               

Педагогический мониторинг обеспечивает педагогов и администрацию качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений, определяет, насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в образовательном процессе, насколько дидактические средства (формы, методы обучения, режим учебной работы и др.) адекватны заявленным целям и возрастным особенностям школьников, специфике среды их жизнедеятельности.

Педагогический мониторинг тесно связан с медицинским, психологическим и социологическим отслеживаниями.

Результат диагностики – это объективное представление об особенностях развития ребёнка, разработка его индивидуального образовательного маршрута ( вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учётом выявленных возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника, специфики его образовательных потребностей, возможностей и интересов).

Из курса  «Современные подходы к организации дошкольного образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов».                                                     ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для физического развития детей через использование нестандартного оборудования

"Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным: сделайте его крепким и здоровым!". Сохранение и укрепление здоровья ребенка- первооснова его полноценного развития....

Создание условий для всестороннего развития детей в детском саду: предметно-развивающая среда второй младшей группы "Колобок" МБДОУ № 50 "Журавушка" города Канска

Коллеги! Предлагаю вашему вниманию мой опыт создания предметно-развивающей среды во второй младшей группе дошкольного оразовательного учреждения...

"Роль воспитателя в создании условий для физического развития детей"

Роль воспитателя в создании условий для физического развития детей...

«Создание условий для физического развития детей как основа формирования здорового образа жизни»

«Создание условий для физического развития детей как основа формирования здорового образа жизни»...

Создание условий для всестороннего развития детей в группе детского сада в соответствии с требованиями ФГОС

Создание условий для всестороннего развития детей в группе детского сада в соответствии с требованиями ФГОС«Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы вли...

статья "Создание условий для социального развития дошкольника с интеллектуальной недостаточностью в детском саду"

В статье рассматривается теория вопроса о создании условий для социального развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в условиях ДОУ....

Создание условий для социального развития детей.

                 Создание условий для социального развития детей....