игрушки
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Роль игрушки – самоделки в развитии ребенка дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности детей является игра. Ребенок проводит в игре много времени. Она вызывает существенные изменения в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: "Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…"
Развитие детей младшего дошкольного возраста немыслимо без самых разнообразных игр, которые могут быть как подвижными, так и развивающими. Игры детей – это два в одном: одновременно и игра, и работа. Перед взрослым стоит определенная задача – он должен дать старт интеллектуальной игре и позаботится о том, чтобы малыш играл с особой увлеченностью, при этом, не отстраняясь, а становясь полноправным участником игры.
Игра для ребенка – очень серьезное занятие. Взрослые должны видеть в игре малыша элементы подготовки к будущим трудовым процессам и соответственно направлять их, принимая в этом участие. Прежде всего, педагогу необходимо позаботиться об игрушках, чтобы ребенку можно было организовать игру.
Самыми интересными для детей являются игрушки-самоделки. Ценность игрушек-самоделок возрастает, когда дети вместе со взрослым, под его руководством включаются в процесс изготовления самодельных игрушек. Это развивает их самостоятельность, воспитывает желание трудиться. Оказывая детям помощь в организации игры с игрушкой-самоделкой, нельзя подавлять их инициативу, навязывать свои идеи. Необходимо разумно сочетать контроль с предоставлением свободы и самостоятельности.
Для игры детям в первую очередь нужны куклы, изображающие взрослых людей разных профессий или персонажей из известных сказок. Для игры с куклой необходима подходящая по размеру “кукольная” мебель, посуда, мягкие игрушки, изображающие животных, разнообразные транспортные средства: автобус, самолет, пароход, легковой и грузовой автомобили. Интересными представляются вязаные и сшитые их ткани куклы.
Игрушка “Домовенок Кузя” (для ознакомления детей с основными видами эмоций).
Представляет собой набор варежковых кукол с различной мимикой, выражающей разные эмоциональные состояния: радость, грусть, злость, страх, удивление. Варежковые куклы сшиты по принципу 5 варежек на взрослую руку. В верхней части куклы расположено “лицо” (диаметр 20 см). Лицо Кузи должно иметь разные эмоциональные выражения. Поэтому у каждой куклы разное “лицо”. Как вариант можно рассматривать одну варежковую куклу и несколько съемных “лиц” к ней. Нам в изготовлении Домовенка Кузи помогли родители.
Варежковые игрушки могут быть разнообразными и использоваться в разных видах деятельности.
Игрушка “Капелька”.
Диаметр – 20 см., высота – 60 см. Игрушка-капелька имеет лицо, выражение которого меняется за счет изменения формы бровей, рта. Волосы этой куклы сделаны из шелковых шнурков всевозможных цветов и оттенков длиной – 25 см, чтобы ребенок мог заплетать их в косички, вплетать в них ленточки, закалывать заколки, завязывать бантики.
Игрушка “Бабушка-рассказушка”.
Эта ростовая кукла шьется из поролона. Рост примерно 150 см., диаметр головы 30 см, длина туловища – 70 см. длина ног – 50–60 см., длина рук – 50–60 см.
Одежда: рубашка, юбка, фартук.
Обувь: тряпочные тапки (без задника). Лицо: глаза – пуговицы; рот, нос – поролон, Волосы – пряжа коричневого цвета. Каркас куклы – деревянная палка крестом.
Воспитатель вставляет свои ступни в тапочки, руками держит каркас – кукла движется, поворачивается, наклоняет голову. Кукла используется для ознакомления детей со сказками.
Приведем примеры некоторых игр, для которых потребовалось изготовление игрушек-самоделок.
“Разрезные картинки”.
Самые первые картинки должны быть разрезаны на две и на четыре части, причем ровно, без каких-либо изгибов. Методика работы: перед ребенком вы кладете собранную картинку. Потом можно сказать так, что налетел ветер-шалунишка и раскидал всю картинку. Давай соберем елочку заново. Или что-то в этом роде. Главное, сначала показать ребенку целую картинку, разобрать и потом помочь собрать правильно. Не спешите сразу все делать за ребенка, пусть он немного подумает, повертит кусочки в руках.
“Цветовой тренажер”.
В пустую небольшую прямоугольную коробку кладем нужное количество отрезанных верхушек от пластиковых бутылок. Вырезаем под горлышки отверстия в коробке, чтобы на поверхности возвышались только горлышки. Обклеиваем коробку, например, зеленой бумагой-самоклейкой, а место возле горлышек от бутылок лепестками цветов (красными, синими, желтыми) и крышки тоже соответствующих цветов. И меняем местами. Дети с удовольствием откручивают крышки – задействованы и сенсорика, и моторика.
“Кораблик”.
Понадобятся: 1) скорлупки от орехов; 2) пластилин; 3) несколько зубочисток; 4) обрезки тонкого однотонного шелка красивых пастельных тонов; 5) бисер и золотых блесток-звездочек. Для начала нам нужно приготовить составные части корабля: фисташковую скорлупку-лодочку, отломить заостренную часть зубочистки – это будет мачта. Чтобы кораблик не перевернулся, ее высота должна быть та же, что и у корпуса кораблика, или чуть больше. Не забудьте приготовить маленький лоскуток-парус, на который в серединке можно наклеить золотую звездочку. На дно скорлупки плотно вклеиваем подогретый в руках маленький кусочек воска или пластилина, так, чтобы он был ниже бортов. На мачту поднимаем парус, прокалывая лоскуток в двух местах, а вершину мачты венчаем бисеринкой, фиксируя ее клеем. Теперь мачту с парусом можно установить, закрепив ее в пластилине. Парусник готов! С таким корабликом можно играть, пуская его по “шелковой” реке или в надувном мини-бассейне. А весной пускать кораблик можно по ручейкам.
Литература.
1.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2001. – 335 с.
2.Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1976.
3.Флерина Е.А. Игра и игрушка. – М.: Просвещение, 1973. 35 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/27/picture-229365-1364409356.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"
Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/13/picture-178348-1358094700.jpg)
Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»
Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-227612-1364210526.jpg)
Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.
Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты. Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/25/picture-325904-1382688342.png)
Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки
В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/03/picture-191046-1359878930.jpg)
Логодосуг "Раз игрушка, два игрушка".
Цель логопедического досуга создать праздничное позитивное настроение у детей, закрепить лексико-грамматический материал по теме "Игрушки", изучаемого на логопедических занятиях. Элементы соревн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/15/picture-368091-1387131584.jpg)
Еще раз об игрушках или Игрушки для самых маленьких.
Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго? Подробнее остановимся на играх и игрушках, необходимых для полно...