Ознакомление дошкольников с художественной литературой
презентация

Семрина Ольга Эдуардовна

Материал помогает построить систему ознакомления с художественной литературой  детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_razvitie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx32.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Литературное развитие детей дошкольного возраста в условиях детского сада»

Почему важно знакомить дошкольников с литературой?

       Произведения художественной литературы способствуют эмоциональному развитию дошкольников, что выражается в стремлении немедленно проявить возникшие у них  при слушании сказок и рассказов чувства, эмоции в действиях. Художественные тексты знакомят детей с богатством мира человеческих эмоций, позволяют понять причины их возникновения и смены.
     Художественная литература всегда признавалась
основным средством речевого развития детей:  знакомство с литературными произведениями вызывает интерес и воспитывает любовь к родному языку, его богатству и красоте, обогащает образную лексику, способствует развитию выразительности речи дошкольников.


 Таким образом, ознакомление с литературой влияет на все стороны личности ребенка. В то же время современная социокультурная ситуация затрудняет этот процесс. Наше общество, еще в недавнем прошлом «читающее», превратилось в «смотрящее». Угасание интереса к чтению, к книге негативно отразилось на взрослых и, как следствие, крайне отрицательно повлияло на детей, на их личностную культуру. Это требует инновационных подходов к отбору задач и содержания работы в детском саду по данному направлению педагогической деятельности.

   Концептуальным положением коррекции и обновления традиционного подхода приобщения дошкольников к художественной литературе является рассмотрение данной проблемы с позиции литературного развития.

       Произведения художественной литературы способствуют эмоциональному развитию дошкольников, что выражается в стремлении немедленно проявить возникшие у них  при слушании сказок и рассказов чувства, эмоции в действиях. Художественные тексты знакомят детей с богатством мира человеческих эмоций, позволяют понять причины их возникновения и смены.
     Художественная литература всегда признавалась
основным средством речевого развития детей:  знакомство с литературными произведениями вызывает интерес и воспитывает любовь к родному языку, его богатству и красоте, обогащает образную лексику, способствует развитию выразительности речи дошкольников.

  Таким образом, ознакомление с литературой влияет на все стороны личности ребенка. В то же время современная социокультурная ситуация затрудняет этот процесс. Наше общество, еще в недавнем прошлом «читающее», превратилось в «смотрящее». Угасание интереса к чтению, к книге негативно отразилось на взрослых и, как следствие, крайне отрицательно повлияло на детей, на их личностную культуру. Это требует инновационных подходов к отбору задач и содержания работы в детском саду по данному направлению педагогической деятельности.

   Концептуальным положением коррекции и обновления традиционного подхода приобщения дошкольников к художественной литературе является рассмотрение данной проблемы с позиции литературного развития.

Центральным компонентом литературного развития выступает восприятие               художественного произведения. Под полноценным восприятием понимается способность читателя сопереживать героям, автору произведе-ния, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, осваивать идею произведения.

      Первым компонентом литературного развития является читательский интерес. Он характеризуется с позиции широты, глубины, осознанности и избирательности. Таким образом, литературное развитие дошкольника можно определить как процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности                                                            (О.В.Акулова,Н.Д.Молдавская,О.Н.Сомкова).

Задачи работы с детьми младшего возраста:

— воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, желание внимательно их слушать;
— обогащать «читательский» опыт (опыт слушания) за счет разных малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток), простых народных и авторских сказок (в основном о животных), рассказов и стихов о детях, их играх, игрушках, повседневной бытовой деятельности, о знакомых детям животных;
— способствовать восприятию и пониманию текста детьми, помогать мысленно представлять события и героев, выявлять яркие поступки героя, пытаться их оценить, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте;
— поддерживать непосредственный эмоциональный отклик на литературное произведение, его героев.

Задачи работы с детьми среднего дошкольного возраста:

— углублять у детей интерес к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой, как совместно со взрослым, так и самостоятельно;

— расширять «читательский» опыт (опыт слушания) за счет разных жанров фольклора (прибаутки, загадки, заклички, небылицы, сказки о животных и волшебные), литера-турной прозы (сказка, рассказ) и поэзии (стихи, авторские загадки, веселые детские сказки в стихах)


— развивать способность к целостному восприятию текста, в котором сочетаются умения выявлять основное содержание, устанавливать временные, последовательные и простые причинные связи, понимать главные характеристики героев, несложные мотивы их поступков, значение некоторых средств языковой выразительности для передачи образов героев, особо важных событий, эмоционального подтекста и общего настроения произведения или его фрагмента;

— поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произве-дениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности: в рисунках, изготовлении атрибутов для театрализованных игр, в игре-драматизации и т. д.

Задачи работы с детьми старшего дошкольного возраста: 

— поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге, способствовать углублению и дифференциации читательских интересов;


— обогащать «читательский» опыт детей за счет произведений более сложных жанров фольклора (волшебные и бытовые сказки, метафорические загадки, былины), литературной прозы (сказка-повесть, рассказ с нравственным подтекстом) и поэзии (басни, лирические стихи, литературные загадки с метафорой, поэтические сказки);


— воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведения, чувствовать музыкальность, звучность и ритмичность поэтических текстов; красоту, образность и выразительность языка сказок и рассказов;


— способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве содержания, формы, смыслового и эмоционального подтекста;


— способствовать выражению отношения к литературным произведениям в разных видах художественно-творческой деятельности, самовыражению в театрализованной игре в процессе создания целостного образа героя в его изменении и развитии.

Как отобрать книги для чтения детей разных возрастов?

 Л. М. Гурович сформулировала две группы принципов для выбора литературного текста: художественные и педагогические. К  первой относятся принципы, дающие возможность правильно оценить художественные достоинства детских книг, ввести в круг чтения дошкольников произведения разных видов, жанров, тематики, соответствующие образцам высокого искусства. Вторую группу составляют педагогические принципы, позволяющие устанавливать соответствие между конкретными литературными произведениями и возрастными  возможностями. При отборе литературных произведений необходимо прежде всего учитывать позитивную социальную концепцию автора. Идейная направленность детской книги должна отвечать задачам нравственного и духовного воспитания.
   
При этом в круг детского чтения следует включать книги, разнообразные по темам и жанрам. Это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольника широту читательских интересов, а с другой — избирательность, индивидуальность литературных пристрастий.

Формы образовательной деятельности

Непосредственно

образовательная

деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность

- чтение;

- обсуждение;

- рассказ;

- беседа;

- игра;

- инсценирование;

- викторина

- ситуативный разговор с детьми; 

- игра (сюжетно-ролевая, театрализованная); 

- продуктивная деятельность; 

- беседа; 

- сочинение загадок; 

- проблемная ситуация 

- игра; 

- продуктивная деятельность; 

- рассматривание; 

- самостоятельная деятельность в книжном уголке и в театральном уголке (рассматривание, инсценировка) 

  • Для ребенка младшего возраста предпочтительным
    будет утрированно выразительное рассказывание, при котором воспитатель голосом «рисует» образы и картины происходящего
  • В средней группе детского сада своим искренним интересом, выразительностью
    речи, умелым владением голосом и мимическими средствами педагог должен увлечь детей, помочь им сосредоточенно выслушать произведение, вызвать на дальнейшее его обсуждение.
  • При чтении детям 5–7 лет педагог сдержанно выразителен в целях предоставления ребенку большей свободы фантазирования и формирования «видений» событий
    и героев литературного текста. Прослушивание записей и просмотр видеоматериалов, на которых мастера художественного слова, чтецы и артисты исполняют тексты,
    участвуют в постановках, становится целесообразным также в старшем дошкольном возрасте.

При повторном рассказывании в работе с детьми 3–5 лет эффективно  инсценирование произведения  с помощью игрушек и театральных кукол  при повторном рассказывании.

Беседа является основным методом целенаправленного литературного развития. Обсуждение после чтения помогает детям глубже воспринять произведение. Для этого в беседу включаются разные группы вопросов .

Для этого в беседу включаются разные группы вопросов .
В беседе с детьми 3–5 лет важно активизировать их желание эмоционально откликаться на воображаемые события литературного текста, «содействуя» и сопереживая героям. Малышу необходимо помочь наводящими вопросами,
обращенными к личному опыту, понять основное содержание произведения, установить последовательность событий в тексте, вычленить и назвать наиболее яркие поступки и действия героев, дать им элементарную обобщенную характеристику (добрый, хитрая).

Организуя беседы с детьми 5–7 лет для активизации процесса восприятия, воспитатель должен помочь выразить свое отношение к содержанию произведения, его событиям и героям, красоте некоторых художественных средств; установить причинные связи, воспринять логику следования завязки, кульминации и развязки истории; представить в воображении героев, их внешний вид, некоторые черты характера, их поступки и дать им элементарную оценку, опираясь на представления о правилах поведения и взаимоотношений людей, объяснить явные мотивы поступков, после 5 лет — и скрытые мысли, чувства героя; обратить внимание и осознать значение в художественном тексте некоторых средств языковой выразительности и интонационной выразительности рассказчика.

Рассматривание иллюстраций

Младшим дошкольникам  для правильного восприятия текста необходимо наглядно увидеть героя, каждый фрагмент сюжета, поэтому предпочтение следует отдавать книжкам-картинкам, в которых иллюстрации пошагово передают сюжет, смену настроений героев.

С детьми 4–5 лет решает несколько задач:  они ориентируют детей в последовательной связи событий, напоминают содержание текста в процессе его пересказывания,  помогают представить героев и некоторые обстоятельства, важные для понимания смысла произведения .

Детей 5–7 лет педагог побуждает рассматривать иллюстрации разных
художников к одному тексту, предлагает им высказываться о своем
отношении к рисунку (что нравится, почему по-разному нарисованы
одни и те же герои и события).

Игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного, стендового и кукольного театра обеспечивают практикование детей в разных видах художественно-речевой и театрально-игровой деятельности по текстам знакомых литературных произведений, дают возможность «выплеснуть» эмоции от услышанного.
Литературные игры — эффективный метод развития речевых и ли-
тературных способностей детей.

Метод проектов целесообразен в работе с детьми старшего дошкольного возраста.                                                                                                                                                             Различные темы проектной деятельности могут быть объединены вокруг трех крупных идей:
— детское книгоиздательство — изготовление книжек-самоделок с рисунками и рассказами о произведениях, пересказами и творческими рассказами по аналогии со знакомыми текстами; создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями (например, «Сказка — ложь, да в ней намек», «Как писатель помог мне понять…», «Что узнали мы из книг» и пр.);

— детская библиотека (организация библиотеки из самодельных книжек, а также оформление и систематизация книг детской библиотеки в группе);

— выставки книг — подготовка тематических выставок для детей разных возрастных групп (возможные темы: «Сказки нашего детства», «Любимые литературные герои», «Поэты и художники о природе»).

Таким образом, использование различных методов будет способствовать литератур-ному развитию детей в единстве всех компонентов, то есть обеспечит расширение литературного опыта, углубление читательских интересов, развитие восприятия художественного текста в единстве его содержания и формы, а также становление разных видов деятельности на основе знакомых литературных произведений.

За чтением следует беседа о прочитанном произведении (вторая часть ситуации). Первое восприятие текста вызывает у детей яркий эмоциональный отклик, повышенный интерес к изображенным событиям и героям, но вместе с тем бывает иногда неполным, поверхностным. Задача воспитателя — в процессе беседы после чтения уточнить, углубить первоначальное восприятие и понимание текста.

Различают следующие группы вопросов, задаваемых детям после прослушивания
литературного произведения:
— вопросы, позволяющие узнать, каково эмоциональное отношение
детей к явлениям, событиям, героям;
— вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел
произведения, его проблему;
— вопросы причинно-следственного характера, обращающие внима-
ние детей на мотивы поступков персонажей;
— вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства
выразительности;
— вопросы, направленные на воспроизведение содержания;
— вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям, вы-
водам.
Третья часть образовательной ситуации должна возвратить читателя-ребенка непосредственно к тексту художественного произведения. Нужно, чтобы в памяти детей остался сам рассказ или сказка, а не беседа.

1. Ознакомление с текстом.

В структуре непосредственно организованной образовательной ситуации по литературным произведениям можно условно выделить три части (Л. М. Гурович).

Главная цель первой части образовательной ситуации — познакомить детей с произведением, обеспечив полноценное первоначальное восприятие текста. На данном этапе занятия чтению чаще всего предшествует небольшая беседа с детьми, которая готовит их к предстоящей встрече с произведением, вызывает активный интерес к нему, помогает войти в мир, созданный художником слова. Подготовив детей к восприятию, воспитатель выразительно читает текст. Эта часть образовательной ситуации очень важна и ответственна — здесь происходит первая встреча ребенка с художественным произведением.

За чтением следует беседа о прочитанном произведении (вторая часть ситуации). Первое восприятие текста вызывает у детей яркий эмоциональный отклик, повышенный интерес к изображенным событиям и героям, но вместе с тем бывает иногда неполным, поверхностным. Задача воспитателя — в процессе беседы после чтения уточнить, углубить первоначальное восприятие и понимание текста.

Различают следующие группы вопросов, задаваемых детям после прослушивания
литературного произведения:
— вопросы, позволяющие узнать, каково эмоциональное отношение
детей к явлениям, событиям, героям;
— вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел
произведения, его проблему;
— вопросы причинно-следственного характера, обращающие внима-
ние детей на мотивы поступков персонажей;
— вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства
выразительности;
— вопросы, направленные на воспроизведение содержания;
— вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям, вы-
водам.
Третья часть образовательной ситуации должна возвратить читателя-ребенка непосредственно к тексту художественного произведения. Нужно, чтобы в памяти детей остался сам рассказ или сказка, а не беседа.

2. Вечера литературных развлечений, литературные праздники
и театрализованные представления.

Их темы должны быть близки личному и литературному опыту детей, не только давать возможность детям проявить свою «начитанность», подвигаться, посмеяться, действительно «развлечься», но и закрепить знания художественных произведений.


Для детей 3–4 лет наиболее адекватной является форма театрализованного досуга, когда воспитатели и сами дети переодеваются в костюмы, действуют с «ожившими» литературными предметами.

В средней и старшей группах детского сада такие мероприятия проводятся раз в месяц. Их тематика зависит от специфики читательских интересов детей и педагогов, связана с датами календаря праздников.

Литературные праздники закрепляют и обобщают многообразные художественные впечатления, знания и умения детей, они включают разные виды детской деятельности (чтение и рассказывание, пение и танцы, слушание, просмотры инсценировки, игры и соревнования).
Наилучшим праздником будет тематический (например, «Сказки А. С. Пушкина», «Книги про животных», «Сказки К. И. Чуковского» и др.).

3. Организация книжного уголка.

Существенную роль в воспитании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет книжный уголок. Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате, где ребенок может самостоятельно по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть — «перечитать» ее.

 Малыши любят подолгу рассматривать знакомые книжки, и эту возможность им надо предоставить, разместив помимо литературных текстов подборки картинок и фотографий на сходную тематику, фигурки настольного театра, изображающие любимых литературных героев.

Оборудуя книжный уголок в средней группе детского сада, постоянно пополняя его новыми книгами с яркими иллюстрациями, наборами для театрализации, важно создавать ситуации для проявления детьми стремления к повторным встречам с произведением, книгой, к рассматриванию иллюстраций, к участию в совместных со взрослым театрализованных играх,                                     к исполнению стихов, народных прибауток  и песенок, к рассказыванию знакомых сказок и пересказыванию коротких рассказов.

Содержание книжного уголка старших групп детского сада определяется тем, что книга для них становится важной частью духовной
жизни. Желательно, чтобы местом целенаправленного ознакомления
с текстами стал не просто книжный уголок, а центр художественно-творческой деятельности, в котором уголок книги дополняется атрибутами для театрализованной, изобразительной и музыкальной деятельности дошкольников, что обеспечивает развитие творческих проявлений на основе фольклорных и литературных произведений.

Воспитателям старших групп рекомендуется устраивать тематические выставки книг. Цель таких выставок — углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или социально важную тему.                            Это может быть выставка сказок А. С. Пушкина  (с иллюстрациями разных художников), книги  Л. Толстого «Рассказы о детях и для детей», «Что мы знаем о друзьях» по сказкам разных народов, «Лесные истории» на основе природоведческой книги и др. При этом тема выставки обязательно должна быть важной, актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника-иллюстратора, с содержанием планируемого утренника  и т.п.)

Содержание книжного уголка старших групп детского сада опре-
деляется тем, что книга для них становится важной частью духовной
жизни. Желательно, чтобы местом целенаправленного ознакомления
с текстами стал не просто книжный уголок, а центр художественно-творческой деятельности, в котором уголок книги дополняется атрибутами для театрализованной, изобразительной и музыкальной деятельности дошкольников, что обеспечивает развитие творческих проявлений на основе фольклорных и литературных произведений.

Восприятие художественной литературы и фольклора

Направления образова-

тельной деятельности

Вид помещений

Оснащение

- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений

- развитие литературной

речи

- приобщение к словесному искусству

Методический кабинет,

все помещения групп,

музыкальный зал,

участок учреждения

- художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми;

- справочная литература  (энциклопедии)

- аудио- и видеозаписи литературных произведений;

- образно-символический материал (игры «Парочки», «Литературные герои», пазлы);

- различные виды театров;

- ширма для кукольного театра;

- детские театральные костюмы, атрибуты для костюмов и постановок,

- игрушки-персонажи;

- игрушки-предметы оперирования;

- алгоритмы (схемы) для обучения рассказыванию, мнемотаблицы для заучивания стихов;

- картотека подвижных игр со словами;

- картотека словесных игр;

- картотеки потешек, загадок, пословиц и других форм литературного творчества;

- книжные уголки в группах;

- материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек 

4. Углубленное ознакомление дошкольников с писателями и поэтами, художниками-иллюстраторами детских книг.

У дошкольников 5–7 лет возникает интерес к авторам любимых произведений        (кто написал, зачем, что еще сочинил). Ребенок начинает интуитивно чувствовать авторскую манеру и сравнивать с этих позиций знакомые художественные тексты. Как следствие, важным направлением работы становится ознакомление с писателя-ми и поэтами, художниками-иллюстраторами детских книг. Это предполагает сооб-щение детям отдельных сведений из их биографии (желательно отбирать факты ран-него детства, учебы, детских увлечений, взаимоотношений с детьми, то есть то, что близко и понятно дошкольникам); знакомство и элементарный анализ их произве-дений (в целях ориентации в художественной манере автора). В старших группах целесообразно выделять специальное время для рассказывания детям о жизни писателей и их книгах. Методика организации такой работы была разработана Л. М. Гурович.
Все формы совместной деятельности воспитателя и детей расширяют и углубляют читательские интересы детей, способствуют активному использованию литературных текстов в различных видах творческой деятельности, формируют будущего талантливого читателя великой читающей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«На горке» Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой

-Познакомить с рассказом Н.Носова «На горке»-развивать умение понимать смысл художественного произведения; развивать воображение; умение домысливать текст, предугадывать ход событий;-учить...

Мое видение и решение проблемы использования методов и приемов при ознакомлении дошкольников с художественной литературой

Сообщение для педсовета на тему: "Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой"....

МБДОУ детский сад №1 п. Радченко Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в старшей группе на тему: «Мы идем в библиотеку» Подготовила и провела: Ткач Е.В.-воспитатель первой категории

Тема: «Мы идем в библиотеку».Цели: Развивать интерес к книге, к чтению, к библиотеке как хранилищу и центру книжной культуры; развивать воображение детей, умение входить в роль.Предварительная работа:...

МБДОУ детский сад №1 п.Радченко Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в первой младшей группе Тема: рассказывание русской народной сказки «Волк и семеро козлят» Подготовила и провела: Глебова

Тема:Рассказывание русской народной сказки “Волк и семеро козлят”.Цель: Продолжать вызывать у детей интерес к слушанию сказки и учить понимать её содержание. Развивать воображение, фантазию. Вызы...

материал к педсовету по ознакомлению дошкольников с художественной литературой

Вашему вниманию представлена презентация о роли книги, этапах ознакомления дошкольников с худ.литературой, возрастные требования к худ.литературе, содержание книжных уголков и др. А так же положе...

Использование иллюстраций в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспита­ния детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обо­гащение речи ребе...

Деловая игра для воспитателей «Ознакомление дошкольников с художественной литературой».

Цель: Повысить профессиональный уровень  педагогов;Активизировать  применение устного  народного творчества в  работе  с детьми;Развивать коммуникативные качества п...