Викторина "Путешествие по сказкам"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему

Мирошникова Юлия Александровна

 Эта работа способствует созданию единого образовательного пространства. Раскрывает роль сказки в социально-нравственном, творческом и речевом развитии ребёнка. Обобщает знания детей о сказках, воспитывает доброжелательность, умение работать в команде, совершенствует коммуникативные функции речи, активизирует творческий потенциал детей и взрослых. Показывает навыки детей, формы и методы работы со сказкой. Создает положительный эмоциональный настрой всех участников, дальнейшее развитие интереса к сказкам и к чтению. Способствует развитие связной речи, речевого слуха, творческих способностей, выразительности движений, жестов, мимики. Воспитывает навыки взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любви к чтению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina.docx32.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №19-Центр развития ребенка г.Россоши Россошанского

муниципального района Воронежской области

Викторина «Путешествие по сказкам»

для детей старшего дошкольного возраста

                                                                                            Подготовила и провела:

                                                                                           педагог-психолог 1КК

                                                                                       Мирошникова Ю.А.

г.Россошь

2015-2016 учебный год

Предварительная работа:

Анализ и обобщение литературы по теме, консультирование родителей, выставки книг и рисунков по теме, чтение детям сказок, совместный просмотр мультфильмов и беседы по ним, составление вопросов к викторине, заучивание отрывков из сказок, изготовление эмблем, медалей для победителей.

Цели:

  • Способствовать созданию единого образовательного пространства.
  • Раскрыть роль сказки в социально-нравственном, творческом и речевом развитии ребёнка.
  • Обобщить знания детей о сказках, воспитывать доброжелательность, умение работать в команде, совершенствовать коммуникативные функции речи, активизировать творческий потенциал детей и взрослых.
  • Показать навыки детей, формы и методы работы со сказкой.
  • Создать положительный эмоциональный настрой всех участников.
  • Дальнейшее развитие интереса к сказкам и к чтению.
  • Развитие связной речи, речевого слуха, творческих способностей, выразительности движений, жестов, мимики.
  • Воспитание навыков взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любви к чтению.

Задачи:

  1. Закрепление и систематизация знаний детей старшего дошкольного возраста о литературных произведениях;
  2. Развитие речи и фонематического восприятия у детей; обогащение словаря.
  3. Повышение интереса к сказкам.

Оборудование:

иллюстрации к сказкам, карандаши, музыкальный центр, диск с записями детских песен, мольберт

Участники викторины воспитанники подготовительной группы :

1-ая команда «Румяные колобки»

2-ая команда «Золотые рыбки»

Ход занятия.

Дети входят под музыку «Улыбка» и рассаживаются за два стола.

— Ребята, улыбнитесь друг другу, посмотрите, как от ваших улыбок стало

светлее. Сегодня у нас интересная и необычная игра-викторина, на которой вам пригодятся ваши знания и умения.

Узнаем, какая команда самая дружная, самая находчивая, сообразительная.

Приветствие командами друг друга. «Румяные колобки», «Золотые рыбки»

1-ая команда Девиз: «Думай быстро — и вперёд, нас тогда победа ждёт!»

2-ая команда Девиз: «Сказок у нас большой запас! Для кого они? — (Для нас!)»

— И так, мы начинаем!

Человек с древних времён учился у природы. Но были такие явления, которые древние люди не могли объяснить. Они боялись грозы. Боялись темноты. И всё это люди объясняли проявлением сверхъестественных сил. И появились такие герои, как Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Человек наделял силой птиц и рыб. Так появилась сказочная жар-птица. Появилась щука, которая помогла Емеле.

Так появились сказки. Эти сказки передавались от одного человека к другому. Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает добро, а зло всегда наказывается. А вы любите сказки? Много сказок вы знаете? Сейчас мы с вами проведём викторину по сказкам и проверим, кто из вас лучший знаток сказок. За каждый правильный ответ, вы получаете жетон. Кто наберёт больше всех жетонов, тот и самый лучший знаток сказок. Ну, что, вы готовы? Тогда начинаем викторину

1 Конкурс. «Сказочные загадки из сундучка».

Педагог-психолог: Я буду вам загадывать сказочные загадки, а вы будете называть сказку.

1.  Сидит в корзинке девочка у мишки за спиной.

Он сам, того не ведая, несёт её домой.

Ну, отгадал загадку? Тогда скорей ответь

Название этой сказки, чтоб вовремя успеть. (Маша и медведь).

2. В гости к бабушке пошла,

В корзинке пирожки несла,

Волка в лесу повстречала,

Хуже только волку стало (Красная шапочка)

3.  Мальчик с очень длинным носом,

Задает он всем вопросы,

Ему черепаха Тортилла

Ключ золотой подарила. (Буратино)

4.  Скорей бы приблизился вечер, и час долгожданный настал,

Чтоб мне в золоченой карете поехать на сказочный бал.

Никто во дворце не узнает, откуда я, как я зовусь,

Но только лишь полночь настанет, к себе на чердак я вернусь (Золушка).

  1. Это очень умный кот,

Только в сказке он живет,

Обувь модную надел,

Много сделал до добрых дел (Кот в сапогах)

6.  Ей подвластны снег и лед,

В царстве холода живет,

Насылает бурю, ветер,

Берегитесь её дети! (Снежная Королева)

7.Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне.

(Русская народная сказка «По щучьему велению»).

8.Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом,

Кем же были эти

Маленькие дети?

(Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»).

9. Эта девочка-малышка

В белой лилии спала.

Её ночью злая жаба

К себе в болото унесла.

( Г.-Х. Андерсен «Дюймовочку»).

10. Скажи ты нашей тётке,

Мы круглые сиротки,

Изба у нас без крыши,

А пол прогрызли мыши.

(С. Я.Маршак «Кошкин дом»).

11. Мы себе построим дом,

Будем жить славно в нём!

Не боимся волка мы

Мы втроём и мы сильны!

(английская народная сказка « Три поросёнка»).

12. А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой,

Извести её хотят,

Перенять гонца велят.

(А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»).

13. Поперёк моря-окияна лежит

Чудо-юдо рыба-кит

Все бока его изрыты,

Частоколы в рёбра врыты,

На хвосте сыр-бор шумит,

На спине село стоит.

(П.П.Ершов «Конёк-Горбунок»).

14. Но однажды корнеплод

Все тянули — градом пот.

Мышь мала, но всё ж она

Вырвать овощ помогла.

(Русская народная сказка «Репка»).

2 Конкурс «О какой сказке идёт речь?»

 Команда «Золотые рыбки»

1.В дом хозяева вошли — беспорядок там нашли.

2.Мышка к ним пришла на помощь, вместе вытянули овощ.

3.Лечит разных малышей, лечит птичек и зверей.

4.Помогла нам яблонька, помогла нам печка…

5.Нам не страшен серый волк.

6.Сяду на пенёк, съем пирожок.

7.Колотил, колотил по тарелке носом.

8.Ловись, рыбка, большая и маленькая.

9.Выгляни в окошко, дам тебе горошка.

10.И сбежали от грязнули и чулки и башмаки.

 Команда «Румяные колобки»

1.Приходите, тараканы, я вас чаем угощу.

2.А для чего на свете мёд? Для того чтобы я его ел.

3.Свет мой, зеркальце, скажи…

4.Не пей из копытца, козлёночком станешь.

5.Ещё пуще злится злая старуха…

6.Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл…

7.Он ударил в медный таз и вскричал: «Карабарас!»

8.Дёрни за верёвочку, дверь и откроется.

9.Спокойствие, только спокойствие.

10. Не ходите, дети в Африку гулять.

3 Конкурс «Песенка героя сказки».

Педагог-психолог: Молодцы! И с этим заданием вы справились. А сейчас я вам предлагаю послушать песни сказочных героев. Определить героя и назвать, из какой он сказки. (звучат песни из сказок, дети отгадывают).

4 Конкурс «Пословицы о сказках»

  1. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
  2. Сказка - складом, песня ладом красна.
  3. Сказка-ложь, а песня –правда.
  4. Сказки не салазки: не сядешь да не поедешь.
  5. Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.
  6. Быль за сказкой не угонится.
  7. Быль-не смола, а небыль-что вода
  8. В сказках все есть-да в руках ничего нет
  9. Красна сказка складом, а песня-ладом.
  10. Сказка-ложь, да в ней намек.

5 Конкурс «Сказочный сундук»

Педагог-психолог: В сундуке много лет хранились сказки, но от времени названия некоторых сказок стало трудно прочитать. Исправьте меня, если я ошибусь.

  1. «Царевна — индюшка».
  2. «По-собачьему велению».
  3. «Сивка- будка».
  4. «Иван-царевич и зелёный змей».
  5. «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка».
  6. «Петушок— золотой пастушок».
  7. «У смеха глаза велики».
  8. «Лапша из топора».

6 Конкурс «Узнай сказку по героям».

Педагог-психолог: Молодцы! А теперь сложное задание. Я буду называть сказочных героев, а вы вспомните названия сказок, в которых они действуют. И скажите, есть ли они на иллюстрациях.

  • Царь, три сына, стрела, болото (Царевна-лягушка).
  • Отец, мачеха, три дочери, туфелька, фея (Золушка).
  • Очень маленькая девочка, майский жук, мышь, ласточка (Дюймовочка).
  • Злая мачеха, дочь, падчерица, дед Мороз (Морозко).
  • Печка, прорубь, щука («По–щучьему велению»).
  • Алёнушка, Баба-Яга, козлёночек («Сестрица Алёнушка и братецИванушка»).
  • Медведь, мужик, урожай («Вершки- корешки»).
  • Кум Тыква, сеньор Помидор, мальчик-луковка («Приключение Чиполлино»).
  • Море, невод, корыто, старик, старуха («Сказка о рыбаке и рыбке»).
  • Мальвина, Пьеро, Карабас Барабас («Золотой ключик или приключения Буратино»).
  • Перина, дождь, девушка, дождь, горошина. («Принцесса на горошине»)
  • Снег, розы, зима, сани, зеркало, королева, дружба. («Снежная королева»)
  • Море, принц, ноги, голос, колдовской напиток. («Русалочка»)
  • Лебедь, утка, птичий двор, дупло, яйцо, мечты. («Гадкий утенок»)

7Конкурс Театрализованный конкурс

Речь с движениями. Участвует обе команды.

Команда «Золотые рыбки»

Обыгрывание причитания Алёнушки из русской народной сказки «Алёнушка и лиса».

Речь Движения

Ау, ау, Алёнушка!                                  Ладони сложить рупором у рта,

                                                                  поворот корпуса вправо;

Ау, Ау, голубушка!                                Ладони сложить рупором у рта                                                                    

                                                                   поворот корпуса влево;

Одна была                                           показать указательный палец  на   правой руке;

у дедушки, у бабушки                        

внучка Алёнушка.                                  двумя руками показать на себя;

Завели меня подружки                          приглашающий, манящий жест

в лес,                                                        правой рукой;

                                                                  поднять руки вверх, покачать вправо- влево;                                                        

да там и покинули.                                  обе руки уронить вниз, голову опустить

Команда «Румяные колобки»

Обыгрывание песенки Колобка из русской народной сказки «Колобок».

Речь  Движения

 Я Колобок, Колобок!                        Двумя руками изобразить лепку

                                                              Колобка;

Я по коробу метён,                             имитировать подметание;

На сметане мешён,                             имитировать замешивание теста:

В печку сажён,                                    имитировать задвигание противня в печку;

На окошке стужён.                             двумя руками обрисовать в воздухе

                                                              воображаемое окно; подуть;

Я от дедушки ушёл,                           правой рукой погладить

                                                             воображаемую бороду и потопать ногами;

Я от бабушки ушёл,                          двумя руками имитировать завязывание

                                                            платка под подбородком, потопать ногами

А от тебя, заяц,                                  рука сжата в кулак, указательный и средний  

                                                             пальцы — «ушки»;

и подавно уйду!                                 махнуть рукой, бег на месте.

8 Конкурс «Весёлые вопросы».

Педагог-психолог: Ну, а теперь самый важный этап викторины. Я буду задавать вам вопросы, а вы должны на них быстро отвечать.

  1. Девушка с рыбьим хвостом? (Русалочка).
  2. Мальчик-луковка? (Чиполино).
  3. Героиня, какой сказки в награду получила кусок льда? («Морозко»).
  4. Девочка с голубыми волосами? (Мальвина).
  5. Как называется сказка, в которой есть дом, где поселилось много зверей? («Теремок»).
  6. Где хранилась Кощеева смерть в сказке «Царевна-лягушка»? (На конце иглы).
  7. Какая птица спасла Дюймовочку? (Ласточка).
  8. В какой сказке главная героиня превратилась в облачко? («Снегурочка»).
  9. Деревянный мальчик? (Буратино).

9 Конкурс  «Путаница»

Педагог-психолог:— Чебурашка и крокодил Гена любят читать сказки, но проказница  Шапокляк перепутала всех сказочных героев в их любимой книжке.

Ребята, помогите, расставьте всех на свои места.

— Коли есть печка, не нужен и диван,

Щукой командует в сказке Иван (не Иван,а Емеля).

— Дёрнуть за верёвочку

Такой для входа код.

Съел бабушку и внучку

Голодный, серый кот (не кот,а волк).

— Женат на лягушке уже он неделю,

Старшие братья жалеют Емелю (не Емелю, а Ивана).

— Найти жену помог клубок,

Был счастлив очень Колобок (не Колобок, а Иван-царевич).

— Волка не пускают,

Волка братья злят.

Крепкий дом построен

У троих козлят (не козлят, а поросят).

— А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Те орешки – щёлк да щёлк —

Разгрызает ловко волк (не волк, а белка).

— На лесной опушке

Ведьмы злой избушка,

Знает ту старушку всяк.

Её имя Шапокляк (не Шапокляк, а  Баба Яга).

— Лягушка со стрелою —

Печальная картина.

Женой квакушка станет

Теперь для Буратино (не для Буратино, а для Ивана- царевича).

— На балу она блистала,

Лёгкий за нею тянулся шлейф.

Золушка туфельку потеряла

И на ней женился Эльф (не Эльф,  принц).

10 Конкурс Ребус «Добро»

Педагог-психолог: —  Сказки все очень разные, но все они учат одному, главному.

Чему учат нас сказки, мы сейчас узнаем, если отгадаем загадки.

Дети загадывают загадки.

(Картинки — отгадки выставляются на доску.)

1-ый ребёнок:

Д (дракон)

                  Обещаю не рычать,

                   И с огнём не баловать,

                   В прятки будем мы играть

                   И друг друга догонять.

2-ой ребёнок:

О (ослик) Приятно хвост свой получить

                  В подарок в день рождения.

                  Приятно другу удружить

                  И я того же мнения.

3-ий ребёнок:

Б (Бармалей) Буду, буду я добрей,

                    Напеку я для детей

                    Пирогов и кренделей.

                    Буду, буду я гулять

                    И детишек угощать.

4-ый ребёнок:

Р (рыбка)     Не хожу и не летаю,

А попробуй, догони!

Я бываю золотая,

Ну-ка, в сказку загляни.

5-ый ребёнок:

О (оловянный солдатик)                                                                                          

               Он из олова отлит,

               На одной ноге стоит,

               От трудностей не убегает,

                Никогда не унывает.

— Составьте слово по первым звукам отгадок.

Звучит песня «Дорогою добра».

(Команды составляют слово добро на магнитной доске).

Педагог-психолог: Молодцы, ребята! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы хорошо знаете сказки.

В мире много сказок – грустных и смешных.

И прожить на свете нам нельзя без них.

В сказке может всё случится,

Наша сказка впереди.

Сказка в двери к вам стучится,

Скажем сказке: «Приходи!»

Всем участникам вручаются призы за участие в викторине.

Ну а сейчас, до свидания, ребята! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"

Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...

Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"

Значение сказки в жезни ребенка...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...