ОСЕННИЙ ПРАЗДНИК ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ЧТЕНИЮ
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа)

Авсюкевич Наталья Ивановна

подготовительная группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ОСЕННЕГО ПРАЗДНИКА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ЧТЕНИЮ

Звучит музыка, выходят герои сказки.

Колобок. Я по коробу скребен,

                По сусеку метен,

                На сметане мешен.

                Да в масле пряжен.

                 На окошке стужен.

                Я от дедушки ушел,

                 Куда же я пришел?

Лесовичок. Добро пожаловать! Куда ты катишься, Колобок?

Колобок. Куда глаза глядят. А ты кто такой?

Лесовичок. Я – хозяин леса, Старичок – лесовичок.

Колобок. О! я думал, что Старичок – лесовичок существует только в сказке да на картинках.

 Лесовичок. Ты не удивляйся. Я ведь не всем показываюсь. А только тем, кто верит в меня.

Колобок. А где ты живешь?

Лесовичок. В лесу. А ты знаешь, что такое лес?

Колобок. Нет, я еще ничего не знаю, я только из печи.

Лесовичок. Давай спросим у детей. Ребята, объясните Колобку, что такое лес!

Школьники рассказывают.

Лесовичок. Нет, друзья, ответ не совсем точный. Деревья растут не только в лесу, но и в поле, и на лугу. В лесу деревья аоле, и на лугу. В лесу деревья стоят словно солдаты в строю, потому что им тесно. Все они дружно тянутся к солнцу. Но деревья – лишь часть леса. Кроме них, там есть еще кусты, мхи, травы и лишайники. В лесу растут грибы и водятся животные. Они тоже жители леса. Без грибов, зверей и птиц – и лес не лес.

Колобок. Ой, как интересно, и откуда ты это, Лесовичок, знаешь?

Лесовичок. Я-то все знаю, а тебе предлагаю познакомиться с книгой В.Морозова «Рассказы о русском лесе».

Колобок. Ну, а что же ты делаешь в лесу?

Лесовичок. Вот те на! Да забот у меня полон рот. Я должен обойти весь лес, посмотреть: все ли в порядке?

Колобок. Лесовичок, возьми меня с собой.

Лесовичок. Возьму, если ты будешь мне помогать.

Колобок. А корзинка зачем?

Лесовичок. В корзину будем собирать лесные сказки и интересные истории.

Дом со всех сторон открыт.

Он резной крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.

Сорока. Караул! Караул! Мокро, сыро, холодно, все перья намочила.

Лесовичок. Чего трещишь, сорока?

Сорока. Ну как же, ну как же: весна в лес пришла, а никто ничего не знает. Всем надо сообщить, всех разбудить. Медведь – соня еще спит, а веди есть лесная примета: как медведь перевернется на другой бок, так солнце повернется на весну. Эй вы, звери, собирайтесь! Весна на дворе, пора медведя будить.

Сценка «Как медведя переворачивали» (по произведениям Н.Сладкова)

Лось. Эй, медведь, пора! Зима всем надоела. По солнышку мы соскучились. Переворачивайся, переворачивайся, пролежни уж небось у тебя.

Сорока. Эх, долбануть бы его в затылок! Сразу бы зашевелился.

Лось. Нет, с ним надо почтительно, уважительно. Ау, Михайло Потапыч! Услышь ты нас, слезно просим и умоляем – перевернись на другой бок. Тяжко нам, лосям, стоять в глубоком снегу.

Медведь. А мне какое дело до вас, лосей. Мне снег глубокий только на пользу: и тепло, и спится спокойно.

Белка. Ах ты, тюфяк мохнатый, перевернуть ему, видишь ли, лень! А ты бы попрыгал по веткам можжевеловым, лапы до крови ободрал бы, как я. Переворачивайся, лежебока, до трех считаю: раз, два, три!

Медведь. Четыре, пять, шесть. Вот испугала! А ну – кыш отседова. Спать мешаете.

Мышка. Да разве с ним, куцехвостым, так разговаривать надо? Я его сейчас по-мышиному разбужу.

Медведь. Ой, не могу! Ой, перевернусь, только не щекоти! Охо-хо-аха-ха-ха!

Мышка. Перевернулся, как миленький…

Все. Весна пришла!

Колобок. Ах, как весело в лесу весной. Мне так хочется танцевать!

Танец Колобка.

Лиса. О, старый знакомый. Как ты сюда попал?

Колобок. А мы шли по следам на снегу.

Лиса. Нет, я за собой следов не оставляю, я их хвостом заметаю.

Колобок. А чьи же это следы?

Конкурс следопытов проводит Лесовичок. На земле или на бумаге нарисованы следы зверей и птиц. Дети должны угадать, чьи они.

Воробей. Чик-чирик.

Сорока. Чему, воробей, возрадовался, чего расчирикался?

Воробей. Крылья зудят, нос чешется, страсть драться хочется.

Сорока. Что драться без пользы! Пришла пора трудиться. Слышишь, вон дятел за работу принялся. (Стук дятла.) Лес от древоточцев и короедов спасает, растолстел даже. Синицы листогрызов истребляют. Вороны полетели на пашню собирать корнеедов и корне грызунов.

Воробей. А я что, хуже других? Полечу своих птенцов комарами, слепнями да мухами кормить.

Синица–лазоревка. Как я рада, как я рада, что родители мои не просто птицы, а синицы-лазоревки. Бедные человеческие птенцы, их кормят всего три раза в день. Мои папа и мама кормят нас 600 раз в день. Нас, птенцов, у них пятеро, каждому в день достается по 120 порций: 40 завтраков, 40 обедов, 40 ужинов.

Колобок. Ой, какие птицы прожорливые…

Лесовичок. Но птицы приносят огромную пользу. Обратись вот к этим книгам: Бианки «Птичьи разговоры», Снегирев «Про птиц», Сладков «Птичьи хлопоты», и ты узнаешь много интересного. Тише, Колобок, слышишь, птицы поют?

Запись птичьих голосов. Конкурс «Птичьи голоса» (угадать, чей голос).

Сорока. Ой, беда, ой, беда! Птенцы вывалились из гнезда.

Лесовичок. Поспешим туда, Колобок. Поможем птенцам вернуться к своим мамам.

Колобок. А как же мы определим, где их мамы?

Лесовичок. А в этом нам помогут дети.

Конкурс «Птенцы и мамы». Нарисовать на плакате птиц, а на карточках птенцов. С помощью кнопок ребята должны «прикрепить» птенцов к своим родителям.

Колобок. А где же мама кукушонка?

Лесовичок. А мама кукушонка по лесу летает, она за своими детенышами не ухаживает, а только твердит: «Ку-ку, - кому помочь». Эта ленивая птица не хочет вить себе гнездо, а подбрасывает свои яйца в чужие гнезда, и их высиживают другие птицы, поэтому кукушат зовут подкидышами. Вот книжка Скребицкого «Хитрая птица», прочитав ее, узнаешь о кукушке.

Белочка. Я белочка-красавица,

               Меня милее нет.

               И всем зверятам нравится

               Пушистый рыжий мех…

               Прическа очень модная

               И праздничный наряд,

               И выгляжу сегодня я

               Отлично, говорят.

Ой, уже появились первые грибочки. Хорошо, если лето будет урожайным на грибы, значит, на долгую зиму я обеспечена.

А вы знаете, какие грибы появляются первыми? (Сморчки, строчки.)

Сморчок. Я сморчок, сморчок,

                 От рожденья старичок.

                 Вырос на опушке,

                 Шапка на макушке.

                 Дунул ветер, и сморчок

                 Повалился на бочок,

                 Весь в морщинках старичина.

Белочка проводит викторину о грибах со следующими вопросами: Какие птицы едят грибы? (Глухари.) Может ли гриб съесть дом? (Может. Это домовый гриб.)

У этого гриба много названий: дедушкин табак, Галкина баня, чертов табачок. Каково его настоящее название? (Гриб-дождевик.) А вы видели поющие грибы? Не видели, не слышали? Так слушайте!

Три грибочка поют частушки:

1. Шоколадная папаха,

    Белый шелковый мундир.

    Посмотрев, опенок ахнул:

    Настоящий командир!

2. Не играйте вы, опятки,

    Дотемна с Ванюшей в прятки.

    Окажите Ване честь –

    В кузовке местечко есть.

3. Сколько лет тебе, сморчок?

    Ты по виду – старичок.

    Удивил грибок меня:

    Возраст мой – всего два дня.

Белочка. А какие грибы пели, мы должны с вами отгадать по их шляпкам.

Учащиеся отгадывают.

Белочка. Какие растения могут заменить мясо?

Ребята отвечают: «Грибы».

Колобок. Ой, а я и не знал, что в лесу можно прожить, питаясь грибами.

Лесовичок. Но не все грибы съедобны, а чтобы не отравиться, я подарю тебе книгу Куликовой «Грибной дождь».

Ромашка с букетом трав. Много трав растет полезных

                                           На земле страны родной.

                                           Могут справиться с болезнью

                                           Мята, пижма, зверобой.

Травяная ведьма. Я хочу тебе, дружок,

                              Дать в букет еще цветок.

(Дает дурман.)

Ромашка. Разгадала твой обман!

                 Посмотрите: вот дурман –

Ядовитая трава –

Разболится голова

От подарка твоего,

Забирай назад его!

Ох уж эта травяная ведьма! Так и норовит сделать гадость. То порошок ядовитый подсунет, то траву несъедобную.

Травяная ведьма. Я одумалась, ребята. Лучше вместе в лес пойдем. Соберем шалфей и мяту. Нежных ландышей нарвем. Дома их поставим в воду.

Ромашка. Поняла я, братцы, сразу

                 Хитрый замысел ее.

                 Мы растенья эти знаем,

                 Бережем и охраняем

                 От таких лихих, как эта,

                 Собирательниц букетов, -

                 В книгу Красную они

                 Уж давно занесены.

                Мы их рвем не на потеху,

                Отнесем мы их в аптеку:

                Из даров лесного царства

                Люди делают лекарство.

Лесовичок. Вот, Колобок, мы с тобой и вышли на полянку. Но что это?

Полянка. Была я красивая, была я пригожая.

                 Стала сама на себя не похожая!

Траву ребята на мне вытоптали, кусты повыломали. Березку на дрова срубили, елочку – на подстилку. Забросали меня пустыми банками, грязной бумагой, щепками, тряпками. Жалуюсь тебе, Лесовичок. Была я лесной полянкой, стала лесной помойкой.

Колобок. Ой, я, кажется, поранил ногу.

Лесовичок. Давай зайдем в лесную лечебницу и приложим тебе след белого человека.

Колобок. А что это такое? Ребята, вы знаете?

Лесовичок. А я тебе сейчас расскажу одну легенду. Когда белые люди заселяли Америку, то на подошвах своей обуви они занесли семена подорожника. И «заселилось» это растение вдоль дорог, а индейцы, увидев его, говорили – это след белого человека, а позже все узнали его полезные свойства. Сейчас мы приложим тебе лист подорожника и остановим кровотечение.

Кто поранил пятки?

Подходи, ребятки!

Подорожник выручит!

Подорожник вылечит!

У него листок –

Доктор с ноготок!

Белочка (вбегает). Лесовичок, у меня живот разболелся, решила первых сморчков отведать. Помоги мне. Дети, давайте определим, какие травы дать белочке.

Лесовичок. Вот тебе лекарство: пижма, тысячелистник, ольха, подорожник.

Заяц. Ой, убегал от лисы, сердечко выпрыгивает. Скорей помогите.

Дети показывают травы.

Лесовичок. И для тебя есть лекарство: боярышник, валерьянка, пустырник.

Сорока. Помогите, спасите! Совсем голос пропал, пока в лесу летала, новости разносила, голос потеряла!

Дети называют лекарственные травы.

Лесовичок. А тебе, Сорока, поможет шалфей.

Колобок. Лесовичок, спасибо тебе, я даже не чувствую своей раны.

Лесовичок. Спасибо надо говорите не мне, а матушке-земле. Это она растит для нас зеленую аптеку. Знакомьтесь с этими растениями.

Вручает книгу о лекарственных растениях.

Пошли, Колобок, дальше проверять лесные владения.

Муравей. Все тащу, тащу я ношу.

                 Тяжела она, но я ее не брошу.

                 Я себе построю дом.

                 Буду жить прекрасно в нем.

                 До чего ж соломинка большая,

                 Запыхался я, ее таская!

Лесовичок. Может вместе ношу потаскаем, а потом немножко поиграем?

Муравей. Никому соломинку не дам.

                 Дотащу ее до дома сам.

                 А играть мне с вами некогда теперь,

                 Я спешу построить в доме дверь.

Колобок. Вот упрямый труженик.

Лесовичок. Муравьи – самые трудолюбивые жители леса. В доме, построенном их силами, живут до 25 тысяч муравьев. Муравьи-то бывают разные по величине: от1 мм до 6 см, а на Земле живет до 20 тысяч видов муравьев. Жители одного муравейника уничтожают от 5 до 8 млн. вредных насекомых. А, например, один древесный муравей может доставить за лето в муравейник 5 литров сладкого молока от тли. Муравейник – это дружная семья, где у каждого свои обязанности. В ней есть разные муравьи – строители, рабочие, воины и даже царица.

Колобок. Интересно, а книжка о муравьях есть у тебя, Лесовичок?

Лесовичок. Конечно. Вот книга Н.Романовой «Муравей Красная точка». Пойдем дальше знакомиться с лесными жителями.

Кикимора. Ах, вот вы где. Весне радуетесь? На солнышке греетесь? А я не люблю ясную погоду. Люблю мрак, сырость, гниль, слякоть. Не люблю, когда всем весело. Люблю, когда все чихают, болеют. Я вас заколдую: «Абра-кадабра-апчхи…»

Все звери, птицы, цветы и пр. опускаются и замирают.

Лесовичок. Освобождай, Кикимора, наших друзей.

Кикимора. Ладно, ладно.

Сценка «Лиса и еж».

Лиса. Всем ты, Еж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не клицу.

Еж. А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?

Лиса. Да не то чтоб некрасивый…

Еж. Может я с колючками неуклюжий?

Лиса. Да не то чтобы неуклюжий…

Еж. Так какой же я с колючками-то?

Лиса. Да какой-то ты с ними, брат, несъедобный. А я вот тебя в лужу сейчас столкну, и ты станешь съедобным!

Еж. А я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, а от тебя, Лиса, и подавно уйду.

Колобок. Кто это мою песенку поет? Значит, колобки и в лесу живут?

Лесовичок. Это лесной ежик по тропинке бежит, всех мышей, змей пугает, осиные гнезда разоряет.

Колобок. Так он вред приносит лесу?

Лесовичок. Да, вред от ежа есть, но и польза большая, а какая – узнаешь из книжек Скребицкого «Пушок» и «Колючая семейка». Колобок, я слышу деревья плачут! Поспешим туда! (Подходят к деревьям) Березонька, что с тобой?

Береза. Полвека прожила я на свете и все думала, что я береза, но прошлой весной подошел ко мне турист и на боку у меня вырезал «Ваня». Летом дачник подошел и вырезал «Леня». Осенью грибник пришел отдохнуть в тени  и вырезал на коре «Миша», а сегодня за соком березовым пришел мальчик, вытащил огромный ножище и вырезал «Эдуард». Так что же я, наконец, береза или Эдуард? И почему все кому не лень тычут в меня ножами?

Колобок. А я и не знал, что на свете есть такие жестокие люди.

Лесовичок. Ребята, а вы так не поступаете? Ой, рябина - рябинушка, что взгрустнула ты?

Рябина. Была я тонкой рябинкой, а стала сухой корягой. Ободрали меня ребятишки как липку, разделали под орех. Ни ягод на мне, ни сучков, ни веток – хоть в костер головой. Хоть бы ты, дуб, меня защитил.

Дуб. Что ты, что ты! Я сам теперь, голубушка, такой, что краше в дровяной сарай кладут. Всю-то осень с меня желуди сшибали. Камнями да палками по голове колотили, всю душу вытрясли. Был я дубом, стал дубиной…

Лесовичок. Бедные вы мои деревья. Ведь деревья – это наша жизнь, и какую огромную пользу они нам приносят! Ребята, а вы об этом знаете?

Конкурс «Угадай, какое дерево, чем полезно»: Береза – лечебные почки, сок, листья, березовые веники. Кедр – шишки, орехи, смола. Ель – иголки,, шишки, древесина.

Дуб – желуди, кора, дубильные вещества. Осина – бумага, спички, сахар, зайцы едят кору, дятлы в ней строят гнезда. Клен – мебель, музыкальные инструменты, медонос.

Лесовичок. Ну, что, Колобок, пора нам заглянуть в избушку, передохнуть, лесного чая попить. Кто это там стучит, входите!

Деревья. Мы, молодые дубки, липки, клены, елочки, жалуемся на людей! Они топчут нас, ломают, портят. Для них шуточки, а мы на всю жизнь калеки. Просим понимания и защиты.

Колобок. Какая беда! А мне в лесу так нравится, здесь прохладно, свежо, красиво.

Цветы. Обрадовались мы солнцу, зацвели на свою голову. Кто пройдет – букет наломает. Стоим ободранные – сами себе противны, а зацвели, думали, сами радоваться будем и других радовать. А сейчас – ни себе, ни другим. Ветер, ветер, разнеси по земле наши печали!

Грибы. Что хотите с нами делайте: на куски режьте, жарьте, варите, даже маринуйте. Но только не выдирайте с корнем, не разрывайте вокруг лесную подстилку, не портите нашу грибницу! А не послушаетесь, так и вообще расти перестанем!

Сорока. А птицы жалуются на коллекционеров, да не на тех, кто собирает жуков, бабочек, а на тех, кто коллекционирует птичьи яйца. Сколько из-за этого погибает птичьих гнезд, а ведь каждое яйцо – это будущая птица.

Лесовичок. Все так изранено в лесу, как после войны. Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны. Березу ножиком пырнул какой-то живоглот. Мне кажется, из-под коры моя слеза течет. От этой черствости людской болит душа моя. Под искалеченным дубком не ветер стонет – я. Вот муравейник подожжен кощунственной рукой… Мне кажется, горит не он, а дом пылает мой! Земля в ожогах и рубцах, как в дни большой беды… Хмельного ухарства следы, беспечности следы. Ушли, увидев красоту, смутив лесной уют, не услыхав, что за спиной все листья слезы льют.

Книга (плачет). Ой-ой-ой!

Колобок. Вот никогда не видел, чтобы книги ходили. Ну, а ты на что жалуешься?

Книга. Жалуюсь на то, что про меня совсем забыли, а ведь я ваша родственница, ваша землячка. И родилась я из деревьев дальневосточной тайги, и рассказываю я о природе нашего края, и написал меня великий путешественник Арсеньев.

Лесовичок. Напрасно ты волнуешься, книга. Встрече с тобой мы рады, а сейчас докажем тебе, что много знаем о дальневосточной тайге.

Конкурс о растениях и животных Дальнего Востока.

Книга. Я люблю побродить по зеленой стране.

            Здесь друзей заводить очень нравится мне.

            На сюрпризы горазд

Молчаливый народ

И за то, что отдаст,

Ничего не берет.

В той стране – благодать,

Удивительный свет.

Вот бы нам разгадать,

В чем тут главный секрет.

Загляни-ка со мной

В эту славную жизнь,

И с зеленой страной

Навсегда подружись.

Танец цветов.

Лесовичок. Вот и подошло к концу наше путешествие, Колобок. загляни в корзинку, много ли ты набрал лесных историй?

Колобок. Да, тяжела моя корзина. Пойду-ка я к бабушке и дедушке, прочитаю все эти книги и стану таким же умным, как ты, Лесовичок.

Лесовичок. А вам, ребята, я советую разобрать этот муравейник из книг, прочитать их и узнать много нового и интересного для себя.

Звучит музыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности (область «Социализация», «Художественное чтение», «Художественное творчество»). для детей подготовительного возраста Тема: «В гостях у Данила-мастера»

Конспект непосредственно образовательной деятельности (область «Социализация», «Художественное чтение», «Художественное творчество»).для детей подготовительного возрастаТема: «В гостях у Данила-мастер...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ По художественному чтению в подготовительной группе Тема: «Чтение детьми и воспитателем любимых стихов»

Тематическое занятие, с элементами художественного чтения,направлено на развитие у детей эмоциональной отзывчивости на произведения поэтов–  голоса,  развитие творческой способности, воображ...

Организованная образовательная деятельность во второй группе раннего возраста Художественно-эстетическое развитие Сценарий осеннего праздника «Воронушка»

Цель: приобщение детей к образам осенней поры, познание красоты окружающего мира, проявлений средствами музыкальной выразительности. Развитие творческого воображения, умение быстро реагировать на пост...

Конспект по художественно-эстетическому развитию : Музыкальная деятельность.Сценарий осеннего праздника « Осень ».

Цель : Воспитывать в детях чувство прекрасного посредством воздействия музыки, поэзии. Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание. С...