Серия занятий по ознакомлению детей с художественной литератукрой детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал по художественной литературе на тему

Тукаева  Марина Юрьевна

ТЕМА: Ох, красивый теремок! Очень – очень он высок

ЦЕЛИ: Продолжать формировать у детей интерес к русским народным сказкам.   *Развивать внимание память, способствовать умению пересказывать небольшие по объёму произведения с помощью мнемотаблиц.       *Расширять активный словарь за счет выделения новых слов (длинные, острые)

Предварительная работа: “Чтение сказки “Теремок”.

Дидактический материал: Мнемотаблица и мнемоквадраты по сказке “Теремок”, палочки цветные.

ХОД ЗАНЯТИЯ                                                                                                              Стоит в поле теремок

Он не низок, не высок,

Кто-то в тереме живет?

Кто-то в невысоком живет?

В это время воспитатель стучит в теремок в виде мнемотаблицы.

- Ой, ребята, никто не открывает.

- А давайте, ребята, мы с вами сами вспомним, кто же в теремочке живет.

- Давайте посмотрим на волшебную табличку.

Рассматриваем таблицу и делаем разбор того, что на ней изображено.

- Так, кто же живет в теремочке?

Дети: Мышка,

Воспитатель: Какого цвета мышка?

Дети: Лягушка

Воспитатель: Лягушка, какого цвета?

Дети: Заяц

Воспитатель: А какие уши у зайца?

Дети: Длинные.

Воспитатель: А как узнали, что Лиса живет?

Дети показывают на мнемотаблице графическое изображение лисы.

Воспитатель: Из каких фигур состоит наша лиса?

Дети: Из треугольников и овала.

Прошу детей показать самый большой треугольник, самый маленький треугольник, хвост – овал.

Воспитатель: А как вы узнали, что в теремочке волк живет?

Дети: - Острые зубы (показывают)

Воспитатель: - А еще кто живет?

Дети: Медведь.

Воспитатель: - А как узнали?

Дети показывают большой коричневый круг – это медведь.

- Ребята, а что сделал медведь с теремком?

Дети: Развалил.

Воспитатель: А из каких фигур состоит теремок?

Дети: Из треугольников и квадратов.

Воспитатель: Правильно, молодцы.

Обращаю внимание детей на мнемоквадраты, которые находятся на столах у каждого. Прошу найти тех зверей, которых я покажу на мнемотаблице.

Физкультминутка.

Нам лениться не годиться,

Помните ребята,

Даже звери с теремочка,

Делают зарядку.

Выходите на зарядку

(звучит музыка)

Зайцы скачут – скок, скок,

Да на беленький снежок.

Приседают, слушают,

Не идет ли волк.

Серый волк бежит по лесу,

А за ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою,

Два пушистеньких хвоста.

А еще забыли мышку

Мышку серую малышку.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Садитесь на стульчики.

Предлагаю детям вспомнить еще раз сказку “Теремок” и выстроить мнемотаблицу из мнемоквадратов с рассказом, с помощью взрослого.

Одного ребенка прошу это сделать на мольберте, используя прием наложения. Остальные дети делают мнемотаблицу за столами.

Спрашиваю 2 – 3 детей по сказке.

Воспитатель: Что же делать? Ведь теремок сломался. Как нам быть?

- А вы, ребята, хотите построить свои теремочки из палочек.

Строим теремки из палочек.

Воспитатель: Из каких фигур построили теремки.

Дети: Из квадратов и треугольников

Воспитатель: - Ой, какие красивые домики получились.

Воспитатель: А кого заселить в свой теремок?... (Молодцы!)

Стоит в поле теремок, теремок.

Очень, очень он высок, ох, высок.

Без веселья здесь нельзя, И на горке и на льду (зима)

 

 

Знакомство со сказкой

 «Зимовье зверей».

 

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

Познакомить детей с новой сказкой.

Закрепить характерные признаки времён года.

Упражнять в умении отгадывать загадки.

Развивать познавательные процессы: внимание, речь, мышление.

Формировать интерес к восприятию литературных произведений.

 

Индивидуальная работа:

Активизировать на занятии (дети ).

Предшествующая работа:

Развивающие игры:

«когда это бывает», «Узнай сказку», «Нарисуй сказку».

Рассказывание сказок « Три медведя», «Жихарка».

Беседы по содержанию сказок.

игровая мотивация:

 Педагог обращает внимание детей, на какого – то странного зверя.

(На листе бумаги изображён баран с помощью символической аналогии: круг и рога)

методические приёмы:

Беседа; загадывание загадок; рассказ воспитателя; рисование детьми сказки с помощью символической аналогии.

    Ход занятия

1. Беседа:

Вопросы:

как вы думаете, что это за зверь?

Как вы догадались?

его и его друзей  заколдовала злая фея, чтобы помочь надо нарисрвать портреты его друзей, узнать из какой сказки эти персонажи.

А вы хотите помочь ему?

тогда будьте очень внимательны.

2.Загадки: о животных.

Чтобы узнать сказку надо отгадать загадку о времени года, в котором происходили все события этой сказки.

Догадались? молодцы.

3.Физминутка:

Нам лениться не годится

Помните ребята,

Даже звери «Теремочка»

Делают зарядку.

Выходите по порядку, начинаем мы зарядку.

4. Приготовьте ушки, глазки расскажу сейчас вам сказку.

Рассказывание сказки «Зимовье зверей».

Беседа по содержанию сазки

Вопросы:

какие звери живут в этой сказке?

Как вы думаете, а живут они дружно?

А вы сможете нарисовать портреты всех зверей?

Как можно нарисовать петушка, кота..

Тогда я прдлагаю вам сесть за столы и начать рисовать зверей, но для этого надо выполнить одно условие, чтобы злая колдунья не догадалась,

всех животных надо нарисовать, используя круг, пририсовать одну характерную деталь для каждого животного, а так же рисовать можно,

цветными карадашами, но только тем, цветом который подходит этому животному.

Подумайте и скажите, как бы вы нарисовали петушка, не забудьте про условие. Можно приступать к выполнению задания.

5. Рисование детьми сказки

6.пальчиковая гимнастика:

 «Весёлые зверушки».

7.Рассматривание детских работ,

перессказ сказки.

итог занятия: приходит петушок (игрушка) благодарит за помощь.

 

«Литературный калейдоскоп».

 

Программные задачи:

приобщать детей к русской поэзии;

помогать им перессказывать отрывки из сказок, обогащать словарь детей, совершенствоватумение правильно строить предложения.

Развивать память, речь, мышление.

Индивидуальная работа:

Активизировать на занятии (дети на выбор).

Предшествующая работа:

Чтение и заучивание стихотворений о зиме.

рассказывание сказок: «Три поросёнка», «Гуси –лебеди», «Жихарка».

Беседы по содержанию литературных произведений.

Методические иприёмы:

 

Чтение стихотворений;

беседа;

развивающая игра; «Узнай сказку».

Драматизация отрывка из сказки «Три поросёнка».

материал к занятию:

Стихотворения:

«зашумела, разгулялась..» И. Никитина,

«мама! глянь – ка из окошка…» А. Фета,

«Улицей гуляет..» с. Дрожжина.

Рисунки детей с использованием метода «символической  аналогии»

 к сказкам: «Три поросёнка», «Гуси-лебеди», «Жихарка».

Игрушка «Буратино».

Физминутка:

«Заячья зарядка».

На полянке зайки  

В трусиках и майках

встали по порядку

делают зарядку.

лапки поднимали,

Дружно приседали

                Ход занятия.

1.Чтение стихотворений:

 

«зашумела, разгулялась..» И. Никитина,

«мама! глянь – ка из окошка…» А. Фета,

«Улицей гуляет..» с. Дрожжина.

 

2. Беседа.

Вопросы:

 

-Какое стихотворение вам  особенно понравилось?

-Почему?

- О каком времени года говорится в стихотворениях?

- как авторы описывают зиму?

- как вы думаете, авторы стихотворений любят это время года?

 -Как вы догадались?

 -а мне очень понравилось стихотворение И. Никитина.

   педагог просит позволения ещё раз прочитать стихотворение.

3. Физминутка:

«Заячья зарядка».

4.игровой приём:

раздаётся стук в дверь, приходит «Незнайка»,

просит ребят рассказать о том, что это за загадочные фигуры на выставке детских рисунков, дети подходят к выставке.

-дети вы помните, что это за рисунки?

5.Игра: «Узнай сказку».

6.драматизация отрывка из сказки «Три поросёнка».

Буратино благодарит детей за помощь, говорит о том, как хорошо дети разыграли сказку, и прощается с детьми.

Итог занятия.

 

 

 

 «В гостях у сказки».

Программные задачи:

Закрепить с детьми содержание знакомых сказок:

«Лисичка сестричка и серый волк» русская народная сказка;

«Заяц и ёж» братья Гримм;

«красная шапочка» Ш. Перро.

упражнять в умении отвечать на вопросы педагога;

развивать память, речь, мышление.

Формировать умение  давать характеристику сказочному персонажу,

оценивать поступки литераурных героев.

Воспитывать интерес к художественной литературе.

Индивидуальная работа:

Учить (дети на выбор) отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

Предшествующая работа:

рассказывание сказок:

 « Лисичка сестричка и серый волк» русская народная сказка;

«Заяц и ёж» братья Гримм;

«красная шапочка» Ш. Перро.

Беседы по содержанию литературных произведений.

Рассматривание иллюстраций;

развивающие игры:

«В гостях у Маши»;

«назови сказку».

Изображение портретов сказочных персонажей с использованием методов ТРИЗ педагогики.

(графическое изображение литературных персонажей; символическая аналогия).

 

методическиеиприёмы:

прослушиание  песенки красной шапочки в аудиозаписи.

Беседа.

Рассматривание портретов сказочных персонажей, изображенных с использованием методов ТРИЗ педагогики.

(графическое изображение литературных персонажей; символическая аналогия).

Игра с карточками: «покажи, какая лиса»?

Перессказ отрывков знакомых сказок.

ход занятия.

1.Звучит песенка красной шапочки.

2. Беседа.

Вопросы:

-Дети вам знакома это песенка?

-Кто поёт песенку?

- Вы помните,  из какой сказки этот персонаж?

-каких героев этой сказки вы ещё помните?

-как вы думаете, кто самый добрый в этой сказке?

-Почему?

-Вспомните, как Красная шапочка разговаривала с волком ?

-Какой волк в сказке?

-Как вы думаете, что было бы, если Красная шапочка не стала рассказывать, где живёт её бабушка?

-Напомните, как сказка закончилась?

 

3.Педагог обращает внимание на загадочный портрет (графическим методом изображён волк из сказки «Лисичка сестричка и серый волк»)

  и предлагает вспомнить, что это за сказочный герой?

Беседа.

Вопросы:

-Из какой сказки?

-какой волк в этой сказке? (глупый, доверчивый…)

-Почему?

-А как бы вы изобразили лису?

-покажите это на карточках.

4.Физминутка: «В весеннем лесу».

5. Игровой приём.

Педагог обращает внимание на конверт.

Предлагает посмотреть, что там.

Открывают конверт, а там загадочные портреты.

Вопросы:-Как вы думаете, кто это?

-Из какой сказки ежи?

-Как вы догадались?

-какой ёж в сказке?

-Как вы думаете, почему ёж так поступил с зайцем?

6.Драматизация отрывка из сказки «Заяц и ёж».

Итог занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Цыплёнок» К. Чуковского.

Программные задачи:

Учить детей подбирать лова определения к заданному слову.

Упражнять в умении перессказывать небольшие литературные произведения.

Пользоваться различными выразительными средствами: интонацией, мимикой, жестами.

Развивать познавательные процессы: внимание, речь, мышление.

Формировать интерес к восприятию литературных произведений.

Индивидуальная работа:

предложить Савелию, Кристине участвовать в драматизации

 одного из отрывков сказки.

Предшествующая работа:

Развивающие игры:

«Кто у кого»;

«Ты чей, малыш»;

драматизация сказки: «Теремок».

Рисование сказочных героев с помощью методов ТРИЗ:

 символическая аналогия; графическое изображение сказочных персонажей.

методические приёмы:

Рассказ сказки К. Чуковского «Цыплёнок»

беседа.

игровое упражнение: «подбери определение к заданному слову».

Рассказ сказки К. Чуковского «Цыплёнок».

Драматизация отрывков сказки.

Изображение литературных персонажей методом символической аналогии.

Оборудование:

фланелеграф, сказка на фланелеграфе «Цыплёнок»,

цветные карандаши, листы бумаги.

Ход занятия.

1.Педагог:

Все дети хотят поскорее вырасти. То и дело они говорят: «Я уже большой!» Совсем как цыплёнок из сказки, про которого я хочу вам рассказать.

2.Рассказ сказки: «Цыплёнок».

 3.Игровое упражнение: « Подбери определение к заданному слову».

 4.Разыгрывание этюдов:

« Как цыплёнок важничал, когда гулял по двору»;

«Как мама курица заботилась о сыночке, оберегала его»;

«Как напал на курицу злой кот»;

«Как мама курица приласкала цыплёнка».

5.Физминутка:

«Вышла курочка гулять».

педагог предлагает детям нарисовать всех героев сказки, используя

модель (круг), дополнив  характерными деталями, например:

клюв и хвост у цыплёнка.

6. Рисование детьми сказки.

7.Рассматривание детских работ, совместное рассказывание сказки.

Итог занятия.

 

 

 

Динамическая пауза «в весеннем лесу».

 

В лес весенний по тропинке                        Дети ходят на месте.

Мы отправились гулять.

 

будем вместе веселиться,                               Прыгают на двух ногах.

Будем прыгать и скакать.

 

Солнцу мы рукой помашем,                            Поднимают правую руку вверх и

Скажем: «Солнышко, привет!»         машут ею.

 

И лесное эхо наше                                                    Приставляют ладони ко рту

Тихо крикнет нам в ответ:

«привет»                                                                           Тихонько говорят: «привет»

Мы понюхаем подснежник,                                       Наклоняются.

Но ег мы не сорвём. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА: Ох, красивый теремок! Очень – очень он высок

ЦЕЛИ: Продолжать формировать у детей интерес к русским народным сказкам.   *Развивать внимание память, способствовать умению пересказывать небольшие по объёму произведения с помощью мнемотаблиц.       *Расширять активный словарь за счет выделения новых слов (длинные, острые)

Предварительная работа: “Чтение сказки “Теремок”.

Дидактический материал: Мнемотаблица и мнемоквадраты по сказке “Теремок”, палочки цветные.

ХОД ЗАНЯТИЯ                                                                                                              Стоит в поле теремок

Он не низок, не высок,

Кто-то в тереме живет?

Кто-то в невысоком живет?

В это время воспитатель стучит в теремок в виде мнемотаблицы.

- Ой, ребята, никто не открывает.

- А давайте, ребята, мы с вами сами вспомним, кто же в теремочке живет.

- Давайте посмотрим на волшебную табличку.

Рассматриваем таблицу и делаем разбор того, что на ней изображено.

- Так, кто же живет в теремочке?

Дети: Мышка,

Воспитатель: Какого цвета мышка?

Дети: Лягушка

Воспитатель: Лягушка, какого цвета?

Дети: Заяц

Воспитатель: А какие уши у зайца?

Дети: Длинные.

Воспитатель: А как узнали, что Лиса живет?

Дети показывают на мнемотаблице графическое изображение лисы.

Воспитатель: Из каких фигур состоит наша лиса?

Дети: Из треугольников и овала.

Прошу детей показать самый большой треугольник, самый маленький треугольник, хвост – овал.

Воспитатель: А как вы узнали, что в теремочке волк живет?

Дети: - Острые зубы (показывают)

Воспитатель: - А еще кто живет?

Дети: Медведь.

Воспитатель: - А как узнали?

Дети показывают большой коричневый круг – это медведь.

- Ребята, а что сделал медведь с теремком?

Дети: Развалил.

Воспитатель: А из каких фигур состоит теремок?

Дети: Из треугольников и квадратов.

Воспитатель: Правильно, молодцы.

Обращаю внимание детей на мнемоквадраты, которые находятся на столах у каждого. Прошу найти тех зверей, которых я покажу на мнемотаблице.

Физкультминутка.

Нам лениться не годиться,

Помните ребята,

Даже звери с теремочка,

Делают зарядку.

Выходите на зарядку

(звучит музыка)

Зайцы скачут – скок, скок,

Да на беленький снежок.

Приседают, слушают,

Не идет ли волк.

Серый волк бежит по лесу,

А за ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою,

Два пушистеньких хвоста.

А еще забыли мышку

Мышку серую малышку.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Садитесь на стульчики.

Предлагаю детям вспомнить еще раз сказку “Теремок” и выстроить мнемотаблицу из мнемоквадратов с рассказом, с помощью взрослого.

Одного ребенка прошу это сделать на мольберте, используя прием наложения. Остальные дети делают мнемотаблицу за столами.

Спрашиваю 2 – 3 детей по сказке.

Воспитатель: Что же делать? Ведь теремок сломался. Как нам быть?

- А вы, ребята, хотите построить свои теремочки из палочек.

Строим теремки из палочек.

Воспитатель: Из каких фигур построили теремки.

Дети: Из квадратов и треугольников

Воспитатель: - Ой, какие красивые домики получились.

Воспитатель: А кого заселить в свой теремок?... (Молодцы!)

Стоит в поле теремок, теремок.

Очень, очень он высок, ох, высок.

Без веселья здесь нельзя, И на горке и на льду (зима)

 

 

Знакомство со сказкой

 «Зимовье зверей».

 

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

Познакомить детей с новой сказкой.

Закрепить характерные признаки времён года.

Упражнять в умении отгадывать загадки.

Развивать познавательные процессы: внимание, речь, мышление.

Формировать интерес к восприятию литературных произведений.

 

Индивидуальная работа:

Активизировать на занятии (дети ).

Предшествующая работа:

Развивающие игры:

«когда это бывает», «Узнай сказку», «Нарисуй сказку».

Рассказывание сказок « Три медведя», «Жихарка».

Беседы по содержанию сказок.

игровая мотивация:

 Педагог обращает внимание детей, на какого – то странного зверя.

(На листе бумаги изображён баран с помощью символической аналогии: круг и рога)

методические приёмы:

Беседа; загадывание загадок; рассказ воспитателя; рисование детьми сказки с помощью символической аналогии.

    Ход занятия

1. Беседа:

Вопросы:

как вы думаете, что это за зверь?

Как вы догадались?

его и его друзей  заколдовала злая фея, чтобы помочь надо нарисрвать портреты его друзей, узнать из какой сказки эти персонажи.

А вы хотите помочь ему?

тогда будьте очень внимательны.

2.Загадки: о животных.

Чтобы узнать сказку надо отгадать загадку о времени года, в котором происходили все события этой сказки.

Догадались? молодцы.

3.Физминутка:

Нам лениться не годится

Помните ребята,

Даже звери «Теремочка»

Делают зарядку.

Выходите по порядку, начинаем мы зарядку.

4. Приготовьте ушки, глазки расскажу сейчас вам сказку.

Рассказывание сказки «Зимовье зверей».

Беседа по содержанию сазки

Вопросы:

какие звери живут в этой сказке?

Как вы думаете, а живут они дружно?

А вы сможете нарисовать портреты всех зверей?

Как можно нарисовать петушка, кота..

Тогда я прдлагаю вам сесть за столы и начать рисовать зверей, но для этого надо выполнить одно условие, чтобы злая колдунья не догадалась,

всех животных надо нарисовать, используя круг, пририсовать одну характерную деталь для каждого животного, а так же рисовать можно,

цветными карадашами, но только тем, цветом который подходит этому животному.

Подумайте и скажите, как бы вы нарисовали петушка, не забудьте про условие. Можно приступать к выполнению задания.

5. Рисование детьми сказки

6.пальчиковая гимнастика:

 «Весёлые зверушки».

7.Рассматривание детских работ,

перессказ сказки.

итог занятия: приходит петушок (игрушка) благодарит за помощь.

 

«Литературный калейдоскоп».

 

Программные задачи:

приобщать детей к русской поэзии;

помогать им перессказывать отрывки из сказок, обогащать словарь детей, совершенствоватумение правильно строить предложения.

Развивать память, речь, мышление.

Индивидуальная работа:

Активизировать на занятии (дети на выбор).

Предшествующая работа:

Чтение и заучивание стихотворений о зиме.

рассказывание сказок: «Три поросёнка», «Гуси –лебеди», «Жихарка».

Беседы по содержанию литературных произведений.

Методические иприёмы:

 

Чтение стихотворений;

беседа;

развивающая игра; «Узнай сказку».

Драматизация отрывка из сказки «Три поросёнка».

материал к занятию:

Стихотворения:

«зашумела, разгулялась..» И. Никитина,

«мама! глянь – ка из окошка…» А. Фета,

«Улицей гуляет..» с. Дрожжина.

Рисунки детей с использованием метода «символической  аналогии»

 к сказкам: «Три поросёнка», «Гуси-лебеди», «Жихарка».

Игрушка «Буратино».

Физминутка:

«Заячья зарядка».

На полянке зайки  

В трусиках и майках

встали по порядку

делают зарядку.

лапки поднимали,

Дружно приседали

                Ход занятия.

1.Чтение стихотворений:

 

«зашумела, разгулялась..» И. Никитина,

«мама! глянь – ка из окошка…» А. Фета,

«Улицей гуляет..» с. Дрожжина.

 

2. Беседа.

Вопросы:

 

-Какое стихотворение вам  особенно понравилось?

-Почему?

- О каком времени года говорится в стихотворениях?

- как авторы описывают зиму?

- как вы думаете, авторы стихотворений любят это время года?

 -Как вы догадались?

 -а мне очень понравилось стихотворение И. Никитина.

   педагог просит позволения ещё раз прочитать стихотворение.

3. Физминутка:

«Заячья зарядка».

4.игровой приём:

раздаётся стук в дверь, приходит «Незнайка»,

просит ребят рассказать о том, что это за загадочные фигуры на выставке детских рисунков, дети подходят к выставке.

-дети вы помните, что это за рисунки?

5.Игра: «Узнай сказку».

6.драматизация отрывка из сказки «Три поросёнка».

Буратино благодарит детей за помощь, говорит о том, как хорошо дети разыграли сказку, и прощается с детьми.

Итог занятия.

 

 

 

 «В гостях у сказки».

Программные задачи:

Закрепить с детьми содержание знакомых сказок:

«Лисичка сестричка и серый волк» русская народная сказка;

«Заяц и ёж» братья Гримм;

«красная шапочка» Ш. Перро.

упражнять в умении отвечать на вопросы педагога;

развивать память, речь, мышление.

Формировать умение  давать характеристику сказочному персонажу,

оценивать поступки литераурных героев.

Воспитывать интерес к художественной литературе.

Индивидуальная работа:

Учить (дети на выбор) отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

Предшествующая работа:

рассказывание сказок:

 « Лисичка сестричка и серый волк» русская народная сказка;

«Заяц и ёж» братья Гримм;

«красная шапочка» Ш. Перро.

Беседы по содержанию литературных произведений.

Рассматривание иллюстраций;

развивающие игры:

«В гостях у Маши»;

«назови сказку».

Изображение портретов сказочных персонажей с использованием методов ТРИЗ педагогики.

(графическое изображение литературных персонажей; символическая аналогия).

 

методическиеиприёмы:

прослушиание  песенки красной шапочки в аудиозаписи.

Беседа.

Рассматривание портретов сказочных персонажей, изображенных с использованием методов ТРИЗ педагогики.

(графическое изображение литературных персонажей; символическая аналогия).

Игра с карточками: «покажи, какая лиса»?

Перессказ отрывков знакомых сказок.

ход занятия.

1.Звучит песенка красной шапочки.

2. Беседа.

Вопросы:

-Дети вам знакома это песенка?

-Кто поёт песенку?

- Вы помните,  из какой сказки этот персонаж?

-каких героев этой сказки вы ещё помните?

-как вы думаете, кто самый добрый в этой сказке?

-Почему?

-Вспомните, как Красная шапочка разговаривала с волком ?

-Какой волк в сказке?

-Как вы думаете, что было бы, если Красная шапочка не стала рассказывать, где живёт её бабушка?

-Напомните, как сказка закончилась?

 

3.Педагог обращает внимание на загадочный портрет (графическим методом изображён волк из сказки «Лисичка сестричка и серый волк»)

  и предлагает вспомнить, что это за сказочный герой?

Беседа.

Вопросы:

-Из какой сказки?

-какой волк в этой сказке? (глупый, доверчивый…)

-Почему?

-А как бы вы изобразили лису?

-покажите это на карточках.

4.Физминутка: «В весеннем лесу».

5. Игровой приём.

Педагог обращает внимание на конверт.

Предлагает посмотреть, что там.

Открывают конверт, а там загадочные портреты.

Вопросы:-Как вы думаете, кто это?

-Из какой сказки ежи?

-Как вы догадались?

-какой ёж в сказке?

-Как вы думаете, почему ёж так поступил с зайцем?

6.Драматизация отрывка из сказки «Заяц и ёж».

Итог занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Цыплёнок» К. Чуковского.

Программные задачи:

Учить детей подбирать лова определения к заданному слову.

Упражнять в умении перессказывать небольшие литературные произведения.

Пользоваться различными выразительными средствами: интонацией, мимикой, жестами.

Развивать познавательные процессы: внимание, речь, мышление.

Формировать интерес к восприятию литературных произведений.

Индивидуальная работа:

предложить Савелию, Кристине участвовать в драматизации

 одного из отрывков сказки.

Предшествующая работа:

Развивающие игры:

«Кто у кого»;

«Ты чей, малыш»;

драматизация сказки: «Теремок».

Рисование сказочных героев с помощью методов ТРИЗ:

 символическая аналогия; графическое изображение сказочных персонажей.

методические приёмы:

Рассказ сказки К. Чуковского «Цыплёнок»

беседа.

игровое упражнение: «подбери определение к заданному слову».

Рассказ сказки К. Чуковского «Цыплёнок».

Драматизация отрывков сказки.

Изображение литературных персонажей методом символической аналогии.

Оборудование:

фланелеграф, сказка на фланелеграфе «Цыплёнок»,

цветные карандаши, листы бумаги.

Ход занятия.

1.Педагог:

Все дети хотят поскорее вырасти. То и дело они говорят: «Я уже большой!» Совсем как цыплёнок из сказки, про которого я хочу вам рассказать.

2.Рассказ сказки: «Цыплёнок».

 3.Игровое упражнение: « Подбери определение к заданному слову».

 4.Разыгрывание этюдов:

« Как цыплёнок важничал, когда гулял по двору»;

«Как мама курица заботилась о сыночке, оберегала его»;

«Как напал на курицу злой кот»;

«Как мама курица приласкала цыплёнка».

5.Физминутка:

«Вышла курочка гулять».

педагог предлагает детям нарисовать всех героев сказки, используя

модель (круг), дополнив  характерными деталями, например:

клюв и хвост у цыплёнка.

6. Рисование детьми сказки.

7.Рассматривание детских работ, совместное рассказывание сказки.

Итог занятия.

 

 

 

Динамическая пауза «в весеннем лесу».

 

В лес весенний по тропинке                        Дети ходят на месте.

Мы отправились гулять.

 

будем вместе веселиться,                               Прыгают на двух ногах.

Будем прыгать и скакать.

 

Солнцу мы рукой помашем,                            Поднимают правую руку вверх и

Скажем: «Солнышко, привет!»         машут ею.

 

И лесное эхо наше                                                    Приставляют ладони ко рту

Тихо крикнет нам в ответ:

«привет»                                                                           Тихонько говорят: «привет»

Мы понюхаем подснежник,                                       Наклоняются.

Но ег мы не сорвём. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Серия занятий по ознакомлению детей с художественной литератукрой детей дошкольного возраста.

ТЕМА: Ох, красивый теремок! Очень – очень он высок

ЦЕЛИ: Продолжать формировать у детей интерес к русским народным сказкам.   *Развивать внимание память, способствовать умению пересказывать небольшие по объёму произведения с помощью мнемотаблиц.       *Расширять активный словарь за счет выделения новых слов (длинные, острые)

Предварительная работа: “Чтение сказки “Теремок”.

Дидактический материал: Мнемотаблица и мнемоквадраты по сказке “Теремок”, палочки цветные.

ХОД ЗАНЯТИЯ                                                                                                              Стоит в поле теремок

Он не низок, не высок,

Кто-то в тереме живет?

Кто-то в невысоком живет?

В это время воспитатель стучит в теремок в виде мнемотаблицы.

- Ой, ребята, никто не открывает.

- А давайте, ребята, мы с вами сами вспомним, кто же в теремочке живет.

- Давайте посмотрим на волшебную табличку.

Рассматриваем таблицу и делаем разбор того, что на ней изображено.

- Так, кто же живет в теремочке?

Дети: Мышка,

Воспитатель: Какого цвета мышка?

Дети: Лягушка

Воспитатель: Лягушка, какого цвета?

Дети: Заяц

Воспитатель: А какие уши у зайца?

Дети: Длинные.

Воспитатель: А как узнали, что Лиса живет?

Дети показывают на мнемотаблице графическое изображение лисы.

Воспитатель: Из каких фигур состоит наша лиса?

Дети: Из треугольников и овала.

Прошу детей показать самый большой треугольник, самый маленький треугольник, хвост – овал.

Воспитатель: А как вы узнали, что в теремочке волк живет?

Дети: - Острые зубы (показывают)

Воспитатель: - А еще кто живет?

Дети: Медведь.

Воспитатель: - А как узнали?

Дети показывают большой коричневый круг – это медведь.

- Ребята, а что сделал медведь с теремком?

Дети: Развалил.

Воспитатель: А из каких фигур состоит теремок?

Дети: Из треугольников и квадратов.

Воспитатель: Правильно, молодцы.

Обращаю внимание детей на мнемоквадраты, которые находятся на столах у каждого. Прошу найти тех зверей, которых я покажу на мнемотаблице.

Физкультминутка.

Нам лениться не годиться,

Помните ребята,

Даже звери с теремочка,

Делают зарядку.

Выходите на зарядку

(звучит музыка)

Зайцы скачут – скок, скок,

Да на беленький снежок.

Приседают, слушают,

Не идет ли волк.

Серый волк бежит по лесу,

А за ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою,

Два пушистеньких хвоста.

А еще забыли мышку

Мышку серую малышку.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Садитесь на стульчики.

Предлагаю детям вспомнить еще раз сказку “Теремок” и выстроить мнемотаблицу из мнемоквадратов с рассказом, с помощью взрослого.

Одного ребенка прошу это сделать на мольберте, используя прием наложения. Остальные дети делают мнемотаблицу за столами.

Спрашиваю 2 – 3 детей по сказке.

Воспитатель: Что же делать? Ведь теремок сломался. Как нам быть?

- А вы, ребята, хотите построить свои теремочки из палочек.

Строим теремки из палочек.

Воспитатель: Из каких фигур построили теремки.

Дети: Из квадратов и треугольников

Воспитатель: - Ой, какие красивые домики получились.

Воспитатель: А кого заселить в свой теремок?... (Молодцы!)

Стоит в поле теремок, теремок.

Очень, очень он высок, ох, высок.

Без веселья здесь нельзя, И на горке и на льду (зима)

Знакомство со сказкой

 «Зимовье зверей».

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

Познакомить детей с новой сказкой.

Закрепить характерные признаки времён года.

Упражнять в умении отгадывать загадки.

Развивать познавательные процессы: внимание, речь, мышление.

Формировать интерес к восприятию литературных произведений.

Индивидуальная работа:

Активизировать на занятии (дети ).

Предшествующая работа:

Развивающие игры:

«когда это бывает», «Узнай сказку», «Нарисуй сказку».

Рассказывание сказок « Три медведя», «Жихарка».

Беседы по содержанию сказок.

игровая мотивация:

 Педагог обращает внимание детей, на какого – то странного зверя.

(На листе бумаги изображён баран с помощью символической аналогии: круг и рога)

методические приёмы:

Беседа; загадывание загадок; рассказ воспитателя; рисование детьми сказки с помощью символической аналогии.

        Ход занятия

1. Беседа:

Вопросы:

как вы думаете, что это за зверь?

Как вы догадались?

его и его друзей  заколдовала злая фея, чтобы помочь надо нарисрвать портреты его друзей, узнать из какой сказки эти персонажи.

А вы хотите помочь ему?

тогда будьте очень внимательны.

2.Загадки: о животных.

Чтобы узнать сказку надо отгадать загадку о времени года, в котором происходили все события этой сказки.

Догадались? молодцы.

3.Физминутка:

Нам лениться не годится

Помните ребята,

Даже звери «Теремочка»

Делают зарядку.

Выходите по порядку, начинаем мы зарядку.

4. Приготовьте ушки, глазки расскажу сейчас вам сказку.

Рассказывание сказки «Зимовье зверей».

Беседа по содержанию сазки

Вопросы:

какие звери живут в этой сказке?

Как вы думаете, а живут они дружно?

А вы сможете нарисовать портреты всех зверей?

Как можно нарисовать петушка, кота..

Тогда я прдлагаю вам сесть за столы и начать рисовать зверей, но для этого надо выполнить одно условие, чтобы злая колдунья не догадалась,

всех животных надо нарисовать, используя круг, пририсовать одну характерную деталь для каждого животного, а так же рисовать можно,

цветными карадашами, но только тем, цветом который подходит этому животному.

Подумайте и скажите, как бы вы нарисовали петушка, не забудьте про условие. Можно приступать к выполнению задания.

5. Рисование детьми сказки

6.пальчиковая гимнастика:

 «Весёлые зверушки».

7.Рассматривание детских работ,

перессказ сказки.

итог занятия: приходит петушок (игрушка) благодарит за помощь.

«Литературный калейдоскоп».

Программные задачи:

приобщать детей к русской поэзии;

помогать им перессказывать отрывки из сказок, обогащать словарь детей, совершенствоватумение правильно строить предложения.

Развивать память, речь, мышление.

Индивидуальная работа:

Активизировать на занятии (дети на выбор).

Предшествующая работа:

Чтение и заучивание стихотворений о зиме.

рассказывание сказок: «Три поросёнка», «Гуси –лебеди», «Жихарка».

Беседы по содержанию литературных произведений.

Методические иприёмы:

Чтение стихотворений;

беседа;

развивающая игра; «Узнай сказку».

Драматизация отрывка из сказки «Три поросёнка».

материал к занятию:

Стихотворения:

«зашумела, разгулялась..» И. Никитина,

«мама! глянь – ка из окошка…» А. Фета,

«Улицей гуляет..» с. Дрожжина.

Рисунки детей с использованием метода «символической  аналогии»

 к сказкам: «Три поросёнка», «Гуси-лебеди», «Жихарка».

Игрушка «Буратино».

Физминутка:

«Заячья зарядка».

На полянке зайки        

В трусиках и майках

встали по порядку

делают зарядку.

лапки поднимали,

Дружно приседали

                Ход занятия.

1.Чтение стихотворений:

 

«зашумела, разгулялась..» И. Никитина,

«мама! глянь – ка из окошка…» А. Фета,

«Улицей гуляет..» с. Дрожжина.

 

2. Беседа.

Вопросы:

-Какое стихотворение вам  особенно понравилось?

-Почему?

- О каком времени года говорится в стихотворениях?

- как авторы описывают зиму?

- как вы думаете, авторы стихотворений любят это время года?

 -Как вы догадались?

 -а мне очень понравилось стихотворение И. Никитина.

   педагог просит позволения ещё раз прочитать стихотворение.

3. Физминутка:

«Заячья зарядка».

4.игровой приём:

раздаётся стук в дверь, приходит «Незнайка»,

просит ребят рассказать о том, что это за загадочные фигуры на выставке детских рисунков, дети подходят к выставке.

-дети вы помните, что это за рисунки?

5.Игра: «Узнай сказку».

6.драматизация отрывка из сказки «Три поросёнка».

Буратино благодарит детей за помощь, говорит о том, как хорошо дети разыграли сказку, и прощается с детьми.

Итог занятия.

 «В гостях у сказки».

Программные задачи:

Закрепить с детьми содержание знакомых сказок:

«Лисичка сестричка и серый волк» русская народная сказка;

«Заяц и ёж» братья Гримм;

«красная шапочка» Ш. Перро.

упражнять в умении отвечать на вопросы педагога;

развивать память, речь, мышление.

Формировать умение  давать характеристику сказочному персонажу,

оценивать поступки литераурных героев.

Воспитывать интерес к художественной литературе.

Индивидуальная работа:

Учить (дети на выбор) отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

Предшествующая работа:

рассказывание сказок:

 « Лисичка сестричка и серый волк» русская народная сказка;

«Заяц и ёж» братья Гримм;

«красная шапочка» Ш. Перро.

Беседы по содержанию литературных произведений.

Рассматривание иллюстраций;

развивающие игры:

«В гостях у Маши»;

«назови сказку».

Изображение портретов сказочных персонажей с использованием методов ТРИЗ педагогики.

(графическое изображение литературных персонажей; символическая аналогия).

методическиеиприёмы:

прослушиание  песенки красной шапочки в аудиозаписи.

Беседа.

Рассматривание портретов сказочных персонажей, изображенных с использованием методов ТРИЗ педагогики.

(графическое изображение литературных персонажей; символическая аналогия).

Игра с карточками: «покажи, какая лиса»?

Перессказ отрывков знакомых сказок.

ход занятия.

1.Звучит песенка красной шапочки.

2. Беседа.

Вопросы:

-Дети вам знакома это песенка?

-Кто поёт песенку?

- Вы помните,  из какой сказки этот персонаж?

-каких героев этой сказки вы ещё помните?

-как вы думаете, кто самый добрый в этой сказке?

-Почему?

-Вспомните, как Красная шапочка разговаривала с волком ?

-Какой волк в сказке?

-Как вы думаете, что было бы, если Красная шапочка не стала рассказывать, где живёт её бабушка?

-Напомните, как сказка закончилась?

3.Педагог обращает внимание на загадочный портрет (графическим методом изображён волк из сказки «Лисичка сестричка и серый волк»)

  и предлагает вспомнить, что это за сказочный герой?

Беседа.

Вопросы:

-Из какой сказки?

-какой волк в этой сказке? (глупый, доверчивый…)

-Почему?

-А как бы вы изобразили лису?

-покажите это на карточках.

4.Физминутка: «В весеннем лесу».

5. Игровой приём.

Педагог обращает внимание на конверт.

Предлагает посмотреть, что там.

Открывают конверт, а там загадочные портреты.

Вопросы:-Как вы думаете, кто это?

-Из какой сказки ежи?

-Как вы догадались?

-какой ёж в сказке?

-Как вы думаете, почему ёж так поступил с зайцем?

6.Драматизация отрывка из сказки «Заяц и ёж».

Итог занятия.

 «Цыплёнок» К. Чуковского.

Программные задачи:

Учить детей подбирать лова определения к заданному слову.

Упражнять в умении перессказывать небольшие литературные произведения.

Пользоваться различными выразительными средствами: интонацией, мимикой, жестами.

Развивать познавательные процессы: внимание, речь, мышление.

Формировать интерес к восприятию литературных произведений.

Индивидуальная работа:

предложить Савелию, Кристине участвовать в драматизации

 одного из отрывков сказки.

Предшествующая работа:

Развивающие игры:

«Кто у кого»;

«Ты чей, малыш»;

драматизация сказки: «Теремок».

Рисование сказочных героев с помощью методов ТРИЗ:

 символическая аналогия; графическое изображение сказочных персонажей.

методические приёмы:

Рассказ сказки К. Чуковского «Цыплёнок»

беседа.

игровое упражнение: «подбери определение к заданному слову».

Рассказ сказки К. Чуковского «Цыплёнок».

Драматизация отрывков сказки.

Изображение литературных персонажей методом символической аналогии.

Оборудование:

фланелеграф, сказка на фланелеграфе «Цыплёнок»,

цветные карандаши, листы бумаги.

Ход занятия.

1.Педагог:

Все дети хотят поскорее вырасти. То и дело они говорят: «Я уже большой!» Совсем как цыплёнок из сказки, про которого я хочу вам рассказать.

2.Рассказ сказки: «Цыплёнок».

 3.Игровое упражнение: « Подбери определение к заданному слову».

 4.Разыгрывание этюдов:

« Как цыплёнок важничал, когда гулял по двору»;

«Как мама курица заботилась о сыночке, оберегала его»;

«Как напал на курицу злой кот»;

«Как мама курица приласкала цыплёнка».

5.Физминутка:

«Вышла курочка гулять».

педагог предлагает детям нарисовать всех героев сказки, используя

модель (круг), дополнив  характерными деталями, например:

клюв и хвост у цыплёнка.

6. Рисование детьми сказки.

7.Рассматривание детских работ, совместное рассказывание сказки.

Итог занятия.

Динамическая пауза «в весеннем лесу».

В лес весенний по тропинке                              Дети ходят на месте.

Мы отправились гулять.

будем вместе веселиться,                               Прыгают на двух ногах.

Будем прыгать и скакать.

Солнцу мы рукой помашем,                            Поднимают правую руку вверх и

Скажем: «Солнышко, привет!»        машут ею.

И лесное эхо наше                                                    Приставляют ладони ко рту

Тихо крикнет нам в ответ:

«привет»                                                                           Тихонько говорят: «привет»

Мы понюхаем подснежник,                                       Наклоняются.

Но ег мы не сорвём.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

творческая работа "Театрализованная деятельность на занятиях по ознакомлению с окружающим миром для детей дошкольного возраста"

Исходя из опыта работы в дошкольном учреждении, нужно подчеркнуть, что обучение счет с помощью мультимедийных игр-презентаций должно осуществляться не только на занятиях, но также в кружковой и индиви...

Серия занятий по формированию выразительной стороны речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта при ознакомлении с поэтическими произведениями

Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическим жанром художественной литературы помогает решать такие задачи, как расширение кругозора, развитие памяти, формирование культурного уровня и вырази...

Загадка как возможность ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Данный материал может быть интересен воспитателям, методистам дошкольных образовательных учреждений, а также специалистам: логопедам, дефектолам, взаимодействующим с детьми, имеющим ограниченные возмо...

Серия занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения « Смешуроки на дороге»

Серия занятий по правилам дорожного движения посвящена актуальной проблеме обучения поведению на дорогах детей дошкольного возраста. Занятия построены не на абстрактных категориях, а максимально прибл...

Практическое занятие. Моделирование конспекта занятия по ознакомлению с творчеством художника - иллюстратора детей дошкольного возраста

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта!       На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из дома, используя ма...