Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего возраста
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая, подготовительная группа) на тему

Подойницына Елена Валерьевна

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию (приобщение к художественной литературе) детей старшего дошкольного возраста в рамках муниципального конкурса "Учитель года - 2016"

Скачать:


Предварительный просмотр:

,Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2 «Сказка» г. Холмска

муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области

Конспект

организованной образовательной деятельности

по речевому развитию

(приобщение к художественной литературе)

детей старшего дошкольного возраста

                  в рамках муниципального конкурса «Учитель года-2016»

разработала: воспитатель МБДОУ д/с № 2«Сказка» Подойницына Елена Валерьевна

г. Холмск

2015

Тема: «Страна Фольклория»

Цель:  обогащение речи детей образными выражениями с использованием  малого фольклорного жанра

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное»

Задачи: продолжать знакомить детей с произведениями малого фольклорного жанра - кладезя народной мудрости.   Побуждать их к использованию в речи пословиц, поговорок, потешек и т.д., интересоваться смыслом слова, употреблять слова с соответствии с их значением и целью высказывания. Воспитывать любовь и чуткое отношение к родному языку, чувство сопричастности с ним. Формировать умение обращать внимание на нравоучение, содержащееся в поговорке, извлекать нравственные уроки из сюжета сказки и поступков героев. Развивать у детей чувство юмора.

Предварительная работа: проведение занятий по ознакомлению с народными и авторским произведениями, чтение книги Н. Носова «Незнайка в цветочном городе», заучивание скороговорок, загадок, считалок.

Методические приемы: мультимедийное    и музыкальное сопровождение, создание проблемных и игровых ситуаций, загадывание загадок, внезапное появление объектов, вопросы к детям, пояснения, педагогическая оценка, упражнения, элементы оздоровительной терапии: пальчиковая гимнастика, психогимнастика, дыхательная гимнастика, релаксация.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, магнитная доска, иллюстрации, подушки-думки (для «привала»)

Словарная работа: фольклор, потешки, пословицы, поговорки, заклички, скороговорки, загадки, припечёт, глядеть не велит.

Ход образовательной деятельности

Организационный момент: воспитатель с детьми заходят в группу под музыку.  Ребята, мне очень приятно с вами сегодня встретиться. Какие у вас всех приветливые и доброжелательные лица.  

         Воспитатель: (звучит продолжение музыки):

Доброе утро  солнцу и птицам.     И каждый становится добрым, доверчивым

Доброе утро улыбчивым лицам.        Пусть доброе утро длится до вечера!

- Давайте, ребята все вместе скажем нашим гостям: «Доброе утро, гости дорогие!».

 Дети повторяют за воспитателем, обращаясь к гостям: «Доброе утро, гости дорогие!» (музыка заканчивается).

1. Вводная часть: – Ребята, у нас в гостях сегодня Незнайка. Он приехал в наш детский сад из далёкого Цветочного города. А что его привело сюда, я сейчас перескажу. Дело в том, что его друзья коротышки, друг другу рассказывают о каком- то «фольклоре». А что такое фольклор, они толком и не знают. Уж больно хочется ему блеснуть своими знаниями перед своим приятелем Знайкой.

Воспитатель: (обращаясь к Незнайке) Я права, Незнайка? (обращаясь к детям) Я пообещала, что мы вместе с вами попробуем во всём разобраться.  Вы согласны? Тогда я вам предлагаю отправиться в далёкую страну Фольклорию, для изучения этого самого загадочного фольклора. (покружись, покружись в стране фольклора окажись).

Воспитатель: Вот мы и оказались в стране Фольклории. Дело в том, Незнайка, что наши ребята тоже мало что знают об этой удивительной стране, хотя они и знакомы с её жителями. Вот в этом мы сейчас и убедимся. Садитесь поудобнее, внимательно послушайте мой рассказ.

Рассказ воспитателя: В те далёкие времена не было электричества, телевизора не было и народ вечерами развлекал себя и своих детей тем, что рассказывали разные интересные истории из жизни добавляя в них немного «волшебства», а уже в наше время их стали называть сказками. Фольклор – слово немецкое, а в переводе на руссобозначает «народ». Значит мы с вами попали в народную страну. Страна Фольклория – это замечательная, удивительная и очень огромная страна, в которой обитают особенные жители: не только сказки, но и поговорки, пословицы, потешки, заклички, песенки, скороговорки, чистоговорки, пестушки, загадки. Как вы думаете, где можно встретить жителей этой особенной страны?

Дети: в книгах, мультфильмах.

Воспитатель: сейчас, Незнайка, мы попробуем рассказать тебе о некоторых из них. Отправляемся на экскурсию на улицу «Сказочную».

 - (Обращаясь к детям) ребята, вы любите сказки? Какие ваши любимые сказки?

Дети: да! (перечисляют свои любимые сказки)

Воспитатель: ребята, а вы знаете что сказки бывают разные: волшебные и почти без волшебства, сказки о животных, о посуде, о растениях, о жизни людей в стародавние времена. Давайте вспомним названия волшебных сказок.

Дети: «Царевна-лягушка», «Финист – ясный сокол», «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и Серый волк» и т.д.

Воспитатель: как вы думаете, чему учат сказки?

Дети: добру, справедливости, храбрости, взаимопомощи, терпению, преданности, благородству, верности данному слову….

Воспитатель: правильно, все события в сказке происходят таким образом, чтобы многократно испытывать героя: его силу, храбрость, доброту, любовь к людям и животным

Пусть герои наших сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло.

Воспитатель: а отправляемся с вами дальше, на улицу «Загадочную». (переходим к следующему стенду). Сейчас мы поговорим о загадках. Я вам загадаю несколько загадок, а вы не просто угадаете предметы, а скажете, какими интересными словами и выражениями говорится о них.

Доброе, хорошее                      Растёт она вниз головою,

На людей глядит,                     Не летом растёт, а зимою.

А людям на себя                      Но солнце её припечёт –

Глядеть не велит.                    Заплачет она и умрёт.

(Солнце)                                         (Сосулька)

Вопросы к детям: - какими словами описано солнышко в этой загадке?

- А как вы понимаете словосочетание «глядеть не велит»?

- Какие слова этой загадки показались вам интересными?

- Почему сосульки растут «вниз головою»?

Воспитатель: (обращаясь к Незнайке) ну что, Незнайка, понравилась тебе улица «Загадочная»?

Ну а сейчас, предлагаю отправиться на улицу «Разговорную». Поиграем и поговорим о пословицах и поговорках.

Рассказ воспитателя: пословица короткое предложение со смыслом, а поговорка это просто словосочетание.

Например: пословица «Мал золотник да дорог»; поговорка «Мал, да удал!»

Пословица содержит примету, предостережение или наставление. «Не зная броду, не суйся в воду». Поговорка просто красноречивое выражение, которое можно легко заменить другими словами.

Предлагаю поиграть.

Дидактическая игра «Скажи по другому»

Воспитатель: я буду называть поговорку, а вы её переделайте так, чтобы она звучала одним словом.

Выражения: «Не по дням, а по часам» ---------- (быстро)

«Сидеть, сложа руки»     ----------- (лениться)

«Держать слово»            ------------ (не обманывать)

«Дрожит, как осиновый лист»    ----------- (замёрз или боится)

«Остаться с носом» ----------------- (быть обманутым)

Физкультминутка

Летели две птички,         имитация движения крыльев

Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели.

Как они садились,            присесть, сложить «крылья»

Все люди дивились.

Воспитатель: ребята, на улице «Разговорной» живут пословицы и поговорки и о дружбе и смелости, о лени и трудолюбии. (рассматривание иллюстраций). Кто из вас знает пословицы о смелости?   О дружбе?  О труде?

Ответы детей.

Воспитатель: а есть ещё такие пословицы:

«За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».

«Большой говорун – плохой работник».

«Одна пчела много мёда не наносит».

«Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

«Сделал дело – гуляй смело».

А сейчас я предлагаю вам немного пофантазировать и придумать свою сказку к любой знакомой вам пословице или поговорке.

(Воспитатель выслушивает детские истории).

Воспитатель: ну вот и закончилось наше путешествие по улицам страны Фольклории и нам пора возвращаться в детский сад.

Незнайка, ты всё понял о фольклоре?  Ребята, давайте напомним Незнайке:

  • Что такое фольклор?
  • А что такое сказка?
  • Чему учит пословица?
  • Для чего нужна поговорка?

В заключении воспитатель предлагает раскраски с сюжетом  к той или иной пословице. Это для того, чтобы затем собрать их в книжку.

 

ГЕРОИ СКАЗОК - ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Тема «Герои сказок»

Цели:

Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора, по описанию отгадывать героя. Развивать внимание, мышление, креативные способности детей.

Оборудование:

Кроссворд, жетоны, письмо от «Сказочных героев», посылка с «волшебными кружочками», медальки.

Ход образовательной деятельности :

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, нам прислали посылку сказочные герои. Посмотрим, что они прислали? Герои сказок предлагают нам поучаствовать в весёлой игре. Придумайте название своей команде, чтобы оно было красочным и сказочным, например: «Сказочники».

Воспитатель:

- Нас ожидают с вами задания, которые нам прислали вот в этой посылке герои из сказок. За каждое правильно выполненное задание команда получает жетон, победит та команда, у которой окажется больше всего жетонов.

Воспитатель:

- Послушайте 1-ое задание: «Отгадайте название сказки по короткому отрывку».

1) Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла…

Воспитатель: - Что это за сказка? (Федорино горе). Кто её написал? (К.И. Чуковский).

2). В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью «Каланча».
По фамилии Степанов
И по имени Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан.

Воспитатель:

- Кто угадал название сказки? (Дядя Степа). Кто её написал? (С. Михалков).

3). Пела ночью мышка в норке:
- Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.

Воспитатель:

- Как называется эта сказка? (Сказка о глупом мышонке). Кто её написал? (С.Я. Маршак).

4). Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.

Воспитатель:

- Что это за сказка? (Сказка о попе и о работнике его балде). Кто написал её? (А.С. Пушкин).

5). Жила была женщина; ей страх как хотелось иметь ребеночка, да где его взять? И вот она отправилась к одной старой колдунье и сказала ей: - Мне так хочется иметь ребеночка; не скажешь ли ты, где мне его взять? Отчего же! сказала колдунья. Вот тебе ячменное зерно; это не простое зерно, не из тех, что растут у крестьян на полях или что бросают курам; посади-ка его в цветочный горшок, увидишь, что будет!

Воспитатель:

- Кто угадал сказку, как она называется? Кто автор сказки?

6). Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.

Воспитатель:

- Кто знает название сказки? (Сказка о рыбаке и рыбке). Кто автор сказки? (А.С. Пушкин).

Воспитатель:

- Молодцы, каждая команда справилась с первым заданием. А сейчас вам предстоит выполнить следующее задание: отгадать загадки. За каждую отгаданную загадку команда получает жетон.

1) На ветвях сидит не птица,
А сидит краса девица.
Сладким голосом поет
Над рекою в чаще:
Околдует, зазовет
И на дно утащит.

2) Над простым моим вопросом
Не потратишь много сил:
Кто мальчишку с длинным носом
Из полена смастерил.

3) Он хозяина любил,
Верно, он ему служил.
Сапоги носил и злого
Людоеда победил.

4) Чуть женой крота не стала
И усатого жука!
Вместе с ласточкой летала
Высоко под облака.

5) В золотых цветах лужайка,
Солнце светит в синеве.
Что любил носить Незнайка
У себя на голове?

6) Красный, пузатый,
В семье огородной
«Сеньором» себя
Называет он гордо.
Напрасно он злится,
Напрасно грозится:
Его Чипполино
Совсем не боится.

7) Много серебра и злата
В сундуках своих он прятал.
В мрачном он дворце живет
И чужих невест крадет.

8) С ним Малыш знаком давно,
Он к нему влетел в окно.

9) Стрела у Ивана,
Как птица в полете.
Жена у Ивана
Живет на болоте. Кто?

10). В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден.

Воспитатель:

- Вижу, вы хорошо знаете сказки, каждая команда отгадала много загадок, тем самым справились с заданием.

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель:

- А сейчас посмотрите на доску, какое задание приготовили вам сказочные герои? (кроссворд). - Верно, если правильно имена веселых человечков назовёте, то сможете узнать какая книга у них самая  любимая. Кроссворд «Герои сказок»

Воспитатель:

- Молодцы вы отгадали кроссворд, знаете много сказок, их героев. На этом наше путешествие подошло к концу. Сейчас каждая команда подсчитает жетоны и мы узнаем победителей.

- У нас победила дружба. Герои из сказок за ваше участие приготовили вам небольшие сувениры. Каждый из вас получает медальки «Знаток сказок».

Воспитатель: Вокруг нас и там и тут

Сказки разные живут.

На полянке есть загадки

Отгадайте без подсказки

Называйте, посмелей

Этих сказочных друзей!

(загадывает загадки, дети находят среди игрушек отгадку и показывают ее)

1. Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

Снегурочка

2. В небесах и на земле скачет баба на метле,

Страшная, злая, кто она такая?

Баба-Яга

3. У Аленушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят

Далеко они глядят

Гуси-лебеди

4. Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей.

Сделался милой, красивой, пригожей?

Царевна лягушка

5. Посадил ее дед в поле

Лето целое росла.

Всей семьей ее тянули

Очень крупная была.

Репка

6. На сметане был мешен

В русской печке испечен.

Повстречал в лесу зверей

И ушел от них скорей.

Колобок

7. Жили-были семь ребят

Белых маленьких козлят.

Проник обманом серый в дом.

Коза потом его нашла,

Перехитрить его смогла.

И всех детей своих спасла.

Козлята

Воспитатель: Все загадки отгадали и героев всех назвали.

Был Кощей вчера в гостях

Что наделал, просто - Ах!

Все картинки перепутал

Сказки все мои он спутал

Пазлы вы должны собрать

Сказку русскую назвать!

(Дети из пазлов собирают картинку сказки и называют ее.

Сказки: Гуси-лебеди, Маша и медведь, Иван-царевич и серый волк, Марья Моревна, Свет-Луна, Снегурочка.

 Воспитатель в это время читает стих:

Трудно сказочку сложить,

Но не надо нам тужить.

Дружно, смело и умело

С вами мы взялись за дело!

Воспитатель: Молодцы! Сложить сумели!

Проделки Кощея преодолели!

А сейчас вы разделитесь

В две команды становитесь.

Будем сказки вспоминать,

Будем в сказки мы играть.

Сказку «Репка» посмотрите

И героям помогите.

Репку надо им достать,

Кто за кем, где должен встать?

Это сказка «Теремок»

Он не низок, не высок.

И жильцов своих всех ждет,

Кто за кем сюда придет?

(Дети, используя карточки-схемы, выстраивают последовательность цепочки героев сказок «Теремок» и «Репка»)

Быстро справиться сумели,

И на стулья тихо сели.

Воспитатель: За руки умелые,

За ум и смекалку

Сказать я спасибо хочу!

Тем, кто трудился,

Тем, кто старался

Подарок свой всем сейчас покажу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Весна»

Цель: Уточнить знания детей о весне, пробуждении природы ото сна, жизни животного и растительного мира в весенний период.Интеграция образовательных областей:Познание: Обобщить и систематизироват...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: "Лес"

Материал направлен на формирование у детей основ экологического сознания, закрепление правил поведения в природе; способствует развитию у детей познавательных интересов, умения анализировать, делать в...

Организованная образовательная деятельность по речевому развитию детей старшего возраста "Спасательная операция золотой рыбки"

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по развитию речевых навыков и умений по теме "Морские обитатели"....