НОД по о/о «Чтение художественной литературы»
материал по художественной литературе (старшая, подготовительная группа) на тему

Ушакова Мария Владимировна

Тема: А.С. Пушкин – « солнце русской поэзии»

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД  по о/о «Чтение  художественной литературы»

ММО воспитателей старших и подготовительных групп

Тема: А.С. Пушкин – « солнце русской поэзии»

Форма проведения:  игра – викторина

для подготовительной к школе  группы.

Воспитатель МАДОУ детского  сада № 5

Ушакова Мария Владимировна

(2 квалификационная категория)

город Гусев

2012 г.

Задачи:

Образовательная:  закрепить знания детей о жизни и деятельности А.С. Пушкина,  совершенствовать художественно – речевые и исполнительские навыки.

Развивающая:  развивать речевую активность, диалогическую и монологическую речь, способности к размышлению, умению делать выводы.

Воспитательная: воспитывать любовь и интерес к литературному наследию А.С Пушкина, родному языку; побуждать  к  осознанию мотивов поступков героев, видеть  их переживания, мысли, чувства, давать оценку действиям и поступкам героев, видеть драматические и комические эпизоды, с юмором относиться к некоторым поступкам героев.

Предварительная работа: беседа о биографии А.С. Пушкина и его произведениях, заучивание стихов по  временам года, и чтение их на прогулке. Изготовление рисунков по сказкам поэта, создание библиотеки.

Оборудование: проектор, презентация  картинок из сказок А.С. Пушкина,  музыка «Старинная полька», Чёрный ящик,  карточки с заданиями для викторины, буквы «ОСЕНЬ», открытки «солнышки» .

Воспитатель: Милые ребята сегодня мы с вами отправляемся в удивительную страну прекрасных стихотворений и сказок, которые написал замечательный русский поэт,  мы с вами проведем игру – викторину. А ее тему нам подскажет  вот этот портрет. Посмотрите на этот портрет. Вы знаете, кто это?  Слайд 1. (портрет А.С. Пушкина)

Дети: Александр Сергеевич Пушкин

Воспитатель:  Правильно. Давно нет А.С. Пушкина, но память о нем живет в народе. Все, начиная от вас — маленьких слушателей — и кончая взрослыми, любят читать его произведения, стихотворения.  

1 конкурс – вопросы о жизни и деятельности А.С. Пушкина.

О великом поэте -

Много  вы знаете.

О жизни его расскажите,

Ответами полными нас удивите!

  1. Где родился А.С. Пушкин? (в Москве)
  2. Когда он родился? (6 июня 1799 года)
  3. Какой была мама А.С. Пушкина ? (Надежда Осиповна Пушкина устраивала балы, учила детей танцам, читала зарубежную литературу, научила говорить на французском)
  4. Чем занимался отец А.С. Пушкина? (Сергей Львович Пушкин военный советник- майор, Сергей Львович был тесно связан с литературными кругами, знаком со многими поэтами. Пушкин-отец писал стихи и даже целые поэмы.)
  5. О чем вам говорят эти имена: Ольга, Лев?( старшая сестра и  младший брат поэта, он очень любил, и часто читал им свои произведения, а особенно любил его сказки  Лев)
  6. В каком возрасте он написал свои первые стихи?(Восемь лет он уже сочинял стихи. Он мог писать целые сутки, стихи ему снились во сне, так что он ночью вскакивал с постели и записывал их потемках, в те времена не было света, а только восковые свечи. Он не зажигая свечи писал стихи при свете луны. Таким образом у него множество стихов.)    
  7. Каким был А.С. Пушкин в раннем детстве? ( До семи лет Саша был молчаливым, робким и малоподвижным мальчиком. Он не любил шумных игр, дальних прогулок и беготни со сверстниками, а охотнее проводил время с  няней)
  8. Как звали няню А.С. Пушкина? (Арина Родионовна)
  9. Как ласково называла его няня? (Мой свет, ясно солнышко, милый ангел)
  10. В каком учебном заведении учился А.С. Пушкина? (Царский лицей)
  11.  А какие языки знал поэт?( А.С. Пушкин знал французский и английский, немецкий и итальянский, испанский, латинский, греческий, славянские языки - одни в совершенстве, другие не переставал изучать всю жизнь)

Молодцы, а теперь  представьте названия команд, нашим гостям(дети отвечают)за то что вы так  отлично знакомы с творчеством А.С. Пушкина, знаете его биографию, прочитали много стихов и сказок этого великого русского поэта-сказочника. За каждый правильный ответ вы получите вот это яркое, тёплое солнце(или солнышко).Потому что при жизни А.С.Пушкина называли «Солнцем русской поэзии».  Да, Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льётся свободно и звонко, как прозрачный родник. Арина Родионовна в детстве рассказывала поэту сказки – и сказочный мир расцветал вокруг Пушкина. Под его лёгким и быстрым пером некоторые из его сказок превращались в свободные и певучие стихи. Чтобы разойтись по всей стране, по всему миру обрадовать детей и открыть им неистощимые богатства русской поэзии. Пушкин перенёс в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей. Жадных попов, хитрых и невежественных бояр. Каждый, кто прочёл сказки впервые - будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив в двойне.

Ну что ж отправляемся смело вперёд.
Нас пушкинских сказок ждёт городок.

2 конкурс

  1. Сколько богатырей в «Сказке о царе Салтане...»?(33 богатыря)(слайд2)
  2. Кто возглавлял чудесное войско? (Дядька Черномор)
  3. В «черном ящике» лежит предмет, который всегда говорит правду, за что и был разбит. Что это за предмет? Из какой сказки А. С. Пушкина? (Зеркало)Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях)
  4. В «черном ящике» лежит ещё один предмет. На вид очень красивое, наливное, румяное, но от самого маленького кусочка этого фрукта можно было умереть.(яблоко  из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»)(муляж)

(Физминутка)   Мы знаем, что мама А.С. Пушкина устраивала балы,   и мы с вами станцуем танец «Старинная полька».

Воспитатель: И вновь мы отправляемся в путь к волшебным сказкам поэта.

  1. Узнай сказку по следующим словам. Базар, жадность, лошадь, оброк, море, щелчок(сказка о попе и его работнике Балде)(слайд 3)
  2. Какую плату попросил Балда у попа за свою работу?( 3 щелчка по лбу)(слайд 5)
  3.  Как сумел унести коня Балда, чем и удивил чертенка?(Сел на лошадь)(слайд 4)
  4. В какой сказке был удачливый рыбак, которому очень не повезло со старухой?(«Сказка о рыбаке и рыбке»)(слайд 6)
  5. Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал рыбку? (3 раза) (слайд 7)
  6. В какой сказке и какая домашняя птица охраняла целое царство?(«Сказка о золотом петушке»; петух ) (слайд 8)
  7. Какая царица околдовала царя Дадона? (Шамаханская царица)(слайд 9)

Воспитатель: Какое  времён года  любил более всего поэт, соберите это слово ,  прочитайте стихи о осени АС. Пушкина. (слайд 10)

1 команда

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

2 команда

Уж небо осенью дышало,         
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

4 Конкурс Вы видите предметы: (зеркало, петушок, рыбка, сеть, мешок)  из каких   сказок А.С. Пушкина эти предметы? (слайд 11)

3 Конкурс    А вы знаете ребята, что А.С. Пушкин всегда говорил «Ах, что за прелесть эти сказки!», каждая сказка поэта побуждает нас следить лучшим качествам героев, а вот и задания, о каких качествах говорится в следующих отрывках, подойдите выберите карточку.

1к        2к

Дом царевна обошла        Уж и впрямь была царица

Всё в порядком убрала        Высока, стройна, бела,

Засветила Богу свечку,        И умом и всем взяла;

Затопила жарко печку.        Но зато горда, ломлива,

        Своенравна и ревнива.

3к        4к

Отпустил он рыбку золотую        Ничего не сказала рыбка,

И сказал ей ласковое слово:        Лишь хвостом по воде плеснула

«Бог с тобою, золотая рыбка!        И ушла в глубокое синие море.

Твоего мне откупа не надо;        Долго старик ждал ответа,

Ступай себе в синее море,         Не дождался, к старухе воротился

Гуляй там себе на просторе».        Глядь: опять перед ним землянка;

        На пороге сидит старуха,

                                                                         А перед     ней разбитое корыто.

Вот и всё.

Последней сказки
Закрываем мы страницу!
Я надеюсь, что сказки Пушкина навсегда останутся в вашем сердце. Обе

команды показали хорошие знания. А вы согласны со мной? А о ком мы сегодня говорили? Кто он?  Что вам понравилось, запомнилось? (ответы детей) Да, вы -  ребята,  сегодня читали, рассказывали, рассуждали. Вы  молодцы!

В путешествии волшебном
Очень быстро время длится
Ну, а если захотите 
В Лукоморье возвратиться ,
То чудесные мгновенья
Могут снова повториться
В этом вам поможет диск, на котором записаны чудесные сказки поэта,
Стоит его в руки взять,
И любимые герои с вами встретятся опять! И вот ещё один подарок, блокнот, я желаю что – бы вы стали поэтами, и когда у вас наступит(вдруг охватит) вдохновение, и вы захотите написать свои первые стихи, возьмите в руки ручки, и запишите их в блокнот, а мы с удовольствием их будем слушать.

Конечно, Пушкин беспределен

Неиссякаем, как родник.

Но Пушкин есть и будет с нами

И через сто, и тысячу лет.

Он не померкнет, не увянет... Великий русский наш поэт.

Это Пушкин. Это чудо. Это прелесть без конца

 В нашей жизни вечно будут

Этих сказок голоса.

Сколько сказок у поэта? Их не много и не мало,

Но всё Пушкинское – это Наше вечное начало.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"

НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы"  и буквой "Ы"....

КОНСПЕКТ НОДпо познавательному развитию на тему "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ"

Конспект в первой младшей группе по познанию...

конспект НОДпо математическому развитию в подготовительной группе

это аттестационное занятие по математике в подготовительной группе...

Конспект НОДпо лепке для детей первой младшей группы.тема «Карандаши»

учить детей лепить знакомые им предметы, закреплять умение делить ком пластилина на части, воспитывать аккуратность....

НОДпо ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка"

Цель: Расширять знания о воздухе.Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие»...

Конспект НОДпо познавательному развитию:«Приобщение к народным истокам» для детей старшего дошкольного возраста..

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие", "Художественно-Эстетическое развитие", "Социальгно-коммуникативное развитие"....