Конспект НОД- Речевое развитие- Чтение художественной литературы. Тема недели «Народная культура и традиции».
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему
Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка».
Цель.
Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке. Обогатить словарь детей словами: (пуд, межа, соха, дары.) Закреплять знания о языковых особенностях русской сказки, продолжать развивать поэтический слух: умение отвечать на вопросы по содержанию произведения. Подводить детей к осознанию и пониманию образных выражений. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспкет НОД по речевому развитию чтение художественной литературы. | 19.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД- Речевое развитие- Чтение художественной литературы.
Тема недели «Народная культура и традиции».
Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка».
Цель.
Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке. Обогатить словарь детей словами: (пуд, межа, соха, дары.) Закреплять знания о языковых особенностях русской сказки, продолжать развивать поэтический слух: умение отвечать на вопросы по содержанию произведения. Подводить детей к осознанию и пониманию образных выражений. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России.
Оборудование.
Иллюстрации к сказке, магнитофон, клубок, музыка М. Мусоргского «Богатырские ворота» :(для физ.-минутки), музыка в гостях у сказки, раскраски русских богатырей.
Предварительная работа:
1. Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
2. Чтение отрывков о былинных богатырях.
3. Просмотр мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей».
Ход занятия.
Организац. Момент.
Звучит музыка в гостях у сказки, воспитатель обращает внимание детей на клубок, (что это, откуда, где можно встретить, услышать про него).
-Мы так много с вами читаем, что боюсь, не забыли ли вы русские народные сказки, не путаете ли сказки с рассказами. Воспитатель разматывает клубок и читает отрывок из русской народной сказки.
1.Этот герой любил хвастать- у меня не усы а усищи. ( Заяц-хваста)
2.Героиня, очень хитрая, обманула деда, и волка. (Лисица-сестрица и серый волк,)
3.Герои этой сказки ходили к друг другу в гости, но так и стались голодными (Лиса и журавль)
4 Героиня этой сказки спряталась в короб с пирожками. (Маша и медведь,)
-Сегодня я познакомлю вас с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Какие сказки называются народными? (Те, которые написал народ.) Эти сказки появились очень, очень давно, и их не читали, а рассказывали детям, часто добавляя в них что-то новое. И одна и та же сказка становилась то короткой то длинной.
Но мы с вами читаем сказки в обработке. Обработчики делают старинные
сказки понятными современным детям. Народная сказка не имеет автора, но у нее есть обработчик. Сказка «Никита Кожемяка» опубликована в сборнике Александра Николаевича Афанасьева.
Около Киева проявился змей, брал он с народа поборы немалые: с каждого двора по красной девке; возьмет девку да и съест ее. Пришел черед идти к тому змею царской дочери. Схватил змей царевну и потащил ее к себе в берлогу, а есть ее не стал: красавица собой была, так за жену себе взял. Полетит змей на свои промыслы, а царевну завалит бревнами, чтоб не ушла. У той царевны была собачка, увязалась с нею из дому. Напишет, бывало, царевна записочку к батюшке с матушкой, навяжет собачке на шею; а та побежит, куда надо, да и ответ еще принесет. Вот раз царь с царицею и пишут к царевне: узнай, кто сильнее змея? Царевна стала приветливей к своему змею, стала у него допытываться, кто его сильнее. Тот долго не говорил, да раз и проболтался, что живет в городе Киеве Кожемяка — тот и его сильнее. Услыхала про то царевна, написала к батюшке: сыщите в городе Киеве Никиту Кожемяку да пошлите его меня из неволи выручать.
Царь, получивши такую весть, сыскал Никиту Кожемяку да сам пошел просить его, чтобы освободил его землю от лютого змея и выручил царевну. В ту пору Никита кожи мял, держал он в руках двенадцать кож; как увидал он, что к нему пришел сам царь, задрожал со страху, руки у него затряслись — и разорвал он те двенадцать кож. Да сколько ни упрашивал царь с царицею Кожемяку, тот не пошел супротив змея. Вот и придумали собрать пять тысяч детей малолетних, да и заставили их просить Кожемяку: авось на их слезы сжалобится! Пришли к Никите малолетние, стали со слезами просить, чтоб шел он супротив змея. Прослезился и сам Никита Кожемяка, на их слезы глядя. Взял триста пуд пеньки, насмолил смолою и весь-таки обмотался, чтобы змей не съел, да и пошел на него.
Подходит Никита к берлоге змеиной, а змей заперся и не выходит к нему. «Выходи лучше в чистое поле, а то и берлогу размечу!» — сказал Кожемяка и стал уже двери ломать. Змей, видя беду неминучую, вышел к нему в чистое поле. Долго ли, коротко ли бился с змеем Никита Кожемяка, только повалил змея. Тут змей стал молить Никиту: «Не бей меня до смерти, Никита Кожемяка! Сильней нас с тобой в свете нет; разделим всю землю, весь свет поровну: ты будешь жить в одной половине, а я в другой». — «Хорошо, — сказал Кожемяка, — надо межу проложить». Сделал Никита соху в триста пуд, запряг в нее змея, да и стал от Киева межу пропахивать; Никита провел борозду от Киева до моря Австрийского. «Ну, — говорит змей, — теперь мы всю землю разделили!» — «Землю разделили, — проговорил Никита, — давай море делить, а то ты скажешь, что твою воду берут». Взъехал змей на середину моря, Никита Кожемяка убил и утопил его в море. Эта борозда и теперь видна; вышиною та борозда двух сажен. Кругом ее пашут, а борозды не трогают, а кто не знает, от чего эта борозда, — называет ее валом. Никита Кожемяка, сделавши святое дело, не взял за работу ничего, пошел опять кожи мять.
Воспитатель предлагает детям разобрать непонятные слова в сказке.
1. Межа – узкая полоса необрабатываемой земли.
2. Соха – пахотное орудие.
3. Борозда -канавка на поверхности почвы.
4. Пуд – мера веса, равная 16 кг.
5. Черед-очередь
6.Сыскал- отыскал
7.Сжалобится - пожалеет.
8.Супротив- против
Воспитатель предлагает ответить на вопросы.
-Объясните, почему это сказочное произведение. (Потому-что есть волшебство)
-О ком эта сказка? (О русском богатыре.)
-Ребята как называется сказка? (Никита-Кожемяка)
-Кто главные герои в сказке? (Змей. Никита -Кожемяка, царевна, царь, царица)
-В каком городе появился змей? (в городе Киеве)
-Почему змея боялись? (Змей был злой, брал поборы немалые,-люди несли змею все что у них было)
-Кто украл царевну? (Змей украл царевну)
-Куда утащил змей царевну (в змеиную берлогу)
-Какое животное помогало царевне? (Помогала собачка)
- Как ласково называла царевна своих родителей? (называла батюшка и матушка)
-Как царь с царицей узнали кто сильнее змея? (Им написала царевна, а собачка принесла письмо.)
- Смог сам царь уговорить Никиту Кожемяку? (Нет, не уговорил)
- Кто помог царю уговорить Никиту Кожемяку? (малолетние дети)
– Кто победил в битве? ( Никита-кожемяка)
- Что предложил змей Никите Кожемяке? (разделить всю землю поровну)
- Чем закончилась сказка? (Никита змея в море утопил, и пошел опять кожи мять)
Воспитатель предлагает сделать богатырскую разминку.
Разминка
Дружно встали – раз, два, три,
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже.
И направо, и еще
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу.
Итог занятия
Воспитатель спрашивает у детей, с каким жанром произведения, они познакомились. Вспомнить русских богатырей (Илья - Муромец, Добрыня-Никитич, Алеша-Попович) Были на Руси силачи-богатыри, которые могли в одиночку змея победить.
И не ради славы, а чтобы помочь городу, стране.
Предлагает раскраски русских богатырей. Оформление альбома в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по речевому развитию (чтение художественной литературы) Тема: Чтение стихотворения Г. Лагздынь «Умываемся».
1). Учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание текста. Учить отвечать на простые вопросы по тексту стихотворения. 2). Стимулировать речевую активность в рассказывании наизу...
Конспект НОД по реализации образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественной литературы). Тема "Дружба". Чтение рассказа Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».
Конспект НОД по реализации образовательной области "Речевое развитие" (чтение художественной литературы). Чтение рассказа "Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду". Цель данного занятия - формирова...
Конспект интегрированной НОД ОО «Речевое развитие» - чтение художественной литературы «Художественно-эстетическое развитие» - рисование. Тема: «В гостях у сказки».
Конспект интегрированной НОД ОО «Речевое развитие» - чтение художественной литературы «Художественно-эстетическое развитие» - рисование. Тема: «В гостях у сказки&raq...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (Чтение художественной литературы) для детей среднего дошкольного возраста Тема «День Победы» Чтение рассказа Б. Рябинина «Джульбарс».
Знакомство детей с животными, помогавшими солдатам в годы Великой Отечественной Войны завоевывать победу....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию (Чтение художественной литературы) для детей старшей группы. Образовательная область «Речевое развитие» Тема «По страницам сказок Виталия Бианки »
Цель: уточнить, углубить и систематизировать знания детей о природе, полученные детьми при знакомстве с творчеством писателя В.В Бианки....
Конспект по образовательным областям: «Художественно-эстетическому развитию» и «Речевому развитию». Чтение художественной литературы» в старшей группе Тема: Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»
Программное содержание:Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный.Задачи: Образовательные:- учить понимать характер и поступки героев сказки;- научить выд...
- Мне нравится (2)