Конспект НОД- Речевое развитие- Чтение художественной литературы. Тема недели «Народная культура и традиции».
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Панова Татьяна Николаевна

Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка».

Цель.

Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке. Обогатить словарь детей словами: (пуд, межа, соха, дары.) Закреплять знания о языковых особенностях русской сказки, продолжать развивать поэтический слух: умение отвечать на вопросы по содержанию  произведения. Подводить детей к осознанию и пониманию образных выражений.    Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД- Речевое развитие- Чтение художественной литературы.

Тема недели «Народная культура и традиции».

Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка».

Цель.

Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке. Обогатить словарь детей словами: (пуд, межа, соха, дары.) Закреплять знания о языковых особенностях русской сказки, продолжать развивать поэтический слух: умение отвечать на вопросы по содержанию  произведения. Подводить детей к осознанию и пониманию образных выражений.    Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России.

Оборудование.

Иллюстрации к сказке, магнитофон, клубок, музыка М. Мусоргского «Богатырские ворота» :(для физ.-минутки), музыка в гостях у сказки, раскраски русских богатырей.

Предварительная работа:

1. Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

2. Чтение отрывков о былинных богатырях.

3. Просмотр мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей».

Ход занятия.        

        Организац. Момент.

        Звучит музыка в гостях у сказки, воспитатель обращает внимание детей на клубок, (что это, откуда, где можно встретить, услышать про него).

-Мы так много с вами читаем, что боюсь, не забыли ли вы русские народные  сказки, не путаете ли сказки с рассказами. Воспитатель разматывает клубок и читает отрывок из русской народной сказки.

1.Этот герой любил хвастать- у меня не усы а усищи. ( Заяц-хваста)

2.Героиня, очень хитрая, обманула деда, и волка. (Лисица-сестрица и серый волк,)

3.Герои этой сказки ходили к друг другу в гости, но так и стались голодными (Лиса и журавль)

4 Героиня этой сказки    спряталась в короб с пирожками. (Маша и медведь,)

        -Сегодня я познакомлю вас с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Какие сказки называются народными? (Те, которые написал народ.) Эти сказки появились очень, очень давно, и их не читали, а рассказывали детям, часто добавляя в них что-то новое. И одна и та же сказка становилась то короткой то длинной.

Но мы с вами читаем сказки в обработке. Обработчики делают старинные  
сказки понятными современным детям. Народная сказка не имеет автора, но у нее есть обработчик. Сказка «Никита Кожемяка» опубликована в сборнике Александра Николаевича Афанасьева.

Около Киева проявился змей, брал он с народа поборы немалые: с каждого двора по красной девке; возьмет девку да и съест ее. Пришел черед идти к тому змею царской дочери. Схватил змей царевну и потащил ее к себе в берлогу, а есть ее не стал: красавица собой была, так за жену себе взял. Полетит змей на свои промыслы, а царевну завалит бревнами, чтоб не ушла. У той царевны была собачка, увязалась с нею из дому. Напишет, бывало, царевна записочку к батюшке с матушкой, навяжет собачке на шею; а та побежит, куда надо, да и ответ еще принесет. Вот раз царь с царицею и пишут к царевне: узнай, кто сильнее змея? Царевна стала приветливей к своему змею, стала у него допытываться, кто его сильнее. Тот долго не говорил, да раз и проболтался, что живет в городе Киеве Кожемяка — тот и его сильнее. Услыхала про то царевна, написала к батюшке: сыщите в городе Киеве Никиту Кожемяку да пошлите его меня из неволи выручать.

Царь, получивши такую весть, сыскал Никиту Кожемяку да сам пошел просить его, чтобы освободил его землю от лютого змея и выручил царевну. В ту пору Никита кожи мял, держал он в руках двенадцать кож; как увидал он, что к нему пришел сам царь, задрожал со страху, руки у него затряслись — и разорвал он те двенадцать кож. Да сколько ни упрашивал царь с царицею Кожемяку, тот не пошел супротив змея. Вот и придумали собрать пять тысяч детей малолетних, да и заставили их просить Кожемяку: авось на их слезы сжалобится! Пришли к Никите малолетние, стали со слезами просить, чтоб шел он супротив змея. Прослезился и сам Никита Кожемяка, на их слезы глядя. Взял триста пуд пеньки, насмолил смолою и весь-таки обмотался, чтобы змей не съел, да и пошел на него.

Подходит Никита к берлоге змеиной, а змей заперся и не выходит к нему. «Выходи лучше в чистое поле, а то и берлогу размечу!» — сказал Кожемяка и стал уже двери ломать. Змей, видя беду неминучую, вышел к нему в чистое поле. Долго ли, коротко ли бился с змеем Никита Кожемяка, только повалил змея. Тут змей стал молить Никиту: «Не бей меня до смерти, Никита Кожемяка! Сильней нас с тобой в свете нет; разделим всю землю, весь свет поровну: ты будешь жить в одной половине, а я в другой». — «Хорошо, — сказал Кожемяка, — надо межу проложить». Сделал Никита соху в триста пуд, запряг в нее змея, да и стал от Киева межу пропахивать; Никита провел борозду от Киева до моря Австрийского. «Ну, — говорит змей, — теперь мы всю землю разделили!» — «Землю разделили, — проговорил Никита, — давай море делить, а то ты скажешь, что твою воду берут». Взъехал змей на середину моря, Никита Кожемяка убил и утопил его в море. Эта борозда и теперь видна; вышиною та борозда двух сажен. Кругом ее пашут, а борозды не трогают, а кто не знает, от чего эта борозда, — называет ее валом. Никита Кожемяка, сделавши святое дело, не взял за работу ничего, пошел опять кожи мять.

Воспитатель предлагает детям разобрать непонятные слова в сказке.

1. Межа –  узкая   полоса необрабатываемой земли.

2. Соха – пахотное орудие.

3. Борозда -канавка на поверхности почвы.

4. Пуд – мера веса, равная 16 кг.

 5. Черед-очередь

 6.Сыскал- отыскал

 7.Сжалобится - пожалеет.

  8.Супротив-  против

 

Воспитатель предлагает ответить на вопросы.

-Объясните, почему это сказочное произведение. (Потому-что есть волшебство)

-О ком эта сказка? (О русском богатыре.)

-Ребята как называется сказка? (Никита-Кожемяка)

-Кто  главные герои в сказке? (Змей. Никита -Кожемяка, царевна, царь, царица)

 -В каком городе появился змей? (в городе Киеве)

-Почему змея боялись? (Змей был злой, брал поборы немалые,-люди несли змею  все что у них было)

-Кто украл царевну? (Змей украл царевну)

-Куда утащил змей царевну (в змеиную берлогу) 

-Какое животное помогало царевне? (Помогала собачка)

- Как ласково называла царевна своих родителей? (называла батюшка и матушка)

-Как царь с царицей узнали кто сильнее змея? (Им написала царевна, а собачка принесла письмо.)

- Смог сам царь уговорить Никиту Кожемяку? (Нет, не уговорил)

- Кто помог царю уговорить Никиту Кожемяку? (малолетние дети)

– Кто победил в битве? ( Никита-кожемяка)

-  Что предложил змей Никите Кожемяке? (разделить всю землю поровну)

- Чем закончилась сказка? (Никита змея в море утопил, и пошел опять кожи мять)

Воспитатель предлагает сделать богатырскую разминку.

Разминка

Дружно  встали – раз, два, три,

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже.

И направо, и еще

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу.

Итог занятия

Воспитатель спрашивает у детей, с каким жанром произведения, они познакомились.  Вспомнить русских богатырей  (Илья - Муромец, Добрыня-Никитич, Алеша-Попович) Были на Руси силачи-богатыри, которые могли в одиночку змея победить.

 И не ради славы, а чтобы помочь городу, стране.

Предлагает раскраски русских  богатырей. Оформление альбома в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по речевому развитию (чтение художественной литературы) Тема: Чтение стихотворения Г. Лагздынь «Умываемся».

1). Учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание текста. Учить отвечать на простые вопросы по тексту стихотворения.  2). Стимулировать речевую активность в рассказывании наизу...

Конспект НОД по реализации образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественной литературы). Тема "Дружба". Чтение рассказа Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».

Конспект НОД по реализации образовательной области "Речевое развитие" (чтение художественной литературы). Чтение рассказа "Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду".  Цель данного занятия - формирова...

Конспект интегрированной НОД ОО «Речевое развитие» - чтение художественной литературы «Художественно-эстетическое развитие» - рисование. Тема: «В гостях у сказки».

Конспект интегрированной НОД ОО «Речевое развитие» - чтение художественной литературы «Художественно-эстетическое развитие» - рисование. Тема: «В гостях у сказки&raq...

Конспект по образовательным областям: «Художественно-эстетическому развитию» и «Речевому развитию». Чтение художественной литературы» в старшей группе Тема: Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»

Программное содержание:Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный.Задачи: Образовательные:- учить понимать характер и поступки героев сказки;- научить выд...