Главные вкладки

    Конспект НОД- Речевое развитие- Чтение художественной литературы. Тема недели «Народная культура и традиции».
    план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

    Панова Татьяна Николаевна

    Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка».

    Цель.

    Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке. Обогатить словарь детей словами: (пуд, межа, соха, дары.) Закреплять знания о языковых особенностях русской сказки, продолжать развивать поэтический слух: умение отвечать на вопросы по содержанию  произведения. Подводить детей к осознанию и пониманию образных выражений.    Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД- Речевое развитие- Чтение художественной литературы.

    Тема недели «Народная культура и традиции».

    Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка».

    Цель.

    Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке. Обогатить словарь детей словами: (пуд, межа, соха, дары.) Закреплять знания о языковых особенностях русской сказки, продолжать развивать поэтический слух: умение отвечать на вопросы по содержанию  произведения. Подводить детей к осознанию и пониманию образных выражений.    Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России.

    Оборудование.

    Иллюстрации к сказке, магнитофон, клубок, музыка М. Мусоргского «Богатырские ворота» :(для физ.-минутки), музыка в гостях у сказки, раскраски русских богатырей.

    Предварительная работа:

    1. Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

    2. Чтение отрывков о былинных богатырях.

    3. Просмотр мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей».

    Ход занятия.        

            Организац. Момент.

            Звучит музыка в гостях у сказки, воспитатель обращает внимание детей на клубок, (что это, откуда, где можно встретить, услышать про него).

    -Мы так много с вами читаем, что боюсь, не забыли ли вы русские народные  сказки, не путаете ли сказки с рассказами. Воспитатель разматывает клубок и читает отрывок из русской народной сказки.

    1.Этот герой любил хвастать- у меня не усы а усищи. ( Заяц-хваста)

    2.Героиня, очень хитрая, обманула деда, и волка. (Лисица-сестрица и серый волк,)

    3.Герои этой сказки ходили к друг другу в гости, но так и стались голодными (Лиса и журавль)

    4 Героиня этой сказки    спряталась в короб с пирожками. (Маша и медведь,)

            -Сегодня я познакомлю вас с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Какие сказки называются народными? (Те, которые написал народ.) Эти сказки появились очень, очень давно, и их не читали, а рассказывали детям, часто добавляя в них что-то новое. И одна и та же сказка становилась то короткой то длинной.

    Но мы с вами читаем сказки в обработке. Обработчики делают старинные  
    сказки понятными современным детям. Народная сказка не имеет автора, но у нее есть обработчик. Сказка «Никита Кожемяка» опубликована в сборнике Александра Николаевича Афанасьева.

    Около Киева проявился змей, брал он с народа поборы немалые: с каждого двора по красной девке; возьмет девку да и съест ее. Пришел черед идти к тому змею царской дочери. Схватил змей царевну и потащил ее к себе в берлогу, а есть ее не стал: красавица собой была, так за жену себе взял. Полетит змей на свои промыслы, а царевну завалит бревнами, чтоб не ушла. У той царевны была собачка, увязалась с нею из дому. Напишет, бывало, царевна записочку к батюшке с матушкой, навяжет собачке на шею; а та побежит, куда надо, да и ответ еще принесет. Вот раз царь с царицею и пишут к царевне: узнай, кто сильнее змея? Царевна стала приветливей к своему змею, стала у него допытываться, кто его сильнее. Тот долго не говорил, да раз и проболтался, что живет в городе Киеве Кожемяка — тот и его сильнее. Услыхала про то царевна, написала к батюшке: сыщите в городе Киеве Никиту Кожемяку да пошлите его меня из неволи выручать.

    Царь, получивши такую весть, сыскал Никиту Кожемяку да сам пошел просить его, чтобы освободил его землю от лютого змея и выручил царевну. В ту пору Никита кожи мял, держал он в руках двенадцать кож; как увидал он, что к нему пришел сам царь, задрожал со страху, руки у него затряслись — и разорвал он те двенадцать кож. Да сколько ни упрашивал царь с царицею Кожемяку, тот не пошел супротив змея. Вот и придумали собрать пять тысяч детей малолетних, да и заставили их просить Кожемяку: авось на их слезы сжалобится! Пришли к Никите малолетние, стали со слезами просить, чтоб шел он супротив змея. Прослезился и сам Никита Кожемяка, на их слезы глядя. Взял триста пуд пеньки, насмолил смолою и весь-таки обмотался, чтобы змей не съел, да и пошел на него.

    Подходит Никита к берлоге змеиной, а змей заперся и не выходит к нему. «Выходи лучше в чистое поле, а то и берлогу размечу!» — сказал Кожемяка и стал уже двери ломать. Змей, видя беду неминучую, вышел к нему в чистое поле. Долго ли, коротко ли бился с змеем Никита Кожемяка, только повалил змея. Тут змей стал молить Никиту: «Не бей меня до смерти, Никита Кожемяка! Сильней нас с тобой в свете нет; разделим всю землю, весь свет поровну: ты будешь жить в одной половине, а я в другой». — «Хорошо, — сказал Кожемяка, — надо межу проложить». Сделал Никита соху в триста пуд, запряг в нее змея, да и стал от Киева межу пропахивать; Никита провел борозду от Киева до моря Австрийского. «Ну, — говорит змей, — теперь мы всю землю разделили!» — «Землю разделили, — проговорил Никита, — давай море делить, а то ты скажешь, что твою воду берут». Взъехал змей на середину моря, Никита Кожемяка убил и утопил его в море. Эта борозда и теперь видна; вышиною та борозда двух сажен. Кругом ее пашут, а борозды не трогают, а кто не знает, от чего эта борозда, — называет ее валом. Никита Кожемяка, сделавши святое дело, не взял за работу ничего, пошел опять кожи мять.

    Воспитатель предлагает детям разобрать непонятные слова в сказке.

    1. Межа –  узкая   полоса необрабатываемой земли.

    2. Соха – пахотное орудие.

    3. Борозда -канавка на поверхности почвы.

    4. Пуд – мера веса, равная 16 кг.

     5. Черед-очередь

     6.Сыскал- отыскал

     7.Сжалобится - пожалеет.

      8.Супротив-  против

     

    Воспитатель предлагает ответить на вопросы.

    -Объясните, почему это сказочное произведение. (Потому-что есть волшебство)

    -О ком эта сказка? (О русском богатыре.)

    -Ребята как называется сказка? (Никита-Кожемяка)

    -Кто  главные герои в сказке? (Змей. Никита -Кожемяка, царевна, царь, царица)

     -В каком городе появился змей? (в городе Киеве)

    -Почему змея боялись? (Змей был злой, брал поборы немалые,-люди несли змею  все что у них было)

    -Кто украл царевну? (Змей украл царевну)

    -Куда утащил змей царевну (в змеиную берлогу) 

    -Какое животное помогало царевне? (Помогала собачка)

    - Как ласково называла царевна своих родителей? (называла батюшка и матушка)

    -Как царь с царицей узнали кто сильнее змея? (Им написала царевна, а собачка принесла письмо.)

    - Смог сам царь уговорить Никиту Кожемяку? (Нет, не уговорил)

    - Кто помог царю уговорить Никиту Кожемяку? (малолетние дети)

    – Кто победил в битве? ( Никита-кожемяка)

    -  Что предложил змей Никите Кожемяке? (разделить всю землю поровну)

    - Чем закончилась сказка? (Никита змея в море утопил, и пошел опять кожи мять)

    Воспитатель предлагает сделать богатырскую разминку.

    Разминка

    Дружно  встали – раз, два, три,

    Мы теперь богатыри.

    Мы ладонь к глазам приставим,

    Ноги крепкие расставим,

    Поворачиваясь вправо,

    Оглядимся величаво.

    И налево надо тоже.

    И направо, и еще

    Наклонились влево, вправо,

    Получается на славу.

    Итог занятия

    Воспитатель спрашивает у детей, с каким жанром произведения, они познакомились.  Вспомнить русских богатырей  (Илья - Муромец, Добрыня-Никитич, Алеша-Попович) Были на Руси силачи-богатыри, которые могли в одиночку змея победить.

     И не ради славы, а чтобы помочь городу, стране.

    Предлагает раскраски русских  богатырей. Оформление альбома в группе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ (ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА «Чтение стихотворения Ю.Гарея «Птицы улетают»

    «Чтение стихотворения Ю.Гарея «Птицы улетают»Программное содержание.  Обучающие задачи:Знакомить детей с птицами, познакомить с особенностями птиц – с наступлением холодов – улетают в теплые стра...

    Конспект по речевому развитию (чтение художественной литературы) Тема: Чтение стихотворения Г. Лагздынь «Умываемся».

    1). Учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание текста. Учить отвечать на простые вопросы по тексту стихотворения.  2). Стимулировать речевую активность в рассказывании наизу...

    Конспект НОД по реализации образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественной литературы). Тема "Дружба". Чтение рассказа Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».

    Конспект НОД по реализации образовательной области "Речевое развитие" (чтение художественной литературы). Чтение рассказа "Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду".  Цель данного занятия - формирова...

    Конспект НОД по речевому развитию (чтение художественной литературы) вторая младшая группа на тему: "Стихотворения А. Барто".

    Конспект НОД по речевому развитию (чтение художественной литературы) вторая младшая группа на тему: "Стихотворения А. Барто"....

    Конспект интегрированной НОД ОО «Речевое развитие» - чтение художественной литературы «Художественно-эстетическое развитие» - рисование. Тема: «В гостях у сказки».

    Конспект интегрированной НОД ОО «Речевое развитие» - чтение художественной литературы «Художественно-эстетическое развитие» - рисование. Тема: «В гостях у сказки&raq...