Конспект интегрированного занятия по художественной литературе, развитию речи и лепке "Снежные человечки"
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа) на тему

Баранова Ольга Борисовна

Занятие для средней группы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное  образовательное  бюджетное  учреждение Талаканский детский сад № 2 «Солнышко» общеразвивающего вида  с приоритетным осуществлением деятельности  по художественно-эстетическому направлению детей

http://tlteatrkukol.ru/upload/images/Afisha/soln_snezh_chelov.jpg

Выполнила: воспитатель 1 категории

Баранова Ольга Борисовна

2014 г.

Тема: В. Куприн «Солнышко и снежные человечки» (по мотивам румынской народной сказки)

Цели: Познакомить детей со сказкой «Солнышко и снежные человечки»; учить чувствовать и понимать характер сказочных героев, находить выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; формировать навыки скульптурной лепки, умения дополнять образ деталями из природного материала.

         Развивать связную речь, произвольное внимание, ассоциативное мышление, активизировать словарь и воображение; развивать творческие способности, мелкую моторику рук.

         Воспитывать интерес к книге, аккуратность при работе с соленым тестом.

Оборудование и материалы: книга «Солнышко и снежные человечки», иллюстрации к произведению (формата А4), картинки с изображением снеговиков для нахождения различий, магнитофон, аудиозапись минусовки А.Ермолова «Зимняя сказка», соленое тесто, веточки, шляпки желудей, ракушки, пробки от пластиковых бутылок, зубочистки, дощечки  для лепки, кисти, акриловые краски, стаканчики-непроливайки.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, художественное творчество, художественная литература, музыка

Методы и приемы: словесные: рассказ, беседа; практические: упражнения, игры; наглядные: аудиозапись, иллюстрации; репродуктивный, эвристический: самостоятельная работа; вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, пояснение, внезапное появление объекта, создание игровой ситуации

Ход занятия

1 . Организационный момент.

Включается  музыка А.Ермолова «Зимняя сказка»

- Искрится, падает снежок                        Снег! Снег! Снег! – снежок…

На землю и дома.                                      Белый и пушистый.

А это значит, мой дружок,                       Снег! Снег! Снег – снежок…

Что к нам пришла зима!                           Звездно-серебристый.

- Ребята, а какими словами можно описать снег? (белый, холодный, чистый, пушистый, мягкий, серебристый)

- А вы рады снегу? Почему?

- В какие игры можно играть со снегом?

 Чистоговорка «Зима»

Ма-ма-ма – пришла снежная зима

Ег-ег-ег – все засыпал белый снег

Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки

Ры-ры-ры – качусь в саночках с горы

Оз-оз-оз – щиплет щеки нам мороз

Лю-лю-лю – зиму снежную люблю.

 2 .Основная часть

- А сейчас вы, ребята, услышите румынскую народную сказку «Солнышко и снежные человечки»

Включается тихая музыка, воспитатель начинает рассказывать сказку, сопровождая свой рассказ иллюстрациями

- Однажды, в морозный ясный день дети вылепили из снега четырех человечков. Назвали их так: Дедушка, Мудрец, Дворник и Малыш. В полночь, когда ребята спали в своих постельках, снежные человечки ожили. Было холодно, человечки топали, хлопали и так расшумелись, что разбудили старую Ворону.

- Зря радуетесь, - прокаркала она. – Завтра появится солнце и вы растаете! Тогда Мудрец предложил пойти к солнышку и попросить, чтобы оно не спешило. Снежные человечки отправились к лесу, из-за которого обычно вставало солнышко. Любопытная ворона полетела следом. В лесу было холодно и пустынно. Вдруг откуда-то раздался стук.

- Все шишки пустые, - громко жаловался Дятел, напрасно стуча клювом по дереву в поисках жучков. – Голодно зимой. Гнездо нечем утеплить. Скорее бы солнышко приходило.

Снеговики переглянулись. Дедушка вздохнул, снял свою чудесную бороду и протянул ее Дятлу:

- Возьми, дружок, утепли гнездо.

- Спасибо вам, – простучал Дятел

И снеговики двинулись дальше. Вдруг между деревьями мелькнуло что-то рыжее. Когда человечки подошли ближе, то увидели пушистую Белку. Она сидела на ветке и горько плакала:

- Мой домик занесло снегом, негде от холода спрятаться. Скорее бы солнышко приходило!

- А мы как раз идем к солнышку, - сказали Белке снеговики

- Правда? – обрадовалась Белка. – Тогда передайте ему, пожалуйста, чтобы приходило скорее.

На прощанье Дворник снял с головы корзину и подарил ее Белке. Белка тут же укрепила корзину среди веток и уютно устроилась в ней.

На опушке Малыш вдруг остановился и радостно закричал:

- Смотрите, солнышко!

Из-за пенька выглядывали чьи-то длинные уши. Когда снеговики подошли поближе, они увидели Зайца, который дрожал от холода.

- Я совсем замерз, - еле выговорил Заяц. – И очень голоден. Если солнышко завтра не придет, я погибну.

Дедушка немного подумал – не хотелось ему расставаться со своим замечательным носом, но потом все-таки выдернул морковку и протянул ее Зайке. А Малыш закутал зверька в свой шарф.

Теперь снежные человечки спешили к солнышку, чтобы, наоборот, поторопить его. Им было очень жаль лесных зверюшек.

- Хотите, я к солнышку полечу, - вдруг предложила снеговикам Ворона. – Я знаю, где оно живет.

Снеговики обрадовались. Теперь лесные жители спасены! И Мудрец подарил Вороне на память прекрасную оправу от очков. Ворона улетела. Вскоре над лесом поднялось солнышко. Снежным человечкам было немного грустно, и они запели песенку, в которой говорилось, что следующей зимой обязательно сюда вернуться.

Динамическая пауза «Морозная зима»

Солнце землю греет слабо, (руки вверх и вниз, покачивание головой вправо-влево)

По ночам трещит мороз, (руки на пояс, наклоны в стороны)

Во дворе у снежной бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос (дети показывают пальчиком на свой нос)

В речке встала вдруг вода (прыжки на месте)

Неподвижна и тверда, (руки в стороны, замереть на месте)

Вьюга злиться, снег кружиться, (дети кружатся, машут руками)

Заметает все кругом белоснежным серебром (махи руками вправо-влево, начиная с поднятых вверх рук и, постепенно опускаясь на корточки и опуская руки вниз)

Беседа по содержанию сказки:

- Какие имена дали снежным человечкам? Почему?

- Что случилось ночью в полночь?

- О чем поведала ворона снежным человечкам?

- Что они решили?

- Кого встретили снежные человечки в лесу?

- На что жаловались звери?

- Как поступили снежные человечки? Изменили ли они свое решение?

- Как вы оцениваете поступки снеговиков?

- Почему снеговикам было грустно?

- Какие чувства вызвала у вас эта сказка?

- Эта небольшая книжечка с красочными картинками подарила нам интересную историю. А чтобы вы еще долго помнили снежных человечков, мы поставим эту книгу в нашу библиотеку. Как нужно обращаться с книгой?

Дидактическая игра «Ассоциации»

Воспитатель называет слово, а дети рассказывают, что они представляют, когда слышат слово:

Снег – зима, снеговик, снежки

Новый год – елка, праздник, подарки

Мороз – холодно, зима, Дед Мороз

Дидактическая игра «Чем отличаются снежные человечки?»

Детям предлагаются картинки, с изображением снеговиков. Нужно найти в них отличия.

Игровая ситуация

Слышится плач. Входит Снеговик.

Воспитатель:

- Ой, ребята, это кто к нам пожаловал? Что случилось, Снеговик?

Снеговик:

- Жарко мне! Я таю…

Воспитатель:

- Ребята, давайте поможем Снеговику – подуем на него (дуют)

- А почему ты плачешь?

Снеговик:

- Друзья мои пошли искать солнышко, а мне одному скучно.

Воспитатель:

- А как же мы тебе можем помочь?

Снеговик:

- А вы слепите мне друзей-снеговиков и я очень буду рад.

Воспитатель:

- Поможем ему, ребята?

Снеговик садится, а дети проходят к столам.

- А чтобы нам было легко лепить, мы подготовим наши пальчики и немного поиграем:

Пальчиковая гимнастика «По снегу пальчики гуляли»

По снегу пальчики гуляли (пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены  вниз и как бы прыжками двигаются по столу)

А вторые догоняли (ритмичные движения по столу указательных пальцев)

Третьи пальчики бегом (движения средних пальцев в быстром темпе)

А четвертые пешком (медленные движения безымянных пальцев по столу)

Пятый пальчик поскакал (скользящие движения мизинцев по поверхности стола)

Поскользнулся и упал (стук кулаками по поверхности стола)

3 . Практическая часть – лепка «Снежных человечков».

Включается музыка.

Дети делят соленое тесто на три части, соответствующие трем частям снеговика, стараясь соблюдать пропорции. Далее формируют из кусочков теста шарики и соединяют их с помощью половинок зубочисток. Кисточкой и красками рисуют глаза, рот, пуговки, по желанию шарфик или галстук. Вместо рук вставляют веточки, вместо носа – ракушку, вместо шапочки – шляпку от желудя или пробку от пластиковой бутылки.

Анализ работ. Снеговик любуется работами детей, радуется, благодарит детей и уходит.

4. Итог занятия

- Что нового и  интересного вы узнали на занятии?

- Какие впечатления и чувства у вас остались после занятия?

Источники информации:

1 . Книга В. Куприн «Солнышко и снежные человечки»

2 . А.И. Максаков. «Правильно ли говорит ваш ребенок». Пособие для воспитателей и родителей. М. 2006 г.

3. Журнал «Воспитатель» № 3/ 2008 г.

4. О.В. Павлова. «Изобразительная деятельность и художественный труд» Средняя группа. Комплексные занятия. 2008 г.

5. О.С. Ушакова. «Развитие речи и творчества дошкольников» 2011 г.

6. Н.Е.Веракса. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» ФГОС 2014 г.

7. А.А.Гуськова. Подвижные игры для детей 5-7 лет. Развитие моторики, коррекция координации движения и речи. 2014 г.

8. Ю.А.Соколова. Игры с пальчиками 2014 г.