Занятия по Мирам детства -Инсценировка сказки Лиса и тетерев
план-конспект занятия по художественной литературе на тему

Елизарова Светлана Николаевна

Занятия по Мирам детства -Инсценировка сказки Лиса и тетерев

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инсценировка сказки

«Лиса и тетерев»

Культурная практика:  игровая (театрализованная деятельность).

Культурно-смысловой контекст: для показа спектакля малышам.

Комментарии: при подготовке к инсценировке воспитатель обсуждает с детьми  вопрос о том, как будут распределяться роли предлагает рассмотреть несколько вариантов:

 1. Каждый ребёнок выбирает для себя роль лисы или тетерева.

 2. Девочки будут исполнять роль  лисиц, а мальчики – тетеревов и наоборот.

Может оказаться так, что все дети захотят быть тетеревами. В этом случае воспитатель берёт на себя роль лисицы и объявляет о том, что они будут показывать малышам сказку «Лисица и тетерева».

Ход работы.

При подготовке к инсценировке воспитатель рассказывает детям о тетеревах:

-тетерева живут стаями;

-спят тетерева на земле, на снегу; Зимой тетерева зарываются в снег и могут там находиться длительное время. В связи с этим воспитатель предлагает включить в инсценировку сценку, в которой будет рассказываться о том, как тетерева зарылись в снег и спрятались от лисиц, которые охотились за ними;

- любимым деревом тетеревов являются берёзы. На ветвях берез тетерева не только отдыхают, но и кормятся кончиками тонких веток и почками. Любят тетерева лакомиться и молодыми побегами елок, а весной собирать ягоды, которые с осени остались под снегом и щипать молодую травку.

Показ настольного театра может быть проведён в групповом помещении за 3-4 составленными вместе столами. Количество столов зависит от количества участников, но, действуя с игрушками, дети должны иметь возможность передвигать их по поверхности стола, поднимать вверх, размещать под деревьями, изображать, что тетерева расположились на ветках и т.п. Поэтому при показе инсценировки дети могут сидеть на стульях, стоять в полный рост, на коленях и т.п.

Воспитатель может предложить детям показать малышам инсценировку о жизни тетеревов и лисиц в разное время года – зимой и весной. В первом действии спектакля будет рассказываться о жизни тетеревов зимой, а во втором – весной.

 В первом действии спектакля  для передачи в инсценировке зимы  - столы накрываются тканью белого цвета. Поверх ткани разбрасываются белые платочки или кусочки белой ткани, которые по ходу инсценировки дети смогут использовать как подснежные камеры, в которых тетерева будут прятаться.

После того, как первое действие спектакля будет показано малышам, надо устроить антракт и объяснить детям, что так в театре называется перерыв.

Второе действие спектакля будет происходить весной. Поэтому во время антракта со столов убирается  белая  ткань и они  покрываются  тканью зелёного цвета и  на них расставляются деревья, листву на которых рисовали дети.

Воспитатель звоном  колокольчика оповещает о начале спектакля и начинает свой рассказ, а дети действуют в соответствии с текстом:

«На опушке дремучего леса жили-были большие и очень красивые птицы-тетерева. У этих птиц было черное оперенье с синеватым отливом. На голове – мощный клюв и ярко-красные брови, большой красивый хвост, который они могли распускать веером и сильные короткие лапы.

Зимой тетерева очень радовались снегу. Разроют тетерева лапами снег и спрячутся в нём. Хорошо тетеревам в снежном домике, который называется подснежная камера! Проспят там ночь, а утром высунут голову, осмотрятся по сторонам и только если увидят, что никого рядом нет, то выбираются из-под снега.

Однажды гуляли тетерева по опушке леса (дети изображают гуляющих тетеревов). Привольно тетеревам в зимнем лесу, но голодно! Под снегом остались ягоды, шишки, колоски, но достать их тетерева не могут.

 Бегают тетерева по полянке в поисках еды, кусты и деревья оглядывают: то засохшую ягоду шиповника найдут, то побегами или почками с берёзовых веток полакомятся.

В это время мимо полянки пробегала лисица (или лисицы). Узнала рыжая плутовка, что тетерева здесь кормятся, и решила поймать кого-нибудь и съесть. Спряталась лиса и стала ждать, когда тетерева подойдут к ней поближе. Знала лиса, что если сразу не схватишь тетерева, то  он взлетает вверх и тогда его уже не поймаешь.

Лежит лиса за кустом и приговаривает: «Поближе, тетёрушки, подойдите ко мне, поближе, тетерушки, подойдите ко мне!». А тетерева ягоды, веточки, почки срывают и всё ближе и ближе к лисе приближаются!

Незаметно наступил вечер. Темнеть стало. Поняли тетерева, что ко сну надо готовиться и нырнули в снег! (дети прячут фигурки тетеревов под платочки).

Вглядывается лиса в темноту, а тетеревов вдруг не стало! Нет тетеревов на опушке!

Не поверила своим глазам рыжая. Выбежала на опушку леса: туда-сюда бегает, а тетерева, как сквозь снег провалились. Так и убежала лиса ни с чем.

Тетерева под снегом в своих подснежных домиках выспались, утром встали, высунули головы из-под снега, осмотрелись и опять принялись корм искать».

По окончании первого действия дети помогают воспитателю сменить декорацию и инсценировка продолжается. Воспитатель рассказывает, а дети действуют.

«Наступила весна. Очень обрадовались ей тетерева! На полянке выросла вкусная зелёная травка, которую они так любят щипать. Сохранились под снегом и ягоды клюквы, которыми тетерева, с удовольствием, лакомятся.

Наелись тетерева травы и ягод и запели свою весеннюю песенку (дети изображают пение: «Тют, тют, тют, тют, тют.  Чук, чук, чук и т.п.»). Да вот беда! Когда тетерева поют, то они ничего не слышат и не видят.

А лиса уже тут как тут! Подбежала к полянке, спряталась за кустик, лежит и ждёт, когда тетерева пением увлекутся и слышать перестанут.

Не долго пришлось лисе ждать. Вытянули тетерева шеи, подняли головки вверх. В горле у них что-то забулькало, зашипело и «Тют, тют, тют, тют, тют! Чук, чук, чук» – всё громче и громче стали они распевать свою весеннюю песенку.

Обрадовалась лиса, выбежала на опушку, а тетерева поют, щёлкают своими клювами и ничего не слышат. Подкралась лисица к одному тетереву – вот, вот схватит!

Но не тут то было! Увидел лису тетерев, который не пел песенку со всеми. Может быть у него горло болело, а может быть что-то другое его беспокоило. Замахал крыльями тетерев и начал ими толкать своих братьев!

Перестали петь тетерева. Огляделись вокруг и увидели лисицу! Не стали тетерева спасаться бегством, потому что знали, что лиса бегает быстрее. Замахали тетерева своими большими и сильными крыльями и, как по команде, взлетели вверх и улетели. Лиса посмотрела вслед улетающим тетеревам и убежала в лес».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие «Ты- зритель. Драматизация русской народной сказки «Лиса и тетерев»

Цель:·         Совершенствовать связную речь дошкольников; развивать навык ведения диалога путем драматизации сказки; интонационную выразительную речь; активизи...

Пересказывание русской народной сказки " Лиса и тетерев".

Это занятие поможет детям научиться осознавать поступки героев, проявлять внимание к литературному языку, понимать средства речевой выразительности....

Занятия по Мирам детства-Инсценировка "Козлы-молодцы"

Занятия по Мирам детства-Инсценировка "Козлы- молодцы"...

Занятия по Мирам детства-Познавательное занятие "Что в лесу весной растет"

Занятия по Мирам детства-Познавательное занятие "Что в лесу весной растет"...

Инсценировка сказки «Лиса, заяц и петух» подготовительная к школе группа

Конспект открытого мероприятия с детьми подготовительной к школе группы/...

Инсценировка сказки "Лисичка со скалочкой"

Развивать фантазию, творчество в процессе драматизации сказки. Учить проявлять свою индивидуальность, актерские способности. Активизировать использование в речи детей понятий «мимика», &la...

Инсценировка сказки «Лисичка со скалочкой» (с новым окончанием сказки) для театрализованных и режиссерских игр

Режиссерская игра – это творческий вид игры, в которой дошкольник идет от своего замысла, подчиняя ему и предметы, и действия с ними, и саму предметную ситуацию....