В горнице моей
проект по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Баронова Екатерина Александровна

Знакомство детей старшего возраста с традициями русского народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_v_gornitse_moey._podgot._gr.doc29 КБ

Предварительный просмотр:


   Муниципальное дошкольное образовательное учреждения

  «Детский сад комбинированного вида № 172»

    Ленинского района г. Саратова

        « В горнице моей...»

                                                                        НОД для подготовительной

                                                                                   к школе группе

                                                                   «Детский сад комбинированного

                                                                                     вида № 172»

                                                                      Ленинского района г. Саратова

                                                                     воспитатель второй квалификационной

                                                                                                        категории

                                                                      Баронова Екатерина Александровна

                                                                         

                                                                       Дата проведения: октябрь 2017 года

Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы   

Возрастная группа подготовительная к школе

Тема ( в соответствии с комплексно-тематическим планированием):

Знакомство с народной культурой и традициями

Тема НОД: «В горнице моей...»

Ведущая образовательная область- познавательное развитие  

                      ( с указанием ведущей образовательной области и программной области)

Цель: Знакомство детей старшего возраста с традициями русского народа

Задачи: Знакомить с элементами русского народного костюма, предметами кухонной утвари «Познавательное развитие»

Развивать речь, память, мышление у детей. Пополнять словарный запас «Речевое развитие»

Воспитывать любовь и уважение к устному народному творчеству, эстетическое чувство «Социально-коммуникативное развитие»

                                           ( развитие, воспитание, обучение с указанием образовательной области)

Виды деятельности: коммуникативная, двигательная

Формы организации: групповая, индивидуальная

Формы реализации детских видов деятельности: познавательная, игровая

Оборудование: Муляж русской печи, кухонная утварь (ухваты, кочерга, чугунок, глиняный горшок, самовар).

Предметы русского быта: лавочки, коврик, рушник, свеча на столе.

Русский народный костюм для взрослого и детей.

Русские народные инструменты: балалайки, деревянные ложки,

Предметы для рукоделия: клубки со спицами, пяльцы для вышивки.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок.

Рассматривание иллюстраций.

Знакомство с русскими народными пословицами, поговорками, загадками.

Разучивание русских хороводов, песен и танцев.

Беседы о русском быте прошлых веков.

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Вводная часть (мотивация)

Здравствуйте, люди добрые!

Здравствуйте, детки малые!

Приятно видеть вас в добром здравии.

Прошу в избу! Красному гостю-красное место!

У меня на каждого найдется и местечко, и словечко. Удобно ли вам  гости дорогие, всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Дети заходят в зал.

Слушают и отвечают на приветствие.

Ответ.

Основная часть

-В тесноте- не обиде...

-Сегодня я хочу рассказать вам про нашу русскую старину: как жили в давние времена люди русские, как трудились, как отдыхали и веселились.

Это-горница, самая светлая комната в русской избе. А вот главная в доме-печка. От нее идут тепло и запах дров. А вот и свечка стоит на столе.

-Ребята, а как вы думаете, зачем нужны были свечи?

-Правильно. Раньше не было света, поэтому народ пользовался свечой. Долгими зимними вечерами женщины сидели при свечах, пряли пряжу и тихо напевали русские народные песни.

-Ребята, а хотите я вам напою одну из таких песен?

Песня «Ой, то не вечер...»

-Раньше, ребята, не было телевизоров и компьютеров, и молодежь собиралась на посиделки. Там они веселились, пели песни и плясали. Вышивали и из дерева вытачивали ложки и плошки. Давайте сегодня перенесемся в те давние времена и устроим посиделки  с играми, плясками, шутками и прибаутками...

-Посмотрите, а наши красные девицы, как это и было заведено, пришли на посиделки не с пустыми руками, а с рукоделием. Кто прядет, кто вяжет, кто вышивает. Да еще и приговаривают что-то...

- А коль дело сделано-заводите хоровод, красны девицы!

- А сейчас мы всех развеселим веселыми небылицами!

А сейчас для вас ребятки

Загадаю я загадки.

Знаю, знаю, наперед-

Вы смекалистый народ!

Деревянная подружка,

Без нее мы как без рук.

На досуге веселушка,

И накормит всех вокруг!

- А сейчас я загадаю вам загадки, а ответы на них вы найдете в моей избе.

Черный конь скачет в огонь.

Пасть открывает, что дают, глотает.

Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо.

Рогат, да не бык, пищу берет, а не сыт.

- Молодцы, ребята! И какие же посиделки без веселых частушек!

- Осень- особая пора! В садах и огородах собирают урожай, в погреба заготавливают овощи и фрукты... А мы с вами сейчас проведем соревнование «Кто быстрее соберет овощи и фрукты».

- Слышу, моя соседка идет, песню напевает...

Гостья здоровается.

Акулина остается погостить.

Акулина благодарит за гостеприимство. Гадает на прощание.

- А платки на вас красивые, яркие , цветные! Наверное, дорогие?

- А-ну, хватит вам болтать,

Пора пляску начинать!

Слушают и отвечают.

Дают согласие послушать песню.

Слушают песню.

Читают стихи.

Проговаривают пословицы.

Хоровод девочек «Посею лебеду» (поют и танцуют)

Выходят парами и читают небылицы.

Отгадывают.

Выходит оркестр ложкарей «Ах, вы сени».

Отгадывают.

Поют частушки.

Играют, соблюдая правила.

Слышат напев из-за двери

Отвечают на приветствие

Показывают сценку.

Мальчики играют «Бой петухов».

Слушают стихотворение, прощаются.

Читают стихи.

Танцуют «Барыню».

Заключительная часть (рефлексия)

- Молодцы. Что вам больше всего запомнилось?

_Ребята, назовите какие предметы находятся в русской избе?

- Ребята, а заканчивались посиделки чаепитием с вкусными баранками, пряниками да румяными пирогами.

Угощаю чаем с баранками.

Отвечают.

Отвечают.

Благодарят и выходят из

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Светлая горница"

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с историей и жизнью русского народа через предметы быта (приборы освящения) с использованием поисково - познавательной деятельности....

Перспективный план проведения фольклорно-игровых занятий в горнице

Приобщать детей к истокам народной культуры; знакомить с фольклорными произведениями; формировать познавательную активность,речь;доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями...

Гендерное воспитание дошкольников на основе народных традиций. Интегративная совместная деятельность "В светлой горнице моей"

План - конспект физкультурно - музыкального досуга для детей среднего дошкольного возраста. Досуг включает в себя хороводы, забавы, эстафеты и народные игры...

"В горнице моей светло"

Музыкально-литературная гостиная...

Открытое районное мероприятие по нравственно- патриотическому воспитанию "Герб моей страны, моего города, моей семьи, моей группы"

Нравственно- патриотическое воспитание является мощным фактором развития детей. Данный материал способствует развитию связной речи,памяти, воображения, творческих способностей, формирует гражданскую п...

Проект в средней группе "В горнице моей тепло"

цель проекта: Формирование социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного  возраста в процессе приобщения дошкольников 4-5лет к истокам русской народной культуры....