Мастер-класс «Ознакомление детей с художественной литературой в средней группе»
материал по художественной литературе на тему

Лаврентьева Людмила Васильевна

Знакомство с приемами трех методов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Ознакомление детей с художественной литературой в средней группе»

                           

Воспитатель: Лаврентьева Л.В.

Мастер-класс

«Ознакомление детей с художественной литературой в средней группе»

Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приемами по созданию условий для развития речи детей.

Ход работы:

-Уважаемые педагоги, сегодня стоит проблема сохранения интереса к книге. Причины: отсутствие времени у родителей и желания почитать детям книги.

Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на детей, ослабила интерес к книге. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии детей, открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

В соответствии с ФГОС одним из направлений в развитии детей является приобщение к художественной литературе, цель этого направления состоит в том, чтобы развивать интерес и любовь к чтению; развивать литературную речь, желание и умение слушать художественные произведения.

Особую роль в этом играет чтение сказок. Сказка - одно из важнейших литературных жанров, с которым ребенок знакомится в детском саду.

-Я надеюсь, что процесс будет двусторонним и вы будите активными участниками сегодняшнего мастер-класса.

-Как все догадались мастер-класс будет проходить в форме монолога и диалога.

В ходе работы при ознакомлении детей с художественной литературой мы используем  различные методы. Сегодня хочу вас познакомить с несколькими приемами трех методов.

1.Наглядный метод: приемы-

- показ иллюстраций, картин, игрушек.

- элементы инсценировки,

- просмотр видеофильмов,

- оформление выставок:

а) тематических;

б) об одном герое из разных произведений, например, о волке.

2.Словесный метод: приемы-

- чтение произведений с просмотром иллюстраций,

- вопросы по содержанию произведений,

- пересказ произведений,

- заучивание наизусть,

-беседа по произведению,

- прослушивание аудиозаписей.

3.Игровой метод: приемы-

- элементы инсценировки,

- игры-драматизации,

- дидактические игры,

-театрализованные игры,

- использование разных видов театра,

- игровая деятельность.

- Один из приемов, используемый в работе с детьми на закрепление знаний сказок, называется - предметы из сказки.

Вопросы:

1)Назовите сказки в которых есть предметы и герои.

Яйцо – Курочка Ряба, Про Кощея Бессмертного ,Гадкий утенок.

Яблоко – Сказка о мертвой царевне, Сказка о молодильных яблочках и живой воде, Гуси-лебеди.

Кот – Кот в сапогах, Бременские музыканты.

Цифра три – Три медведя, Три поросенка.

Царевна – Лягушка-три брата, Лягушка-путешественница.

Следующий прием:

2) Волшебные и сказочные слова:

- Какие волшебные слова говорили сказочные герои.

Емеля р.н.с. («По щучьему велению»)?

- Иванушка-дурачок в р.н.с. («Сивка-Бурка»)?

- Али-Баба, арабская сказка («Али-Баба и сорок разбойников»)?

- Женя из сказки Катаева («Цветик-семицветик»)?

- А ну, двое из ларца одинаковых с лица…(«Вовка в тридевятом царстве»).

- Крекс, пекс, фекс-как называется сказка с этим заклинанием?(«Золотой ключик или приключения Буратино»)

- Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! («Заюшкина избушка»)

- Катись, катись, яблочко по серебряному блюдечку, покажи  ты мне на блюдечке города и поля и леса и моря, и гор высоту, и небес красоту(«Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке»)

- Вижу, вижу! Не садись на пенек,     не ешь пирожок! Неси дедушке, неси бабушке!(«Маша и медведь»)

- Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи: Я ль  на свете всех милее, всех румяней и белее? (« Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

- Ты катись, катись, колечко на весеннее крылечко, в летние сени, в теремок осенний, да по зимнему ковру к новогоднему костру («Двенадцать месяцев»)

Заключение.

-Уважаемые коллеги! Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности.

В материалах сказок есть необходимое обоснование возможности развития воображения и эмоциональной сферы дошкольника. В заключении хочу отметить, что приобщение дошкольников к истокам народной культуры влияет не только на духовную сферу ребенка, наполняет жизнь яркими красочными впечатлениями от встречи с народной песней, сказкой, красивыми предметами народно-прикладного искусства. Сказка-источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости и честности, проявлять любовь к малой родине, к своей семье. Сказки помогают обогащать ребенка эмоциями, развивать воображение, творческое мышление, речь, подводить детей к логическим суждениям, чувство сопереживания и приходить на взаимовыручку друг к  другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе

Познакомить детей с писателем Олегом Ершовым и его сказками. Помочь детям понять особенности сказочного жанра, испытать радость от встречи со знакомыми сказочными героями, побеждающими в жестокой схва...

Перспективный план по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе

Сентябрь Чтение рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой» Чтение рассказа Е. Пермяка «Самое страшное» Продолжать развивать умение слушать произведения разных жанров; «включать» детей в совместное о...

ПРОЕКТ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ»

через этот проект у детей формируется интерес и потребность в чтении книг....

ООД по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе.

КритерииСодержание ответаНазвание произведения«Тараканище»Возрастная группаСредняя группаИдея (чему учит произведение детей). Идея должна быть сформулирована доступно для детейСказка...

«Речевое развитие» - ознакомление детей с художественной литературой в средней группе

laquo;Речевое развитие» -ознакомление детей с художественной литературой.в средней группеРусская народная сказка «Теремок»Задачи: вспомнить содержание и героев сказки; запомин...