Конспект занятия по развитию читательских умений. Тема: Путешествие по стихам С.В. Михалкова.
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Цель:  Заинтересовать детей творчеством С.В. Михалкова (воспитательное значение); уточнить знания детей о творчестве С.В. Михалкова; учить осмысливать и оценивать характеры персонажей его стихов, понимать их нравственный смысл; учить детей выразительному чтению стихов наизусть, развивая поэтический слух; замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение; учить чувствовать юмористический характер стихов, понимать переносное значение; активизировать употребление прилагательных; воспитывать доброту, смелость, заботливое отношение к животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_mihalkov_s.v.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по развитию читательских умений 

Воспитатель:

Дата проведения:

Тема: Путешествие по стихам С.ВМихалкова.

Цель:  Заинтересовать детей творчеством С.В. Михалкова (воспитательное значение); уточнить знания детей о творчестве С.В. Михалкова; учить осмысливать и оценивать характеры персонажей его стихов, понимать их нравственный смысл; учить детей выразительному чтению стихов наизусть, развивая поэтический слух; замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение; учить чувствовать юмористический характер стихов, понимать переносное значение; активизировать употребление прилагательных; воспитывать доброту, смелость, заботливое отношение к животным.

Оборудование:

  • портрет С.В. Михалкова;
  • подборка книг для тематической выставки «С.В. Михалкову 105 лет»;
  • детские рисунки для выставки «Мы любим стихи С.В. Михалкова»;
  • письмо С.В. Михалкова детям;
  • атрибуты для инсценировки стихотворения «Бараны» (шапочка, корзина, щенок);
  • картинки для объяснения слов (жбан, корзинка для котят, щенок – игрушка);
  • книга «Путешествие по стихам С.В. Михалкова;
  • государственный гимн Российской Федерации;
  • официальное свидетельство о присвоении имени малой планете Солнечной системы.

Словарная работа: Фома-неверующий; упрямый, как баран; сбилась с ног; жбан; каланча.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Дети входят под музыку «Мы едем-едем-едем…»
  1. “Дети, у нас сегодня занятие «Путешествие по стихам Сергея Владимировича Михалкова», которому в этом году 13 марта исполнилось 105 лет. К нам пришли гости, поздоровайтесь с ними. А теперь садитесь поудобнее…
  1. Пальчиковая гимнастика (кулачки сжать – разжать; пальчики здороваются)

 «Рыбки плавали-ныряли»

В чистой светленькой воде,

То сойдутся-разойдутся,

То зароются в песке.

Сказать скороговорку: «Белые бараны били в барабаны» (тихо громко, медленно, быстро).

  1. Знакомство с творчеством С.В. Михалкова:

Сергею Владимировичу исполнилось 13 марта 2018 г. 105 лет. Он автор многочисленных стихов, басен для детей, пьес, автор текстов Государственного гимна Советского Союза (совместно с Габриэлем Эль-Регистаном), Государственного гимна Российской Федерации 2000 г.

Родился он в Москве, детство провёл на Северном Кавказе – в Пятигорске. Закончил литературный институт в Москве, во время ВО войны был военным корреспондентом. Писать стихи начал в 9 лет, а печатать их стали в 15 лет. Первые детские книги «Огород», «Дядя Стёпа» были опубликованы в 1936 году. Его первым читателям уже более 70 лет, а детские произведения Михалкова всё продолжают перечитывать. У него в шкафу около 40 млн. книг! Михалкова по праву называют самым титулованным российским советским писателем. Он – ковалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий. Его имя присвоено одной из малых планет Солнечной системы. Кстати, эпитафия на могиле Неизвестного солдата у Кремлёвской стены «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен» - это тоже Сергей Михалков.

       Михалков С.В.  написал письмо детям и передал вам книгу со своими стихами, чтобы вы по ним попутешествовали. Вот эта книга.

Ребята, перед вами книга стихов С. Михалкова. Многих героев этих стихов вы знаете. Открываем первую страницу.

- Назовите самого любимого вашего героя. Кто он? (Дядя Стёпа)

- За что вы его любите? (он добрый, весёлый, смелый, честный, сильный, большой друг детей)

- А где и как у поэта сказано о его доброте?

- смелости?

-Кто помнит наизусть?

Прочитать отрывки, наиболее выразительные эпизоды:

  • Как спас из реки тонущего школьника Васю Бородина. А когда его хотят как-то наградить: «Попросите что угодно», - дяде Стёпе говорят. Он спокойно и решительно отвечает: «Мне не нужно ничего, я задаром спас его».
  • Как выпустил голубей из горящего дома;
  • Остановил поезд;
  • Починил светофор;
  • Снял со льдины старушку.

Всё то доброе и хорошее, что делает дядя Стёпа. Он делает так легко и непринуждённо, что чувствуешь, что поступать по иному просто невозможно. И поэтому “Все любили дядю Стёпу, уважали дядю Стёпу, был он самым лучшим другом всех ребят со всех дворов”.

Перелистываем страницу.

- Кто ещё из героев стихов С. Михалкова вам нравится? (девочка из стихотворения «Мой щенок»; она заботливая, любит щенка, беспокоится о нём).

- А как об этом сказано в стихотворении? – Послушаем/ Чтение стихотворения Даша С.

Обратите внимание, ребята, поэт ни слова не говорит о девочке сам. Правда? А вот мы знаем, что она добрая, любит животных.

- Как вы думаете, почему? Вам она нравится?

А сам щенок, посмотрите, какой забавный! Сразу видно, озорник, непоседа, игрун, глупый (спросить у детей, какой щенок).

- А какое ещё есть у С. Михалкова стихотворение про другого щенка? («Трезор»).

- Похожи они (эти два щенка) друг на друга? Чем?

Перелистываем страницу.

- Догадались, о ком стихотворение? (о котятах; их всего пять)

- Какие они все? (забавные, озорные, хорошенькие)

Чтение стихотворения (с корзинкой).

Физминутка «Маленькая лягушка»

Я маленькая добрая лягушка,        (присесть и

И я по всем дорожкам попрыгушка.                 прыгать)

Я летом замечательно пою,        (поквакать, попрыгать)

Зато зимою очень спать люблю.        (засыпают)

Когда весна приходит, просыпаюсь,        (потянуться)

Потом по сторонам я озираюсь,        (вращение головой)

Потом вдруг муху на лету хватаю,        (ловят руками)

Потом я пучеглазиком мигаю,        (поморгать глазами)

И временами далеко скачу,        (энергично попрыгать по кругу)

Зато потом сижу я и молчу.        (садятся на стулья)

Ребята, скажите, а на кого в стихах С. Михалкова вы не хотели бы быть похожим? Над кем вы смеялись, когда читали стихи? (перелистываем страницу)

Чтение стихотворения «Прививка»

- Почему он смешной? (хвастался, хвастался, а как до дела дошло, задрожали коленки. Но, может быть, он хвастался, чтобы взбодрить себя, преодолеть свою слабость? Ведь вы, наверное, знаете, как трудно в первый раз).

Перелистываем страницу.

- А вот кто действительно смешон и странен, так это один ужасный упрямец.

- Кто знает, о ком речь? (о Фоме)

Чтение отрывка стихотворения.

- Видите, автор с весёлой иронией показывает, в какое неловкое положение ставит себя этот мальчик.

Объяснение фразеологизма «неверующий Фома»

- А в каком ещё стихотворении С. Михалков высмеивает глупое упрямство?

(Перелистываем страницу)

Не знаете? Вот послушайте.

Инсценировка стихотворения «Два барана»

- Почему «утром рано утонули два барана»?

Объяснение фразы «упрямый, как баран».

Перелистываем ещё одну страницу.

«А что это у вас?» Инсценирование

Путешествие наше подошло к концу. Понравилось вам занятие?

- Что вы узнали о Сергее Михалкове?

- Какие стихи вы вспомнили?

- Чему учат стихи С. Михалкова? (быть добрыми, смелыми, находчивыми, решительными, вежливыми, заботливыми, помогать друг другу, не быть лентяями, хвастунишками, лгунишками).

Мы ещё будем знакомиться с другими стихотворениями Сергея Михалкова, его баснями, сказками, а сейчас давайте закончим наше занятие песней на стихи С. Михалкова «Мы едем-едем-едем».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме:«Путешествие по стихам С.В. Михалкова»

Цель:  Заинтересовать детей творчеством С.В. Михалкова (воспитательное значение); уточнить знания детей о творчестве С.В. Михалкова; учить осмысливать и оценивать характеры персонажей его стихов,...

Конспект занятия по развитию читательских умений. Тема: Русская народная сказка «Сивка – Бурка».

Цели:·         Образовательные:1.    познакомить детей с русской народной сказкой «Сивка - Бурка»;2.    учить д...

Конспект НОД по развитию читательских умений Тема занятия: «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось». Книги В. Осеевой о детях.

Цель:-знать   понятия   «дружба»,    «эгоизм»,    «зависть»,о творчестве В.Осеевой; -обучать умению отличать настоящую дружб...

Конспект НОД по развитию читательских умений Тема: Рассказ Н.Н. Носова «Огурцы».

Цель:- продолжать знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Н. Носова;- совершенствовать умение давать краткие и развёрнутые ответы на вопросы по содержанию текста;- акцентировать внимание де...

Конспект по развитию читательских умений. Тема: «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» Цель: Познакомить детей со сказкой В.Катаева «Цветик – семицветик».

Задачи:Образовательные:- продолжать учить детей правильно воспринимать художественные произведения, выделять главную мысль;- формировать умение подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (развитие читательских умений) Тема: Агния Барто. «Как Вовка бабушек выручил. Как Вовка стал старшим братом»

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (развитие читательских умений)Подготовила воспитатель группы общеразвивающей направленности детей 5-6 лет №8 «Мозаика» Сидорова Д...

Конспект НОД по х-э развитию (развитие читательских умений). Тема: Александр Митта. Шар в окошке

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (развитие читательских учений)Подготовила воспитатель группы общеразвивающей направленности детей 5-6 №8 «Мозаика" Сидорова Диана Алекса...