Конспект НОД по развитию читательских умений Тема занятия: «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось». Книги В. Осеевой о детях.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Цель:

-знать   понятия   «дружба»,    «эгоизм»,    «зависть»,о творчестве В.Осеевой;

 

-обучать умению отличать настоящую дружбу,  преодолевать отрицательные проявления   в   дружбе   -   корысть,   себялюбие,   зависть, чёрствость;

 

-воспитывать    бережное    отношение    к    окружающим    людям, бескорыстную     заботу     о     товарищах     и     стремиться предотвращать - бездушие, бессердечность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_chitatelskih_umeniy.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию читательских умений

Воспитатель:

Дата проведения:

Тема занятия: «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось».  

Книги В. Осеевой о детях.

Цель:

-знать   понятия   «дружба»,    «эгоизм»,    «зависть»,о творчестве В.Осеевой;

-обучать умению отличать настоящую дружбу,  преодолевать отрицательные проявления   в   дружбе   -   корысть,   себялюбие,   зависть, чёрствость;

-воспитывать    бережное    отношение    к    окружающим    людям, бескорыстную     заботу     о     товарищах     и     стремиться предотвращать - бездушие, бессердечность.

Ход занятия: 

I.  Организационный момент.

В:-  Как вы понимаете смысл пословицы, которая стала темой нашего занятия: Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось»?

IIПостановка темы и целей занятия.

В:-Хорошо, когда есть друзья и товарищи, с ними чувствуешь себя увереннее. Ведь общими силами можно совершить любое, самое трудное дело.

Таким друзьям на свете

Не страшно ничего:

Один за всех в ответе

И все за одного!

-Так поется в песне на слова С. В. Михалкова.

Ш. Работа по теме занятия,

1). Вступительная беседа о дружбе.

В:- Что такое настоящая дружба?

В:- Как проверяется она?

В:- Кого человек в праве назвать своим другом?

Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задумываться над ними должен, я уверена, каждый.

Если мы заглянем в толковый словарь С.И.Ожегова, то найдём, что:

Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

- Как вы понимаете:

взаимном доверии - нет никаких тайн друг от друга;

привязанности - преданность, симпатия;

общность интересов - одни и те же интересы.

Но сегодня на занятии мы будем говорить не только о настоящей дружбе, но и ее противоположности - эгоизме.

Эгоизм   -   себялюбие,   предпочтение   своих   интересов интересам других.

- Как вы понимаете «себялюбие»?

себялюбие - любящий только себя.

 2). Инсценировка стихотворения А. Барто «Требуется друг».

Все живут, не тужат,

А со мной не дружат!

Бант у Кати расписной

Красные колготки

И характер кроткий. Я шепчу.

- Дружи со мной...

Мы же одногодки,

Как сестрички мы почти.

Мы как две голубки

Из одной скорлупки. Я шепчу:

- Но ты учти -

Ты во всём должна идти

Другу на уступки.

Предлагаю Ильиной:

- Ты дружи со мной одной:

-Есть разряд у Ильиной,

И спортивный свитер, 

И девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной,

Стану знаменита

Все пятёрки до одной

У Светловой Нади.

Я прошу:

- А ты со мной

Подружись хоть на день*

Мы с тобой поладим:

Будешь ты меня спасать

 -Дашь контрольную списать.

А девчонки на дыбы!

Говорят:

- Молчала бы!

Не вставать же на колени.

Уговаривать подруг…

Напишу я объявленье;

Срочно требуется друг!

В:- Почему с этой девочкой никто не хотел дружить?

Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что тебе близки его интересы, взгляды, внутренний мир.

Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга «за красивые глазки», как героиня этого стихотворения.

3). Знакомство с жизнью и творчеством В, Осеевой.

Многих детских писателей интересовали взаимоотношения между детьми. Одна из них Валентина Осеева.

Валентина Александровна Осеева-Хмелёва - одна из самых известных детских писателей, которая пыталась разгадать волшебную силу не только слов, но и поступков маленьких героев.

Она родилась 15 апреля 1902 году в г. Киеве. В юные годы мечтала стать актрисой. Работала в трудовой коммуне для беспризорных детей и малолетних преступников (1923 - 1939), В свободное время сочиняла сказки, писала пьесы, ставила их вместе с детьми, любили придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят.

Так В. Осеева говорила о том, почему стала писать.

«Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

- Понравился тебе рассказ?                           

 Я ответила:

- Не знаю. Я о нём не думала.

Мама очень огорчилась:

- Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала мама.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда о своих собственных»

В. Осеева

В:-Это очень помогло ей в жизни. Она написала для вac много коротких рассказов, чтобы вам было легче научиться читать и думать.

Сборники:    «Рыжий    кот»,    «Волшебное    слово»,    «Мой товарищ», «Простое дело», «Синие листья».

 Трилогия: «Васёк Трубачёв и его товарищи». 

Повести: «Динка», «Динка пропрется с детством»

4). Анализ рассказов В.Осеевой,

В:В её книгах дети сопереживают товарищам в их бедах и разделяют с ними радость, готовы в любой момент помочь друг другу.

В:- Какие рассказы о настоящей дружбе В. Осеевой вы знаете?

- Чему учат они нас?

В:-Но, увы, не все могут радоваться чужим победам. В тогда в человеке появляется зависть. Желание, чтобы «друг» потерпел неудачу, случилась неприятность.

Зависть - чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого.

В:- Есть ли у В. Осеевой рассказы, в которых друг поступает не по-дружески

В:- А как бы вы поступили на его (её) месте?

5). Составление законов дружбы.

В:-Сегодня мы с вами много говорили о дружбе, преданности.

Так давайте составим  «Законы дружбы»

1). Не оставляй друга в беде.

2) Радуйся победам другого.

3). Бескорыстно заботься о друге.

4). Не предавай друзей.

IV.  Подведение итогов урока.

Каждый из нас с вами может оказаться в подобных ситуациях. Так давайте проверим, как вы поступите в следующих случаях.

Тест.

1. Ваш друг заболел и не пришёл в сад.

а). позвонит сам

б).  навещу или позвоню, узнаю о самочувствии.

2. Ваш друг упал с велосипеда:

а).  помогу подняться с земли

б). стану смеяться

3. Ваш друг подговаривает подшутить над одногруппником:

а).  приму активное участие в розыгрыше

б). попытаюсь отговорить

4. Ваш друг во время ответственного задания пытается пользоваться памятками:

а).  сообщу воспитателю

б).  после занятия выскажу другу своё мнение о его неправильном поступке.

Ябеда -  человек,  который  занимается  мелким доносом, клеветой.

В:-Я надеюсь, что наше занятие не прошло  напрасно. Вы усвоили основные законы дружбы, знаете теперь, как надо дружить по-настоящему.

Эта пословица станет для вас указанием:

Друга ищи, а найдёшь - береги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию читательских умений. Тема: Русская народная сказка «Сивка – Бурка».

Цели:·         Образовательные:1.    познакомить детей с русской народной сказкой «Сивка - Бурка»;2.    учить д...

Конспект НОД по развитию читательских умений Тема: Рассказ Н.Н. Носова «Огурцы».

Цель:- продолжать знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Н. Носова;- совершенствовать умение давать краткие и развёрнутые ответы на вопросы по содержанию текста;- акцентировать внимание де...

Конспект занятия по развитию читательских умений. Тема: Путешествие по стихам С.В. Михалкова.

Цель:  Заинтересовать детей творчеством С.В. Михалкова (воспитательное значение); уточнить знания детей о творчестве С.В. Михалкова; учить осмысливать и оценивать характеры персонажей его стихов,...

Конспект НОД по развитию читательских умений Тема:« Русские народные сказки. «Василиса Прекрасная» .

Цель: ознакомление детей с народными сказками.Программные задачи:Развивающие – развивать образное мышление, активную речь, умение связно выразить мысль;Образовательные – формировать понима...

Конспект по развитию читательских умений. Тема: «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» Цель: Познакомить детей со сказкой В.Катаева «Цветик – семицветик».

Задачи:Образовательные:- продолжать учить детей правильно воспринимать художественные произведения, выделять главную мысль;- формировать умение подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (развитие читательских умений) Тема: Агния Барто. «Как Вовка бабушек выручил. Как Вовка стал старшим братом»

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (развитие читательских умений)Подготовила воспитатель группы общеразвивающей направленности детей 5-6 лет №8 «Мозаика» Сидорова Д...

Конспект НОД по х-э развитию (развитие читательских умений). Тема: Александр Митта. Шар в окошке

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (развитие читательских учений)Подготовила воспитатель группы общеразвивающей направленности детей 5-6 №8 «Мозаика" Сидорова Диана Алекса...